Р Е Ш Е Н И Е
с. Брейтово 28 июля 2017 года
Судья Брейтовского районного суда Ярославской области Савельев Р.В., рассмотрев жалобу
МУП «Коммунальное хозяйство», расположенное по адресу, <адрес>, зарегистрировано в Едином государственной реестре юридических лиц ДД.ММ.ГГГГ,
на постановление старшего государственного инспектора Ярославской области в области охраны окружающей среды от ДД.ММ.ГГГГ о признании виновным в совершении правонарушения предусмотренного ст. 8.21 ч. 1 КоАП РФ, и назначении административного наказания в виде штрафа 90000 рублей,
у с т а н о в и л:
ДД.ММ.ГГГГ постановлением старшего государственного инспектора Ярославской области в области охраны окружающей среды МУП «Коммунальное хозяйство» признано виновным в нарушении правил охраны атмосферного воздуха, выразившемся в выбросе загрязняющих веществ в атмосферный воздух от источников котельной, расположенной по адресу: <адрес>, без специального разрешения, то есть в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.21 ч. 1 КоАП РФ.
Назначено административное наказание с применением ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 90000 рублей.
Из содержания постановления следует, что МУП «Коммунальное хозяйство», являясь юридическим лицом, ответственным за соблюдение требований законодательства Российской Федерации при осуществлении хозяйственной деятельности по предоставлению населению и иным потребителям услуг по теплоснабжению и водоотведению на территории Брейтовского района Ярославской области в период отопительного сезона с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не приняло необходимых и достаточных мер по соблюдению правил охраны атмосферного воздуха, выразившееся в выбросе загрязняющих веществ в атмосферный воздух от источников котельной, расположенной по адресу: <адрес>, в отсутствие специального разрешения.
В постановлении также указано, что согласно инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу МУП «Коммунальное хозяйство» (ДД.ММ.ГГГГ) основными источниками выделения в атмосферный воздух загрязняющих веществ, включенных в перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 08.07.2015 N 1316-р являются:
два котла КВГМ-2,0, оборудованные дымовыми трубами (организованные стационарные источники выбросов №, №), посредством которых в атмосферный воздух отводятся загрязняющие вещества: азота диоксид в количестве 0,0474 г/с (2,49 т/год), азота оксид - 0,0154г/с (0,405 т/год), углерод (сажа) - 0,0217г/с (0,571 т/год), серы диоксид - 0,8884 г/с (23,348 т/год), углерода оксид - 0,0922 г/с (2,424 т/год), бензапирен - 4,4x10-8 г/с (12x10-7 т/год), мазутная зола теплоэлектростанций - 0,001 г/с (0,0278 т/год);
емкость для хранения мазута, оборудованная дыхательным клапаном (организованный
стационарный источник выбросов №), посредством которого в атмосферный воздух
отводятся загрязняющие вещества: сероводород в количестве 0,0002г/с (6,7х10-6т/год), углеводороды предельные C12-C19 - 0,0429г/с (0,001379 т/год).
Факт выброса вредных (загрязняющих) веществ от данных источников подтверждается результатами инвентаризации выбросов, проведенной предприятием в ДД.ММ.ГГГГ, методикой определения выбросов загрязняющих веществ в атмосферу при сжигании топлива в котлах производительностью менее 30 т пара в час или менее 30 Гкал в час (утв. Госкомитетом РФ по охране окружающей среды от 09.07.1999), свидетельствующей о неизбежном выделении загрязняющих веществ источниками предприятия при эксплуатации котлового оборудования. Факт совершения юридическим лицом правонарушения подтверждается совокупностью доказательств: актом проверки департаментом охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области юридического лица, индивидуального предпринимателя от ДД.ММ.ГГГГ №, инвентаризацией выбросов загрязняющих веществ в атмосферу МУП «Коммунальное хозяйство», паспортом № на мазут топочный 100, 3,00%, малозольный, информационным письмом МУП «Коммунальное хозяйство» от ДД.ММ.ГГГГ №, сведениями об установленных котлах в котельной МПМК, актами на списание топлива (мазут) за периоды ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ, объяснениями директора МУП «Коммунальное хозяйство» Кабулова А.В. от ДД.ММ.ГГГГ.
МУП «Коммунальное хозяйство» подана жалоба на указанное постановление, в которой указано, что юридическим лицом приняты все зависящие от него меры по соблюдению природоохранного законодательства, в настоящее время разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух получено. Следовательно, отсутствовала угроза охраняемым общественным отношениям и не причинено материального ущерба. Юридическое лицо должно быть освобождено от административной ответственности согласно ст. 2.9 КоАП РФ в силу малозначительности.
В судебном заседании законный представитель юридического лица директор МУП «Коммунальное хозяйство» Кабулов А.В. жалобу поддержал по тем же основаниям. Дополнительно пояснил, что о проведении внеплановой проверки предприятие было уведомлено ДД.ММ.ГГГГ Проверка проводилась по представленным документам. Котельная МУП «Коммунальное хозяйство» (котельная МПМК), расположенная на <адрес> в <адрес> находится в хозяйственном ведении МУП «Коммунальное хозяйство» с ДД.ММ.ГГГГ Предыдущий владелец эксплуатировал котельную, но на государственный учет в качестве объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, в государственном органе не ставил, разрешения с указанием предельно допустимых выбросов не получал. По вступлению в должность о данных обстоятельствах ему было неизвестно. До настоящего времени такое разрешение не получено, но ведется соответствующая работа. Котельная имеет три источника вредных выбросов в атмосферу: два водогрейных котла на мазуте М-100, емкость 6 куб. м. для хранения мазута. Объем и вид загрязняющих веществ определен в ходе инвентаризации. Работа котельной начата ДД.ММ.ГГГГ, окончена ДД.ММ.ГГГГ Примерно до ДД.ММ.ГГГГ котельная работала на котле в помещении №, затем на другом котле в помещении №. Мазут в котельные подается из емкости для хранения мазута, оборудованной дыхательным клапаном. Топливо постоянно завозится в процессе эксплуатации. В разработанной предприятием инвентаризации указаны количество, вид вредных загрязняющих веществ, образующихся при эксплуатации котельной. Данные обстоятельства он подтверждает.
Лицо, составившее протокол, Андрианова О.А. пояснила, что о проведении внеплановой проверки МУП «Коммунальное хозяйство» было уведомлено ДД.ММ.ГГГГ Проверка проводилась по представленным предприятием документам. Количество выбросов и вид образующихся вредных веществ в процессе эксплуатации котельной в отопительный сезон ДД.ММ.ГГГГ определены исходя из представленной предприятием инвентаризации.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, выслушав объяснения законного представителя юридического лица Кабулова А.В., объяснения должностного лица Андриановой О.А., судья приходит к следующему.
Из материалов дела усматривается, что муниципальное унитарное предприятие «Коммунальное хозяйство» (МУП «КХ») зарегистрировано в качестве юридического лица ДД.ММ.ГГГГ (л.д.13). Постановлением главы Брейтовского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № за МУП «Коммунальное хозяйство» на праве хозяйственного ведения закреплено здание котельной МПМК, год ввода в эксплуатацию-ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 148-153).Оборудование котельной МПМК передано по акту № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 154-156).
Внеплановая проверка проводилась с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на основании обращения граждан, публикации в СМИ, представления старшего государственного инспектора ЯО в области охраны окружающей среды от ДД.ММ.ГГГГ, приказа заместителя директора департамента- председателя комитета государственного экологического надзора от ДД.ММ.ГГГГ №.
О проведении внеплановой проверки МУП «Коммунальное хозяйство» уведомлено ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждено распиской директора А.В. Кабулова от ДД.ММ.ГГГГ, отчетом о направлении факсимильного сообщения (л.д.59-64).
Основания внеплановой проверки, предусмотренные ст. 10 ч. 2 п.1.1 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» подтверждены.
Указанная выше котельная работала в отопительный период ДД.ММ.ГГГГ. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.191) на двух водогрейных котлах: основной КВГМ-2,0-115 А; резервный-КВГМ-2. Котлы работали на мазуте марки М-100. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал один котел, затем до конца отопительного сезона работал другой котел. Эксплуатация источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в отопительный период подтверждена объяснениями законного представителя юридического лица, справкой о работе котельной, актами на списание мазута, паспортами водогрейных котлов.
Источниками выделения загрязняющих веществ в атмосферу являлись: два котла КВГМ-2,0, оборудованные дымовыми трубами (организованные стационарные источники выбросов №, №); емкость для хранения мазута, оборудованная дыхательным клапаном (организованный стационарный источник выбросов №).
В процессе работы котлов и сжигания мазута в атмосферный воздух отводились загрязняющие вещества: азота диоксид в количестве 0,0474 г/с (2,49 т/год), азота оксид - 0,0154г/с (0,405 т/год), углерод (сажа) - 0,0217г/с (0,571 т/год), серы диоксид - 0,8884 г/с (23,348 т/год), углерода оксид - 0,0922 г/с (2,424 т/год), бензапирен - 4,4x10-8 г/с (12x10-7 т/год), мазутная зола теплоэлектростанций - 0,001 г/с (0,0278 т/год);
Через дыхательный клапан емкости для хранения мазута в атмосферный воздух
отводятся загрязняющие вещества: сероводород в количестве 0,0002г/с (6,7х10-6т/год), углеводороды предельные C12-C19 - 0,0429г/с (0,001379 т/год). Данные обстоятельства подтверждены копией инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, паспортами котлов, актами на списание мазута, актом проверки, протоколом по делу об административном правонарушении.
На государственный учет как объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, котельная МПМК <адрес> поставлена после проверки-ДД.ММ.ГГГГ
Разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух источниками выбросов по данной котельной до настоящего времени не получено.
Указанные в акте проверки вещества, в протоколе по делу об административном правонарушении и в постановлении по делу об административном правонарушении, образующиеся в ходе эксплуатации котельной источниками вредных выбросов, включены в Перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 08.07.2015 N 1316-р.
Согласно ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста восьмидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» атмосферный воздух - жизненно важный компонент окружающей среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений; вредное (загрязняющее) вещество - химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и которые в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду.
Ч.1 ст. 14 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» предусмотрено, что выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
Предельно допустимый выброс согласно ст. 1 указанного Закона - норматив выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который определяется как объем или масса химического вещества либо смеси химических веществ, микроорганизмов, иных веществ, как показатель активности радиоактивных веществ, допустимый для выброса в атмосферный воздух стационарным источником и (или) совокупностью стационарных источников, и при соблюдении которого обеспечивается выполнение требований в области охраны атмосферного воздуха. Таким образом, выдаваемое государственным органом разрешение с указанием предельно допустимого выброса направлено на охрану атмосферного воздуха путем определения допустимых нагрузок на экологические системы, превышение которых опасно для здоровья человека и окружающей природной среды. Поэтому, выброс вредных веществ в атмосферный воздух без разрешения, то есть без определения допустимых объемов такого выброса, посягает на экологическую безопасность и, следовательно, не может квалифицироваться как малозначительное правонарушение. По тем же обстоятельствам не усматривается оснований для применения ст. 4.1.1 КоАП РФ и замене назначенного наказания предупреждением.
Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, судья соглашается с выводом должностного лица о доказанности в действиях МУП «Коммунальное хозяйство» состава правонарушения, предусмотренного ст. 8.21 ч. 1 КоАП РФ, так как предприятие использовало указанные выше стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в период отопительного сезона ДД.ММ.ГГГГ (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ), эксплуатация данных источников неразрывно связана с выбросом и концентрацией вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе, без наличия разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в окружающую среду.
Вместе с тем, должностным лицом не было учтено наличие смягчающего административную ответственность обстоятельства, предусмотренного ст. 4.2 ч. 1 п. 4 КоАП РФ- оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах, оспариваемое постановление подлежит изменению.
Поскольку наказание назначено в минимальном размере с применением ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ, это изменение не влечет смягчения назначенного наказания.
Нарушений процедуры привлечения к административной ответственности не усматривается.
Руководствуясь ст. 30.7 ч. 1 п. 2 КоАП РФ, судья
р е ш и л:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░. 8.21 ░. 1 ░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░ ░ 90000 ░░░░░░ ░░░░░░░░. ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░».
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░