к делу №
РЕШЕНИЕ
ИФИО1
14 сентября 2017 года Майкопский районный суд Республики Адыгея в составе:
председательствующего - ФИО13
при секретаре – ФИО10,
с участием истца – ФИО2,
с участием ответчика – ФИО8,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению ФИО2 к ФИО8 о признании договора состоявшимся и признании права собственности на недвижимое имущество,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратилась в Майкопский районный суд Республики Адыгея с иском к ФИО8 о государственной регистрации перехода права собственности по договору пожизненного содержания с иждивением от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированному в реестре нотариуса <адрес> за №, на земельный участок общей площадью 818 кв.м., кадастровый № и расположенный на нем жилой дом общей площадью 55,3 кв.м., расположенные по адресу: <адрес>, с ФИО4 на ФИО2. В обоснование иска указала, что в соответствии с договором пожизненного содержания с иждивением от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированным в реестре нотариуса <адрес> за №, заключенным между ней – ФИО2, и ФИО4, она является приобретателем объекта недвижимости - земельного участка общей площадью 818 кв.м. с кадастровым номером № и размещенного на нем жилого дома общей площадью 55,3 кв.м, расположенных по адресу: <адрес>. Договор пожизненного содержания от ДД.ММ.ГГГГ в ФИО3 службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, зарегистрирован не был. ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 – сторона по сделке, умерла. При ее жизни она – ФИО2, выполнила все условия договора пожизненного содержания. В связи со смертью ФИО4 в настоящее время во внесудебном порядке осуществить регистрацию перехода права собственности на объект недвижимого имущества не представляется возможным.
В судебном заседании ФИО2 уточнила исковые требования и просила суд признать договор пожизненного содержания с иждивением от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированный в реестре нотариуса <адрес> за №, заключенный между ФИО4 и ею - ФИО2, состоявшимся и признать за ней – ФИО2 право собственности на земельный участок общей площадью 818 кв.м., кадастровый № и размещенный на нем жилой дом общей площадью 55,3 кв.м., расположенные по адресу: <адрес>. Пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ заключила с ФИО4 договор пожизненного содержания с иждивением, где она – ФИО2, являлась плательщиком ренты, а ФИО4 выступала получателем ренты. Договор пожизненного содержания с иждивением был удостоверен нотариусом <адрес> нотариального округа. В её – истца, собственность по данному договору перешел земельный участок общей площадью 818 кв.м. с кадастровым номером № и размещенный на нем жилой дом, расположенные по адресу: <адрес>. В свою очередь она – ФИО2, согласно договору полностью содержала ФИО4, обеспечивая ее питанием, одеждой, уходом и необходимой помощью, сохранив за ФИО4 право бесплатного пожизненного пользования указанным жилым домом и земельным участком. Свои обязательства по договору и она – истец, и ФИО4, исполнили полностью. Однако в соответствии с требованиями закона договор пожизненного содержания с иждивения не был ими своевременно зарегистрирован в ФИО3 службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РА. В настоящее время сделать это не представляется возможным, поскольку ДД.ММ.ГГГГ сторона по сделке – ФИО4, умерла.
Ответчик ФИО8, в судебном заседании согласился с исковыми требованиями ФИО2 Пояснил, что он является родным братом ФИО4, умершей ДД.ММ.ГГГГ. Ему известно о том, что в 2011 году между ФИО4 и ФИО2 был заключен договор пожизненного содержания с иждивением. ФИО2 осуществляла уход за ФИО4 до самой ее смерти, поэтому считает, что земельный участок и жилой дом, принадлежавшие ФИО4, должны принадлежать после ее смерти ФИО2 Никаких претензий к ФИО2 он не имеет. После смерти сестры он к нотариусу не обращался. Других наследников у нее нет.
ФИО3 службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, представил заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с п.1 ч.1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
Согласно ч.2 ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В соответствии со ст. 583 ГК РФ по договору ренты одна сторона (получатель ренты) передает другой стороне (плательщику ренты) в собственность имущество, а плательщик ренты обязуется в обмен на полученное имущество периодически выплачивать получателю ренту в виде определенной денежной суммы либо предоставления средств на его содержание в иной форме. По договору ренты допускается установление обязанности выплачивать ренту бессрочно (постоянная рента) или на срок жизни получателя ренты (пожизненная рента). Пожизненная рента может быть установлена на условиях пожизненного содержания гражданина с иждивением.
Согласно ст. 584 ГК РФ договор ренты подлежит нотариальному удостоверению.
Как следует из ст. 601 ГК РФ по договору пожизненного содержания с иждивением получатель ренты - гражданин передает принадлежащие ему жилой дом, квартиру, земельный участок или иную недвижимость в собственность плательщика ренты, который обязуется осуществлять пожизненное содержание с иждивением гражданина и (или) указанного им третьего лица (лиц).
В соответствии со ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ между ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, был заключен договор пожизненного содержания с иждивением <адрес>0, по которому ФИО4 передала бесплатно в собственность ФИО2, принадлежащий ей по праву собственности земельный участок, площадью 818 кв.м. с кадастровым номером № и размещенный на нем жилой дом, общей площадью 55,3 кв.м., находящиеся по адресу: <адрес>. ФИО2 получила от ФИО4 указанные жилой дом и земельный участок на условиях пожизненного содержания с иждивением и взяла на себя обязательства пожизненно полностью содержать ФИО4, обеспечивая ее питанием, одеждой, уходом и необходимой помощью, сохранив за ФИО4 право бесплатного пожизненного пользования указанным жилым домом и земельным участком. Договор удостоверен нотариусом <адрес> нотариального округа <адрес> и зарегистрирован в реестре за №.
В соответствии с ч.1 ст. 605 ГК РФ обязательство пожизненного содержания с иждивением прекращается смертью получателя ренты.
Согласно свидетельству о смерти I-АЗ № от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умерла ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из свидетельства о рождении ЯА № от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ родилась ФИО5, родителями которой являются ФИО6 и ФИО7.
Согласно свидетельству о рождении ЯА № от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ родился ФИО8, родителями которого являются ФИО6 и ФИО7.
Из свидетельства о браке I-ЯА №, ДД.ММ.ГГГГ ФИО5,ДД.ММ.ГГГГ года рождения, вступила в брак с ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, после чего ей была присвоена фамилия «ФИО12».
По данным нотариусов <адрес> нотариального округа, наследственное дело к имуществу ФИО4, умершей ДД.ММ.ГГГГ, не заводилось.
По данным Отделения «Ростехинвентаризация – ФИО3 БТИ» по <адрес> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (исх. №) право собственности на домовладение, расположенное по адресу: <адрес>, принадлежит ФИО4 на основании регистрационного удостоверения от ДД.ММ.ГГГГ №, выданного Тульским БТИ.
Согласно Выписке из Единого государственного реестра недвижимости и перехода прав на объект недвижимости № от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок с кадастровым номером №, площадью 818 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, зарегистрирован на праве собственности за ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
В соответствии со ст. 223 ГК РФ право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором. В случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом.
Согласно ст. 164 ГК РФ в случаях, если законом предусмотрена государственная регистрация сделок, правовые последствия сделки наступают после ее регистрации.
В соответствии с нормами ГК РФ (ст. 584), действовавшими на момент заключения договора пожизненного содержания с иждивением между ФИО4 и ФИО2 (ДД.ММ.ГГГГ), договор, предусматривающий отчуждение недвижимого имущества под выплату ренты, подлежал государственной регистрации.
Судом установлено, и подтверждается сторонами, что договор пожизненного содержания с иждивением был заключен между ФИО4 и ФИО2 по волеизъявлению сторон в соответствии с требованиями закона. Он был удостоверен нотариально, что соответствует ст. 584 ГК РФ, однако не прошел государственную регистрацию в ФИО3 службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>. Стороны договора полностью выполнили его условия. Договор не был оспорен. После смерти ФИО12 ФИО2 М.В. пользуется недвижимым имуществом, переданным ей ФИО4 по договору пожизненного содержания с иждивением. Однако, в связи с тем, что данный договор не был зарегистрирован своевременно в ФИО3 службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РА, в настоящее время собственником жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: <адрес>, значится ФИО4, умершая ДД.ММ.ГГГГ.
С учетом всех обстоятельств дела и мнения сторон, суд приходит к выводу, что договор пожизненного содержания с иждивением, заключенный ДД.ММ.ГГГГ между ФИО4 и ФИО2, состоялся.
Согласно п. 58 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №«О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» лицо, считающее себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, право на которое зарегистрировано за иным субъектом, вправе обратиться в суд с иском о признании права собственности.
В п.59 Постановления говорится о том, что если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права.
Суд приходит к выводу, что истцом ФИО2 представлены соответствующие доказательства возникновения у неё права собственности на земельный участок и жилой дом, расположенные по адресу: <адрес>, в связи с чем, признает за ФИО2 право собственности на них, полагая исковые требования ФИО2 законными, обоснованными и не нарушающими права и законные интересы других лиц.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО2 к ФИО8 о признании договора состоявшимся и признании права собственности на недвижимое имущество, удовлетворить.
Признать договор пожизненного содержания с иждивением <адрес>0, заключенный ДД.ММ.ГГГГ между ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, удостоверенный нотариусом <адрес> нотариального округа <адрес> и зарегистрированный в реестре за №, состоявшимся.
Признать за ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженкой <адрес>, право собственности на земельный участок с кадастровым номером №, площадью 818 кв.м., и размещенный на нем жилой дом, общей площадью 55,3 кв.м., расположенные по адресу: <адрес>, согласно договору пожизненного содержания с иждивением <адрес>0, заключенному ДД.ММ.ГГГГ между ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, удостоверенному нотариусом <адрес> нотариального округа <адрес> и зарегистрированному в реестре за №.
Аннулировать запись государственной регистрации № от ДД.ММ.ГГГГ о праве собственности ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки д. <адрес>, на земельный участок с кадастровым номером №, площадью 818 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Адыгея через Майкопский районный суд в течение одного месяца.
Судья - Волкова Н.В.