Дело №2-3216/19
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 мая 2019 г. г.Махачкала
Советский районный суд г. Махачкалы в составе: председательствующего судьи Махатиловой П.А., с участием истца Магомедова П.С. и представителя МВД по РД Зейналовой К.Т., при секретаре Манатилове М.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Магомедова ПС к МВД по РД о признании приказа МВД по Республике Дагестан от ДД.ММ.ГГГГг. № л/с в части формулировки оснований увольнения незаконным, обязании изменить формулировку увольнения на увольнение по собственному желанию,
УСТАНОВИЛ:
Магомедов П.С. обратился в суд с иском к МВД по РД о признании приказа МВД по Республике Дагестан от ДД.ММ.ГГГГг. № л/с в части формулировки оснований увольнения незаконным, обязании изменить формулировку увольнения на увольнение по собственному желанию, указывая, что с 1999 года начал службу в должности оперуполномоченного отдела организации розыска Управления уголовного розыска МВД по Республике Дагестан. ДД.ММ.ГГГГ году его уволили на основании п. 9 ч. 3 ст. 82 Федерального закона от 30.11.2011г. №342-Ф3 « О службе в органах внутренних дел Российской Федерации», с выплатой компенсации за неиспользованный основной отпуск за 2019 год в количестве 5 дней, дополнительный стаж службы в количестве 2 дней и материальной помощи за 2019 года. Из приказа о расторжении контракта из органов внутренних дел, следует, что основанием его увольнения является заключение служебной проверки МВД по РД от ДД.ММ.ГГГГ, однако его не ознакомили с данным заключением. 15.02.2019г. он обратился на имя министра МВД РД с рапортом об увольнении по собственному желанию с 19.02.2019г. Он уволен по основаниям, указанным в Приказе незаконно. Кроме того, его увольнение за совершение проступка, порочащего честь сотрудника ОВД, имело место до установления его виновности в его совершении и до начала проведения служебной проверки и ознакомления его с результатами медицинского освидетельствования в Республиканском наркологическом диспансере на предмет употребления наркотических средств в рамках проводимых сотрудниками ОРЧ СБ МВД по РД профилактических мероприятий с целью выявления сотрудников УУР МВД по РД, допускающих немедицинское потребление наркотических средств и психотропных веществ.
В судебном заседании истец Магомедов П.С. пояснил, что приказ об увольнении он не оспаривает, однако просит обязать ответчика изменить формулировку увольнения на увольнение по собственному желанию, поскольку им был подан рапорт об увольнении по собственному желанию до начала служебной проверки.
Представитель МВД по РД по доверенности Зейналова К.Т. в удовлетворении исковых требований просила отказать и пояснила, что приказом МВД по Республике Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ № л/с Магомедов П.С. уволен из органов внутренних дел по пункту 9 части 3 статьи 82 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГг. №-Ф3 «О службе в органах внутренних дел и внесения изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее закон о службе), в связи с совершением проступка, порочащего честь и достоинство сотрудника органов внутренних дел. Основанием для привлечения истца к данному виду дисциплинарной ответственности послужило заключение по результатам служебной проверки от ДД.ММ.ГГГГ. Между тем, как следует из искового заявления Магомедова П.С, ДД.ММ.ГГГГ он обратился на имя министра внутренних дел по Республике Дагестан с рапортом об увольнении по собственному желанию. Полагает, что уволен по основаниям, указанным в приказе не законно и просит изменить формулировку увольнения. Данный довод истца считает незаконным по следующим основаниям. Согласно пункту 8 статьи 82 закона о службе, при наличии одновременно нескольких оснований прекращения или расторжения контракта, предусмотренных частью 1, пунктами 1, 3, 4, 8, 9, 11, 12 и 16 части 2 и пунктами 1 и 3 части 3 настоящей статьи, контракт прекращается или расторгается по одному из этих оснований по выбору сотрудника органов внутренних дел. Основание, по которому Магомедову П.С. выбрана мера дисциплинарного воздействия по результатам проведенной служебной проверки, не подпадает под вышеуказанные пункты. В соответствии с частью 1 статьи 52 закона о службе, служебная проверка проводится по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя при необходимости выявления причин, характера и обстоятельств совершенного сотрудником органов внутренних дел дисциплинарного проступка, подтверждения наличия или отсутствия обстоятельств, предусмотренных статьей 14 Закона о службе, а также по заявлению сотрудника. В случае проведения служебной проверки необходимо учитывать предписания, содержащиеся в части 4 статьи 52 Закона о службе, согласно которым служебная проверка должна быть завершена не позднее чем через один месяц со дня принятия решения о ее проведении. Также, в законе о службе детализированы положения института служебной проверки, направленные на укрепление механизма соблюдения принципов единоначалия и субординации. Так, частью 8 статьи 51 Закона о службе установлено, что до наложения дисциплинарного взыскания (в том числе в виде увольнения) от сотрудника органов внутренних дел, привлекаемого к ответственности, должно быть затребовано объяснение в письменной форме. Таким образом, институт служебной проверки является факультативным и может использоваться тогда, когда руководителю необходимы дополнительные сведения для принятия решения о привлечении сотрудника к дисциплинарной ответственности. Закон о службе не содержит запрета на увольнение (в том числе по отрицательным основаниям) сотрудника, в отношении которого не завершено проведение служебной проверки. Частью 1 статьи 84 Закона о службе определено, что сотрудник органов внутренних дел имеет право расторгнуть контракт и уволиться со службы в органах внутренних дел по собственной инициативе до истечения срока действия контракта, подав в установленном порядке рапорт об этом за один месяц до даты увольнения. Частью 12 статьи 89 Закона о службе установлено общее правило, действующее при увольнении сотрудника со службы в органах внутренних дел независимо от субъекта инициативы увольнения, а именно, увольнение со службы в органах внутренних дел сотрудника органов внутренних дел в период его временной нетрудоспособности, пребывания в отпуске или в командировке не допускается (данное предписание позволяет исключить возможность увольнения по положительным основаниям сотрудников, совершивших правонарушения, несовместимые со службой в органах внутренних дел). Таким образом, закон о службе позволяет принять решение об увольнении сотрудника "по отрицательным основаниям" даже при наличии рапорта сотрудника об увольнении его со службы в органах внутренних дел по инициативе сотрудника.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, признаю исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что Магомедов П.С. с августа ДД.ММ.ГГГГ проходил службу в органах внутренних дел на разных должностях, с ДД.ММ.ГГГГ года в должности оперуполномоченного отдела организации розыска УУР МВД по РД.
Приказом МВД по РД от ДД.ММ.ГГГГ № л/с Магомедов П.С. уволен из органов внутренних дел по пункту 9 части 3 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011г. №342-Ф3 «О службе в органах внутренних дел и внесения изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее закон о службе), в связи с совершением проступка, порочащего честь и достоинство сотрудника органов внутренних дел, на основании рекомендации аттестационной комиссии; в качестве основания в приказе указано: заключение служебной проверки МВД по РД от ДД.ММ.ГГГГ.
Выписка из приказа вручена Магомедову П.С. ДД.ММ.ГГГГ.
Служба в органах внутренних дел Российской Федерации является особым видом государственной службы. Порядок прохождения службы урегулирован специальными нормативными правовыми актами: Федеральными законами от 30.11.2011 N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федеральным законом от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции".
В силу ст. 21 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ сотрудник органов внутренних дел при заключении контракта обязуется выполнять служебные обязанности в соответствии с должностным регламентом (должностной инструкцией) и соблюдать ограничения и запреты, связанные со службой в органах внутренних дел, а также внутренний служебный распорядок федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа, подразделения.
Нарушением служебной дисциплины в силу ст. 49 указанного Федерального закона признается виновное действие (бездействие), выразившееся в нарушении сотрудником органов внутренних дел законодательства Российской Федерации, дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации, должностного регламента (должностной инструкции), правил внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения, либо в несоблюдении запретов и ограничений, связанных со службой в органах внутренних дел, и требований к служебному поведению, либо в неисполнении (ненадлежащем исполнении) обязательств, предусмотренных контрактом.
В соответствии со ст. 50 Федерального закона N 342-ФЗ от 30.11.2011 на сотрудника органов внутренних дел в случае нарушения им служебной дисциплины, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом могут налагаться следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; строгий выговор; предупреждение о неполном служебном соответствии; перевод на нижестоящую должность в органах внутренних дел; увольнение со службы в органах внутренних дел.
Порядок проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержден Приказом МВД России от 26.03.2013 N 161.
В соответствии с п. 3 указанного Порядка, служебная проверка проводится в соответствии с Федеральным законом от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции", ФЗ от 30.11.2011 N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Дисциплинарным уставом органов внутренних дел РФ, утвержденным Указом Президента РФ от 14.10.2012 N 1377.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, служба в органах внутренних дел является особым видом государственной службы, направлена на реализацию публичных интересов, что предопределяет наличие у сотрудников, проходящих службу в этих органах, специального правового статуса, обусловленного выполнением конституционно значимых функций по обеспечению правопорядка и общественной безопасности. Законодатель, определяя правовой статус сотрудников, проходящих службу в органах внутренних дел, вправе устанавливать для этой категории граждан особые требования, в том числе к их личным и деловым качествам, и особые обязанности, обусловленные задачами, принципами организации и функционирования органов внутренних дел, а также специфическим характером деятельности указанных лиц. Поступая на службу в органы внутренних дел, гражданин добровольно возлагает на себя обязанность соответствовать указанным требованиям и добросовестно исполнять свои обязанности (постановление от 06.06.1995 N 7-П, определения от 21.12.2004 N 460-О-О, от 16.04.2009 N 566-О-О, от 19.06.2012 N 1174-О).
Согласно п. 5 ч.2 ст. 82 Федерального закона N 342-ФЗ от 30.11.2011 "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" контракт прекращается, а сотрудник органов внутренних дел может быть уволен со службы в органах внутренних дел в связи с несоответствием сотрудника замещаемой должности в ОВД на основании рекомендации аттестационной комиссии.
Истец приказ об увольнении и Заключение служебной проверки не оспорил, просил обязать ответчика изменить формулировку приказа об увольнении.
Утверждение истца о нарушении ответчиком его права на увольнение и прекращение службы в органах внутренних дел по собственному желанию, выраженному в рапорте от ДД.ММ.ГГГГ суд признает несостоятельным.
Из Заключения по результатам служебной проверки, утвержденного ДД.ММ.ГГГГ следует, что 13. 02.2019 г. в ходе проведенных ОРЧ СБ МВД по РД профилактических мероприятий установлен факт употребления Магомедовым П.С. наркотического средства «каннабис».
На момент подачи истцом рапорта об увольнении от 15.02.2019г.\ зарегистрирован 17.02.2019г.\, служебная проверка в отношении истца была уже начата, заключение служебной проверки от ДД.ММ.ГГГГ утверждено, а положения статьи 82 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ не предполагают право выбора сотрудником органов внутренних дел основания, по которому он будет уволен в указанной ситуации.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Магомедова ПС к МВД по РД о признании приказа МВД по Республике Дагестан от ДД.ММ.ГГГГг. № л/с в части формулировки увольнения незаконным, обязании изменить формулировку увольнения на увольнение по собственному желанию - отказать.
Мотивированное решение составлено 21 мая 2019 г.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда РД в течение месяца со дня вынесения.
Судья П.А. Махатилова
Отпечатано в совещательной комнате.