Административное дело № 2а-35/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
26 февраля 2019 года с. Сергокала
26 февраля 2019 года вынесена и оглашена резолютивная часть решения суда.
28 февраля 2019 года изготовлено мотивировочное решение.
Сергокалинский районный суд Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи Магомедова И.О.,
с участием представителя административного ответчика – заведующей МКДОУ «Детский сад №2 с. Сергокала» Магомедовой Н.К.,
представителя административного соответчика Администрации МР «Сергокалинский район» - главного специалиста юридического отдела Камбулатова Х.Х.,
при секретаре Багомедовой А.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Сергокала административное дело по административному иску территориального отдела Управления Роспотребнадзора по РД в г. Избербаш к Муниципальному казенному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад №2 с.Сергокала» и Администрации Муниципального района «Сергокалинский район» об устранении нарушений требований санитарного законодательства,
установил:
Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Республике Дагестан в г.Избербаш (далее - ТО Управления Роспотребнадзора по РД в г.Избербаш) обратился в суд с административным исковым заявлением к Муниципальному казенному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад №2 с.Сергокала» (далее - МКДОУ «Детский сад №2 с. Сергокала») об устранении нарушений требований санитарного законодательства.
Административный иск мотивирован тем, что в соответствии с Распоряжением Управления Роспотребнадзора по РД от 25.12.2018г. № о проведении плановой выездной проверки в отношении МКДОУ «Детский сад №2 с.Сергокала», ведущим специалистом-экспертом Абдуллаевой С.С. была проведена плановая проверка деятельности МКДОУ «Детский сад №2 с.Сергокала», расположенной по адресу с.Сергокала Сергокалинского района, в ходе которой в период с «09» июля 2018г. по «19» июля 2018г. были выявлены следующие нарушения требований санитарного законодательства:
- На территории групповые площадки не изолированы друг от друга;
- Индивидуальных шкафчиков не достаточно (по 10 шкафов на 22-23 ребенка). Полки для головных уборов в шкафчиках отсутствуют (что является нарушением требований п.6.2 СанПиН 2.4.1.3049-13);
- Водоснабжение - централизованное, холодное, хозяйственно-питьевое, подведено только к пищеблоку и мед. кабинету. Горячим водоснабжением обеспечены только пищеблок и мед. кабинет (установлен электронагреватель). В групповые вода не подведена;
- Групповая ячейка младшей группы (от 2-3 лет) состоит из раздевальной, совмещенной с горшечной, спальной, игровой. Имеются стеллажи для хранения горшков;
- В спальнях, при расстановке кроватей, не соблюдаются минимальные разрывы между длинными сторонами кроватей, от наружных от стен, от отопительных приборов, между изголовьями п. 6.13 СанПиН 2.4.1.3049-13.
- В спальнях кроватей не достаточно, согласно списочного состава детей (в старшей группе детей 23, а кроватей 16, остальные спят на раскладушках, во 2ст. группе 23 детей, а кроватей 18, остальные спят на раскладушках, в средней гр.-22, кроватей -17, остальные раскладушки).
- В МКДОУ функционируют - 4 группы. Списочный состав детей - 88 детей. На день проверки присутствовало - 48 ребенка. Недостаточно площади помещений, входящих в групповую ячейку. В спальных должно быть не менее 1,8 м2 на 1 ребенка в группах для детей младенческого и раннего возраста, 2,0 м2 на 1 ребенка в дошкольных группах (п.4.12, приложение 1 СанПиН 2.4.1.3049-13). В 1 младшей группе площадь спальни – 22 реб/25,8 м2 =1.17 м2 на 1 ребенка. Ср.гр. площадь спальни – 22 реб/19,6 м2 =0,9 м2 на 1 ребенка. Ст.гр. площадь спальни – 23 реб/22,9 м2 =0,99 м2 на 1 ребенка. 2Ст.гр. площадь спальни – 23 реб/22,9 м2 =0,99 м2 на 1 ребенка. Не достаточная площадь помещений на 1 ребенка в игровой (должно быть не
менее 2 м2 на 1 ребенка в дошкольных группах, не менее 2,5 кв.м на 1 ребенка в группах для детей младенческого и раннего возраста (п. 1.9 СанПиН 2.4.1.3049-13), 1 мл.гр.- 22 ребёнка / 26,9 м2=1,2 м2 на 1 ребенка в игровой. Средняя гр. 22 детей/28,6 м2= 1,3 м2 на 1 ребенка в игровой. Старшая гр. 23 детей/22,8 м2= 0,99 м2 на 1 ребенка в игровой. 2 ст.гр. 23 детей/24,6 м2= 1,06 м2 на 1 ребенка в игровой. Вместо стульев для детей в групповых установлены табуретки. Подбор мебели для детей с учетом роста детей не проводится (нарушение требований п.6.6 СанПиН 2.4.1.3049-13);
- Пищеблок - в состав пищеблока входят: горячий цех, склад для овощей, склад для хранения сыпучих продуктов), в складе для овощей установлены - 1 морозильник для мяса, 1 холодильник для рыбы, 1 холодильник для молочных продуктов). В горячем цехе имеется 1 холодильник для хранения суточной пробы. Термометры в холодильниках имеются. Стены пищеблока на высоту 1,75 м покрашены масляной краской, остальная часть стен и потолок побелены, пол цементный, покрашен. Рабочих столов - всего 4, маркировка столов имеется, из них 2 покрыты гигиеническим покрытием. Для мытья кухонной посуды имеется 2-гнездная глубокая ванна. Для приготовления пищи используются две плиты (одна на газе, другая на электричестве). Над печью имеется вентиляционная установка. Посуды для приготовления пищи, разделочного инвентаря не достаточно (7 разделочных досок и ножей, а должно быть 11). Разделочные доски из прессованной фанеры, а не из твердых пород дерева. Маркировка имеется (нарушение требований п.13.1, 13.2, 13.3, СанПиН 2.4.1.3049- 13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»). С - витаминизация пищи не проводится.
Технологические карты на приготовляемые блюда имеются. По накопительной ведомости за июль 2018г. выявлен недобор продуктов в соответствии с рекомендуемыми суточными наборами продуктов для организации питания детей в дошкольных образовательных организациях (приложение 10 СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
Мясо говядина - 73,6 г (при норме 68/75)
Мясо курица - 15,2г (при норме 22/26)
Рыба -13,50 г (при норме 34/39)
Молоко и кисломолочные продукты- 80,5мл (при норме 390/450)
Картофель - 100,7 г (при норме 185/215)
Овощи - 66,4 г (при норме 256/325 )
Фрукты свежие - 12,6г (при норме 108/114 )
Соки не получали
Сыр -1,09 г ( №6,4)
Сметана - 0 (при норме 9/11)
Творог -6,58г (при норме 30-40) (нарушение требований п.15.3,15.4,15.5 СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций »);
- Не на всю имеющуюся пищевую продукцию представлены товарно-транспортные накладные с документами, подтверждающие их качество и безопасность (декларации о соответствии, ветеринарные свидетельства). Не представлены на имеющиеся крупы (перловая, гречневая, рис), на муку, на сливочное масло, на овощи (бурак, лук, картофель);
- После осмотра на наличие гнойничковых заболеваний кожи рук и открытых поверхностей тела, результаты осмотра в «Журнал здоровья» не заносятся с 02.06.2018г., не ведется бракераж готовой продукции с занесением в журнал бракеража готовой продукции, не ведется учет температурного режима холодильного оборудования, журнал бракеража сырья не ведутся с 02.06.2018г.;
- Санитарной одежды у повара, помощника повара, помощника воспитателей не достаточно, должно быть не менее 3 комплектов на 1 человека (п. 19.5,19.6,19.8 СанПиН 2.4.1.3049-13). Наматрассников по 1 комплекту (п.1.7.14-СанПиН 2.4.1.3049-13);
- Ежедневная документация (бракераж сырой продукции, журнал здоровья, бракераж готовой продукции, журнал учета температурного режима холодильного оборудования и т.д.) не ведется с 02.06.2018г.. Подсчет калорийности за май, июнь не проведен. За апрель месяц калорийность составила 1645 ккал..
В МКДОУ оборудован медицинский кабинет, имеется СЭЗ о соответствии требованиям санитарных правил.
- Не организовано проведение производственного контроля, включающего лабораторный и инструментальный контроль определения в пищевых продуктах пищевой ценности и подтверждения безопасности приготовляемых блюд, на соответствие их гигиеническим требованиям, а также для подтверждения безопасности контактирующих с пищевыми продуктами предметами производственного окружения, результаты лабораторных исследований не предоставлены, нарушение требований. СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий») ст.ст.29,32 ФЗ № от 30.03.1999г. «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения», ст.6.3 КоАП РФ;
- В меню-раскладке не указывается выход блюд (п. 15.9 СанПиН 2.4.1.3049-13). Примерное двухнедельное меню не соответствует фактическому рациону питания (п. 15.5 СанПиН 2.4.1.3049-13);
- Не представлен список контингентов работников, подлежащих периодическим и предварительным осмотрам, с указанием вредных и (или) опасных производственных факторов, а также видов работ, лабораторные исследования, испытания и другая документация, на основании которых составлены списки контингентов, что является нарушением п.21 приказа Минздравсоцразвития РФ от 12 апреля 2011г. №н « Об утверждении перечней вредных и опасных производственных факторов и работ при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и опасными условиями труда»);
- Не представлены поименные списки, на основании утвержденного списка контингента работников, подлежащих прохождению предварительного и периодического медицинского осмотра, с указанием вредных и (или) опасных производственных факторов, а также вида работы в соответствии с Перечнем факторов и перечнем работ, что является нарушением п.19.22, приказа Минздравсоцразвития РФ от 12 апреля 2011г.№ н., также не представлен заключительный акт по результатам периодических медицинских осмотров, т.е. нарушены требования ФЗ № от 30.03.1999г. ст.34 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», приказа Минздравсоцразвития РФ от 12 апреля 2011г. №н «Об утверждении перечней вредных и опасных производственных факторов и работ при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и опасными условиями труда»);
- Не представлены медицинские книжки с пройденным медицинским осмотром сторожей - З.Ш., З.Ш., кочегаров - Г.З.., З.Ш.. Результаты проверки микроклимата показали завышение температуры воздуха в групповых - 28,29 С при N - 19-22С, относительная влажность - 33-37 % ( при N-40-60%. ). протокол лабораторных исследований №.1093 от 09.07.2018г. экспертное заключение 1135 от 09.07.2018г..
За выявленные в ходе проведения плановой проверки нарушения в отношении МКДОУ «Детский сад №2 с.Сергокала», были возбуждены дела об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения которых юридическое лицо, должностные лица учреждения привлечены к административной ответственности с назначением административных штрафов.
19.07.2018г. МКДОУ «Детский сад №2 с.Сергокала» выдано Предписание № об устранении выявленных нарушений санитарного законодательства со сроком устранения до 01.12.2018г.:
1. Групповые площадки изолировать друг от друга зелеными насаждениями.
2. Оборудовать буфетные в помещениях групповых площадью 3,8 м, оборудовать двухгнездной мойкой с подводкой горячей и холодной воды.
3.По необходимости вносить коррективы в примерное меню. В случаях отсутствия продуктов, указанных в наборе (примерный суточный набор продуктов), замену их следует проводить в соответствии с таблицей замены продуктов (приложение 10 к Сан ПиН 3049 -13. Срок – постоянно.
Обеспечить расстановку кроватей для детей с соблюдением минимальных разрывов от наружных стен, отопительных приборов и т.д. в соответствии с Сан ПиН 2.4.1. 3049-13.
Обеспечить химическую чистку постельных принадлежностей или камерную
дезинфекцию постельных принадлежностей.
6.Обеспечить полноценным, сбалансированным, разнообразным в соответствии с нормативами питанием детей. Срок - постоянно.
7. На всю имеющуюся пищевую продукцию иметь товарно-транспортные
накладные с документами, подтверждающие их качество и безопасность (декларации о соответствии, ветеринарные свидетельства). Срок - постоянно.
Журналы бракеража сырья, готовой продукции, журнал здоровья, журнал учета температурного режима холодильного оборудования вести постоянно.
Не допускать к работе лиц, без пройденного медицинского осмотра. Срок -постоянно.
10. Представить перечень контингента для прохождения медицинского осмотра и согласовать с начальником ТО Роспотребнадзора по РД в г.Избербаш.
11. Приобрести в достаточном количестве индивидуальных шкафчиков. Оборудовать полки для головных уборов в шкафчиках. В спальных обеспечить площадь помещений не менее 1,8 м2 на 1 ребенка в группах для детей младенческого и раннего возраста, 2,0 м2 на 1 ребенка в дошкольных группах (п.4.12,приложение 1 СанПиН 2.4.1.3049-13). Обеспечить площадь помещений на 1 ребенка в игровой не менее 2 м2 на 1 ребенка в дошкольных группах, не менее 2,5 м2 на 1 ребенка в группах для детей младенческого и раннего возраста (п.1.9 СанПиН 2.4.1.3049-13).
12. Табуретки в групповых заменить стульями. Обеспечить мебелью для детей с учетом роста детей.
13. Дополнительно для пищеблока оборудовать разделочный цех.
14.Обеспечить достаточным количеством разделочного инвентаря.
Разделочные доски должны быть из твердых пород дерева (всего 11), и правильно промаркировать.
Проводить С - витаминизацию готовых блюд.
Приобрести в достаточном количестве санитарной специальной одежды в количестве не менее 3 комплектов на 1 работника.
Разработать программу производственного контроля. Организовать проведение производственного контроля, включающего лабораторный и инструментальный контроль определения в пищевых продуктах пищевой ценности и подтверждения безопасности приготовляемых блюд, на соответствие их гигиеническим требованиям.
В меню-раскладке указывать выход блюд.
Фактический рацион должен соответствовать примерному двухнедельному меню.
20. Представить медицинские книжки с пройденным медицинским осмотром
сторожей - З.Ш., З.Ш., кочегаров - Гаджиева 3., З.Ш..
Представить заключительный акт медицинской комиссии.
Проводить регулярное проветривание помещений групповой. Срок - постоянно.
В связи с истечением срока исполнения выданного предписания, территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по РД в г.Избербаш вынесено Распоряжение №вн/пр от 13.09.2018г., о проведении внеплановой выездной проверки МКДОУ «Детский сад №2 с.Сергокала» по выполнению ранее выданного предписания № от 19.07.2018г..
В ходе проведения проверки в период 11.12.2018г., были выявлены факты неисполнения Предписания № от 19.07.2018г., что подтверждается Актом проверки от 11.12.2018г., с которым законный представитель МКДОУ «Детский сад №2 с.Сергокала» в установленном порядке ознакомлен.
Таким образом, вышеизложенные факты неисполнения повторно выданного предписания свидетельствуют о грубом нарушении МКДОУ «Детский сад №2 с.Сергокала» установленных требований санитарно-эпидемиологического законодательства при осуществлении образовательной деятельности. Вышеназванные требования в процессе своей деятельности МКДОУ «Детский сад №2 с.Сергокала» не соблюдаются, что тем самым представляет серьёзную опасность здоровью детей в ввиду возможного возникновения и распространения массовых неинфекционных заболеваний (отравлений). Принимая во внимание вышеизложенное просит признать действия МКДОУ «Детский сад №2 с.Сергокала» в части нарушения СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций), по адресу: <адрес>, противоправными. Обязать МКДОУ «Детский сад №2 с.Сергокала» в течение трех календарных месяцев со дня вступления решения суда в законную силу осуществить: 1.Групповые площадки изолировать друг от друга зелеными насаждениями. 2.Оборудовать буфетные в помещениях групповых площадью 3,8 м, оборудовать двухгнездной мойкой с подводкой горячей и холодной воды. 3.Обеспечить расстановку кроватей для детей с соблюдением минимальных разрывов от наружных стен, отопительных приборов и т.д. в соответствии с Сан ПиН 2.4.1. 3049-13. 4.Обеспечить химическую чистку постельных принадлежностей или камерную дезинфекцию постельных принадлежностей. 5. Обеспечить химическую чистку постельных принадлежностей или камерную дезинфекцию постельных принадлежностей. 6.Обеспечить полноценным, сбалансированным, разнообразным в соответствии с нормативами питанием детей. 11. Приобрести в достаточном количестве индивидуальных шкафчиков. Оборудовать полки для головных уборов в шкафчиках. В спальных обеспечить площадь помещений не менее 1,8 м2 на 1 ребенка в группах для детей младенческого и раннего возраста, 2,0 м2 на 1 ребенка в дошкольных группах (п.4.12,приложение 1 СанПиН 2.4.1.3049-13). Обеспечить площадь помещений на 1 ребенка в игровой не менее 2 м2 на 1 ребенка в дошкольных группах, не менее 2,5 м2 на 1 ребенка в группах для детей младенческого и раннего возраста (п.1.9 СанПиН 2.4.1.3049-13). 13. Дополнительно для пищеблока оборудовать разделочный цех. 19.Фактический рацион должен соответствовать примерному двухнедельному меню. 21. Представить заключительный акт медицинской комиссии.
В ходе предварительного судебного заседания 07.02.2019г. к участию в административном деле в качестве соответчика была привлечена Администрация МР «Сергокалинский район», которая, в соответствии с Уставом МКДОУ «Детский сад №2 с.Сергокала», является учредителем МКДОУ «Детский сад №2 с.Сергокала».
В судебное заседание представитель административного истца ТО Управления Роспотребнадзора по РД в г. Избербаш не явился, направил в суд ходатайство с просьбой рассмотреть дело без их участия.
Представитель административного ответчика заведующая МКДОУ «Детский сад №2 с. Сергокала» Магомедова Н.К. в судебном заседании административные исковые требования ТО Управления Роспотребнадзора по РД в г. Избербаш признала, против их удовлетворения не возражала и пояснила, что большую часть работ они уже сделали. 19.07.2018г. была проведена первая плановая проверка представителями Роспотребнадзора, после которой проводились ещё две - в начале и в середине декабря 2018г.. После первой проверки ей удалось исправить многие нарушения. Замечания, касающиеся питания и медсестры детского сада, устранены. Что касается разделочных досок, то они у них имеются как из твёрдого материала, так и не из твердого. Всё то, что в их силах, не вкладывая больших финансовых затрат, она устранила совместно с работниками детского сада. В этом году ей удалось сократить численность детей до 14 человек, а именно: было принято 88 детей, сейчас 74, а в зимний период сокращается посещение детей до 40-50 человек. Что касается водоснабжения, то в групповые провести воду невозможно, в связи с тем, что снова уменьшится квадратура для детей, так как группы маленькие, нетиповые. По распоряжению депутатов в Сергокалинском районе на одного ребёнка выделяются денежные средства на сумму 50 рублей, исходя из этой суммы они и приобретают продукты на питание детей. По мере возможности обязуется устранить оставшуюся часть нарушений.
Представитель административного соответчика главный специалист юридического отдела Администрации МР «Сергокалинский район» Камбулатов Х.Х., действующий по доверенности от 10.01.2019г., в судебном заседании административные исковые требования ТО Управления Роспотребнадзора по РД в г. Избербаш признал частично, и пояснил, что в части требований п.11 - приобрести в достаточном количестве индивидуальных шкафчиков для каждого ребёнка, на что ссылается административный истец, не согласен и просит в их удовлетворении отказать. Шкафы для одежды и обуви оборудуются индивидуальными ячейками - полками для головных уборов и крючками для верхней одежды. Соответственно, для каждого ребёнка нет необходимости приобретать индивидуальные шкафы для одежды. На реконструкцию нового здания детского сада Администрация МР выделить денежные средства не может, при возможности во всех сёлах района будут проводить ремонты. Просит увеличить срок исполнения решения суда до шести месяцев. В удовлетворении остальной части исковых требований не возражает.
Суд, выслушав объяснения представителя административного ответчика, представителя административного соответчика, изучив доводы, изложенные в административном исковом заявлении, исследовав материалы дела, приходит к выводу о необходимости удовлетворения требований административного истца частично по следующим основаниям.
Согласно п. 1 ст. 4 ФЗ-№ от ДД.ММ.ГГГГ «Об образовании в Российской Федерации» отношения в сфере образования регулируются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, а также другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, содержащими нормы, регулирующие отношения в сфере образования.
В соответствии с подпунктами 15 и 16 пункта 3 статьи № ФЗ-№ от 29.12.2012 г. к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся: создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации; создание условий для занятия обучающимися физической культурой и спортом. Статья 41 вышеназванного Закона регламентирует охрану здоровья обучающихся: организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся.
Согласно ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. При этом, в соответствии со ст.1 Федерального закона № №-ФЗ от 30.03.1999 г. среда обитания характеризуется как совокупность объектов, явлений и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, определяющая условия жизнедеятельности человека.
В судебном заседании установлено, что заведующей МКДОУ «Детский сад № с. Сергокала» Магомедовой Н.К. не принято должных мер в части устранения нарушений СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» и в подтверждение своих доводов о том, что большая часть работ уже сделана, представитель административного ответчика Магомедова Н.К. никаких доказательств суду не представила.
Данный факт подтверждается исследованными в судебном заседании предписанием об устранении выявленных нарушений № от 19.07.2018г., актом проверки № от 19.07.2018г., актом проверки № вн/пр от 12.12.2018г., протоколом об административном правонарушении № от 12.12.2018г., согласно которым в ходе проведения внеплановой проверки деятельности МКДОУ в области соблюдения требований санитарного законодательства были выявлены указанные в административном исковом заявлении нарушения.
Согласно ст. 28 Федерального закона № №-ФЗ от 30 марта 1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии человека» в организациях отдыха и оздоровления детей, дошкольных и других образовательных организациях независимо от организационно - правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.
В соответствии с ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № - ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» предусмотрена обязанность должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводивших проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, выдать предписание о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами.
В силу требований ст. 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года №№-ФЗ граждане обязаны выполнять требования санитарного законодательства. Соответственно, законодателем в целях защиты конституционных прав на благоприятную природную среду и условия проживания населения, определена обязанность юридических лиц строгого исполнения требований санитарного законодательства как составной части осуществляемой ими деятельности.
Таким образом, проанализировав совокупность исследованных в судебном заседании доказательств, суд приходит к выводу о нарушении МКДОУ «Детский сад №2 с. Сергокала» требований санитарного законодательства.
Однако, срок для устранения указанных выше нарушений, заявленный административным истцом (три месяца), суд считает недостаточным, в связи с чем административное исковое заявление ТО Управления Роспотребнадзора по РД в г.Избербаш к МКДОУ «Детский сад №2 с. Сергокала» об устранении нарушений требований санитарного законодательства подлежит частичному удовлетворению.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 30 марта 1999 года № №-ФЗ главные государственные санитарные врачи и их заместители наделены полномочиями предъявлять иски в суд и арбитражный суд в случае нарушения санитарного законодательства.
Решая вопрос о взыскании государственной пошлины, суд принимает во внимание, что истец – ТО Управления Роспотребнадзора по РД, исковые требования которого частично удовлетворены, в соответствии с подп. 9 п. 1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по настоящему делу освобождён. Также соответчик Администрация МР «Сергокалинский район» освобождён от уплаты государственной пошлины в соответствии с п.19 п.1 той же статьи.
На основании п. 3 ч.1 ст.333.19, подп.8 п.1 ст.333.20 Налогового кодекса РФ и в соответствии со ст. 114 КАС РФ с ответчика МКДОУ «Детский сад №2 с.Сергокала» Сергокалинского района РД, не освобождённого от уплаты государственной пошлины, подлежит взысканию государственная пошлина в размере 6000 рублей.
Однако в ходе судебного разбирательства представитель ответчика Магомедова Н.К. заявила ходатайство об освобождении МКДОУ «Детский сад №2 с. Сергокала» от уплаты государственной пошлины в связи с тем, что на их лицевом счете отсутствуют какие-либо финансовые средства.
Согласно исследованной в судебном заседании справки, выданной отделом по финансам и налоговым вопросам Администрации МР «Сергокалинский район» усматривается, что на лицевом счете МКДОУ «Детский сад №2 с. Сергокала» Сергокалинского района РД не имеется средств на оплату государственной пошлины.
Согласно ч. 2 ст.333.20 Налогового кодекса РФ суды общей юрисдикции или мировые судьи, исходя из имущественного положения плательщика, вправе освободить его от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым указанными судами или мировыми судьями, либо уменьшить ее размер.
С учётом тяжёлого финансового положения ответчика, суд, в связи с ходатайством последнего, полагает необходимым освободить МКДОУ «Детский сад №2 с. Сергокала» Сергокалинского района РД от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 114, 157, 175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
Административные исковые требования территориального отдела Управления Роспотребнадзора по РД в г. Избербаш к Муниципальному казенному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад №2 с.Сергокала» и Администрации МР «Сергокалинский район» об устранении нарушений требований санитарного законодательства удовлетворить частично.
Признать действия Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №2 с.Сергокала», расположенного по адресу: <адрес>, в части нарушения СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», противоправными.
Обязать Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №2 с.Сергокала» устранить следующие нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства:
- Групповые площадки изолировать друг от друга зелеными насаждениями;
- Оборудовать буфетные в помещениях групповых площадью 3,8 м, оборудовать двухгнездной мойкой с подводкой горячей и холодной воды;
- Обеспечить расстановку кроватей для детей с соблюдением минимальных разрывов от наружных стен, отопительных приборов и т.д. в соответствии с Сан ПиН 2.4.1. 3049-13;
- Обеспечить химическую чистку постельных принадлежностей или камерную дезинфекцию постельных принадлежностей;
- Обеспечить химическую чистку постельных принадлежностей или камерную дезинфекцию постельных принадлежностей;
- Обеспечить полноценным, сбалансированным, разнообразным в соответствии с нормативами питанием детей;
- Приобрести в достаточном количестве индивидуальных шкафчиков. Оборудовать полки для головных уборов в шкафчиках. В спальных обеспечить площадь помещений не менее 1,8 м2 на 1 ребенка в группах для детей младенческого и раннего возраста, 2,0 м2 на 1 ребенка в дошкольных группах (п.4.12,приложение 1 СанПиН 2.4.1.3049-13). Обеспечить площадь помещений на 1 ребенка в игровой не менее 2 м2 на 1 ребенка в дошкольных группах, не менее 2,5 м2 на 1 ребенка в группах для детей младенческого и раннего возраста (п.1.9 СанПиН 2.4.1.3049-13);
- Дополнительно для пищеблока оборудовать разделочный цех. 19.Фактический рацион должен соответствовать примерному двухнедельному меню;
- Представить заключительный акт медицинской комиссии.
Срок для устранения вышеуказанных нарушений установить шесть месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба или апелляционное представление в Верховный суд Республики Дагестан в течение одного месяца со дня принятия решения через районный суд.
Мотивированное решение изготовлено 28 февраля 2019 года, отпечатано в совещательной комнате, первый экземпляр подписан судьей и приобщен к материалам дела.
Судья И.О. Магомедов.