Дело № 2-195/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 июня 2019 года с.Корткерос
Корткеросский районный суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Федотовой М.В., при секретаре Рочевой В.С., с участием прокурора Сердитовой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Корткеросского района, действующего в интересах Макарова Е.А., к администрации муниципального района «Корткеросский» о предоставлении жилого помещения,
установил:
прокурор <адрес> обратился в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах Макарова Е.А., к администрации муниципального района «Корткеросский» (далее Администрация, администрация МР «Корткеросский») об обязании предоставления Макарову Е.А. в <адрес> благоустроенного жилого помещения применительно к условиям населенного пункта, пригодного для постоянного проживания, общей площадью не менее 18 кв.м., отвечающего требованиям санитарного и технического законодательства, и на условиях договора найма специализированного жилого фонда. Требование мотивировано тем, что Макаров Е.А. является лицом из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, который в настоящее время не обеспечен жилым помещением, временно проживает по адресу: <адрес>, а жилое помещение по месту его временной регистрации (<адрес>), признано непригодным для проживания. Макаров Е.А продолжает состоять на учете в администрации как лицо из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащее обеспечению жилым помещением муниципального специализированного жилищного фонда. Каких-либо прав на объекты недвижимого имущества за ним не зарегистрировано; соистец имеет право на получение жилья по указанным основаниям и нуждается в нем.
В судебном заседании прокурор Сердитова М.А. требования поддержала в полном объеме.
Соистец Макаров Е.А., администрация муниципального района «Корткеросский» в судебное заседание не явились, надлежаще извещены о времени и месте рассмотрения дела.
Администрация в отзыве указала о несогласии с иском, ссылалась на то, что поскольку финансирование органов местного самоуправления на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должно осуществляться за счет средств субъекта РФ, т.е. за счет средств бюджета Республики Коми. При этом, администрацией принимаются меры по предоставлению помещений лицам данной категории, в том числе размещены извещения о проведении электронных аукционов на приобретению жилых помещений, по результатам проведения которых Макарову будет предоставлено жилое помещение. Кроме того, в случае удовлетворения иска будут нарушены права иных лиц, состоящих в очереди ранее Макарова.
Суд, с учетом ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.
Заслушав прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что <дата> Макаров Е.А. обратился в прокуратуру <адрес> с заявлением о рассмотрении вопроса по предоставлению ему жилого помещения, указав, что относится к лицам из числа детей-сирот, состоит в администрации района в очереди на получение жилья и проживать ему негде.
Из материалов учетного дела Макаров Е.А. следует, что последний поставлен на учет в администрацию МР «Корткеросский» под номером ХХХ по категории «дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей» с <дата>, что подтверждается запросом соистца от <дата> о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений и постановлением администрации от <дата> ХХХ. В настоящее время Макаров Е.А. состоит на учете в администрации района как лицо из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за номером 61.
Наличие у Макарова Е.А. статуса, как относящегося к детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детям, оставшимся без попечения родителей, а также право на получение государственных гарантий, предусмотренных законодательством РК и РФ, ответчиком не оспаривается.
Жилое помещение, закрепленное за Макаровым Е.А. по адресу: <адрес>, и где соистец имеет регистрацию, сгорело и впоследствии признано непригодным для проживания. В настоящее время Макаров Е.А. временно зарегистрирован у бабушки по адресу: <адрес>.
В силу ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее Закон № 159-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
В соответствии со ст. 1, 2, 7 Закона Республики Коми от 25.12.2015 N 134-РЗ "О некоторых вопросах, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по обеспечению жильем (жилыми помещениями) отдельных категорий граждан" (далее Закон № 134-РЗ), вступившего в силу с 01.01.2016, к отдельным категориям граждан, имеющим право на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем (жилыми помещениями) относятся, в том числе дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным. В соответствии с настоящим Законом жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда обеспечиваются указанные выше граждане, место жительства которых расположено на территории Республики Коми. Жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда предоставляются органами местного самоуправления гражданам, указанным в п. 1 ст. 1 настоящего Закона, включенным в список, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. По письменным запросам лиц, указанных в абз. 1 настоящей части и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в профессиональных образовательных организациях и профессиональных организациях высшего образования либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях. Жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда предоставляются гражданам, указанным в п. 1 ст. 1 настоящего Закона, однократно в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, на территории муниципального образования, органы местного самоуправления которого приняли решение о включении гражданина в список, на основании решений указанных органов местного самоуправления о предоставлении жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным органами местного самоуправления по месту нахождения предоставляемых жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда.
При этом, предоставлением мер социальной поддержки по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии со ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ и ст. 8 Закона N 159-ФЗ наделены органы местного самоуправления муниципальных образований муниципальных районов (городских округов) в Республике Коми (далее - органы местного самоуправления)
Учитывая, что Макаров Е.А. являлся воспитанником ГУ РК «Детский <адрес>» <адрес>, окончил образовательное учреждение и по достижении им возраста 18 лет имеет право на получение благоустроенного жилого помещения в виде отдельной квартиры или жилого дома специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которое соистцом по настоящее время не реализовано.
Довод ответчика в отзыве об отсутствии у муниципального района финансирования на приобретение жилых помещений, не соответствует требованиям закона и не является основанием для отказа в удовлетворении иска, поскольку действующее законодательство не связывает реализацию соответствующих социальных гарантий лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с наличием либо отсутствием денежных средств и источников финансирования.
Исходя из требований ст. 8 Закона № 159-ФЗ предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда указанной категории граждан не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учет, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории, а также от иных условий.
Подтверждено, что Макаров Е.А. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда. Доказательство тому, что он обеспечен жилым помещением в порядке реализации права согласно ст. 8 Закона № 159-ФЗ, материалы дела не содержат.
Согласно п. 4 ст. 8 Закона № 159-ФЗ по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в п. 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
На основании изложенного, на ответчика надлежит возложить обязанность по предоставлению Макарову Е.А. на территории муниципального образования сельского поселения «Корткерос» <адрес> Республики Коми благоустроенное жилое помещение, применительно к условиям населенного пункта, пригодное для постоянного проживания, общей площадью не менее 18 кв. м., отвечающее требованиям санитарного и технического законодательства, на условиях договора найма специализированного жилищного фонда.
Руководствуясь ст. 198 ГПК РФ, суд
решил:
иск прокурора Корткеросского района удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования муниципального района «Корткеросский» предоставить Макарову Е.А., <дата> года рождения, на территории муниципального образования сельского поселения «Корткерос» Корткеросского района Республики Коми благоустроенное жилое помещение, применительно к условиям населенного пункта, пригодное для постоянного проживания, общей площадью не менее 18 кв. м., отвечающее требованиям санитарного и технического законодательства, на условиях договора найма специализированного жилищного фонда.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд РК в течение месяца со дня его принятия через Корткеросский районный суд РК.
Судья Федотова М.В.