Судья: Каленский С.В. № 33-9726/2017
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
26 сентября 2017 года г. Владивосток
Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Федоровой Л.Н.
судей Ильиных Е.А., Дегтяревой Л.Б.
при секретаре Малявиной В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Агаева ФИО13 к Обществу с ограниченной ответственностью «Орион» об оплате лечения, протезирования и компенсации морального вреда
по апелляционному представлению прокурора и
по апелляционным жалобам Агаева Р.М. оглы и ООО «Орион»
на решение Первореченского районного суда г. Владивостока от 29 июня 2017 года, которым исковые требования удовлетворены в части, судом постановлено: взыскать с ООО «Орион» в пользу Агаева Р.М. оглы компенсацию морального вреда в размере 50000 рублей. В удовлетворении остальной части иска отказать. Взыскать с «Орион» в доход местного бюджета госпошлину в размере 300 рублей.
Заслушав доклад судьи Ильиных Е.А., пояснения Агаева Р.М. оглы, представителя ООО «Орион» Штанько Е.В., заключение прокурора Познер И.А., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Агаев Р.М. оглы обратился в суд с названным иском, в обоснование указав, что с 10.04.2014 был трудоустроен в ООО «Орион» в должности боцмана. 28.06.2014 истец находился в путине на рыболовецком судне БМРТН «Янтарь-1», принадлежащем ООО «Орион». Во время траловых работ при постановке трала на воду, при попытке поправить трос на лебедке барабана, истца затянуло на барабан лебедки, в результате чего ... Более суток истец находился в лазарете на судне, ожидая прибытия в больницу. В результате произошедшего, истец стал инвалидом ....
В настоящее время истцу требуется ряд операций по ... затем установлению протеза. По расценкам ФГБК «Санкт-петербургского научно-практического центра медико-социальной экспертизы, протезирования и реабилитации инвалидов им. Г.А. Альбрехта Минтруда России стоимость всех операций обойдется в 3 500 000 рублей.
Принимая во внимание обстоятельства получения травмы на производстве, учитывая причины его получения, тяжесть перенесенных физических и нравственных страданий, длительность предстоящего лечения, особенно нравственные страдания в связи с утратой трудоспособности, истцу нанесен моральный вред, который он оценивает в сумме 50 000 000 рублей.
Просил взыскать с ответчика стоимость лечения в размере 3 500 000 рулей, компенсацию морального вреда 50 000 000 рублей.
В судебном заседании представитель истца настаивал на заявленных требованиях в полном объеме.
Представитель ответчика с исковыми требованиями не согласился, просил отказать в их удовлетворении.
Представитель третьего лица ГУ-Хабаровское региональное отделение фонда социального страхования РФ филиал №7 в письменном отзыве на исковое заявление указало, что обеспечение медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией застрахованного лица осуществляется в строгом соответствии с формами и объемам реабилитации, отраженном в программе реабилитации пострадавшего. Агаев P.M. оглы не обращался с заявлением в филиал №7 для обеспечения его протезом, указанным в программе реабилитации пострадавшего.
Суд вынес указанное решение, с которым не согласились истец, ответчик, ими поданы апелляционные жалобы.
С вынесенным решением также не согласился прокурор, им подано апелляционное представление.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав Агаева Р.М. оглы, представителя ООО «Орион» Штанько Е.В., заключение прокурора Познер И.А., судебная коллегия приходит к выводу, что апелляционная жалоба Агаева Р.М. оглы и представление прокурора Первореченского района г. Владивостока подлежат удовлетворению, а решение суда подлежит изменению по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 1064 ГК РФ, вред, причиненный личности или имуществу гражданина подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Судом установлено, ФИО14 был принят на работу в ООО «Орион» на должность боцмана БМРТК «Янтарь-1». Приказом № 67-л от 18.09.2014 трудовой договор от 07.04.2014 № 52-14 был прекращен 18.09.2014 по основаниям, предусмотренным п.8 ч.1 ст. 77 ТК РФ.
Согласно акту о несчастном случае на производстве, утвержденному ДД.ММ.ГГГГ, 28.06.2014 года работник ООО «Орион» боцман БМРТК «Янтарь-1» Агаев P.M. оглы при проведении палубных работ управлял манипулятором кормовой грузовой лебедки. При намотке стального троса (шкентеля) на барабан (турачку) лебедки произошел перехлест шкентеля. Агаев P.M. оглы, не остановив лебедку, начал поправлять шкентель рукой, в результате .... При указанных обстоятельствах Агаев Р.М. оглы нарушил «Правила техники безопасности на судах Флота рыбной промышленности» п. 3.5.69 Инструкции № 3.5, согласно которому во время работы грузовых механизмов направлять шкентель руками и снимать руку с пускового устройства (манипулятора) запрещается. Грубой неосторожности со стороны пострадавшего не установлено.
Постановлением заместителя руководителя Камчатского следственного отдела на транспорте Дальневосточного следственного управления на транспорте Следственного комитета РФ от 15 сентября 2014 года в возбуждении уголовного дела по результатам проверки сообщения о преступлении по факту получения травмы Агаевым P.M. оглы отказано в связи с отсутствием состава преступления в действиях капитана суда Мосолова И.В.
Согласно медицинского заключения о характере полученных повреждений здоровья в результате несчастного случая на производстве и их степени тяжести, выданного ГБУЗ «Чукотская окружная больница», установлен диагноз: ... Дефект левого плечевого сустава. Степень тяжести повреждения здоровья отнесена к категории «Тяжелая».
Согласно выписке из акта № № освидетельствования в федеральном государственном учреждении медико-социальной экспертизы (к справке серии №) степень утраты профессиональной трудоспособности Агаева Р.М. оглы в связи с несчастным случаем на производстве от 28.06.2014 составляет 80%.
Установив, что Агаев P.M. оглы, согласно заключению медико-социальной экспертизы от 02.03.2017 № 171, нуждается в протезе после вычленения плеча от тела, ремонте протеза по мере износа и по медицинским показаниям, косметической оболочке на протез верхней конечности 4 штуки в год, перчатках,- и имеет право на обеспечение протезно-ортопедическим изделием, согласно программе реабилитации, однако, в отделение фонда социального страхования Агаев P.M. оглы не обращался, своим правом на получение протезов в соответствии с ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» не воспользовался, суд обоснованно отказал истцу в его требованиях взыскании с ООО «Орион» стоимости операций по расценкам ФГБУ «Санкт-Петербургского научно-практического центра медико-социальной экспертизы, протезирования и реабилитации инвалидов им. Г.А.Альбрехта Минтруда России в размере 3 500000 рублей. Решение сторонами в данной части не оспаривается, в связи с чем на основании части 1 статьи 327.1 ГПК РФ не подлежит проверке судом апелляционной инстанции.
Вместе с тем, решение суда о частичном удовлетворении требований Агаева P.M. оглы и взыскании с ООО «Орион» компенсации морального вреда в сумме 50000 рублей, судебная коллегия не может признать обоснованным в силу следующего.
Согласно статье 151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Согласно абзацу 1 статьи 1100 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда вред причинен жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1101 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Кроме того, необходимо учитывать, что согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, данным в Постановлении от 20 декабря 1994 года № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда», под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и тому подобное), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.
Размер компенсации зависит от характера и объема причиненных истцу нравственных или физических страданий, степени вины ответчика в каждом конкретном случае, иных заслуживающих внимания обстоятельств, и не может быть поставлен в зависимость от размера удовлетворенного иска о возмещении материального вреда, убытков и других материальных требований. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Степень нравственных или физических страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий.
Указанные обстоятельства суд при вынесении решения учел не в полном объеме, что на основании пункта 1 части 1 статьи 330 ГПК РФ влечет изменение решения.
Разрешая требования истца о компенсации морального вреда, суд учел тяжесть нанесенного увечья, необходимость длительного лечения, социальные и бытовые трудности, вызванные полученной травмой, а так же те обстоятельства, что Агаевым P.M. оглы были нарушены правила техники безопасности на судах флота рыбной промышленности. Суд так же принял во внимание, что работодателем на основании заявления Агаева P.M. оглы от 03.09.2014 года была оказана материальная и моральная помощь, общая сумма которой составила 691265 рублей и помощь членов экипажа – 153500 рублей.
Вместе с тем, суд не учел, что в действиях Агаева P.M. оглы при обстоятельствах получения травмы отсутствовала грубая неосторожность. А помощь от членов экипажа не являлась выплатой от работодателя.
Исходя из обстоятельств, установленных по делу, имеющихся в деле доказательств, судебная коллегия полагает, что требования Агаева P.M. оглы о компенсации морального вреда подлежат частичному удовлетворению, а доводы апелляционной жалобы ответчика об отсутствии оснований для взыскания компенсации морального вреда не могут быть приняты во внимание.
Истцу в результате несчастного случая на производстве были причинены физические и нравственные страдания, выраженные, в том числе, в длительном лечении, необходимости последующих операций, протезировании, утрате профессиональной трудоспособности (80%), необходимости постоянной помощи в бытовом уходе. С учетом обстоятельств получения травмы, того, что при отсутствии виновных действий работодателя в действиях самого истца отсутствовала должная осторожность и осмотрительность, размера материальной помощи оказанной истцу со стороны работодателя, судебная коллегия приходит к выводу о наличии гражданско-правовых оснований для возложения на ООО «Орион» обязанности по компенсации морального вреда, причиненного Агаеву P.M. оглы, в сумме 200000 рублей.
В силу статьи 103 ГПК РФ суд первой инстанции правомерно взыскал с ответчика расходы по оплате государственной пошлины пропорционально удовлетворённых требований.
Руководствуясь ст.329 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Первореченского районного суда г. Владивостока от 29 июня 2017 года изменить в части размера компенсации морального вреда.
Изложить абзац второй решения в следующей редакции: взыскать с ООО «Орион» в пользу Агаева ФИО15 компенсацию морального вреда в размере 200000 рублей.
В остальной части решение оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО «Орион» - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: