Дело № 2а-119/2019, эл.№2а-119/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п. Черемисиново 25 ноября 2019 года
Черемисиновский районный суд Курской области в составе:
судьи - Кованцевой Л.Ю., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению прокурора Черемисиновского района Курской области действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Покровского сельсовета Черемисиновского района Курской области о признании бездействия Администрации Покровского сельсовета Черемисиновского района Курской области незаконным и понуждении принять меры по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела,
у с т а н о в и л:
Прокурор Черемисиновского района Курской области обратился в Черемисиновский районный суд Курской области с административным иском в защиту интересов неопределенного круга лиц, в котором просит признать незаконным бездействие Администрации Покровского сельсовета Черемисиновского района Курской области незаконным и понуждении принять меры по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела и обязать Администрацию Покровского сельсовета Черемисиновского района Курской области в срок до 01.06.2020 года принять меры к созданию (наделению статусом) специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории муниципального образования.
В обоснование заявления указано, что прокуратурой Черемисиновского района Курской области проведена проверка исполнения требований законодательства о погребении и похоронном деле МО «Покровский сельсовет» Черемисиновского района Курской области, в результате которой установлено, что на территории администрации имеются три открытых общественных кладбища, однако специализированная служба по вопросам похоронного дела не была создана, меры по созданию такой организации муниципальным образованием не принимались, в связи с чем 25.10.2017 года в адрес главы муниципального образования было вынесено представление об устранений нарушений законодательства. До настоящего времени специализированная служба по вопросам похоронного дела на территории муниципального образования не создана, соответствующие конкурсы в целях наделения действующих на территории поселения хозяйствующих субъектов, оказывающих ритуальные услуги, статусом специализированных служб не проводились. Отсутствие таких служб нарушает права неопределенного круга лиц, из числа жителей муниципального образования, поскольку делает невозможным безвозмездное погребение лиц, родственники которых отсутствуют, либо не могут произвести погребение за свой счет, а также трупов, личность которых не установлена, что предусмотрено ФЗ от 12 января 1996 года №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле».
В соответствии с ч. 3 ст. 14 Федерального закона РФ от 06.10.2003 г. N131-ФЗ (ред. от 18.07.2017) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
Законом Курской области от 23.08.2016 №57-ЗКО «О закреплении за сельскими поселениями Курской области отдельных вопросов местного значения», вступившим в законную силу 01.01.2017 года, полномочия по организации ритуальных услуг и содержание мест захоронения делегировано органам местного самоуправления сельских поселений.
Таким образом, в соответствии с п. 22 ч.1 ст. 14 Федерального закона №131-ФЗ к вопросам местного значения сельского поселения относится организация ритуальных услуг и содержанию мест захоронения.
Административный истец – прокурор Черемисиновского района Курской области в адресованном суду заявлении просил рассмотреть дело в порядке упрощенного (письменного) производства.
Административный ответчик - Администрация МО «Покровский сельсовет» Черемисиновского района Курской области в лице главы администрации Рябцева Ю.М., в письменном заявлении не возражал против рассмотрения дела в порядке упрощенного (письменного) производства.
Согласно ч.2 ст.291 КАС РФ, если ходатайство о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства заявлено административным истцом и административный ответчик не возражает против применения такого порядка рассмотрения административного дела, административное дело рассматривается в порядке упрощенного (письменного) производства.
В соответствии с ч.1 ст.292 КАС РФ в порядке упрощенного (письменного) производства административные дела рассматриваются без проведения устного разбирательства. При рассмотрении административного дела в таком порядке судом исследуются только доказательства в письменной форме.
Суд определил рассмотреть дело в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 настоящего кодекса.
Проверив материалы дела, представленные сторонами, суд приходит к следующему:
Из содержания ст. 218 КАС Российской Федерации следует, что прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
В соответствии с ч. 3 ст. 14 Федерального закона РФ от 06.10.2003 г. №131-ФЗ (ред. от 18.07.2017) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п.5 ст1 Закона Курской области от 23 августа 2016 года №57-ЗКО «О закреплении за сельскими поселениями Курской области отдельных вопросов местного значения», к вопросам местного значения сельского поселения относятся, в том числе, и организация ритуальных услуг и содержания мест захоронения.
Согласно п.3 ст.1, ст.17 14 Федерального закона РФ от 06.10.2003 г. №131-ФЗ (ред. от 18.07.2017) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления органов поселения, муниципальных образований и городских округов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений для решения вопросов местного значения.
В соответствии с п. 1 и п.2 ст. 25 Федерального закона РФ от 12.01.1996 года №8-ФЗ (ред. от 07.03.2018) "О погребении и похоронном деле" гарантии осуществления погребения умершего в соответствии с настоящим Федеральным законом реализуются путем организации в Российской Федерации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности. Организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.
В силу ст. 29 указанного Федерального закона №8-ФЗ органы местного самоуправления создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших.
Согласно ст. 9 этого же Федерального закона от 12.01.1996 года №-ФЗ (ред. от 07.03.2018) «О погребении и похоронном деле» установлен гарантированный перечень услуг по погребению, оказываемый гражданам на безвозмездной основе: оформление документов, необходимых для погребения; предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения; перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий); погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом).
Качество предоставляемых услуг должно соответствовать требованиям, устанавливаемым органами местного самоуправления.
Услуги по погребению оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела.
В соответствии с п. 1 ст. 12 Федерального закона №8-ФЗ при отсутствии супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего или при невозможности осуществить ими погребение, а также при отсутствии иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение, погребение умершего на дому, на улице или в ином месте после установления органами внутренних дел его личности осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела в течение трех суток с момента установления причины смерти, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Погребение умерших, личность которых не установлена органами внутренних дел в определенные законодательством Российской Федерации сроки, осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела с согласия указанных органов путем предания земле на определенных для таких случаев участках общественных кладбищ.
Пунктом 3 вышеназванной статьи установлено, что услуги, оказываемые специализированной службой по вопросам похоронного дела при погребении умерших, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, включают: оформление документов, необходимых для погребения; облачение тела; предоставление гроба; перевозку умершего на кладбище (в крематорий); погребение. Стоимость указанных услуг определяется органами местного самоуправления и возмещается в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 9 настоящего Федерального закона.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона №8-ФЗ места погребения могут быть: по принадлежности - государственные, муниципальные; по обычаям - общественные, вероисповедальные, воинские; по историческому и культурному значению - историко-мемориальные.
Согласно п.2 Указа Президента РФ от 29 июня 1996 года №1001 «О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших» органам местного самоуправления предписано выделять специализированным службам по вопросам похоронного дела необходимые средства для оказания на безвозмездной основе и невыполнение которых нарушает права и законные интересы граждан, проживавших на территории соответствующего поселения.
Порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела определяется органами местного самоуправления.
Таким образом, приведенные выше нормы закона, предоставляют гражданам определенные гарантии по погребению, реализация которых осуществляется посредством создания специализированных служб, уполномоченных оказывать услуги по погребению, включенные в гарантированный перечень услуг, на безвозмездной основе и невыполнение которых нарушает права и законные интересы граждан, проживавших на территории соответствующего поселения.
В суде установлено, что на территории МО «Покровский сельсовет» Черемисиновского района Курской области имеются три открытых общественных кладбища, расположенных по адресу: д. Сельский Рогачик, д. Огневка, д. Удеревка.
В соответствии с п.18 ст.3 Устава муниципального образования «Покровский сельсовет» Черемисиновского района Курской области администрация Покровского сельсовета – орган местного самоуправления к вопросам местного значения относятся - организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
25.10.2017 г. прокурором в адрес главы муниципального образования по результатам проведенной проверки внесено представление об устранении нарушений законодательства о погребении и похоронном деле.
До настоящего времени администрацией муниципального образования требования указанного представления не исполнены, мер к созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела органами местного самоуправления «Петровский сельсовет» не принято, как и не принято мер к наделению таковым статусом хозяйствующих субъектов, оказывающих гражданам гарантированные законом ритуальные услуги на территории муниципального образования.
В ходе рассмотрения дела административным ответчиком не представлено доказательств, подтверждающих, что органом местного самоуправления поселения были предприняты необходимые меры к реализации прав и гарантий неопределенного круга лиц на получение гарантированного перечня услуг по погребению, в том числе приняты соответствующие правовые акты, регламентирующие реализацию права граждан на получение гарантированного законом перечня услуг по погребению, то есть созданы условия, при которых гражданам обеспечивается предоставление этих услуг, а это возможно как силами специально учреждаемых муниципальных организаций, так и путем привлечения и стимулирования хозяйствующих субъектов немуниципальной формы собственности..
Отсутствие подобной специализированной службы, действующей на территории муниципального образования нарушает права жителей этого муниципального образования, круг которых не определен, на получение на безвозмездной основе гарантированного перечня ритуальных услуг по погребению, на выбор исполнителя таких услуг.
При таких обстоятельствах судом установлено, что администрация муниципального образования «Петровский сельсовет» Черемисиновского района Курской области не исполняет установленную законом обязанность по организации специализированной службы по вопросам похоронного дела, что приводит к нарушению прав неопределенного круга лиц.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
С учетом изложенного суд приходит к выводу об удовлетворении заявленного административного иска в полном объеме.
Согласно ч. 2 ст.178 КАС РФ, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
В соответствии с положениями ст. 227 КАС РФ, при отсутствии возражений административного ответчика, суд считает срок для исполнения решения, указанный прокурором Черемисиновского района, то есть до 01 июня 2020 года, достаточным.
Согласно п.19 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь ст.ст.175-181, 227-228 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление прокурора Черемисиновского района Курской области действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Покровского сельсовета Черемисиновского района Курской области о признании бездействия Администрации Покровского сельсовета Черемисиновского района Курской области незаконным и понуждении принять меры по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела- удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации МО «Покровский сельсовет» Черемисиновского района Курской области, выразившееся в непринятии мер по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории МО «Покровский сельсовет» Черемисиновского района Курской области.
Обязать Администрацию МО «Покровский сельсовет» Черемисиновского района Курской области в срок до 01 июня 2020 года принять меры к созданию (наделению статусом) специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории муниципального образования.
Решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, может быть обжаловано в апелляционном порядке в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле копии настоящего решения.
Судья Л.Ю. Кованцева