Дело № 12-46/2019
Р Е Ш Е Н И Е
пгт. Кировский 03 сентября 2019 года
Судья Кировского районного суда Приморского края Жарова Т.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Мельника Е.А. на постановление мирового судьи судебного участка № 72 Кировского судебного района Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ, которым Мельник Е.А., <данные изъяты>, признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.9 КоАП РФ и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере пяти тысяч рублей,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением мирового судьи судебного участка № 72 Кировского судебного района Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ Мельник Е.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.9 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 5000 рублей.
При этом, судьей установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в 22 ч. 50 мин. Мельник Е.А. не выполнил законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения.
С указанным постановлением Мельник Е.А. не согласился, указав в жалобе, что в наркотическом опьянении он не находился, наркотики не употреблял, оснований для освидетельствования не имелось. Просит постановление мирового судьи признать незаконным и отменить, дело прекратить.
В судебное заседание лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Мельник Е.А. не явился, о дне рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом просил дело рассмотреть без его участия.
Изучив доводы жалобы, заслушав объяснения участвующих в судебном заседании лиц, исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.
Согласно ст.40 Федерального закона от 08.01.1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" в Российской Федерации запрещается потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ.
В соответствии с ч.1 ст.44 названного закона лицо, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что оно больно наркоманией, находится в состоянии наркотического опьянения либо потребило наркотическое средство или психотропное вещество без назначения врача либо новое потенциально опасное психоактивное вещество, может быть направлено на медицинское освидетельствование.
Право направлять и (или) доставлять на медицинское освидетельствование в соответствующие медицинские организации граждан для определения наличия в организме алкоголя или наркотических средств, если результат освидетельствования необходим, в частности, для подтверждения либо опровержения факта совершения административного правонарушения в силу п.14 ч.1 ст.13 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" предоставлено сотрудникам полиции.
Согласно ч.1, 2 ст.27.12.1 КоАП РФ лица, совершившие административные правонарушения (за исключением лиц, указанных в ч.1 и 1.1. ст.27.12 настоящего Кодекса), в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии опьянения, подлежат направлению на медицинское освидетельствование на состояние опьянения. Направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения лиц, указанных в ч.1 настоящей статьи, производится в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии со ст.28.2 настоящего Кодекса.
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 18 декабря 2015 года N 933н утвержден Порядок проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического).
Подпунктом 2 п.5 Порядка проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического), утвержденного Приказом Минздрава России от 18.12.2015 N 933н, (далее – Порядок) определено, что медицинское освидетельствование проводится, в частности, в отношении лиц, совершивших административные правонарушение.
Согласно протокола об административном правонарушении ДД.ММ.ГГГГ в 22 часа 50 минут по адресу : <адрес> при проведении медосвидетельствования гр. Мельник Е.А. отказался от прохождения. Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ в 22 часа 50 минут уполномоченным должностным лицом МО МВД РФ «Лесозаводский» вынесен протокол о направлении Мельника Е.А. на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, в котором указано, что основанием для направления на медицинское освидетельствование является наличие достаточных оснований полагать, что лицо находится в состоянии опьянения.
В ходе рассмотрения дела мировой судья пришел к выводу, что у сотрудников ОП№17 имелись достаточные основания полагать, что Мельник Е.А. потребил наркотические средства и его вина в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.6.9 КоАП РФ, доказана полностью и подтверждается материалами дела.
Вместе с тем, мировым судьей не учтено следующее.
Ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ устанавливает, что в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
По смыслу ст. ст. 1.5, 2.1, 28.2 КоАП РФ указание в протоколе об административном правонарушении на событие правонарушения предполагает описание фактических обстоятельств совершенных противоправных действий (бездействия), обеспечивающее возможность установления признаков состава административного правонарушения.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ст. 6.9 ч. 1 КоАП РФ состоит в невыполнение законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения гражданином, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что он потребил наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо новые потенциально опасные психоактивные вещества.
По смыслу закона административная ответственность по ч.1 ст.6.9. КоАП РФ наступает при наличии следующих обязательных условий: лицо отказалось от прохождения медицинского освидетельствования именно на состояние опьянения; требование уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения должно быть законным; требование должно быть предъявлено гражданину, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что он потребил наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо новые потенциально опасные психоактивные вещества.
Вместе с тем, в протоколе об административном правонарушении не содержится описание объективной стороны, не содержится сведений о том, что Мельник не выполнил законные требования уполномоченного лица о прохождении медицинского освидетельствования именно на состояние опьянения, что исключает возможность вынесения постановления на основании данного протокола.
Кроме того, информация, имеющаяся в материалах административного дела, которая бы указывала на достаточность оснований полагать, что Мельник Е.А. находится в состоянии опьянения, противоречива. Так в протоколе о направлении на медицинское освидетельствование, не указан ни один из признаков опьянения, предусмотренных п.6 Порядка, при наличии которых возникают основания полагать, что лицо находится в состоянии опьянения. Из рапорта командира отделения ВОВ ППСП МОМВД РФ «Лесозаводский» Корж А.В., при задержании, Мельник Е.А. вел себя неадекватно и агрессивно, его поведение не соответствовало обстановке.
Вместе с тем, критерии, при наличии которых имеются достаточные основания полагать, что лицо, совершившее административное правонарушение, находится в состоянии опьянения и подлежит направлению на медицинское освидетельствование, установлены п.6 Порядка. К их числу относятся: запах алкоголя изо рта; неустойчивость позы и шаткость походки; нарушение речи; резкое изменение окраски кожных покровов лица.
Неадекватность поведения, в том числе сопровождающаяся нарушением общественных норм, демонстративными реакциями, попытками диссимуляции, является клиническим признаком опьянения указанным разделе I «Изменения психической деятельности» Приложение N 2 к Порядку проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического).
При этом, понятия критериев, при наличии которых лицо подлежит направлению на медицинское освидетельствование, и клинических признаков опьянения не равнозначны. Наличие у лица клинических признаков не является самостоятельным и достаточным основанием для направления его на медицинское освидетельствование на состояние наркотического опьянения.
В соответствии с частями 3, 4 ст.27.12.1 КоАП РФ о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения составляется соответствующий протокол. В протоколе о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения указываются, в том числе, дата, время, основания направления на медицинское освидетельствование. При этом ни один из критериев, указанных в п.6 Порядка (запах алкоголя изо рта; неустойчивость позы и шаткость походки; нарушение речи; резкое изменение окраски кожных покровов лица), в протоколе от ДД.ММ.ГГГГ не приводится, в связи с чем он не может быть признан соответствующим требованиям действующего законодательства.
При таких обстоятельствах направление Мельника А.Е. на медицинское освидетельствование нельзя признать законным в связи с отсутствием критериев, предусмотренных п.6 Порядка, дающих достаточные основания полагать, что лицо, совершившее административное правонарушение, находится в состоянии опьянения. Соответственно, отказ от выполнения такого требования не влечет за собой административную ответственность по ч.1 ст.6.9. КоАП РФ, в связи чем с суд приходит к выводу об отсутствии данного состава административного правонарушения в действиях Мельника А.Е.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно положениям ст. 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
При таких обстоятельствах, постановление мирового судьи подлежит отмене, а производство по делу прекращению на основании ст. 24.5 ч. 2 КоАП РФ в связи с отсутствие в действиях Мельника Е.А. состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6 - 30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л:
░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 72 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 72 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.1 ░░.6.9 ░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 5000 ░░░░░░, – ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░. 24.5 ░. 2 ░░░░ ░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░