Судья Манжикова Т.П. дело № 33а-413/2020
дело № 2а-502/2020
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
18 июня 2020 г. г. Элиста
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе:
председательствующего Лиджеевой Л.Л.,
судей Кутлановой Л.М., Панасенко Г.В.,
при секретаре Манжиковой А.Э.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Ряховского А.В. к Министерству по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия о признании незаконным отказа во включении в Сводный список граждан-участников программы по обеспечению жильём по апелляционной жалобе представителя административного истца Убушиева С.В. на решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 20 февраля 2020 г.
Заслушав доклад судьи Панасенко Г.В., объяснения административного истца Ряховского А.В. и его представителя Убушиева С.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Ряховский А.В. обратился в суд с указанным административным иском к Министерству по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия (далее – Министерство), мотивируя следующим.
Решением администрации Троицкого сельского муниципального образования Республики Калмыкия (далее – Троицкое СМО Республики Калмыкия) от 15 марта 2019 г. № 1 он признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, как инвалид Чернобыльской АЭС, с учетом подписания им обязательства о безвозмездном отчуждении в муниципальную собственность находящейся у него 1/2 доли в праве собственности на квартиру, площадью (данные изъяты) кв.м., и земельный участок, площадью (данные изъяты) кв.м., расположенные по адресу: (данные изъяты).
22 марта 2019 г. он обратился в орган местного самоуправления с заявлением о включении в состав участников основного мероприятия государственной программы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством».
30 августа 2019 г. Министерством по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия проведена проверка представленных органами местного самоуправления списков граждан-участников ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильём и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».
Согласно выписке из протокола заседания указанной комиссии № 96/2 от 30 августа 2019 г. рекомендовано не включать его в Сводный список граждан-участников указанной ведомственной целевой программы на 2020 г. по Республике Калмыкия.
Ссылаясь на положения статьи 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-I «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», пункт 16 (2) Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. № 153, ввиду предоставления им обязательства о безвозмездном отчуждении в муниципальную собственность принадлежащего ему жилья считает действия административного ответчика незаконными и нарушающими его право на получение жилищного сертификата.
Просил признать незаконными действия Министерства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия по невключению его в Сводный список граждан-участников ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильём и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации»; возложить на административного ответчика обязанность включить его в указанный список.
В судебное заседание административный истец Ряховский А.В., извещенный о времени и месте рассмотрения дела, не явился.
Представитель административного истца Убушиев С.В. заявленные требования поддержал по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика – Министерства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился.
На основании статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суд признал возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 20 февраля 2020 г. в удовлетворении административных исковых требований Ряховского А.В. к Министерству по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия о признании незаконным решения Межведомственной комиссии по вопросам реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» об отказе во включении в Сводный список граждан-участников ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате коммунальных услуг» и государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» и возложении обязанности включить в указанный список отказано.
В апелляционной жалобе представитель административного истца Убушиев С.В. просит отменить решение суда и принять новое решение об удовлетворении заявленных административных исковых требований. В обоснование жалобы указал, что суд первой инстанции необоснованно не принял во внимание то, что Ряховский А.В., как лицо, подвергшееся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, решением органа местного самоуправления признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, и им подписано обязательство о безвозмездном отчуждении находящегося у него на праве собственности жилого помещения в муниципальную собственность, в связи с чем он имеет право на получение жилищного сертификата в рамках государственной программы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции руководствовался положениями Жилищного кодекса Российской Федерации, Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-I «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. № 153, и исходил из отсутствия правовых оснований для включения Ряховского А.В. в Сводный список граждан-участников ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильём и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», поскольку последний обеспечен жилым помещением выше учетной нормы. Указанное жилое помещение находится в общей долевой собственности административного истца и Р., при этом, фактическое выделение долей в натуре не производилось.
С указанными выводами суда первой инстанции следует согласиться.
Положения части 1 статьи 218 КАС РФ предоставляют гражданину право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если он полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов.
Согласно части 9 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Как видно из материалов дела, Ряховский А.В. является инвалидом второй группы в связи с аварией на Чернобыльской АЭС и соответственно имеет право на компенсацию и льготы, установленные Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-I «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Решением Целинного районного суда Республики Калмыкия от 14 августа 2018 г., вступившим в законную силу 18 сентября 2018 г., за Ряховским А.В. и Р. признано право общей долевой собственности (по 1/2 доли) на жилое помещение, расположенное по адресу: (данные изъяты).
Выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 28 января 2020 г. подтверждается, что Ряховскому А.В. принадлежит доля (46 кв.м.) в праве общей долевой собственности на данное жилое помещение.
Решением Собрания депутатов Троицкого СМО РК второго созыва № 135 от 6 марта 2007 г. установлена норма общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, в размере 18 кв.м. на 1 человека.
15 марта 2019 г. Ряховским А.В. подписано обязательство о безвозмездном отчуждении 1/2 доли в праве общей долевой собственности на квартиру, площадью 92 кв.м., расположенную по вышеуказанному адресу.
В этот же день решением администрации Троицкого СМО РК № 1 он признан нуждающимся в улучшении жилищных условий.
22 марта 2019 г. Ряховский А.В. обратился в администрацию Троицкого СМО РК с заявлением о включении его в состав участников основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством».
Министерством по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия проведена проверка представленных органами местного самоуправления списков граждан-участников ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильём и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации». По результатам проверки 30 августа 2019 г. принято решение о не включении Ряховского А.В. в Сводный список граждан-участников названной целевой программы
Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусмотрены меры социальной поддержки для граждан, получивших или перенесших лучевую болезнь, другие заболевания, и инвалидов вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1050 утверждена государственная программа Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».
Формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты для приобретения жилого помещения, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Выпуск и реализация государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» осуществляется в порядке, установленном Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. № 153.
В соответствие с пунктом 2 Правил – участие в подпрограмме добровольное, по желанию соответствующей категории граждан.
Согласно подпункту «е» пункта 5 Правил право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют следующие категории граждан Российской Федерации (далее – граждане): граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении «Маяк», и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17 и 22 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Федеральным законом от 26 ноября 1998 г. № 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 г. на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» и постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2123-1 «О распространении действия Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на граждан из подразделений особого риска».
Согласно пункту 19 Правил, изъявив желание участвовать в подпрограмме и улучшить свои жилищные условия с помощью жилищного сертификата – путем получения субсидии для приобретения жилья, гражданин соглашается со всеми ее условиями.
Пунктом 16 Правил предусмотрено, что норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты устанавливается в следующем размере: 33 кв. м – для одиноко проживающего гражданина; 42 кв. м – на семью из 2 человек; по 18 кв.м на каждого члена семьи при численности семьи 3 человека и более.
На основании пункта 16.2 Правил право на получение сертификата предоставляется гражданину – участнику ведомственной целевой программы только в случае, если определенный в порядке, указанном в настоящем пункте, норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты составляет не менее 18 кв.м. В остальных случаях выдача сертификата гражданину – участнику ведомственной целевой программы возможна при условии подписания указанным гражданином и всеми совершеннолетними членами его семьи обязательства о расторжении договора социального найма жилого помещения и об освобождении занимаемого жилого помещения (для граждан, проживающих в жилом помещении, находящемся в государственном или муниципальном жилищном фонде) или обязательства о безвозмездном отчуждении находящегося в собственности указанных граждан жилого помещения (жилых помещений) в государственную или муниципальную собственность. При этом отчуждение жилого дома (части жилого дома) осуществляется вместе с земельным участком, занятым указанным жилым домом (частью жилого дома) и необходимым для его использования.
Подпунктом «ж» пункта 44 указанных Правил предусмотрено, что для получения сертификата гражданин – участник подпрограммы представляет обязательство о расторжении договора социального найма жилого помещения (найма специализированного жилого помещения) и об освобождении занимаемого жилого помещения либо о безвозмездном отчуждении находящегося в собственности жилого помещения (жилых помещений) в государственную (муниципальную) собственность.
Таким образом, по смыслу вышеизложенных правовых норм обязательным условием для предоставления жилищного сертификата является отсутствие у заявителя жилого помещения площадью не менее 18 кв.м., а при наличии в собственности такого помещения, безвозмездное его отчуждение в государственную (муниципальную) собственность. То есть действующим законодательством, регулирующим спорные правоотношения, не предусмотрен механизм предоставления социальной выплаты без осуществления сдачи жилого помещения, принадлежащего на праве собственности гражданину и (или) членам его семьи, которые проживают совместно с ним.
Жилищный кодекс Российской Федерации объектами жилищных прав признает жилые помещения, то есть изолированные помещения, которые являются недвижимым имуществом и пригодны для постоянного проживания граждан, а именно отвечают установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (части 1 и 2 статьи 15), и относит к жилым помещениям жилой дом, часть жилого дома, квартиру, часть квартиры, комнату (часть 1 статьи 16).
Доля в праве общей долевой собственности на квартиру не может рассматриваться в качестве самостоятельного объекта жилищных прав.
Принимая во внимание, что Ряховский А.В. обеспечен жилым помещением выше учетной нормы, им дано обязательство о безвозмездном отчуждении 1/2 доли квартиры, находящейся в общей долевой собственности, выдел которой до настоящего времени не производился, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о законности оспариваемого решения Министерства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия и отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований административного истца.
Данный вывод суда мотивирован, подтвержден доказательствами, имеющимися в материалах дела и приведенными в решении суда. Оснований для признания их неправильными судебной коллегией не установлено.
Ссылка административного истца на отсутствие у Министерства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия полномочий по формированию Сводного списка граждан-участников ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильём и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» несостоятельна.
Так, в соответствии с подпунктом «б» пункта 18 указанных выше Правил выдача сертификатов в рамках реализации мероприятия по обеспечению жильем гражданам, указанным в подпункте «е» пункта 5 настоящих Правил, осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого указанные граждане состоят в органе местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
В силу пункта 21 Правил указанные органы осуществляют проверку документов, представленных гражданами. По результатам проверки принимается решение о признании либо об отказе в признании гражданина участником ведомственной целевой программы.
Согласно Положению о Министерстве по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия, утвержденного постановлением Правительства Республики Калмыкия от 8 ноября 2010 г. № 338 Министерство является органом исполнительной власти Республики Калмыкия, осуществляющим функции по участию в выработке и реализации государственной политики Республики Калмыкия, нормативно-правовому регулированию, управлению государственным имуществом, оказанию государственных услуг, контролю и надзору в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, транспортного комплекса, включающего в себя железнодорожный, воздушный, автомобильный, морской, внутренний водный транспорт, инфраструктуру транспорта, дорожного хозяйства Республики Калмыкия (пункт 1 Положения).
Министерство участвует в пределах полномочий в реализации на территории Республики Калмыкия государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (пункт 4.3.2 Положения).
Учитывая изложенное, обжалуемое по настоящему делу решение Министерства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия является законным, принятым указанным государственным органом в рамках предоставленных ему полномочий.
По существу доводы апелляционной жалобы направлены на иную оценку собранных по делу доказательств, которым суд в их совокупности дал надлежащую оценку. Юридически значимые обстоятельства по делу установлены правильно, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Руководствуясь статьями 308 - 311 КАС РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 20 февраля 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя административного истца Убушиева С.В. – без удовлетворения.
Председательствующий Л.Л. Лиджеева
Судьи Л.М. Кутланова
Г.В. Панасенко