Решение по делу № 2-3928/2017 от 19.07.2017

Дело № 2-3928/2017                                    

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

02 ноября 2017 г.     г. Чебоксары

Московский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики

под председательством судьи Яковлева А.Ю.,

при секретаре судебного заседания Афанасьевой Ю.В.,

с участием представителя заявителя администрации г. Чебоксары Андреевой О.В., действующей по доверенности,

судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП по ЧР Степанова Е.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании заявление администрации г. Чебоксары к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Чувашской Республике об освобождении от исполнительского сбора,

у с т а н о в и л:

администрация г. Чебоксары обратилась в суд с иском к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Чувашской Республике об освобождении от исполнительского сбора, взыскиваемого на основании постановления судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству -ИП, указав, что судебным приставом - исполнителем в рамках исполнения постановления возбуждено исполнительное производство -ИП, которым возложена обязанность на администрацию г. Чебоксары предоставить жилье взыскателю Яковлеву М.В.

Должником заявление мотивировано отсутствием у истца специализированного жилого фонда. Кроме того, просрочка срока добровольного исполнения вызвана невозможностью должника повлиять на распределение из республиканского бюджета денежных средств для исполнения требований исполнительных документов, которое осуществляется в соответствии со статьями 19, 20 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», части 3 статьи 11 Закона Чувашской Республики «О регулировании жилищных отношений», согласно которым полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным Федеральным законом № 131-ФЗ к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления, в данном случае - государственными полномочиями Чувашской Республики, и их реализация обеспечивается за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики. В этой связи обязанность администрации г. Чебоксары по предоставлению истцу благоустроенного жилого помещения должна исполняться за счет средств республиканского бюджета, выделяемых на финансирование расходов, связанных с реализацией льгот, предусмотренных Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Бюджетный кодекс Российской Федерации (ст. 86) устанавливает, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации. Такой порядок является обязательным во всех случаях. Расходные обязательства, связанные с предоставлением жилья лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на условиях специализированного найма и возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему государственных полномочий, должны исполняться за счет субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации и в пределах материальных средств, передаваемых органам местного самоуправления. Между тем, финансирование истца за счет субвенций, специально предоставленных из бюджета Чувашской Республики, исполнялось с задержкой соответствующими бюджетными органами. Кроме того, наличие денежных не освобождает истца от соблюдения требований Федерального закона № 44-ФЗ от 05 апреля 2013 г. "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", который обязывает соблюдение сроков проведения электронного аукциона, заключения контракта по результатам электронного аукциона.

Истцом как должником соблюдены требования Федерального закона № 44-ФЗ от 05 апреля 2013 г.: в настоящее время заключен муниципальный контракт на приобретение жилых помещений сиротам, которым по независящим от истца причинам окончание строительства дома определено до ДД.ММ.ГГГГ. Действия истца подтверждают отсутствие его вины в несоблюдении срока. Возложение дополнительной ответственности в виде исполнительского сбора ещё более усугубляет финансовое положение должника.

В судебном заседании представитель административного истца Администрации г. Чебоксары Андреева О.В. поддержала заявленные требования.

Представитель ответчика Управления Федеральной службы судебных приставов по Чувашской республике судебный пристав-исполнитель Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Степанов Е.Ю. иск не признал, просил отказать в удовлетворении заявленных требований по основаниям, указанным в письменном отзыве.

Заслушав лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, суд удовлетворяет исковые требования по следующим основаниям.

Согласно ст. 112 Федерального закона Российской Федерации «Об исполнительном производстве» в случае неисполнения должником исполнительного документа без уважительных причин в срок, установленный для добровольного исполнения указанного документа, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании с него исполнительского сбора в размере семи процентов от взыскиваемой суммы или стоимости имущества должника, но не менее пяти тысяч рублей с должника-гражданина и пятидесяти тысяч рублей с должника-организации.

Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 № 13-П, взыскание исполнительского сбора производится, если исполнительный документ в установленный срок не исполнен должником без уважительных причин, под которыми необходимо понимать чрезвычайные, объективно непредотвратимые обстоятельства и другие непредвиденные, непреодолимые препятствия, находящиеся вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения требований исполнительного документа.

В соответствии со статьями 19, 20 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», части 3 статьи 11 Закона Чувашской Республики «О регулировании жилищных отношений», согласно которым полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным Федеральным законом № 131-ФЗ к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления, в данном случае - государственными полномочиями Чувашской Республики, и их реализация обеспечивается за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики.

Бюджетный кодекс Российской Федерации (ст. 86) устанавливает, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации. Такой порядок является обязательным во всех случаях.

Расходные обязательства, связанные с предоставлением жилья лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на условиях специализированного найма и возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему государственных полномочий, должны исполняться, с одной стороны, за счет субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации, с другой - лишь в пределах материальных средств, передаваемых органам местного самоуправления.

В соответствии со статьей 23.1 Закона Чувашской Республики от 17.10.2005 № 42 "О регулировании жилищных отношений" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (далее также - жилые помещения) в порядке, установленном Кабинетом Министров Чувашской Республики.

Предоставление средств на такие цели предусмотрены постановлением Кабинета Министров ЧР от 09.12.2010 № 414 (ред. от 10.07.2013) "Об утверждении Правил предоставления средств из республиканского бюджета Чувашской Республики на обеспечение жилыми помещениями по договорам социального найма категорий граждан, указанных в пункте 3 части 1 статьи 11 Закона Чувашской Республики "О регулировании жилищных отношений" и состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях" (п.2.1, 2.2).

Согласно закону Чувашской Республики от 30.11.2006 № 55 "О наделении органов местного самоуправления в Чувашской Республике отдельными государственными полномочиями" органы местного самоуправления наделены на неограниченный срок государственными полномочиями Чувашской Республики, в том числе обеспечение благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (п.10 ч.1 ст. 1)

На основании указанных норм суд приходит к выводу, что в этой связи обязанность администрации г. Чебоксары по предоставлению взыскателю благоустроенного жилого помещения должна исполняться за счет средств республиканского бюджета, выделяемых на финансирование расходов, связанных с реализацией льгот, предусмотренных Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» во взаимосвязи с Законом Чувашской Республики от 17.10.2005 № 42 "О регулировании жилищных отношений".

Представленные суду материалы подтверждают исполнение администрацией г. Чебоксары обязательств, возложенных на неё исполнительным документом, добросовестно, с соблюдением иных норм права (статьи 59, 63 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ), обязывающих должника соблюдению контрактной формы заключения договора на приобретение специализированного жилого помещения.

Из объяснений представителя истца следует, что в настоящее время заключен муниципальный контракт на приобретение жилых помещений сиротам.

Согласно исполнительным документам, судом на истца (администрацию г. Чебоксары) возложена обязанность представить жилое помещение Яковлеву М.В. по договору социального найма по установленным нормам.

Cторонами не оспаривается возбуждение судебным приставом-исполнителем ДД.ММ.ГГГГ в отношении должника, администрации г. Чебоксары, исполнительного производства по представлению взыскателю Яковлеву М.В. жилого помещения -ИП.

Из представленных материалов исполнительного производства усматривается, что также не оспаривается истцом, им не исполнены требования исполнительного документа в предоставленный для добровольного исполнения срок.

Администрация г. Чебоксары не оспаривает правомерность возбуждения исполнительного производства, своевременное получение постановлений о возбуждении исполнительного производства и её предупреждение о взыскании с неё исполнительского сбора в размере 50000,00 руб. как с должника-организации в случае неисполнения без уважительных причин требований исполнительного документа в установленный срок – 5 дней, не исполнение до настоящего времени требований исполнительных документов в отношении взыскателей.

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30.07.2001 г. №13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такому рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).

В силу пункта 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (п. 2 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации).

По смыслу приведенных норм, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.

Истцом суду представлены доказательства, подтверждающие, что им совершены ряд действий для исполнения решения суда, требований исполнительного документа, с соблюдением той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения требований исполнительного документа.

Суд также учитывает, что для исполнения решений судов администрации требовалось проведение дополнительных мероприятий, связанных с объявлением торгов.

Невозможность исполнение указанных требований побудило истцу обратиться в суд, принявший решение, об отсрочке исполнения решения суда.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ решение Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ отменено с принятием по делу нового определения, вступившего в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, которым предоставлено администрации г. Чебоксары Чувашской Республики отсрочку исполнения апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ на срок по ДД.ММ.ГГГГ включительно.

По мнению суда, указанные обстоятельства являются исключительными, на основании которых должник подлежит освобождению от исполнительского сбора в соответствии со статьей 112 Федерального закона Российской Федерации от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".

Тем более Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 30 июля 2001 г. № 13-П указал, что установленный Федеральным законом размер взыскания (семь процентов от взыскиваемой суммы) представляет собой лишь допустимый его максимум, верхнюю границу, и с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств может быть снижен либо освобожден от такой ответственности правоприменителем.

С учетом изложенного, суд удовлетворяет иск в полном объёме.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

освободить администрацию г. Чебоксары от исполнительского сбора 50000,00 руб. по постановлению судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ в рамках исполнительного производства -ИП, возбужденного ДД.ММ.ГГГГ в отношении взыскателя Яковлева М.В.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Чувашской Республики в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме через Московский районный суд г. Чебоксары.

Председательствующий: судья     А.Ю. Яковлев

Мотивированное решение изготовлено: 07 ноября 2017 года.

2-3928/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
Администрация г. Чебоксары
Ответчики
Управление Федеральной службы судебных приставов по Чувашской Республике
Другие
Судебный пристав-исполнитель Межрайонного отдела суденбных приставов по исполнению особых исполнительных производств Сте
Яковлев М.В.
Суд
Московский районный суд г. Чебоксары
Дело на странице суда
moskovsky.chv.sudrf.ru
19.07.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.07.2017Передача материалов судье
24.07.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.07.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.07.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.08.2017Судебное заседание
13.09.2017Судебное заседание
12.10.2017Судебное заседание
02.11.2017Судебное заседание
07.12.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.12.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.12.2017Дело оформлено
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее