Дело № 2-2077/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Резолютивная часть решения вынесена и оглашена 30 августа 2017 года.
Мотивированное решение составлено 01 сентября 2017 года.
г. Ступино Московской области 30 августа 2017 года
Ступинский городской суд Московской области в составе председательствующего федерального судьи Есина Е.В. при секретаре Абесламидзе Л.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Карпова Максима Александровича к администрации городского поселения Ступино Ступинского муниципального района Московской области и администрации Ступинского муниципального района Московской области о признании недействительным отказа в заключении договора социального найма жилого помещения, об обязании заключить договор социального найма на жилое помещение,
УСТАНОВИЛ:
Карпов М.А. обратился в Ступинский городской суд Московской области с исковым заявлением к администрации городского поселения Ступино Ступинского муниципального района Московской области и администрации Ступинского муниципального района Московской области о признании недействительным отказа в заключении договора социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>; об обязании заключить с ним договор социального найма на жилое помещение, расположенное по указанному адресу.
Свои требования истец Карпов М.А. обосновывает тем, что 28.04.2009 года между ним и администрацией городского поселения Ступино Ступинского муниципального района Московской области заключен договор найма служебного жилого помещения, согласно которому ему и членам его семьи за плату во владение и пользование было передано жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. В 2010 и 2014 годах решением общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации городского поселения Ступино Ступинского муниципального района Московской области было отказано в снятии статуса «служебного» с указанного жилого помещения. В 2017 году на его письменное обращение получен аналогичный ответ. При этом предоставленная ему квартира не внесена в государственный реестр в качестве служебного жилого помещения. Таким образом, это жилое помещение не может использоваться как служебное. Он лишён возможности приватизировать занимаемое жилое помещение.
Истец Карпов М.А. в судебном заседании подтвердил изложенные в исковом заявлении обстоятельства и доводы, поддержал исковые требования и просил их удовлетворить.
Представитель ответчика администрации городского поселения Ступино Ступинского муниципального района Московской области – Гордеев Д.А. и представитель ответчика администрации Ступинского муниципального района Московской области – Гончаренко К.Ю., действующие на основании доверенностей, в судебном заседании исковые требования не признали, и просили суд исковое заявление оставить без удовлетворения.
Суд, выслушав объяснения и доводы сторон, проверив и исследовав материалы гражданского дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, не находит правовых оснований для удовлетворения исковых требований в силу нижеследующего.
В соответствии со ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе, служебные жилые помещения. В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма, предусмотренным настоящим разделом.
Согласно ст. 93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Статьёй 99 ЖК РФ предусмотрено, что специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования.
Специализированные жилые помещения предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
Исходя из положений ст. 100 ЖК РФ, по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона – собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне – гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем.
Договор найма специализированного жилого помещения заключается в письменной форме, на основании решения о предоставлении такого помещения.
В договоре найма специализированного жилого помещения определяются предмет договора, права и обязанности сторон по пользованию специализированным жилым помещением, указываются члены семьи нанимателя.
На основании ст. 104 ЖК РФ служебные жилые помещения предоставляются гражданам в виде жилого дома, отдельной квартиры.
Категории граждан, которым предоставляются служебные жилые помещения, устанавливаются, в том числе, органом местного самоуправления – в муниципальном жилищном фонде.
Договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности РФ, государственной должности субъекта РФ или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности РФ, государственной должности субъекта РФ или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
Как установлено судом и следует из материалов дела, на основании постановления главы Ступинского муниципального района Московской области от 23.01.2009 года № 231-п жилое помещение – трёхкомнатная квартира общей площадью 72,4 кв. м., жилой площадью 47,6 кв. м., расположенная по адресу: <адрес>, включена в специализированный жилищный фонд и отнесена к «служебным» жилым помещениям специализированного жилищного фонда (л. д. 15).
На основании постановления главы Ступинского муниципального района Московской области от 23.01.2009 года № 232-п указанное служебное жилое помещение предоставлено истцу Карпову М.А., работающему в МУП «ПТО ЖКХ» Ступинского муниципального района, и членам его семьи (л. д. 16, 17).
28.04.2009 года между администрацией Ступинского муниципального района Московской области, действовавшей от имени администрации городского поселения Ступино (собственника муниципального жилищного фонда) в соответствии с «Соглашением о передаче администрацией городского поселения Ступино Ступинского муниципального района Московской области части полномочий по решению вопросов местного значения администрации Ступинского муниципального района» от 28.11.2008 года, и Карповым М.А. заключен договор найма служебного жилого помещения, в соответствии с которым трёхкомнатная квартира общей площадью 72,4 кв. м., жилой площадью 47,6 кв. м., расположенная по адресу: <адрес>, передана Карпову М.А. и членам его семьи за плату во владение и пользование на период трудовых отношений в связи с работой в МУП «ПТО ЖКХ СР» (л. д. 9-10).
Согласно представленных выписки из домовой книги и копии финансового лицевого счёта истец Карпов М.А. и члены его семьи (супруга и четверо детей) зарегистрированы в спорном жилом помещении с 21.05.2009 года.
Истец неоднократно обращался к ответчикам с заявлениями о снятии статуса «служебного» с занимаемого им и членами его семьи жилого помещения и предоставлении ему указанной квартиры по договору социального найма, однако ему в этом было отказано, что явствует из ответов на его обращения администрации городского поселения Ступино Ступинского муниципального района Московской области (л. д. 11, 18-20).
При этом истцу разъяснено, что вопрос об улучшении жилищных условий его семьи и предоставления жилого помещения по договору социального найма будет рассматриваться в соответствии с очерёдностью.
Семья истца Карпова М.А. с 07.02.2000 года состоит на учёте нуждающихся в жилых помещениях, и по состоянию на 31.07.2017 года очерёдность № 215 (л. д. 18).
На момент рассмотрения дела решения об исключении спорного жилого помещения из специализированного жилищного фонда и его переводе в жилищный фонд социального использования органами, осуществляющими управление жилищным фондом, не принималось, статус спорного жилого помещения не менялся.
Довод истца Карпова М.А. о том, что поскольку предоставленное ему служебное жилое помещение не внесено в реестр (не зарегистрировано в ЕГРН как служебное жилое помещение), то его использование ответчиками в таком качестве является незаконным, несостоятелен, основан на неверном толковании закона.
На момент предоставления служебного жилого помещения истцу Карпову М.А. и членам его семьи спорная квартира являлась муниципальной собственностью, в установленном законом порядке была включена в специализированный жилищный фонд и отнесена к «служебным» жилым помещениям решением органа местного самоуправления.
Исходя из установленных по делу обстоятельств, применительно к требованиям законодательства, регулирующего спорные правоотношения, суд приходит к выводу об отсутствии законных оснований для удовлетворения иска Карпова М.А.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Карпова Максима Александровича к администрации городского поселения Ступино Ступинского муниципального района Московской области и администрации Ступинского муниципального района Московской области о признании недействительным отказа в заключении договора социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>; об обязании заключить договор социального найма на жилое помещение, расположенное по указанному адресу, – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Ступинский городской суд Московской области в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Федеральный судья Е.В. Есин