Дело № 2-4010/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Кызыл 28 ноября 2019 года
Кызылский городской суд Республики Тыва в составе председательствующего судьи Кужугет Р.Ш., при секретаре Сарыглар Р.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора г.Кызыла в интересах ФИО2 к Мэрии города Кызыла о предоставлении жилое помещение,
с участием старшего помощника прокурора города Кызыла ФИО9, представителя ответчика ФИО10, действующей по доверенности,
установил:
Заместитель прокурора обратилась в суд к ответчику о возложении обязанности предоставить жилое помещение на условиях социального найма, в обосновании указав, что ФИО2 состоит на учете лиц, нуждающихся в получении жилой площади с ДД.ММ.ГГГГ на основании постановления мэрии г.Кызыла от ДД.ММ.ГГГГ №. ФИО2 страдает заболеванием, входящим с перечень тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденных приказом Министерств здравоохранения РФ от 29 ноября 2012 года № 987н. Семья ФИО6 и ФИО2 признана малоимущей, следователь ФИО2 должно быть предоставлено по договору социального найма благоустроенное жилое помещение на территории города Кызыл, соответствующее санитарным и гигиеническим нормам и требованиям, общей площадью не ниже <данные изъяты> кв.м., с учетом его прав на дополнительную площадь. Просит обязать Мэрию г.Кызыла предоставить ФИО2 по договору социального найма благоустроенное жилое помещение на территории городского округа «Город Кызыл Республики Тыва» соответствующее санитарным и гигиеническим нормам и требованиям, общей площадью не ниже <данные изъяты> кв.м. с учетом его права на дополнительную площадь в течение <данные изъяты> месяцев со дня вступления решения в законную силу.
В судебном заседании помощник прокурора ФИО9 полностью поддержала заявленные требования, по указанным в иске основаниям.
Представитель ответчика ФИО10 возражала удовлетворению исковых требований, указала, что ФИО2 состоит на учете как страдающий хроническим заболеванием, но данная категория граждан не может быть признана лицами, которым во внеочередном порядке должно быть предоставлено жилье, поскольку ФИО2 не признан малоимущим. Отсутствует справка о признании ФИО2 малоимущим, за данной справкой ФИО2 не обращался. Кроме этого ФИО2 является получателем пенсии, размер которой превышает прожиточный минимум. Помимо этого, мэрия не является надлежащим ответчиком по иск, так как вопросом о предоставлении жилой площади инвалиду, страдающему тяжелой формой хронического заболевания является Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва.
Третье лицо Департамент экономики, имущественных отношений и финансового контроля Мэрии г.Кызыла в суд не явились, извещены надлежащим образом.
Выслушав представителя истца, представителя ответчика и изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьей 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность) гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 1 января 2005 года, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ч.2 ст. 6 Закона Республики Тыва от 17.02.2006 года № 1680 ВХ-1 «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Республики Тыва отдельным категориям граждан по договорам социального найма» жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанным в перечне соответствующих заболеваний, утвержденным уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
Решением Кызылского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 признан недееспособным. Из решения суда установлено, что ФИО3 ФИО16.
На основании приказа Министерства труда и социальной политики Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ №, ФИО17 опекуном над ФИО2
Согласно паспорта ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <адрес>, зарегистрирован по адресу: <адрес>., т.е. по тому же адресу, где проживает опекун ФИО18.
Как следует из справки серии № от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения является инвалидом <данные изъяты> бессрочно.
Согласно заключению врачебной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО2 страдает <данные изъяты>, является инвалидом <данные изъяты>. Имеет право на дополнительную жилую площадь в виде отдельного жилого помещения. Основание ст.17 Федерального закона РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Жилищного кодекса Российской Федерации Постановление Правительства РФ от 16 июня 2006 года № 378; Перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире- Приказ Минздрава России от 30 ноября 2012 года № 991н.
Из справки Департамента экономики, имущественных отношений и финансового контроля мэрии г.Кызыла от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО2 поставлен на учет на основании постановления мэрии г.Кызыла от ДД.ММ.ГГГГ №, как инвалид <данные изъяты> на льготных основаниях, порядковый номер очереди №. Предоставить жилое помещение ФИО2 вне очереди не представляется возможным в связи с отсутствуем у муниципалитета свободных жилых помещений.
Согласно контрольной карточке, ФИО2 поставлен на учет ДД.ММ.ГГГГ на основании постановления Мэрии г.Кызыла от ДД.ММ.ГГГГ.
Из справки Департамента по социальной политике мэрии г.Кызыла от ДД.ММ.ГГГГ, семья ФИО19 признана малоимущей.
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с них, сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ № следует, на ФИО2 отсутствуют зарегистрированные права на недвижимое имущество.
Согласно постановлению Мэрии г. Кызыла от 21.09.2010 N 2375 "Об утверждении нормы предоставления площади жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма и учетной нормы площади жилого помещения на территории городского округа г. Кызыл", для постановки на учет (учетная норма) граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории города Кызыла, в размере менее 12 кв. м общей площади жилого помещения на одного человека в домах, пригодных для проживания. В домах, признанных в установленном действующим законодательством порядке не отвечающими установленным для жилых помещений требованиям, норма для постановки на учет не ограничивается; для предоставления жилого помещения из муниципального жилищного фонда городского округа города Кызыла по договору социального найма (норма предоставления) в размере 12,5 кв. м общей площади жилого помещения на каждого члена семьи.
В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им - порядке; при этом к малоимущим, относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2);жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным указанным Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях; данные жилые помещения также предоставляются в. предусмотренном названным Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (часть 3).
Таким образом, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении. Предоставление же жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации) возможно лишь при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда, при условии признания таких граждан нуждающимися в жилых помещениях.
При этом предоставление им жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления возможно только в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными, полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями (ч.4 ст.49 ЖК РФ).
Согласно ч.1 ст.52 ЖК РФ, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев. По смыслу этой нормы, условие о принятии на указанный учет не связано с видом жилищного фонда, из которого могут быть предоставлены жилые помещения той или иной категории граждан.
Следовательно, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях является, по общему правилу, обязательным условием для предоставления жилого помещения по договору социального найма как из государственного, так и из муниципального жилищного фонда. При этом ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, возлагается на органы местного самоуправления (пункт 3 части 1 статьи 14, пункт 3 части 2 статьи 52 – ЖК РФ), наличия же специального закона, соответствующего субъекта Российской Федерации о наделении указанных органов полномочиями по ведению такого учета не требуется. Что касается порядка ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, то в силу части 7 статьи 52 ЖК РФ он устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 названного Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях;если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям (ч.2 ст.52 ЖК РФ).
Согласно ст.57 ЖК РФ, жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет.
Между тем для отдельных категории граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке, при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства, применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении, что согласуется со ст. 40 Конституции Российской Федерации.
К лицам, имеющим право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма, относятся в частности, граждане страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в утвержденном Правительстве Российской Федерации перечне (п.3 ч.2 ст.57 ЖК РФ).
Поскольку ЖК РФ и федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" не предусматривают иного порядка обеспечения инвалидов жилыми помещениями по договору социального найма из муниципального жилищного фонда, то его право на обеспечение жилой площадью подлежит реализации при условия соблюдения общих требований жилищного законодательства, т.е. в случае признания малоимущим, с учетом права на получение жилого помещения вне очереди по п.3 ч.2 ст. 57 ЖК РФ.
Вышеуказанный перечень был утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 г. N 378 "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире" и действовал до 1 января 2018 г. (далее - Перечень). В настоящее время действует приказ Минздрава России от 29 ноября 2012 г. N 987н "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире".
Таким образом, положения данной нормы устанавливают особый (льготный) порядок реализации жилищных прав указанной в ней категории граждан.
Из справки Департамента по социальной политике мэрии г.Кызыла от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО20 с составом семьи признан малоимущим. Основанием выдачи справки является Федеральный закон от 05.04.2003 года № 44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчетов среднедушевого дохода семьи и одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи».
Семейный кодекс (статья 2), Жилищный кодекс Российской Федерации (статья 31) к членам семьи относят супругов, детей и родителей. Иные родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи.
Судом установлено, что ФИО6 является братомФИО2 и является его опекуном. Проживает совместно и является членом его семьи. Имеющиеся в материалах дела указанные доказательства позволяют с достоверностью установить наличие для признания членом семьи опекуна ФИО11 Данная семья в которой проживает инвалид признана малоимущей.
Согласно п.2.8 Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги прием заявлений, документов а также постановка граждан г.Кызыла на учет нуждающихся в жилых помещениях», среди перечня документов необходимых для предоставления услуги требуется справка о признания граждан малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (от органа социальной защиты населения).
Исходя из доказательств видно, что справка Департамента по социальной политике Мэрии г. Кызыла о среднедушевом доходе семьи, где доход семьи менее величины прожиточного минимума является документом подтверждающим, что гражданин является малоимущим.
Доводы представителя ответчика о том, что Мэрия не несет обязанности предоставлять жилое помещение ребенку инвалиду суд находит необоснованными.
Федеральный закон от 6.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" закрепляет, что вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно; к таким вопросам относится, в частности, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация и содержание муниципального жилищного фонда. Для решения этих вопросов в собственности муниципального образования может находиться, в частности жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма.
Данные полномочия местного самоуправления обеспечивают реализацию провозглашенных в Конституции Российской Федерации целей социальной политики Российской Федерации, предопределяющих обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан. В целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусмотрел, в частности, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов.
Содержащееся в п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ условие о предоставлении вне очереди, помещений, гражданам, страдающим тяжелыми видами хронических заболеваний, закрепляет особенности реализации их жилищных прав и не возлагает дополнительные обязанности на органы местного самоуправления.
В данном случае, возложение на Мэрию г.Кызыла обязанности по предоставлению жилого помещения инвалиду, не нарушает прав ответчика, который, вправе реализовать свои затраты за счет трансфертов из бюджета субъекта РФ.
Таким образом, судом установлено, чтоФИО2 страдает заболеванием, включенным в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный приказом Минздрава России от 29 ноября 2012 г. N 987н, семья поставлена на жилищный учет как малоимущая, имеет право на внеочередное получение жилой площади по установленным нормам.
В соответствии со ст.50 ЖК РФ учетная норма площади жилого помещения устанавливается органом местного самоуправления.
Постановлением мэрии г.Кызыла от 21 сентября 2010 года №2375 утверждена норма площади жилого помещения для предоставления жилого помещения из муниципального жилищного фонда городского округа - город Кызыл по договору социального найма (норма предоставления) в размере 12,5 кв.м. общей площади жилого помещения на каждого члена семьи.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 августа 2005 г. N541 установлен федеральный стандарт социальной нормы площади жилого помещения в размере 18 кв. метров общей площади жилья на 1 гражданина.
С учетом изложенного, ФИО2 имеет право на дополнительную жилую площадь, размер которой законодательством Республики Тыва не определен, однако, она не должна превышать норму предоставления на одного человека более чем в два раза, при этом прокурором заявлены требования о предоставлении ему жилого помещения площадью 18 кв.м., что соответствует федеральным стандартам социальной нормы площади жилого помещения, поэтому суд определяет норму предоставления жилья ФИО2 в пределах заявленных требований, то есть не менее 18 кв.м.
При таких обстоятельствах, суд приходит выводу об удовлетворении требований заместителя прокурора г.Кызыла в интересах ФИО2 к Мэрии г.Кызыла об обязании предоставить ФИО2 на условиях договора социального найма муниципальное жилое помещение на территории муниципального образования городского округа «Город Кызыл Республики Тыва», соответствующее санитарным и гигиеническим требованиям, общей площадью не менее 18 кв.м.
Обсуждая вопрос о сроке устранения ответчиком, выявленных нарушений, суд приходит к выводу о том, что для выполнения мероприятий указанный истцом срок недостаточен, в виду чего устанавливает срок устранения нарушений путем проведения исследования воды в учреждении в течение четырех месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
решил:
исковые требования прокурора г.Кызыла в интересах ФИО2 к Мэрии г.Кызыла о предоставлении жилого помещения, удовлетворить.
Обязать Мэрию г.Кызыла предоставить во внеочередном порядке на условиях договора социального найма жилое помещение на территории города Кызыла Республики Тыва, соответствующее санитарным и гигиеническим нормам и требованиям, общей площадью не ниже 18 квадратных метров ФИО2 в течение <данные изъяты> месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Тыва путем подачи апелляционной жалобы через Кызылский городской суд Республики Тыва в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено- ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Р.Ш. Кужугет