Дело № 2а-4191/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

13 августа 2019 года г.Ижевск

Октябрьский районный суд г. Ижевска в составе:

председательствующего судьи                 Кузнецовой Н.В.,

при секретаре                             ФИО2,

с участием помощника прокурора Октябрьского района г.Ижевска ФИО8,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ИП Фахрутдинова РШ к Администрации г. Ижевска о признании недействующим в части постановления Администрации г. Ижевска от <дата> <номер> «Об утверждении Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «город Ижевск» в редакции постановления Администрации г.Ижевска от <дата> <номер> «О внесении изменений в постановление Администрации г. Ижевска от <дата> <номер>» (в редакции Постановления от <дата> <номер>), возложении обязанности привести нормативный акт в соответствие с п.4, 8, 12 приказа Министерства промышленности и торговли УР от <дата> <номер> «Об утверждении порядка разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Удмуртской Республики»,

УСТАНОВИЛ:

ИП Фахрутдинов Р.Ш. первоначально обратился в суд с административным иском к Администрации г. Ижевска о признании недействующим в части постановления Администрации г. Ижевска от <дата> <номер> «Об утверждении Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «город Ижевск» в редакции постановления Администрации г.Ижевска от <дата> <номер> «О внесении изменений в постановление Администрации <адрес> от <дата> <номер>» (в редакции Постановления от <дата> <номер>). Исковое заявление мотивировано следующим.

ИП Фахрутдинов Р.Ш. с 2002 по настоящее время осуществляет торговую деятельность в нестационарном торговом объекте (далее по тексту – НТО) по адресному ориентиру: в 8-ми метрах по направлению на восток от жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, о чем между сторонами был заключен договор аренды земельного участка <номер> от <дата>. Земельный участок был предоставлен для эксплуатации и обслуживания торгового павильона в составе остановочного комплекса.

С 2015 Земельный кодекс РФ предусматривает, что размещение НТО на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.

Статьей 44 Устава г.Ижевска к полномочиям Администрации города отнесено решение вопросов местного значения по разработке и утверждению схемы размещения нестационарных торговых объектов с учетом нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.

Администрацией г.Ижевска было принято постановление от <дата> <номер> «О внесении изменений в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «город Ижевск», где под пунктом 124 внесен киоск в составе торгово-остановочного комплекса по адресу: в 8-ми метрах по направлению на восток от жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, с указанием вида НТО, основания размещения НТО (номер договора, дата, номер, срок), площади НТО согласно паспорту МАФ, специализации реализуемой продукции, срока/периода размещения НТО.

В актуальной редакции Схема размещения НТО действует в редакции постановления Администрации г.Ижевска от <дата> <номер> «О внесении изменений в постановление Администрации г. Ижевска от <дата> <номер>».

Однако в новой редакции Схемы размещения НТО исключены идентифицирующие признаки НТО, в частности: основания размещения НТО (договор аренды/иной договор, номер, дата, срок), использование НТО субъектом малого или среднего предпринимательства, площадь НТО согласно паспорту МАФ.

При данных обстоятельствах невозможно установить включение того или иного павильона в Схему размещения. Исключая идентифицирующие признаки НТО (договор аренды/размещения, паспорт МАФ) из нормативного акта – Схемы размещения НТО административный ответчик исключает ОБЪЕКТ, оставляя лишь место, что фактически не закрепляет права собственника павильона на законное размещение.

Постановление Администрации г. Ижевска от <дата> <номер> «Об утверждении Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «город Ижевск» в редакции постановления Администрации <адрес> от <дата> <номер> «О внесении изменений в постановление Администрации <адрес> от <дата> <номер>» (в редакции Постановления от <дата> <номер>) не соответствует форме, установленной п.4, 8, 12 приказа Министерства промышленности и торговли УР от <дата> <номер> «Об утверждении порядка разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Удмуртской Республики», является в части отсутствия информации о собственнике НТО, периоде размещения, основаниях размещения НТО, использования торгового объекта субъектом малого или среднего предпринимательства недействующим.

В ходе рассмотрения дела административным истцом на основании ст.46 КАС РФ заявленные требования были уточнены (исключено указание на собственника НТО как необходимую информацию в Схеме) – л.д.107, а также дополнены указанием на способ устранения нарушения прав административного истца, который просил возложить на административного ответчика обязанность привести нормативный акт в соответствие с п.4, 8, 12 приказа Министерства промышленности и торговли УР от <дата> <номер> «Об утверждении порядка разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Удмуртской Республики» путем включения в схему размещения НТО информации о периоде размещения, основаниях размещения НТО, использовании НТО субъектом малого или среднего предпринимательства (л.д.140).

В судебное заседание административный истец ИП Фахрутдинов Р.Ш. не явился, будучи уведомленным о времени и месте его проведения надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.

В судебном заседании представители административного истца Решетникова О.Н., Узакова О.А., действующие на основании доверенностей, доводы, изложенные в административном исковом заявлении, дополнительных пояснениях к нему (л.д.112-114), заявлениях об изменении исковых требований (л.д.107, 140) поддержали. Дополнительно суду пояснили, что с заявлением о заключении договора на размещение НТО ИП Фахрутдинов Р.Ш. не обращался, уведомлений о расторжении договора аренды земельного участка и/или демонтаже торгового павильона не получал, но такая угроза существует, т.к. указанный в сроке О29 Схемы размещения в редакции оспариваемых актов НТО не позволяет установить, что это именно объект ИП Фахрутдинова Р.Ш. и не закрепляет его права как собственника павильона. ИП Фахрутдинов Р.Ш. обращался с заявлением о включении идентифицирующих признаков, указанных в п.4, 8, 12 приказа Министерства промышленности и торговли УР от <дата> <номер> «Об утверждении порядка разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Удмуртской Республики», в Схему размещения, но ему было отказано, т.к. действующая редакция не предусматривает указания этих данных.

В судебном заседании представители Администрации города Ижевска ФИО5, ФИО6, действующие на основании доверенностей, с административным иском не согласились.

В письменном отзыве (л.д.115-117) указали, что согласно ч.ч. 6, 7 ст. 43 Федерального закона от <дата> № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», должностные лица местного самоуправления издают распоряжения и приказы по вопросам, отнесенным к их полномочиям уставом муниципального образования.

Оспариваемые постановления были приняты Администрацией г.Ижевска в рамках предоставленных органам местного самоуправления полномочий, в Схеме НТО речь идет не о самих НТО, а о местах их размещения. Включение в Схему всех указанных идентифицирующих признаков требует постоянного внесения изменений в Схему, что не только осложняет работу, но и лишает саму схему стабильности, делает ее неактуальной в каждый момент времени, когда кто-либо из владельцев НТО заключает/изменяет договоры. Приказ Минторга <номер> носит только рекомендательный характер (п.2 Приказа). Кроме того, НТО ИП Фахрутдинова Р.Ш. включен в Схему под номером О29. Административным истцом не представлено надлежащих доказательств нарушения его прав, свобод и законных интересов, либо реальной угрозы их нарушения. Ссылка истца на возможное применение к нему оспариваемых норм ничем не обоснована. Оспариваемые административным истцом нормы не устанавливали новых и не изменяли ранее предусмотренных муниципальными правовыми актами обязанностей для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности.

Представитель заинтересованного лица Министерства промышленности и торговли УР Брагина Э.А., действующая по доверенности, в судебном заседании доводы, изложенные в письменном отзыве (л.д.145-148), поддержала, ссылалась на отсутствие нарушения прав истца.

В судебном заседании помощник прокурора Октябрьского района г. Ижевска ФИО8 пояснил, что на оспариваемый акт принесен протест прокурором Октябрьского района г.Ижевска. Не соответствие оспариваемого акта положениям приказа Министерства промышленности и торговли УР от <дата> <номер> «Об утверждении порядка разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Удмуртской Республики» имеется, но доказательств нарушения прав административного истца или реальной угрозы их нарушения суду не предоставлено.

Выслушав мнение явившихся участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Пленум Верховного Суда РФ в п. 9 Постановления от 29.11.2007 N 48 (ред. от 09.02.2012) "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" разъяснил, что существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

Оспариваемый акт обладает признаками нормативного правового акта, а потому суд рассматривает заявление в порядке главы 21 КАС РФ.

В соответствии со статьей 2 Конституции Российской Федерации к основам конституционного строя относится обязанность государства защищать права и свободы человека и гражданина. Государственная, в том числе судебная, защита прав и свобод человека и гражданина гарантируется статьей 45 частью 1, статьей 46 частями 1, 2 Конституции Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

В соответствии со статьями 6, 14 КАС РФ административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.Частями 1 и 3 статьи 208 КАС РФ предусмотрено, что с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения (статья 132 Конституции Российской Федерации).

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации устанавливает и определяет государственные гарантии его осуществления Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").

По вопросам местного значения органами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (статья 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ).

Названный федеральный закон создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания относит к вопросам местного значения городского округа (пункт 15 части 1 статьи 16).

Согласно пункту 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом "Об основах регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".

Частью 2 статьи 6 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ, определяющего основы государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации, предусмотрено, что органы местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности создают условия для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли. Согласно статье 10 данного федерального закона размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов (часть 1). Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 3).

В целях реализации статьи 10 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", приказом Министерства промышленности и торговли Удмуртской Республики от 21 августа 2015 года N 65 "Об утверждении Порядка разработки и утверждения схемы размещении нестационарных торговых объектов на территории Удмуртской Республики", распоряжением Администрации г. Ижевска УР от 12 мая 2011 года N 177 "О разработке схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Ижевска", ст.44 Устава города Ижевска было принято Постановление Администрации г. Ижевска от 10.02.2017 N 34 (ред. от 05.03.2018) "Об утверждении Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования "Город Ижевск".

Согласно первоначальной редакции указанного постановления Схема размещения НТО предусматривала следующие разделы: Буквенное обозначение района; Адресные ориентиры НТО/территориальная зона/район; Специализация (ассортимент реализуемой продукции); Площадь НТО, этажность - 1 этаж для всех; Площадь земельного участка, здания, строения, сооружения, кв. м; Собственник земельного участка, здания, строения, сооружения, в котором расположен НТО; Срок, период размещения НТО; Основания размещения НТО (договор аренды/иной договор (дата, N, срок); Использование НТО субъектом малого или среднего предпринимательства.

Постановлением Администрации г. Ижевска от <дата> N <номер> "О внесении изменений в постановление Администрации <адрес> от <дата> N <номер>" в структуру Схемы размещения НТО внесены изменения, в соответствии с которыми действующая редакция Схемы содержит только следующие разделы: Буквенное обозначение района; Вид НТО; Адресный ориентир НТО№ Специализация (ассортимент реализуемой продукции); Площадь места размещения НТО.

Как усматривается из материалов дела, ИП Фахрутдинов Р.Ш. с 2002 по настоящее время осуществляет торговую деятельность в нестационарном торговом объекте по адресному ориентиру: в 8-ми метрах по направлению на восток от жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, о чем между сторонами был заключен договор аренды земельного участка <номер> от <дата>, в который в дальнейшем неоднократно вносились изменения, касающиеся продления срока его действия (л.д.10-22). Земельный участок был предоставлен для эксплуатации и обслуживания торгового павильона в составе остановочного комплекса.

Уставом города Ижевска, принятым Решением Городской думы г. Ижевска от <дата> N <номер> (ред. от <дата>) "О принятии Устава муниципального образования "Город Ижевск" (Устава города Ижевска)" (Зарегистрировано в Президиуме Государственного Совета Удмуртской Республики <дата> N <номер>), к полномочиям Администрации города, являющейся исполнительно-распорядительным органом муниципального образования "Город Ижевск (статья 38), отнесены разработка и утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов с учетом нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов (пункт 16 статьи 44).

Таким образом, оспариваемые акты приняты административным ответчиком в пределах предоставленной ему компетенции.

Административный истец ссылается на несоответствие действующей редакции Схемы НТО пунктам 4, 8, 12 приказа Министерства промышленности и торговли УР от <дата> <номер> «Об утверждении порядка разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Удмуртской Республики».

Приказом Минпромторга УР от <дата> <номер> утвержден Порядок разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Удмуртской Республики (Зарегистрирован в Управлении Минюста России по УР <дата> N <номер>).

В п. 4 Порядка указано, что Утверждение Схемы, внесение в нее изменений не является основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанных схем.

Согласно п. 8 данного Порядка Схема - это документ, состоящий из двух частей:

1) первая часть Схемы содержит сведения о функционирующих нестационарных торговых объектах: вид, адресные ориентиры, специализация торгового объекта, его площадь, площадь земельного участка, информация о собственнике земельного участка, здания, строения, сооружения, в котором расположен нестационарный торговый объект, периоде размещения, основания размещения торгового объекта, использование торгового объекта субъектом малого или среднего предпринимательства (по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку)…

В п.12 Порядка предусмотрено, что В проект Схемы подлежат включению функционирующие НТО, установленные на законном основании по состоянию на <дата>, а также места возможного размещения НТО.

Суд не усматривает нарушений п.4 и 12 Порядка, однако, структура действующей редакции схемы НТО, по мнению суда, не соответствует п.8 Порядка разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Удмуртской Республики. Доводы представителей административного ответчика о том, что включение в Схему всех указанных в п.8 Порядка… идентифицирующих признаков требует постоянного внесения изменений в Схему, что не только осложняет работу, но и лишает саму схему стабильности, делает ее неактуальной в каждый момент времени, когда кто-либо из владельцев НТО заключает/изменяет договоры, не принимаются судом как не основанные на действующем законодательстве.

Вместе с тем, для удовлетворения исковых требований в соответствии с п.5 ч.2 ст.209 КАС РФ необходимо установить, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, нарушены, либо что существует реальная угроза их нарушения. Согласно пояснениям его представителей, с заявлением о заключении договора на размещение НТО ИП Фахрутдинов Р.Ш. не обращался (что, по мнению суда, явилось бы эффективным и достаточным способом закрепления прав собственника НТО с точки зрения действующего законодательства), уведомлений о расторжении договора аренды земельного участка и/или демонтаже торгового павильона не получал (что указывало бы на нарушение его прав либо угрозу такого нарушения). Указанный в сроке О29 Схемы размещения НТО принадлежит Фахрутдинову Р.Ш., что не оспаривается сторонами, доказательств обратного материалы дела не содержат.

Административным истцом в нарушение пункта 5 части 2 статьи 209 КАС РФ не указано, какие права, свободы и законные интересы лица, в интересах которого подано административное исковое заявление, нарушены или в чем состоит реальная угроза их нарушения.

Таким образом, у суда не имеется оснований для удовлетворения административных исковых требований.

Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд

р е ш и л :

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░ ░░ <░░░░> <░░░░░> «░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «<░░░░░>» ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░.░░░░░░░ ░░ <░░░░> <░░░░░> «░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░ <░░░░> <░░░░░>» (░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ <░░░░> <░░░░░>), ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░.4, 8, 12 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░ ░░ <░░░░> <░░░░░> «░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░░.

░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ 18 ░░░░░░░ 2019 ░.

░░░░░                     ░░░░░░░░░ ░.░.

2а-4191/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Фахрутдинов Равиль Шакирзянович
Ответчики
Администрация г. Ижевска
Другие
Управление имущественных отношений и земельных ресурсов Администрации города Ижевска
Министерство промышленности и торговли УР
Управление земельных ресурсов и землеустройства Администрации города Ижевска
Суд
Октябрьский районный суд г. Ижевск Удмуртской Республики
Судья
Кузнецова Наталья Викторовна
Дело на сайте суда
oktyabrskiy.udm.sudrf.ru
16.05.2019Регистрация административного искового заявления
17.05.2019Передача материалов судье
17.05.2019Решение вопроса о принятии к производству
17.05.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.05.2019Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
11.06.2019Предварительное судебное заседание
05.07.2019Судебное заседание
16.07.2019Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
16.07.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.07.2019Судебное заседание
13.08.2019Судебное заседание
18.08.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.03.2020Регистрация административного искового заявления
27.03.2020Передача материалов судье
27.03.2020Решение вопроса о принятии к производству
27.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.03.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
27.03.2020Предварительное судебное заседание
27.03.2020Судебное заседание
27.03.2020Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
27.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.03.2020Судебное заседание
27.03.2020Судебное заседание
27.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее