Решение по делу № 2а-583/2020 от 19.12.2019

Дело № 66RS0003-01-2020-000088-30

Производство № 2а-833/2020

Мотивированное решение изготовлено 28 февраля 2020 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

13 февраля 2020 года г. Екатеринбург

Кировский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Марковой Н. А., при секретаре Кучине Д. Р.,

с участием представителя административного истца Андреевой Л. К., действующей на основании доверенности *** от 16.12.2019,

представителя административного ответчика Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области Дружининой О. М., действующей на основании доверенности от 29.10.2019,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Амадэуса Евгения Владимировича к Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области, начальнику отдела по работе с земельными участками, собственность на который не разграничена Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области Заварыкиной О. В. о признании незаконным решения от 11.09.2019,

установил:

Амадэус Е. В. обратился в суд с административным исковым заявлением к Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области о признании незаконным решения от 11.09.2019.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что 26.08.2019 на основании ст.ст. 39.28, 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации в Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области (далее по тексту - МУГИСО) в целях заключения соглашения о перераспределении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности было подано заявление о перераспределении земельного участка с кадастровым номером *** и земель кадастрового квартала ***, государственная собственность на которые не разграничена, и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в отношении образуемого земельного участка площадью 1391 кв.м с местоположением: *** с приложением схемы расположения образуемого земельного участка.

11.09.2019 административный ответчик принял решение об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка площадью 1391 кв.м на кадастровом плане территории в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок расположен в границах территории, которая может быть использована для формирования самостоятельного земельного участка.

Амадэус Е. В. данный отказ считает незаконным, нарушающим права и законные интересы. Административный истец является собственником земельного участка площадью 1001 кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, с разрешенным использованием – для индивидуального жилищного строительства, адрес: ***.

Основание, что образуемый земельный участок расположен в границах территории, которая может быть использована для формирования самостоятельного земельного участка, явившееся причиной для отказа в утверждении схемы, не предусмотрено п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, следовательно, отказ в утверждении схемы является незаконным.

На основании изложенного, просит признать незаконным отказ Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области и отказ от 11.09.2019 № 17-01-82/4888нз в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории общей площадью 1391 кв.м, обязать административного ответчика утвердить схему расположения земельного участка площадью 1391 кв.м на кадастровом плане территории, приложенной к заявлению от 26.08.2019; обязать административного ответчика заключить соглашение о перераспределении земельного участка с кадастровым номером ***, согласно заявления от 26.08.2019.

В ходе подготовки дела к судебному разбирательству к участию в деле в качестве административного соответчика привлечен начальник отдела по работе с земельными участками, собственность на который не разграничена Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области Заварыкина О. В.

Представитель административного истца Андреева Л. К. в судебном заседании на заявленных исковых требованиях настаивала, просила административный иск удовлетворить в полном объеме.

Представитель административного ответчика Дружинина О. М. в судебном заседании в удовлетворении заявленных требованиях просила отказать, доводы письменного отзыва поддержала.

Административный ответчик начальник отдела по работе с земельными участками, собственность на который не разграничена Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области Заварыкина О. В. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом и в срок, представила заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие.

С учетом сведений о надлежащем извещении административного ответчика, суд определил рассмотреть дело по существу в ее отсутствие в порядке ч. 6 ст. 226 Кодекса административного производства Российской Федерации.

Заслушав представителя административного истца, представителя административного ответчика, исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к следующему.

В силу ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской федерации (далее по тексту - КАС РФ) согласно части 9 которой при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление (п.1 ч. 9); соблюдены ли сроки обращения в суд (п.2 ч. 9); соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами (п.3 ч. 9); соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Согласно разъяснениям, изложенным в п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 № 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять: соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка.

Как следует из материалов дела, Амадэус Е. В. является собственником земельного участка площадью 1001 кв. м с кадастровым номером ***, категория земель – земли населенных пунктов, с разрешенным использованием – для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: ***, на основании договора купли-продажи земельного участка № *** от 06.03.2019 (л.д. 11-13).

16.08.2019 административный истец обратился в Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области с заявлением о перераспределении земель государственная собственности на которые не разграничена, и земельного участка с кадастровым номером ****** (л.д. 7).

Рассмотрев указанное обращение, административный ответчик на основании ответа от 11.09.2019 № 17-01-82/4888нз отказал в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории общей площадью 1391 кв. м, в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок расположен в границах территории, которая может быть использована для формирования самостоятельного земельного участка. На основании пп.9 п. 9 ст. 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации заключение соглашения о распределении земельных участков не представляется возможным. (л.д. 10).

С данным отказом административный истец не согласен, считает его незаконным и необоснованным.

Оценивая обстоятельства дела, доводы сторон, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьями 11.2, 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации перераспределение земельных участков является способом образования нового земельного участка. При перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких смежных земельных участков прекращается. При перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок.

Основания и порядок перераспределения земельных участков и государственных, муниципальных и неразграниченных земель регламентированы главой 5.4 Земельного кодекса Российской Федерации.

Случаи и основания перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности установлены статьей 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в случаях перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.

Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков.

Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.

В соответствии с пунктом 8 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации, в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий: 1) принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю; 2) направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории; 3) принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 настоящей статьи.

Основания для отказа в перераспределении предусмотрены пунктом 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации и являются исчерпывающими.

В силу подпункта 9 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в случае, если образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса.

При этом, доводы административного истца о незаконности отказа в утверждении схемы земельного участка, поскольку не имеется оснований для отказа в утверждении схемы земельного участка, предусмотренных положениями п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, суд находит несостоятельными.

Из системного анализа приведенных норм следует, что для решения вопроса о правомерности перераспределения земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, необходимо установление не только оснований для такого перераспределения, то есть наличие предусмотренных п. 1 ст. 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации обстоятельств, но и отсутствие оснований для отказа в заключении соглашения о перераспределении, перечисленных в пункте 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации, при этом наличие проекта схемы земельного участка не может выступать единственным основанием для заключения соглашения о перераспределении.

Статья 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает требования к образуемым и измененным земельным участкам. Согласно пункту 1 названной статьи предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 27.06.2017 N 1266-О Земельный кодекс Российской Федерации, будучи кодифицированным правовым актом в сфере земельных отношений, предусматривает в статье 39 в качестве основного способа приватизации земли торги, которые проводятся на конкурсной основе, обеспечивающей справедливое и открытое распределение объектов публичной собственности (Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 24 сентября 2012 года N 1584-О, от 17 июля 2014 года N 1685-О, от 19 июля 2016 года N 1549-О и от 24 ноября 2016 года N 2465-О). С учетом специфики земельных отношений Земельный кодекс Российской Федерации также устанавливает иные способы приватизации, к которым относится перераспределение земель, находящихся в частной и публичной формах собственности (статья 39.28). Оспариваемое законоположение (подпункт 9 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации) ограничивает возможность предоставления в порядке перераспределения земельных участков, относящихся к публичной собственности, если из них могут быть сформированы самостоятельные земельные участки, т.е. земельные участки, права на которые граждане и юридические лица могут приобрести в общем порядке.

Согласно положениям Правил землепользования и застройки городского округа - муниципального образования "город Екатеринбург", утвержденных Решением Екатеринбургской городской Думы от 19.06.2018 № 22/83, земельный участок Амадэуса Е. В. и испрашиваемый земельный участок относятся к категории Ж-2, в которой минимальная площадь земельного участка составляет от 100 кв. м. – для земельных участков домов блокированной застройки.

Суд отмечает, что в разделе 2 градостроительного плана земельного участка № ***, подготовленного на основании заявления Амадэуса Е. В., также указано о принадлежности земельного участка к территориальной зоне Ж-2, зона индивидуальной жилой застройки городского типа и предельный (минимальный или максимальный) размер земельных участков составляет, в частности, параметры разрешенного строительства (реконструкции) жилых домов блокированной застройки – минимальная площадь участка 100 кв.м. (л.д. 42-44).

Таким образом, довод административного истца о том, что минимальный размер земельного участка в данной территориальной зоне составляет 400 кв. м, также не состоятелен.

Из материалов дела усматривается, что площадь испрашиваемого земельного участка к перераспределению земель, государственная собственность на которые не разграничена, составляет 390 кв. м, что позволяет сформировать самостоятельный земельный участок для его использования под индивидуальное жилищное строительство, что, в свою очередь, является в силу пп. 9 п. 9 ст. 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации основанием для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков.

Также суд отмечает, что спорный земельный участок находится в кадастровом квартале ***, имеет отдельный заезд/выезд на территорию, явной необходимости к перераспределению испрашиваемого участка с участком административного истца не усматривается, поскольку такое перераспределение не приводит к исключению каких-либо существующих вклиниваний, вкрапливаний, изломанности границ, чересполосицы земельного участка 66:41:***.

Более того, в судебном заседании сторона административного ответчика в обосновании доводов образования самостоятельного земельного участка, представила приказы от 31.01.2020 об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории для индивидуального жилищного строительства, расположенного в *** в границах земель кадастрового квартала *** в территориальной зоне Ж-2 в отношении земельных участков площадью 1120 кв.м, 932 кв.м,1664 кв.м (л.д. 62-70).

На основании изложенного, поскольку оспариваемое решение принято в связи с возможностью формирования из испрашиваемой земли самостоятельного земельного участка, отвечающего требованиям о предельных минимальных размерах, предъявляемых к образуемым земельным участкам, суд приходит к выводу, что решение от 11.09.2019 № 17-01-82/4888нз об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка принято в соответствии с положениями закона и оснований для удовлетворения административного иска не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175, 178, 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Амадэуса Евгения Владимировича к Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области, начальнику отдела по работе с земельными участками, собственность на который не разграничена Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области Заварыкиной О. В. о признании незаконным решения от 11.09.2019 – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Кировский районный суд г. Екатеринбурга в течение месяца с момента изготовления решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы.

Судья Н. А. Маркова

2а-583/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Амадэус Евгений Владимирович
Ответчики
Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области
Начальник отдела по работе с земельными участками, собственность на которые не разграничена МУГИСО Заврыкина О.В.
Суд
Кировский районный суд г. Екатеринбурга
Судья
Маркова Наталья Александровна
Дело на сайте суда
kirovsky.svd.sudrf.ru
19.12.2019Регистрация административного искового заявления
20.12.2019Передача материалов судье
26.12.2019Решение вопроса о принятии к производству
26.12.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.12.2019Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
26.12.2019Предварительное судебное заседание
17.01.2020Судебное заседание
19.02.2020Судебное заседание
12.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.02.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее