РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25.07.2014 Сысертский районный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Мурашова А.С., с участием истца Парфеновой Н.И., представителя истца Никулиной Н.Н., представителя ответчика Государственного учреждения здравоохранения «Свердловский областной клинический психоневрологический госпиталь для ветеранов войн» Баталовой Л.А, при секретаре Богинич Л.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1172/2014 по иску Парфеновой Н.И. к Администрации Сысертского городского округа, Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области, Государственному учреждению здравоохранения «Свердловский областной клинический психоневрологический госпиталь для ветеранов войн» о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛ:
Парфенова Н.И. обратилась в суд с иском к Администрации Сысертского городского округа, Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации, указав, чтоДД.ММ.ГГГГ Парфенова Н.И. была трудоустроена в <данные изъяты>» <данные изъяты> <данные изъяты>. При ликвидации санатория она ДД.ММ.ГГГГ была уволена по сокращению штата работников организации.
При трудоустройстве в <данные изъяты> <данные изъяты> в ДД.ММ.ГГГГ она как работник санатория по распоряжению коменданта санатория была вселена в квартиру, расположенную по адресу: <адрес> где по настоящее время постоянно зарегистрирована и проживает с членами своей семьи: <данные изъяты>, что подтверждается справкой <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ. Ордер истцу при вселении не выдавался. Их право пользования занимаемым жилым помещением кем-либо не оспорено. Иных жилых помещений на каком либо праве истец и члены ее семьи не занимают.
Истец лишена возможности в установленном действующим законодательством порядке заключить договор социального найма на занимаемое жилое помещение, а в дальнейшем договор о передаче квартиры (приватизации) в собственность граждан, поскольку в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним право на указанный дом за кем либо не зарегистрировано.
Поскольку право на жилое помещение Парфеновой Н.И. работодателем <данные изъяты> <данные изъяты> после ее увольнения, не было оспорено, Парфенова Н.И. осталась проживать в жилом помещении и является его нанимателем. Данный статус Парфенова Н.И. сохранила и на момент передачи жилого фонда в собственность Муниципального образования.
В судебном заседании истец Парфенова Н.И. и ее представитель Никулина Н.Н. исковые требования, с учетом уточнений, поддержали в полном объеме, ссылаясь на доводы искового заявления, просили: Признать за Парфеновой Н.И. право на бесплатную приватизацию квартиры <данные изъяты><данные изъяты> расположенной по адресу: <адрес>; Признать за Парфеновой Н.И. в порядке приватизации право собственности на жилое помещение - квартиру <данные изъяты> расположенной по адресу: <адрес>
Представитель ответчика Государственного учреждения здравоохранения «Свердловский областной клинический психоневрологический госпиталь для ветеранов войн» Баталова Л.А, действующая на основании доверенности, в судебном заседании пояснила, что постановлением Главы <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ №40817810604900317040 проведена порядковая нумерация жилого фонда на территории <адрес> <адрес> <адрес> <адрес> где присвоены номерные знаки, в том числе дом № <адрес> <адрес> <данные изъяты>; и <адрес> <адрес> где также присвоены номерные знаки, в том числе дом № <адрес> <данные изъяты>
Жилой фонд поселка <данные изъяты> в составе имущества подсобного хозяйства, переданного Госпиталю Приказом <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № №40817810604900317040 от <данные изъяты> <данные изъяты> Жилой многоквартирный дом <данные изъяты>) по адресу: <адрес>, зарегистрирован в ЕГРП от ДД.ММ.ГГГГ №40817810604900317040 под литером №40817810604900317040 На основании кадастрового учета ДД.ММ.ГГГГ в многоквартирном доме под литером №40817810604900317040 выделены жилые помещения и зарегистрированы №40817810604900317040 квартир с присвоением им адресов, в том числе и квартира № <адрес> в доме № <адрес> в <адрес> <адрес>.
На квартиру по адресу: <адрес>, <адрес> в ЕГРП зарегистрировано право собственности <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №40817810604900317040 и право оперативного управления <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № №40817810604900317040
Представители ответчиков Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области, Администрации Сысертского городского округа и третьих лиц Верхнесысертской сельской администрация, ФСОГУП «Сысертской БТИ и PH», ГБУЗ Свердловской области «Бонум» в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении слушания дела не заявляли.
Третьи лица Парфенов А.Ю., Парфенов А.Ю. в судебном заседании пояснили, что участвовать в приватизации спорной квартиры не желают, согласны, чтобы право собственности на жилое помещение было признано за истцом.
Суд определил рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав стороны и исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.
Конституция Российской Федерации предоставила каждому, кто законно находится на территории Российской Федерации, право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, а также гарантировала право на жилище (ч. 1 ст. 27, ч. 1 ст. 40).
Так в соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.
В соответствии со ст. 10 Жилищного кодекса Российской Федерации (ч. 4 ст. 3 Жилищного кодекса Российской Федерации) никто не может быть ограничен в праве пользования жилым помещением иначе как по основаниям и в порядке, предусмотренном законом. Согласно ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищные права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В силу ст. 2 Закона РФ от 04.07.1991 № 1541-1 "О приватизации Жилищного Фонда в Российской Федерации", Граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
Как следует из материалов дела, Парфенова Н.И. при трудоустройстве в <данные изъяты> была вселена в квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, <адрес>, где по настоящее время постоянно зарегистрирована и проживает с членами своей семьи: <данные изъяты>, что подтверждается справкой <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ
В статье 10 Жилищного кодекса Российской Федерации содержится специальная норма, посвященная основаниям возникновения жилищных прав и обязанностей. Жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. Соответственно с этим жилищные права и обязанности возникают: - из договоров и иных сделок, предусмотренных федеральным законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных федеральным законом, но не противоречащих ему; - из актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей; - из судебных решений, установивших жилищные права и обязанности; - в результате приобретения в собственность жилых помещений; - из членства в жилищных или жилищно¬строительных кооперативах; - вследствие действий (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей.
Из смысла гражданского и жилищного законодательства следует, что граждане Российской Федерации имеют право на получение в установленном порядке жилого помещения по договору социального найма в домах государственного или муниципального жилищного фонда, жилого помещения в домах жилищных и жилищно-строительных кооперативов, на приобретение жилого помещения в собственность и путем индивидуального жилищного строительства, а также по иным основаниям, предусмотренным законодательством.
Согласно справки, <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ №40817810604900317040 следует, что ГБУЗСО ДКБВЛ НПЦ «Бонум» жилых помещений на балансе не имеет. В соответствии с <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № №40817810604900317040 весь жилитгтный фонд <данные изъяты> правопреемником которого является <данные изъяты> в порядке реорганизации к <данные изъяты>, изъят из оперативного управления учреждения и безвозмездно передан в муниципальную собственность для решения местного значения.Передача муниципальным образованиям ведомственного жилого фонда осуществлялась в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики».
Согласно статье 9 названного Закона при изменении отношений собственности жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений ведомственный фонд), должен быть передан правопреемникам этих предприятий, учреждений, иных юридических лиц либо в ведение органов местного самоуправления в установлением порядке и с сохранением всех жилищных прав граждан. В случае такого перехода права и обязанности нового собственника производны от прав и обязанностей прежнего собственника, поскольку имущество сохраняет свои качества, а меняется лишь субъект права собственности.
Согласно статье 675 Гражданского кодекса Российской Федерации, переход права собственности на занимаемое по договору найма жилое помещение не влечет расторжения или изменения договора найма жилого помещения. При этом новый собственник становится наймодателем на условиях ранее заключенного договора найма и должен нести все его обязанности, в том числе по предоставлению благоустроенного жилья в связи с выселением из домов, грозящих обвалом (статья 93 Жилищного кодекса РСФСР), поскольку иное не предусмотрено законом.
Поскольку право на жилое помещение Парфеновой Н.И. работодателем <данные изъяты> <данные изъяты> после ее увольнения, не было оспорено, Парфенова Н.И. осталась проживать в жилом помещении и является его нанимателем. Данный статус Парфенова Н.И. сохранила и на момент передачи жилого фонда в собственность Муниципального образования.
Таким образом, в соответствии с Гражданского кодекса Российской Федерации при переходе права собственности на жилое помещение права нанимателя не изменяются.
Вместе с тем из справки <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ №40817810604900317040 следует, что в реестре муниципальной собственности отсутствует квартира № <адрес>, расположенная в <адрес>.
В реестре государственного имущества <адрес> области так же отсутствуют сведения об объекте недвижимого имущества: квартире № <адрес>, расположенной по адресу: <адрес> <адрес> <адрес>, что подтверждается справкой № №40817810604900317040, выданной <данные изъяты>.
Вместе с тем из указанной справки следует, что в Реестр государственного имущества <адрес> области внесены сведения об объекте недвижимости, находящемся в оперативном управлении государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области «Свердловский областной клинический психоневрологический госпиталь для ветеранов войн»: квартире № <адрес>, общей площадью 13,2 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>
Однако по данным технической инвентаризации жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> на техническом учете в БТИ не состоит, что подтверждается справкой выданной ФСОГУП «Сысертской БТИ и PH» №40817810604900317040 от ДД.ММ.ГГГГ
Парфенова Н.И. с целью идентификации квартиры № <адрес>, расположенной в жилом доме № <адрес> в <адрес> и получения кадастрового паспорта на жилое помещение, необходимого для оформления права на приватизацию, истец обратилась в ФСОГУП «Сысертской БТИ и PH» с заявлением об обследовании квартиры.
Спорное жилое помещение занимаемое истцом и членами ее семьи является изолированным и имеет отдельный вход. Истец и члены ее семьи не утратили право на занимаемую ими квартиру. Более того, они продолжают в настоящее время пользоваться данным жильем, сохраняя его за собой<данные изъяты>
На основании части третьей статьи 8 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилья он вправе обратиться в суд.
В соответствии с этим положением Пленум Верховного Суда Российской Федерации в своем Постановлении от 24 августа 1993 года N 8 "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" подтвердил, что судам подведомственны дела, возникающие в связи с осуществлением и защитой прав граждан при приватизации занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая ведомственный жилищный фонд (жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений).
Требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как ст. 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору социального найма, правом с согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи и проживающих с ними несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в общую собственность (долевую или совместную).
Исходя из смысла преамбулы и ст. ст. 1, 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием.
При этом необходимо учитывать, что соблюдение установленного ст. ст. 7, 8 названного Закона порядка оформления передачи жилья обязательно как для граждан, так и для должностных лиц, на которых возложена обязанность по передаче жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде в собственность граждан (в частности, вопрос о приватизации должен быть решен в двухмесячный срок, заключен договор на передачу жилья в собственность, право собственности подлежит государственной регистрации в Едином государственном реестре учреждениями юстиции, со времени совершения которой и возникает право собственности гражданина на жилое помещение).
Гарантируемое ст. 11 Закона Российской Федерации № 1551-1 от 04.07.1991 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» право граждан на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения не имеет конституционного закрепления и не подпадает под характеристики основных прав и свобод человека и гражданина (ч.2 ст. 17 Конституции Российской Федерации). Однако данное право является субъективным правом конкретного физического лица, фактически занимающего на правах нанимателя жилое помещение в государственном или муниципальном жилищном фонде, осуществляемое гражданином на добровольной основе.
Таким образом, право на бесплатную приватизацию конкретного жилого помещения приобретается гражданином в силу закона и является производным от его статуса нанимателя жилого помещения.
Ответчиком МУГИСО суду представлена выписка из реестра государственного имущества Свердловской области <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, из которой следует, что квартира <данные изъяты>, с таким же адресом внесена в реестр государственного имущества Свердловской области (реестровый номер №40817810604900317040) на основании Постановления Верховного Совета Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № №40817810604900317040, что также подтверждается свидетельством о госрегистрации права собственности от ДД.ММ.ГГГГ
Свидетельством о госрегистрации права от ДД.ММ.ГГГГ № №40817810604900317040 подтверждается, что квартира <адрес> зарегистрирована также на праве оперативного управления за <данные изъяты>
Однако по результатам обследования ДД.ММ.ГГГГ ФСОГУП «Сысертское БТИ и PH» занимаемая истцом квартира № <адрес> в доме № <адрес> в <адрес> (инвентарный номер объекта №40817810604900317040) по общей площади составляет 16,3 кв.м., в том числе жилой площади - 10,3 кв.м.
Судом установлено, что в целях упорядочения адресов в <адрес> Главой <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ вынесено Постановление №40817810604900317040 о присвоении названий улицам и микрорайонам на территории <адрес>. Жилой дом № <адрес>, в котором находится занимаемая истцом квартира, территориально находится на ул. <адрес>.
Дома находящиеся в оперативном управлении ГБУЗ СО «Свердловский клинический психоневрологический госпиталь для ветеранов войн» территориально расположены на ул. <адрес>.
Таким образом, занимаемая истцом квартира представляет собой иной объект права, не находящийся в собственности <данные изъяты> и подлежащий внесению в реестр муниципальной собственности <данные изъяты>, однако по неизвестным причинам не внесенный в данный реестр.
Неопределенность в объекте права, месте его расположения, и отсутствие его в реестре муниципальной собственности Сысертского городского округа препятствует истцу реализовать свои права на приватизацию занимаемого жилья.
При наличии указанных обстоятельств, а также учитывая, что истцом не было использовано право на однократную приватизацию, суд считает возможным удовлетворить исковые требования в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194, 197, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ 16,3 ░░.░., ░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ 10,3 ░░.░., ░░░ ░░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░ <░░░░░>
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ 16,3 ░░.░., ░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ 10,3 ░░.░., ░░░ ░░░░░░░ <░░░░░>), ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░ <░░░░░>
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ <░░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░ ░░░░░░░ ░.░.