РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 апреля 2016 года город Москва
Пресненский районный суд города Москвы в составе
председательствующего федерального судьи Пархоменко Ж.В., при секретаре Гореловой Л.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3437\2016 по иску Зюзинского межрайонного прокурора города Москвы в интересах Антонюка Александра Васильевича к Департаменту городского имущества города Москвы о признании решения Департамента городского имущества города Москвы об отказе в принятии семьи Антонюка А.В. на контроль по замене занимаемого жилого помещения незаконным, обязании поставить семью Антонюка А.В. на контроль по замене занимаемого жилого помещения,
Установил:
Зюзинский межрайонный прокурор г. Москвы обратился в суд с указанными исковыми требованиями в интересах Антонюка Александра Васильевича, мотивируя их следующим. Зюзинской межрайонной прокуратурой г. Москвы по поручению прокуратуры города Москвы была проведена проверка по обращению Уполномоченного по правам человека в г. Москве Потяевой Т.А. в интересах Антонюка А.В. о нарушении жилищных прав. В ходе данной проверки было установлено, что Антонюк А.В. совместно с матерью ... зарегистрирован по месту жительства по адресу: ..., где на основании договора социального найма занимает двухкомнатную квартиру площадью жилого помещения 55,2 кв.м.. Данная квартира расположена на 7 этаже 17-этажного дома. В ноябре 2003 года во исполнение решения Нагатинского районного суда города Москвы от 25 мая 2002 года по гражданскому делу № 2-1675\2002 Антонюку А.В. было предложено жилое помещение в виде двухкомнатной квартиры на 4 этаже площадью жилого помещения 61,3 кв.м., расположенной в доме-новостройке по адресу: .... Квартира была предложена с учетом медицинских показаний на 4 этаже в лифтовом доме. От данной квартиры Антонюк А.В. отказался. Взамен, с согласия Антонюка А.В. от 01 ноября 2004 года, во исполнение решения суда, распоряжением префекта ЮАО г. Москвы от 04 ноября 2004 года № 01-44-2907 семье Антонюка А.В. предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу: ... (7 этаж) с последующим прекращением исполнительного производства по гражданскому делу и снятия с регистрационного учета. В последующем, согласно индивидуальной программе реабилитации инвалида, данной ФКУ «ГБ МСЭ по г. Москве» Минтруда России 09 июля 2014 года в отношении Антонюка А.В., одним из мероприятий социальной реабилитации является приспособление жилья для проживания инвалида ..., снижение этажности. По информации, представленной дополнительно ФКУ «ГБ МСЭ по г. Москве» Минтруда России по вопросу снижения этажности, индивидуальная программа реабилитации для Антонюка А.В. составлена с учетом не только патологии органа зрения, но и с учетом сочетанной патологии, которая развилась у пациента в результате тяжелой травмы черепа. В индивидуальной программе реабилитации учтены заключения лечебных учреждений: ПНД № 13, ПКБ № 1, которые рекомендуют пациенту проживание на нижних этажах или в доме с лифтом не выше третьего этажа. ФКУ «ГБ МСЭ по г. Москве» Минтруда России для жилого помещения, предназначенного для проживания инвалида ... даны следующие рекомендации: вход в жилой дом должен иметь тактильную информацию, голосовое сопровождение в лифте и выпуклые этажные символы, наличие электроплиты в квартире, розетки и выключатели на уровне опущенной руки, душевая кабина, сантехника рычажного типа. Проверкой, проведенной 16 апреля 2015 года комиссией в составе представителей Аппарата Уполномоченного по правам человека в городе Москве, Управой района Северное Бутово, ГБУ ТЦСО «Бутово», ОАО ДЕЗ района Северное Бутово, установлено, что жилое помещение, занимаемое Антонюком А.В. не приспособлено для проживания инвалида ..., поскольку дом не соответствует указанным рекомендациям, квартира расположена на 7-м этаже. Одним из исполнителей проведения мероприятий социальной реабилитации в ИПР указан Департамент жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы, правопреемником которого является Департамент городского имущества города Москвы. Из ответа Департамента городского имущества г. Москвы от 10 декабря 2015 года на обращение первого заместителя прокурора г. Москвы следовало, что семья Антонюка А.В. на жилищном учете не состоит, улучшение жилищных условий с помощью города Москвы гражданам, не состоящим на жилищном учете действующим законодательством не предусмотрено; поскольку заключение лечебного учреждения и требования индивидуальной программы реабилитации не предусматривают необходимости в замене занимаемого семьей Антонюка А.В. жилого помещения на жилое помещение специализированного жилищного фонда г. Москвы, оснований для принятия семьи Антонюка А.В. на контроль по замене занимаемого жилого помещения усмотрено не было. Данное решение ответчика об отказе в принятии семьи Антонюка А.В. на контроль по замене занимаемого жилого помещения по мнению прокурора нарушает права Антонюка А.В.. Зюзинский межрайонный прокурор указывал, что свое право на обращение о предоставлении жилого помещения с учетом ИПР Антонюк А.В., как инвалид I группы, реализовал через Аппарат Уполномоченного по правам человека в городе Москве, а также прокуратуру города Москвы. Для реализации права инвалида на жилое помещение, отвечающее требованиям ИПР, необходима замена жилого помещения. Таким образом, Зюзинский межрайонный прокурор г. Москвы просил суд: признать решение Департамента городского имущества города Москвы об отказе в принятии семьи Антонюка А.В. на контроль по замене занимаемого жилого помещения незаконным, обязать Департамент поставить семью Антонюка А.В. на контроль по замене занимаемого жилого помещения.
Представитель Зюзинского межрайонного прокурора по доверенности в судебное заседание прибыла, заявленные требования поддержала.
Истец Антонюк А.В. в судебное заседание явился, исковые требования поддержал.
Представитель ответчика Департамента городского имущества г. Москвы в судебное заседание явилась, против удовлетворения иска возражала по доводам и основаниям, изложенным в представленных письменных возражениях на иск.
Заслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7).
В соответствии со статьей 5 ЖК РФ жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними, в частности указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. Федеральные учреждения медико-социальной экспертизы могут при необходимости привлекать к разработке индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов организации, осуществляющие деятельность по реабилитации, абилитации инвалидов. Порядок разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида и ее форма определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения. Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
В соответствии с частью 6 статьи 20 Закона г. Москвы от 14 июня 2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения», жителям города Москвы, страдающим заболеваниями опорно-двигательного аппарата, а также инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, которым по заключению лечебных учреждений либо в соответствии с их индивидуальной программой реабилитации рекомендовано проживание в жилых помещениях, отвечающих требованиям индивидуальной программы реабилитации, жилые помещения предоставляются в специально построенных домах либо в жилых помещениях, отвечающих требованиям индивидуальной программы реабилитации.
В соответствии с частью 1 статьи 40 Закона г. Москвы от 14 июня 2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения", При обращении жителей города Москвы, страдающих заболеваниями опорно-двигательного аппарата, инвалидов, семей, имеющих детей-инвалидов, которым по заключению лечебных учреждений либо в соответствии с их индивидуальной программой реабилитации рекомендовано проживание в жилых помещениях, отвечающих требованиям индивидуальной программы реабилитации, о замене занимаемого жилого помещения на жилое помещение в специально построенных домах либо в жилых помещениях, отвечающих требованиям индивидуальной программы реабилитации, замена производится на равнозначное по площади жилое помещение: 1) занимающим жилое помещение на основании договоров социального найма, найма, безвозмездного пользования - по договору безвозмездного пользования; 2) занимающим жилое помещение на праве собственности – по договору мены либо, по их желанию, по договору безвозмездного пользования жилым помещением специализированного жилищного фонда города Москвы.
Согласно чч. 2-4 статьи 40 Закона г. Москвы от 14 июня 2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения", предоставление жилого помещения по договору безвозмездного пользования производится с учетом положений статей 7, 20, 22 настоящего Закона. При предоставлении гражданам - собственникам, указанным в части 1 настоящей статьи, жилых помещений по договору безвозмездного пользования ранее занимаемое ими жилое помещение безвозмездно передается городу Москве. Рассмотрение заявлений жителей города Москвы о замене жилого помещения по состоянию здоровья и замену жилого помещения осуществляют уполномоченные органы исполнительной власти города Москвы или уполномоченные ими организации. При замене жилого помещения по состоянию здоровья заключение и оформление договора осуществляются бесплатно.
В развитие положений Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Правительство РФ своим Постановлением от 27 июля 1996 года N 901 "О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг" утвердило Правила предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг (далее - Правила).
Пунктом 3 указанного Постановления предписано органам исполнительной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления осуществлять необходимые организационные льготные меры по обеспечению инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, по получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства в соответствии с Правилами, утвержденными настоящим Постановлением, а также по оборудованию жилых помещений, занимаемых инвалидами, специальными средствами и приспособлениями в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
В силу п. 8 Правил инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, занимаемые ими жилые помещения могут быть заменены на другие равноценные жилые помещения в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида (переселение с верхних этажей домов на нижние, приближение к месту жительства родных, близких и т.п.).
Из смысла приведенной нормы следует, что основанием для переселения инвалида и семьи, имеющей ребенка-инвалида, является индивидуальная программа реабилитации, содержащая такое предписание.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Судом установлено, что истец Антонюк Александр Васильевич 1965 года рождения проживает и является нанимателем отдельной двухкомнатной квартиры № 91 по адресу: г. Москва, ул. Грина, д. 14. Также на данной жилой площади зарегистрирована и проживает мать Антонюка А.В. – Антонюк Анна Филипповна 1935 года рождения (л.д. 8-9).
Квартира № 91 по адресу: г. Москва, ул. Грина, д. 14 расположена на седьмом этаже семнадцатиэтажного дома
Антонюк Александр Васильевич, 1965 года рождения является инвалидом I группы, инвалидность установлена бессрочно, причина инвалидности – военная травма (инвалид ...).
Согласно индивидуальной программе реабилитации инвалида от 09 июля 2014 года ФКУ «ГБ МСЭ по г. Москве» Минтруда России, одним из мероприятий социальной реабилитации является приспособление жилья для проживания инвалида ..., снижение этажности.
По информации, представленной дополнительно ФКУ «ГБ МСЭ по г. Москве» Минтруда России по вопросу снижения этажности, индивидуальная программа реабилитации для Антонюка А.В. составлена с учетом не только патологии органа зрения, но и с учетом сочетанной патологии, которая развилась у пациента в результате тяжелой травмы черепа. В индивидуальной программе реабилитации учтены заключения лечебных учреждений: ПНД № 13, ПКБ № 1, которые рекомендуют пациенту проживание на нижних этажах или в доме с лифтом не выше третьего этажа (л.д. 27).
ФКУ «ГБ МСЭ по г. Москве» Минтруда России для жилого помещения, предназначенного для проживания инвалида ... даны следующие рекомендации: вход в жилой дом должен иметь тактильную информацию, голосовое сопровождение в лифте и выпуклые этажные символы, наличие электроплиты в квартире, розетки и выключатели на уровне опущенной руки, душевая кабина, сантехника рычажного типа.
16 апреля 2015 года была проведена проверка комиссией в составе представителей Аппарата Уполномоченного по правам человека в городе Москве, Управой района Северное Бутово, ГБУ ТЦСО «Бутово», ОАО ДЕЗ района Северное Бутово, которой установлено, что жилое помещение, занимаемое Антонюком А.В. не приспособлено для проживания инвалида ..., поскольку дом не соответствует указанным рекомендациям, квартира расположена на 7-м этаже (л.д. 28-30).
Обращения Уполномоченного по правам человека в г. Москве в Департамент городского имущества г. Москвы, к заместителю Мэра Москвы в Правительстве Москвы в интересах Антонюка А.В. по вопросу постановки его на контроль для замены площади согласно индивидуальной программе реабилитации были оставлены без удовлетворения, в связи с чем, 16 ноября 2015 года Уполномоченный по правам человека в г. Москве обратился с заявлением в защиту жилищных прав Антонюка А.В., являющегося инвалидом I группы ... к прокурору города Москвы с просьбой провести проверку в целях устранения нарушений закона (л.д. 11-13).
Прокурор г. Москвы обратился в Департамент городского имущества г. Москвы в связи проводимой проверкой по указанным обстоятельствам.
Из ответа Департамента городского имущества г. Москвы от 10 декабря 2015 года на обращение первого заместителя прокурора г. Москвы следовало, что семья Антонюка А.В. на жилищном учете не состоит, улучшение жилищных условий с помощью города Москвы гражданам, не состоящим на жилищном учете действующим законодательством не предусмотрено; поскольку заключение лечебного учреждения и требования индивидуальной программы реабилитации не предусматривают необходимости в замене занимаемого семьей Антонюка А.В. жилого помещения на жилое помещение специализированного жилищного фонда г. Москвы, оснований для принятия семьи Антонюка А.В. на контроль по замене занимаемого жилого помещения усмотрено не было (л.д. 22-24).
Приведенный представителем ответчика в судебном заседании довод о том, что истец не обращался в Департамент городского имущества города Москвы по вопросу замены жилого помещения согласно индивидуальной программе реабилитации противоречит материалам дела, 18 ноября 2014 года обращение Антонюка А.В. было направлено в Департамент жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы с ходатайством оказать содействие в решении жилищного вопроса ДСЗН г. Москвы, кроме того, будучи инвалидом I группы ..., Антонюк А.В. свое право на обращение о предоставлении жилого помещения с учетом ИПР реализовал через Аппарат Уполномоченного по правам человека в городе Москве, а также прокуратуру города Москвы.
Также суд не может признать обоснованным довод представителя Департамента городского имущества г. Москвы о том, что семья Антонюка А.В. в составе двух человек (он, мать) не состоит на жилищном учете, следовательно, их жилищные условия не подлежат улучшению, исходя из следующего.
Замена жилого помещения на другое равноценное жилое помещение в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида в силу приведенных выше норм права не может рассматриваться как улучшение жилищных условий, для которого необходимо соблюдение очередности, а также постановка на жилищный учет.
Происходящая замена на иное равноценное жилье, соответствующее показаниям ИПР, имеет своей целью обеспечить гражданину, являющемуся инвалидом, (в настоящем случае – Антонюку Александру Васильевичу, инвалиду I группы ... вследствие полученной военной травмы) условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и создать равные с другими гражданами возможности участия в жизни общества.
При таких обстоятельствах, вопреки рассуждениям представителя ДГИ г. Москвы, положения статьи 57 ЖК РФ к спорным правоотношениям не применимы, ибо в рассматриваемом случае должны применяться положения Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Постановление Правительства РФ № 901 от 27 июля 1996 года "О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг".
Доводы представителя ответчика о том, что Антонюк А.В. не страдает формой заболевания, дающей право на замену жилого помещения противоречат сведениям, содержащимся в индивидуальной программе реабилитации инвалида ФКУ «ГБ МСЭ по г. Москве» Минтруда России, а также дополнительно предоставленной информации ФКУ «ГБ МСЭ по г. Москве» Минтруда России (л.д. 27).
При таких обстоятельствах, отказ Департамента городского имущества города Москвы в принятии семьи Антонюка А.В. на контроль по замене занимаемого жилого помещения является незаконным, а нарушенное право истца подлежит восстановлению посредством обязания ответчика поставить его семью на контроль по замене занимаемого жилого помещения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Иск Зюзинского межрайонного прокурора города Москвы в интересах Антонюка Александра Васильевича к Департаменту городского имущества города Москвы о признании решения Департамента городского имущества города Москвы об отказе в принятии семьи Антонюка А.В. на контроль по замене занимаемого жилого помещения незаконным, обязании поставить семью Антонюка А.В. на контроль по замене занимаемого жилого помещения, – удовлетворить.
Признать незаконным решение Департамента городского имущества города Москвы об отказе в принятии семьи Антонюка Александра Васильевича в составе двух человек (он, мать ...) на контроль по замене занимаемой на условиях договора социального найма квартиры, расположенной по адресу: г. Москва, ул. Грина, д. 14, кв. 91 на другое равноценное жилое помещение в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
Обязать Департамент городского имущества города Москвы поставить семью Антонюка Александра Васильевича в составе двух человек (он, мать ...) на контроль по замене занимаемой на условиях договора социального найма квартиры, расположенной по адресу: ... на другое равноценное жилое помещение в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Московский городской суд через Пресненский районный суд города Москвы в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Ж.В. Пархоменко
...