РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Ахтубинск 08 октября 2019 года
Астраханской области
Ахтубинский районный суд Астраханской области в составе:
Председательствующий судья Проскурин А.Ф.,
при секретаре судебного заседания Ряшенцевой К.Ю.,
административного истца Сармина А.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело № по административному иску Сармина А.В. к Правительству Астраханской области, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Астраханской области об отмене решения №№ от ДД.ММ.ГГГГ
УСТАНОВИЛ:
Сармин А.В. обратился в суд с указанным административным иском об отмене решения комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Астраханской области № от ДД.ММ.ГГГГ, которым Сармину А.В. отказано в допуске к деятельности с участием несовершеннолетних.
В обоснование своих требований административный истец ссылается на то, что постановлением комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Астраханской области № от ДД.ММ.ГГГГ Сармину А.В. отказано в допуске к деятельности с участием несовершеннолетних. С данным решением не согласен административный истец, считает решение необъективным и несправедливым. В результате решения комиссии он лишен возможности полностью осуществлять право на труд, заниматься педагогической деятельностью. Комиссия дала неверную оценку всем обстоятельствам дела, в частности не учтено то обстоятельство, что с момента совершения преступления прошло 20 лет, судимость не помешала получить ему педагогическое образование, неоднократно повышал квалификацию, активно занимается общественной жизнью с несовершеннолетними.
Административный истец Сармин А.В. в судебном заседании административное исковое заявление поддержал по доводам и основаниям, изложенными в заявлении, пояснил, что на комиссию его не пригласили, вопросов не задавали, при рассмотрении заявления нарушили регламент, не учли, что судимость погашена. Имеет намерения заняться педагогической деятельностью, работать в школе, его готовы взять на работу директора двух школ, но поскольку отсутствует разрешение комиссии, его на работу не берут. Просил отменить постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Астраханской области № от ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Астраханской области, представитель Правительства Астраханской области в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, представили заявления о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Руководствуясь положениями ч.6 ст.226 КАС РФ, в соответствии с которым неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной, суд принимает решение о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся лиц.
Суд, выслушав административного истца Сармина А.В., исследовав представленные доказательства, приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно п 9 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1. нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца; 2. соблюдены ли сроки обращения в суд; 3. соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4. соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Пунктом 11 ст.226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в п.п.3 и 4 ч.9 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Из материалов дела следует, что Сармин А.В. обратился в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав Астраханской области с заявлением о выдаче разрешения о допуске его к деятельности с участием несовершеннолетних.
Постановлением комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Астраханской области № от ДД.ММ.ГГГГ решено не допустить Сармина А.В. к деятельности с участием несовершеннолетних (л.д.49-52).
Обращение истца в суд с настоящим административным исковым заявлением обусловлено его несогласием с выводами комиссии по делам несовершеннолетних, поскольку комиссией не приняты во внимание характеризующие его как личность, о том, что с момента совершения преступления прошло 20 лет, а также не установлены обстоятельства, дающие основания полагать, что Сармин А.В. представляет опасность для жизни и здоровья и нравственности несовершеннолетних.
Согласно ч.3 ст.55 Конституции Российской Федерации федеральный законодатель имеет право вводить ограничения прав некоторых категорий граждан на занятие трудовой деятельностью в определенных сферах.
В соответствии с положениями ч.2 ст.331 Трудового кодекса РФ к педагогической деятельности не допускаются лица:
- лишенные права заниматься такой деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;
- имеющие или имевшие судимость, подвергавшиеся уголовному преследованию (кроме случаев, когда оно прекращено по реабилитирующим основаниям) за совершение преступлений, перечисленных в абз.3 ч.2 ст.331 ТК РФ.
Исключение составляют лица, указанные в ч.3 ст.331 ТК РФ. Они могут быть допущены к педагогической деятельности при наличии решения о допуске их к такой деятельности, которое принято комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданной высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ (далее - комиссия).
Указанное положение нашло отражение в пункте 2 Правил Принятия комиссией по делам несовершеннолетних и их защите их прав, созданной высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ и осуществляющей деятельность на территории соответствующего субъекта РФ, решения о допуске или недопуске лиц, имевших судимость, к педагогической деятельности, к предпринимательской деятельности и (или) трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 05.08.2015 N 796 (далее - Правил).
В соответствии с указанным пунктом Правил, комиссия принимает решение в отношении лиц, имевших судимость за преступления небольшой и средней тяжести против:
Е) общественной безопасности.
В соответствии с п.2.1 ст.11 Федерального закона от 24.06.1999 N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданные высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и осуществляющие деятельность на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, наряду с осуществлением в пределах своей компетенции полномочий, указанных в пункте 2 настоящей статьи, принимают решения о допуске или недопуске к педагогической деятельности, к предпринимательской деятельности и (или) трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних лиц, имевших судимость за совершение преступлений небольшой тяжести и преступлений средней тяжести против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности, лиц, уголовное преследование в отношении которых по обвинению в совершении этих преступлений прекращено по нереабилитирующим основаниям (за исключением лиц, лишенных права заниматься соответствующим видом деятельности по решению суда), с учетом вида и степени тяжести совершенного преступления, срока, прошедшего с момента его совершения, формы вины, отнесения в соответствии с законом совершенного деяния к категории менее тяжких преступлений, обстоятельств, характеризующих личность, в том числе поведения лица после совершения преступления, отношения к исполнению трудовых обязанностей, а также с учетом иных факторов, позволяющих определить, представляет ли конкретное лицо опасность для жизни, здоровья и нравственности несовершеннолетних.
Порядок принятия решения регламентирован Правилами принятия комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданной высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, решения о допуске или недопуске лиц, имевших судимость, к педагогической деятельности, к предпринимательской деятельности и (или) трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних, а также формы этого решения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 05.08.2015 N 796.
Пунктом 20 указанных Правил предусмотрено, что при принятии решения комиссией учитываются следующие обстоятельства, позволяющие определить, представляет ли заявитель опасность для жизни, здоровья и нравственности несовершеннолетних:
а) вид и степень тяжести совершенного преступления (преступлений), характер и степень общественной опасности преступления, обстоятельства его совершения, иные обстоятельства, выявленные в ходе уголовного преследования заявителя;
б) срок, истекший со дня совершения преступления, освобождения от наказания, прекращения уголовного дела или уголовного преследования, а также со дня погашения или снятия судимости;
в) форма вины;
г) вид наказания;
д) факты смягчения назначенного заявителю наказания или освобождения его от отбывания этого наказания;
е) возмещение причиненного вреда (если применимо к заявителю);
ж) отнесение в соответствии с законом совершенного деяния к категории менее тяжких преступлений;
з) отношение к исполнению трудовых (служебных) обязанностей;
и) обстоятельства, характеризующие личность, в том числе поведение заявителя после совершения преступления;
к) иные обстоятельства, позволяющие определить представляет ли заявитель опасность для жизни, здоровья и нравственности несовершеннолетних.
Решение принимается комиссией в отсутствие заявителя и иных лиц открытым голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии. При равном количестве голосов председательствующий имеет право решающего голоса (п.21 Правил).
Основанием для принятия комиссией решения является обоснованный и мотивированный вывод комиссии о том, что заявитель не представляет опасности (представляет опасность) для жизни, здоровья и нравственности несовершеннолетних.
Из справки ИЦ УМВД России по Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ №-з следует, что Сармин А.В. был осужден ДД.ММ.ГГГГ военным судом войсковой части № <адрес> по п.п. «а, г» ч.2 ст.162 УК РФ, ч.4 ст.223 УК РФ к 4 годам лишения свободы; определением военного суда войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ ч.4 ст.223 УК РФ переквалифицирована на ч.2 ст.218 УК РСФСР, срок к отбытию 3 года 6 месяцев. Освобожден ДД.ММ.ГГГГ по амнистии (л.д.34).
Таким образом, административный истец имеет погашенную судимость за совершение преступления против общественной безопасности, общественного порядка и здоровья населения (ч.2 ст.218 УК РСФСР).
Согласно выписке из протокола № от ДД.ММ.ГГГГ на заседание комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Астраханской области при рассмотрении вопроса о допуске Сармина А.В. к работе с несовершеннолетними на обсуждение комиссии представлены материалы, характеризующие истца, в том числе сведения о судимости, приговор военного суда от ДД.ММ.ГГГГ, определение военного суда от ДД.ММ.ГГГГ, трудовая книжка, диплом, характеристика, копии благодарственных писем, грамоты (л.д.54-55).
Оценив представленные документы, комиссия пришла к выводу о невозможности допуска Сармина А.В. к работе с несовершеннолетними.
Решение комиссии принято полномочным органом, является мотивированным и обоснованным, при принятии решения по заявлению истца, Комиссией исследовались документы, представленные истцом, а также учтены характер совершенного истцом преступления и обстоятельства, при которых оно было совершено.
Оснований полагать, что какие-либо из представленных истцом документов комиссией во внимание не приняты, у суда не имеется, поскольку все представленные документы отражены в оспариваемом решении, получили надлежащую оценку.
Проверив соблюдение комиссией процедуры рассмотрения спорного вопроса, мотивацию комиссией своего решения на предмет ее соответствия правилам, и оценив совокупность представленных доказательств, суд приходит к выводу о законности и обоснованности оспариваемого заявителем решения комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Астраханской области.
С учетом изложенных обстоятельств, суд не находит правовых оснований для удовлетворения требований административного истца в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст.175-179 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований Сармина А.В. - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца, со дня принятия решения в окончательной форме, в коллегию по рассмотрению административных дел Астраханского областного суда через Ахтубинский районный суд.
Решение изготовлено на компьютере.
Председательствующий судья: А.Ф. Проскурин