Дело № 2а-2131/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
4 июля 2019 г. ...
Ворошиловский районный суд ... в составе:
председательствующего судьи Мудраковой А.И.,
при секретаре Храбровой Я.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административный иск Сизякина Д. В. к Департаменту имущественно-земельных отношений ... о признании незаконным решения органа местного самоуправления, заинтересованное лицо: Комитет по охране объектов культурного наследия Ростовской ..., об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в муниципальной собственности,
УСТАНОВИЛ:
Сизякин Д.В. обратился в суд с административным иском к Департаменту имущественно-земельных отношений ... о признании незаконным решения органа местного самоуправления, заинтересованное лицо: Комитет по охране объектов культурного наследия Ростовской ..., об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в муниципальной собственности.
В обоснование заявленных требований указано, что истцу на праве собственности принадлежат следующие объекты недвижимого имущества: жилой дом площадью 167,1 кв.м. с кадастровым номером №, о чем ... в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации №, сарай площадью 6,6 кв.м. с кадастровым номером №, о чем ... в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации №, гараж площадью 21,2 кв.м. с кадастровым номером №, о чем ... в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации №, хозяйственная постройка площадью 52,1 кв. м. с кадастровым номером №, о чем ... в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации №, на основании решения Ленинского районного суда ... от ...
Данные объекты недвижимого имущества расположены на земельном участке площадью 625 кв. м. с кадастровым номером №, вид разрешенного использования: под индивидуальное жилищное строительство, расположенном по адресу: ....
Истец обратился в Департамент имущественно-земельных отношений ... с заявлением от ... о предоставлении в собственность за плату без проведения торгов указанного земельного участка.
Департамент имущественно-земельных отношений ... письмом № от ... отказал административному истцу в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка.
В качестве оснований для отказа указано, что границы земельного участка пересекают строение (входные узлы хозяйственной постройки), земельный участок с кадастровым номером № находится на территории объекта археологического наследия федерального значения - «Комплекса наземных и подземных сооружений крепости святого Д. Ростовского», состоящего на государственной охране, что в силу п. 2 ст. 27 ЗК РФ исключает возможность предоставления данного земельного участка в частную собственность.
По мнению административного истца, он имеет исключительное право на предоставление в собственность земельного участка площадью 625 кв. м. с кадастровым номером №, на котором расположены объекты недвижимости, принадлежащие ему.
Обоснование Ответчиком отказа в предоставлении в собственность истцу испрашиваемого земельного участка тем, что границы земельного участка пересекают строение (входные узлы хозяйственной постройки), истец считает не соответствующим действительным обстоятельствам.
Однако Департамент Архитектуры и градостроительства ... в своем письме № от ... сообщил, что согласно имеющимся материалам топографического плана М 1:500 (топографическая съемка выполнялась в ... году) граница земельного участка с кадастровым номером № не пересекает здания либо его части (входные группы), обозначенные на топографическом плане. Капитальное жилое здание, два капитальных нежилых здания расположены в границах данного земельного участка.
Обоснование ответчиком отказа в предоставлении в собственность истцу испрашиваемого земельного участка тем, что земельный участок с кадастровым номером № находится на территории объекта археологического наследия федерального значения - «Комплекса наземных и подземных сооружений крепости святого Д. Ростовского», состоящего на государственной охране, что в силу п. 2 ст. 27 ЗК РФ исключает возможность предоставления данного земельного участка в частную собственность, Истец считает незаконным.
Ответчик в отказе в предоставлении в собственность Истцу испрашиваемого земельного участка № от ... указал, что согласно письму Комитета по охране объектов культурного наследия Ростовской области от ... № земельный участок с кадастровым номером № находится на территории объекта археологического наследия федерального значения - «Комплекс наземных и подземных сооружений крепости святого Д. Ростовского», состоящего на государственной охране на основании постановления Главы Администрации Ростовской области № от ... «О принятии на государственную охрану памятников истории и культуры области».
Считая, что спорный земельный участок ограничен в обороте по причине вхождения в границы территории памятника культуры, ответчик не учитывает, что закон для целей обеспечения сохранности объекта культурного наследия кроме ограничения обороноспособности, то есть возможности собственнику определять юридическую судьбу земельного участка, расположенного под таким объектом, предусматривает иные меры, направленные на его сохранность.
Исходя из изложенного, включение спорного земельного участка в территорию объекта археологического наследия и наличие утвержденного в отношении спорной участка плана спасательных археологических мероприятий не может являться препятствием для предоставления такого земельного участка в частную собственность, учитывая, что действующее законодательство не устанавливает запрет на передачу в собственность земельных участков, не изъятых из хозяйственного использования, и в силу ч. 1 ст. 39.20 Земельного кодекса РФ предоставляет собственнику здания исключительное право на приватизацию земельного участка под данным объектом.
Истцу принадлежит право собственности на объекты недвижимого имущества, расположенные на земельным участке с кадастровым номером №, в связи с чем право на предоставление в собственность земельного участка с кадастровым номером № принадлежит истцу в силу прямого указания закона.
Однако в отношении земельного участка с кадастровым номером № отсутствуют сведения о регистрации ограничения прав на землю, что подтверждается выпиской из ЕГРН от ..., в связи с этим и отсутствуют основания считать, что спорный земельный участок ограничен в обороте.
Истец полагает, что отказ Департамента имущественно-земельных отношений ... незаконным и свидетельствующим о создании ответчиком препятствий истцу к реализации им установленного законом права на приобретение спорного земельного участка в собственность.
На основании изложенного, административный истец просил суд обязать Департамент имущественно-земельных отношений ... предоставить за плату Сизякину Д. В. земельный участок площадью 625 кв.м. с кадастровым номером № без проведения торгов, путем заключения договора купли-продажи указанного участка, признать незаконным решение Департамента имущественно-земельных отношений ... об отказе в предоставлении в собственность земельного участка площадью 625 кв. м. с кадастровым номером №.
Административный истец в судебное заседание не явился, о слушании дела должным образом извещен, представил суду заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие. Дело рассмотрено в его отсутствие в порядке ч.6 ст.226 КАС РФ.
Административный ответчик Департамент имущественно-земельных отношений ... в судебное заседание не явился, о слушании дела должным образом извещен, представил суду письменный отзыв на административный иск, в котором просил в удовлетворении исковых требований отказать. Дело рассмотрено в его отсутствие в порядке ч.6 ст.226 КАС РФ.
Заинтересованное лицо – Комитет по охране объектов культурного наследия Ростовской области, в судебное заседание не явился, о слушании дела должным образом извещен, представил суду письменный отзыв на административный иск. Дело рассмотрено в его отсутствие в порядке ч.6 ст.226 КАС РФ.
Суд, исследовав материалы дела, оценив относимость, допустимость и достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Согласно ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В соответствии со ст. 59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.
Согласно ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Судом установлено, что на праве собственности принадлежат следующие объекты недвижимого имущества: жилой дом площадью 167,1 кв.м. с кадастровым номером №, о чем ... в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации №, сарай площадью 6,6 кв.м. с кадастровым номером №, о чем ... в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации №, гараж площадью 21,2 кв.м. с кадастровым номером №, о чем ... в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации №, хозяйственная постройка площадью 52,1 кв. м. с кадастровым номером №, о чем ... в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации №, на основании решения Ленинского районного суда ... от ...
Данные объекты недвижимого имущества расположены на земельном участке площадью 625 кв. м. с кадастровым номером №, вид разрешенного использования: под индивидуальное жилищное строительство, расположенном по адресу: ....
Истец обратился в Департамент имущественно-земельных отношений ... с заявлением от ... о предоставлении в собственность за плату без проведения торгов указанного земельного участка.
В ответе № от ... Департамент имущественно-земельных отношений ... отказал Сизякину Д.В. в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка.
В данном ответе Департаментом имущественно-земельных отношений ... указано, что в соответствии с представленным сообщением заявителя, содержащим перечень всех зданий, сооружений, принадлежащих на соответствующем праве заявителю (далее - сообщение), а также согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости, на земельном участке расположены следующие объекты недвижимости: жилой дом площадью 167,1 кв.м. с кадастровым номером №, сарай площадью 6,6 кв.м. с кадастровым номером №, гараж площадью 21,2 с кадастровым номером №, нежилое здание (хозяйственная постройка) площадью 52,1 кв.м с кадастровым номером №.
Департаментом в рамках делегированных ему полномочий по управлению и распоряжению муниципальной собственностью и земельными участками в пределах городской черты, относящихся к компетенции Администрации ..., проведено обследование испрашиваемого земельного участка, по результатам которого установлено, что на земельном участке с кадастровым номером № расположены: жилой дом, гараж, сарай с признаками деформации и разрушения, а также хозяйственная постройка.
Департаментом архитектуры и градостроительства ... представлен графический материал в виде топографической съемки-ат.... №, согласно которому границы рассматриваемого земельного участка пересекают строение (входные узлы хозяйственной постройки). Вместе с тем, по результатам проведенного Департаментом осмотра установлено, что указанные входные узлы хозяйственной постройки демонтированы.
Согласно письму Комитета по охране объектов культурного наследия Ростовской области от ... № земельный участок с кадастровым номером № находится на территории объекта археологического наследия федерального значения - «Комплекс наземных и подземных сооружений крепости святого Д. Ростовского», состоящего на государственной охране на основании постановления Главы Администрации Ростовской области от ... № «О принятии на государственную охрану памятников истории и культуры области».
Департамент, руководствуясь подп. 4 п. 5 ст. 27 ЗК РФ, ч.б, ч.18 подп. 2.9.2 п. 2.9 раздела 2 Административного регламента № муниципальной услуги «Продажа земельного участка без проведения торгов» утвержденного постановлением Администрации ... от ... №, отказывает в предоставлении в собственность за плату без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером №.
Основания возникновения прав на земельные участки, предоставляемые из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, изложены в статье 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.
Подпунктом 2 пункта 1 ст. 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
В соответствии со п. 1 ст. 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Процедура предоставление в собственность земельных участков, занимаемых зданиями, сооружениями, осуществляется в порядке статей 39.9, 39.10, 39.14, 39.15, 39.16, 39.17, 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации и установлена п.3.2 Решения Ростовской-на-Дону городской Думы от 15 июля 2014 г. N 668 «Об утверждении Положения «О порядке предоставления земельных участков в городе Ростове-на-Дону», согласно которой:
3.2.1. Предоставление земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, включает в себя следующие процедуры:
3.2.1.1. подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
3.2.1.2. принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости»;
3.2.1.3. обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка, либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или решения об утверждении схемы расположения земельного участка;
3.2.1.4. осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка;
3.2.1.5. подача в уполномоченный орган администрации города гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка и документов, перечень которых установлен Приказом Минэкономразвития России от 12 января 2015 г. N 1 «Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов»;
3.2.1.6. подготовка правового акта уполномоченного органа администрации города о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; подготовка распоряжения уполномоченного органа Администрации города о передаче документов в специализированное учреждение по продаже земельных участков для заключения договора купли-продажи либо подготовка правового акта уполномоченного органа Администрации города о предоставлении земельного участка в собственность (в случае наличия у заявителя(ей) права на приобретение в собственность доли земельного участка бесплатно и за плату), заключение договора купли-продажи; заключение договора аренды земельного участка; заключение договора безвозмездного пользования земельным участком.
Земельным кодексом РФ предусмотрено, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть переданы в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с данным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности (пункт 2 статьи 15); оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и данным Кодексом; земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность; земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами (пункты 1 и 2 статьи 27); так, не подлежат приватизации земельные участки общего пользования (пункт 12 статьи 85).
Как следует из норм ч. 1 ст. 36 Земельного кодекса РФ: граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату (ч. 2 ст. 28 ЗК РФ).
Из пункта 6 статьи 36 настоящего Кодекса в системной связи с иными названными его нормами вытекает, обязанность исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 данного Кодекса, - с учетом обеспечения баланса публичных и частных интересов - принять решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, подготовить проект договора купли-продажи земельного участка и направить его заинтересованному лицу - собственнику расположенного на этом участке здания, строения, сооружения.
Судом установлено, что, согласно выписке из ЕГРН, за Сизякиным Д.В. зарегистрировано право собственности на объекты недвижимого имущества, а именно жилой дом площадью 167,1 кв.м. с кадастровым номером №, сарай площадью 6,6 кв.м. с кадастровым номером №, гараж площадью 21,2 с кадастровым номером №, нежилое здание (хозяйственная постройка) площадью 52,1 кв.м с кадастровым номером №, которые расположены на земельном участке площадью 625 кв.м. с кадастровым номером №, по адресу: .... Данный земельный участок отнесен к категории земель населенных пунктов, имеет разрешенное использование – индивидуальное жилищное строительство.
Вместе с тем, само по себе то, что испрашиваемый земельный участок находится на территории объекта археологического наследия федерального значения - «Комплекс наземных и подземных сооружений крепости святого Дмитрия Ростовского», состоящего на государственной охране на основании постановления Главы Администрации Ростовской области от 14.03.1994 № 69 «О принятии на государственную охрану памятников истории и культуры области», не препятствует истцу в приобретении в частную собственность испрашиваемого земельного участка, так как передача земельного участка в собственность истца не означает передачу в частную собственность объекта археологического наследия.
При этом суд учитывает, что испрашиваемый земельный участок не входит в состав земель особо охраняемых территорий, для которых установлен особый правовой режим.
Пунктом 2 ст. 49 Федерального закона от 25.06.2002 г. N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» объект археологического наследия и земельный участок, в пределах которого он располагается, находятся в гражданском обороте раздельно.
Данное положение Закона свидетельствует о том, что законодатель предусмотрел возможность приобретения земельного участка в собственность граждан либо юридических лиц, в пределах которого расположен объект археологического наследия.
Согласно п. 4 ч. 5 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия.
В силу абзаца 2 части 2 статьи 27 Земельного кодекса РФ земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Согласно п. 4 ст. 28 данного Кодекса не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц. Такой специальный случай, установлен в частности ч. 1 ст. 36 Земельного кодекса РФ.
Более того, в отношении земельного участка № Комитетом по охране объектов культурного наследия ... утвержден план проведения спасательных археологических полевых работ на территории объекта археологического наследия «Комплекс наземных и подземных сооружений крепости святого Д. Ростовского».
В связи с чем, включение спорного земельного участка в территорию объекта археологического наследия и наличие утвержденного в отношении спорной участка плана спасательных археологических мероприятий не может являться препятствием для предоставления такого земельного участка в частную собственность, учитывая, что действующее законодательство не устанавливает запрет на передачу в собственность земельных участков, не изъятых из хозяйственного использования, и в силу ч. 1 ст. 39.20 Земельного кодекса РФ предоставляет собственнику здания исключительное право на приватизацию земельного участка под данным объектом.
Суд принимает во внимание, что право собственности по отношению к земельному участку №, по адресу: ..., земельных участков возникло на основании договоров купли-продажи земельного участка собственнику строения, на основании распоряжения Департамента имущественно-земельных отношений ... о приватизации земельного участка.
В частности право собственности на земельный участок общей площадью 503 кв.м., с кадастровым номером №, по адресу: ..., возникло на основании договора купли продажи земельного участка собственнику строения по адресу: ..., № от ..., который заключен на основании распоряжения Департамента имущественно-земельных отношений ... № от ... «О приватизации земельного участка, расположенного по адресу: ...».
Таким образом, обстоятельства дела и анализ приведенных норм закона указывает на несостоятельность доводов административного ответчика и неправомерности отказа в предоставлении земельного участка в собственность за плату без проведения торгов.
Кроме того, административным истцом было заявлено ходатайство о восстановлении срока на подачу административного искового заявления, ввиду того, что ... Сизякин Д.В. обратился в Ленинский районный суд ... с административным исковым заявлением, которое ... было возвращено. ... административный истец обратился в Кировский районный суд ... с исковым заявлением о признании решения незаконным, однако ... иск был возвращен по причине неподсудности указанного спора Кировскому районному суду ....
В своей совокупности положения ч. 5 ст. 245 и ч. 1 ст. 219 КАС Российской Федерации свидетельствуют о том, что административное исковое заявление об оспаривании решения может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Установив в ходе судебного разбирательства по делу, что административным истцом пропущен трехмесячный срок обращения в суд с административным иском, суд руководствуясь ч. 7 ст. 219 КАС Российской Федерации, и учитывая, что срок для обращения с указанным административным иском пропущен по уважительной причине, а именно обращения административного истца за защитой нарушенных прав в другие суды, суд приходит к выводу о возможности восстановления такового.
На основании изложенного, доводы ответчика о пропуске срока для обращения в суд с настоящим административным иском, суд считает несостоятельными.
Суд приходит к выводу, что при изложенных обстоятельствах отказ Департамента имущественно-земельных отношений ... в предоставлении в собственность за плату без проведения торгов земельный участок с кадастровым номером №, нельзя признать законным, поскольку доводы административного ответчика, указанные в оспариваемом отказе, опровергаются установленными в ходе судебного разбирательства обстоятельствами.
В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно положениям пп. 1 п. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Суд принимает во внимание, что на спорном земельном участке расположены объекты недвижимого имущества, принадлежащие на праве собственности Сизякину Д.В., участок используется административным истцом по назначению – для эксплуатации расположенных на нем и принадлежащих Сизякину Д.В. на праве собственности Сизякину Д.В. на праве собственности жилого дома площадью 167,1 кв.м. с кадастровым номером №, сарая площадью 6,6 кв.м. с кадастровым номером №, гаража площадью 21,2 с кадастровым номером №, нежилого здание (хозяйственной постройки) площадью 52,1 кв.м с кадастровым номером №.
При таких обстоятельствах, требования истца о признании незаконными действия Департамента имущественно-земельных отношений ..., выразившегося в отказе в предоставлении в собственность земельного участка площадью 625 кв. м. с кадастровым номером №, обязании принять решение и заключить договор о продаже Сизякину Д.В. в собственность за плату земельный участок с кадастровым номером №, являются законными, обоснованными, подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Сизякина Д. В. к Департаменту имущественно-земельных отношений ... о признании незаконным решения органа местного самоуправления, заинтересованное лицо: Комитет по охране объектов культурного наследия Ростовской ..., об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в муниципальной собственности – удовлетворить.
Признать незаконными действия Департамента имущественно-земельных отношений ..., выразившееся в отказе в предоставлении Сизякина Д. В. в собственность за плату без проведения торгов земельный участок, площадью 625 кв. м. с кадастровым номером №, по адресу: ....
Обязать Департамент имущественно-земельных отношений ... предоставить за плату Сизякину Д. В. земельный участок площадью 625 кв.м. с кадастровым номером №, по адресу: ... проведения торгов, путем заключения договора купли-продажи указанного участка.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Ростовский областной суд через Ворошиловский районный суд ... в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья
Мотивированное решение составлено ...