Дело № 12-16/2020
25RS0018-01-2020-000175-96
Мотивированное решение изготовлено
24 апреля 2020 года.
Р Е Ш Е Н И Е
24 апреля 2020 года пгт. Кировский
Кировский районный суд Приморского края в составе:
председательствующего судьи Чудиновой А.А.,
с участием прокурора Безноговой Е.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу должностного лица – главного врача КГБУЗ «Кировская ЦРБ» Монастырной Е.О. на постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, которым должностное лицо – главный врач КГБУЗ «Кировская ЦРБ» Монастырная Е.О. признана виновной в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.32.5 КоАП РФ, и подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей,
у с т а н о в и л:
постановлением начальника отдела контроля в сфере закупок министерства государственного финансового контроля Приморского края № от ДД.ММ.ГГГГ главный врач КГБУЗ «Кировская ЦРБ» Монастырная Е.О. привлечена к административной ответственности по части 1 статьи 7.32.5 КоАП РФ, ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
ДД.ММ.ГГГГ на данное постановление, должностным лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – главным врачом Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Кировская центральная районная больница» (далее – КГБУЗ «Кировская ЦРБ») Монастырной Е.О. подана жалоба, в которой заявитель просит постановление начальника отдела контроля в сфере закупок министерства государственного финансового контроля Приморского края ФИО1 № от ДД.ММ.ГГГГ отменить, производство по делу прекратить. В обоснование жалобы указала на отсутствие собственных денежных средств; из поступающих денежных средств производится оплата труда, ГСМ, налогов, медикаментов и медицинских расходных материалов, содержание имущества, питание пациентов; оплата задолженности по контрактам в условиях недофинансирования, исходя из лимита денежных обязательств, привела бы к нарушению функционирования учреждения здравоохранения; исходя из установленной очерёдности, ограниченного финансирования бюджетного учреждения, платежи по контрактам осуществляются по графикам платежей. Недостаточность денежных средств подтверждается систематическими обращениями в департамент здравоохранения Приморского края о дополнительном финансировании (обращения от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ); в департамент здравоохранения Приморского ежемесячно направляются данные о просроченной кредиторской задолженности. Кроме того, при назначении наказания должностным лицом нарушен принцип справедливости и соразмерности назначенного наказания, установленный в Постановлении Конституционного Суда РФ от 25.02.2014 года № 4-П.
В судебное заседание должностное лицо, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, Монастырная Е.О. не явилась, просит о рассмотрении жалобы в её отсутствие. В пояснениях указала, что нарушение сроков оплаты контрактов происходит в связи с недостаточным финансированием учреждения по системе ОМС, маленький размер подушевого финансирования, несвоевременное перечисление денежных средств страховыми компаниями ООО СМР «Восточно-страховой альянс» и СК филиал Владивостокский АО «СГ Спасские ворота», отсутствие врачей узких специалистов. В увеличении размера подушевого финансирования КГБУЗ «Кировская ЦРБ» отказано; оплата оказанной медицинской помощи производится по тарифам, установленным для медицинских организаций первого уровня, т.е. самым низким; во исполнение Указа Президента было произведено увеличение окладов медицинских работников; КГБУЗ «Кировская ЦРБ» имеет кредиторскую задолженность перед поставщиками за медикаменты, продукты питания, коммунальные услуги. Уменьшением расходов по выплате заработной платы или содержанию имущества приведёт к невозможности оказывать медицинские услуги населению надлежащего качества. На основании решений МИФНС и при наличии исполнительного листа Арбитражного суда Приморского края приостанавливались операции по расходованию средств учреждения. Субсидии являются целевыми и не могут быть израсходованы на погашение задолженности перед кредиторами. Обращения в департамент здравоохранения Приморского края об оказании финансовой помощи, в КГУП «Примтеплоэнерго» об изменении сроков оплаты, установлении графика платежей остались без удовлетворения. В ООО СМО «Восточно-страховой альянс» направлялась претензия о своевременной оплате счетов. Ею предприняты все меры к обеспечению сроков своевременной оплаты оказанных услуг. Просит признать допущенное правонарушение малозначительным и производство по делу прекратить.
Представитель отдела контроля в сфере закупок министерства государственного финансового контроля Приморского края ФИО1 в судебное заседание не явилась, о дне, времени и месте рассмотрения жалобы извещена надлежащим образом; просит о рассмотрении жалобы Монастырной Е.О. в её отсутствие.
Свидетель Свидетель №1 (главный бухгалтер) суду пояснила, что оплата предоставленных коммунальных услуг производится по выставленным организацией счетам-фактурам, которые выставлялись КГУП «Примтеплоэнерго», МУП «Гидросеть» и МУП «Кировские очистные сооружения» один раз в месяц, после фактического предоставления услуги – ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, за ДД.ММ.ГГГГ года и ДД.ММ.ГГГГ года соответственно. Оказанные по названным контрактам услуги не были оплачены в связи с несвоевременным и не в полном объёме поступлением из страховых организаций денежных средств, в связи с невыполнением плана и штрафными санкциями со стороны страховых компаний. Имевшиеся на счету денежные средства были израсходованы на выплату заработной платы и другие статьи расходов. До настоящего времени задолженность по рассматриваемым счетам не погашена.
Прокурор Безногова Е.О. полагает постановление оставить без изменения, а жалобу должностного лица без удовлетворения.
Выслушав свидетеля, изучив доводы жалобы и представленные заявителем доказательства, исследовав материалы дела об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, суд приходит к следующему.
Статьёй 24.1 КоАП РФ установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В силу статьи 26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Согласно статье 2.4 КоАП РФ, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В соответствии с частью 1 статьи 7.32.5 КоАП РФ, нарушение должностным лицом заказчика срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе неисполнение обязанности по обеспечению авансирования, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом, влечёт наложение административного штрафа в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок регулируются Федеральным законом от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
В силу части 13.1 статьи 34 названного Закона, срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (её результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приёмке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона, за исключением случая, указанного в части 8 статьи 30 настоящего Федерального закона, а также случаев, когда Правительством РФ в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.
Из материала № следует, что прокуратурой Кировского района Приморского края проведена проверка исполнения КГБУЗ «Кировская ЦРБ» требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
По результатам проверки установлено, что в нарушение статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», КГБУЗ «Кировская ЦРБ» нарушены сроки исполнения обязательств по следующим государственным контрактам:
1. Контракт теплоснабжения и горячего водоснабжения № от ДД.ММ.ГГГГ на поставку тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, горячей воды, заключённый с КГУП «Примтеплоэнерго». Срок действия контракта с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, цена контракта составляет 14 907 739,70 рублей.
Согласно пункту 5.1 контракта, расчётным периодом установлен календарный месяц. В соответствии с пунктом 5.2, КГУП «Примтеплоэнерго» выписывает и направляет КГБУЗ «Кировская ЦРБ» до пятого числа месяца, следующего за расчётным, акт выполненных работ за фактически предоставленную в истекшем периоде услугу и счёт-фактуру на сумму стоимости предоставленной в истекшем периоде услуге.
Пунктом 5.4 контракта определено, что оплата производится в следующем порядке: 30 % плановой общей стоимости тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, потребляемой в месяц, за который осуществляется оплата, вносится до 18 числа текущего месяца; оплата за фактически потреблённую в истекшем месяце тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель с учётом средств, ранее внесённых абонентом в качестве оплаты за тепловую энергию в расчётном периоде, осуществляется до 10 числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата (на основании выставленной счета-фактуры, и подписанного сторонами акта выполненных работ).
Вместе с тем, в судебном заседании установлено, что фактически оплата по указанному контракту производилась один раз в месяц – по выставленному КГУП «Примтеплоэнерго» в конце месяца единому счёту.
Факт оказания КГУП «Примтеплоэнерго» услуг и их принятия для обеспечения потребностей КГБУЗ «Кировская ЦРБ» подтверждается подписанными актами выполненных работ от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ.
Услуги КГУП «Примтеплоэнерго» должны были быть оплачены в полном объёме до ДД.ММ.ГГГГ и до ДД.ММ.ГГГГ соответственно.
Оплата оказанных поставщиком услуг КГБУЗ «Кировская ЦРБ» произведена: по счёт-фактуре № от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 1 942 207,86 рублей – платёжным поручением № от ДД.ММ.ГГГГ в размере 18 436,50 рублей; по счёт-фактуре № от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 2 078 590,81 рубля – платёжным поручением № от ДД.ММ.ГГГГ в размере 20 785,91 рублей. Таким образом, задолженность по исполненному контракту составила 3 311 443,15 рублей.
2. Государственный контракт № водоснабжения от ДД.ММ.ГГГГ на поставку холодного водоснабжения заключённый с МУП «Гидросеть» Кировского городского поселения Приморского края. Срок действия контракта с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, цена контракта составляет 511 719,99 рублей.
Согласно пункту 5 контракта, расчётный период равен одному календарному месяцу. Абонент оплачивает полученную холодную воду до 10 числа, следующего за расчётным месяцем, на основании счетов, выставляемых к оплате предприятием не позднее пятого числа месяца, следующего за расчётным.
Факт оказания МУП «Гидросеть» услуг и их принятия для обеспечения потребностей КГБУЗ «Кировская ЦРБ» подтверждается подписанными актами выполненных работ от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ.
Услуги МУП «Гидросеть» должны были быть оплачены в полном объёме до ДД.ММ.ГГГГ и до ДД.ММ.ГГГГ соответственно.
Оплата оказанных поставщиком услуг КГБУЗ «Кировская ЦРБ» произведена: по счёт-фактуре № от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 24 358,60 рублей – платёжным поручением № от ДД.ММ.ГГГГ в размере 243,59 рублей; по счёт-фактуре № от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 33 159,70 рублей – платёжным поручением № от ДД.ММ.ГГГГ в размере 331,60 рублей. Таким образом, задолженность по исполненному контракту составила 56 943,11 рублей.
3. Государственный контракт № водоотведения от ДД.ММ.ГГГГ с МУП «Кировские очистные сооружения». Срок действия контракта с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, цена контракта составляет 609 123,08 рублей.
Согласно пункту 5 контракта, расчётный период равен одному календарному месяцу. Абонент оплачивает полученную холодную воду до 10 числа следующего за расчётным месяцем, на основании счетов, выставляемых к оплате предприятием не позднее 5 числа месяца следующего за расчётным.
Факт оказания МУП «Кировские очистные сооружения» услуг по водоотведению и их принятия для обеспечения потребностей КГБУЗ «Кировская ЦРБ» подтверждается подписанными актами приёмки оказанных услуг от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ.
Услуги МУП «Кировские очистные сооружения» должны были быть оплачены в полном объёме до ДД.ММ.ГГГГ и до ДД.ММ.ГГГГ соответственно.
Оплата оказанных поставщиком услуг КГБУЗ «Кировская ЦРБ» произведена: по счёт-фактуре № от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 31 176,28 рублей – платёжным поручением № от ДД.ММ.ГГГГ в размере 311,76 рублей; по счёт-фактуре № от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 39 778,08 рублей – платёжным поручением № от ДД.ММ.ГГГГ в размере 397,78 рублей. Таким образом, задолженность по исполненному контракту составила 70 244,82 рубля.
Документов, подтверждающих оплату заказчиком КГБУЗ «Кировская ЦРБ» обязательств по указанным контрактам в полном объёме, при рассмотрении дела об административном правонарушении представлено не было.
Выявленные нарушения допущены по вине должностного лица – Монастырной Е.О., поскольку именно в её обязанности как руководителя учреждения входит обеспечение соблюдения сроков и установленного порядка оплаты указанных услуг.
Таким образом, Монастырная Е.О., являясь должностным лицом – главным врачом КГБУЗ «Кировская ЦРБ», обязанным надлежащим образом организовать заключение и исполнение государственных контрактов, в том числе в части соблюдения сроков оплаты государственного контракта, предусмотренных частью 13.1 статьи 34 Федерального закона № 44-ФЗ, не обеспечила своевременную оплату поставленных услуг и товаров.
Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения в отношении главного врача КГБУЗ «Кировская ЦРБ» Монастырной Е.О. дела об административном правонарушении по части 1 статьи 7.32.5 КоАП РФ и привлечения её к административной ответственности.
Суд считает, что факт совершения должностным лицом КГБУЗ «Кировская ЦРБ» Монастырной Е.О. административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.32.5 КоАП РФ, установлен, наказание начальником отдела контроля в сфере закупок министерства государственного финансового контроля Приморского края назначено правильно в соответствии с санкцией статьи.
Суд считает необходимым отметить, что в ДД.ММ.ГГГГ году главный врач КГБУЗ «Кировская ЦРБ» Монастырная Е.О. дважды привлекалась к административной ответственности по части 1 статьи 7.32.5 КоАП РФ.
Из представленных Монастырной Е.О. документов усматривается, что претензии в страховые компании КГБУЗ «Кировская ЦРБ» подавались: ДД.ММ.ГГГГ в ООО СМО «Восточно-страховой альянс», и впоследствии только лишь ДД.ММ.ГГГГ в СМО АО «Страховая группа ворота-М» и в ООО СМО «Восточно-страховой альянс».
Указание в жалобе на наличие обращений в департамент здравоохранения Приморского края с просьбой о дополнительном финансировании от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ также не может быть принято судом, поскольку на эти же основания главный врач КГБУЗ «Кировская ЦРБ» ссылалась при рассмотрении предыдущего постановления о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 7.32.5 КоАП РФ по делу № от ДД.ММ.ГГГГ. Иных обращений в департамент суду не представлено.
Таким образом, доводы заявителя жалобы, об отсутствии её вины как главного врача, поскольку неисполнение обязательств произошло по объективным причинам – ввиду недостаточного финансирования, не влекут необходимость отмены постановления от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку суду не представлено доказательств принятия каких-либо мер к истребованию дополнительного финансирования в виду нехватки предоставленных средств, а работа, направленная на урегулирование порядка и сроков погашения просроченной задолженности, не исключает в действиях Монастырной Е.О. наличие состава вменённого правонарушения.
При таких обстоятельствах, по мнению суда, при наличии возможности надлежащим образом соблюсти требования законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд, главный врач КГБУЗ «Кировская ЦРБ» не проявила в необходимой степени внимательность и предусмотрительность и не предприняла всех зависящих от неё мер по их соблюдению. В результате ею не обеспечено исполнение заказчиком предусмотренных государственным контрактом обязательств по своевременной оплате поставленных коммунальных услуг.
В судебном заседании также установлено, что задолженность за оказанные КГУП «Примтеплоэнерго», МУП «Гидросеть» и МУП «Кировские очистные сооружения» в ноябре и декабре 2019 года услуги не оплачены КГБУЗ «Кировская ЦРБ» до настоящего времени.
Довод жалобы о возможности признания совершённого правонарушения малозначительным нельзя признать состоятельным, поскольку нарушение порядка осуществления закупок, созданного в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции, не может быть признано малозначительным ввиду существенного нарушения охраняемых законом общественных отношений. Нарушение установленного порядка в данной сфере образует объективную сторону соответствующего правонарушения независимо от последствий нанесённого вреда и тяжести наступивших последствий.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях с учётом названных обстоятельств, при этом применение положений статьи 2.9 КоАП РФ является правом, а не обязанностью судьи, рассматривающего дело об административном правонарушении.
Исключительных обстоятельств, дающих возможность считать совершённое административное правонарушение малозначительным, как и оснований для освобождения Монастырной Е.О. от административной ответственности в соответствии со статьёй 2.9 КоАП РФ при рассмотрении настоящего дела суд не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6 – 30.8 КоАП РФ, суд
р е ш и л:
постановление по делу об административном правонарушении начальника отдела контроля в сфере закупок министерства государственного финансового контроля Приморского края ФИО1 № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении должностного лица – главного врача Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Кировская центральная районная больница» Монастырной Е.О., признанной виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.32.5 КоАП РФ, – оставить без изменения, жалобу должностного лица – главного врача КГБУЗ «Кировская ЦРБ» Монастырной Е.О. на постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Кировский районный суд Приморского края в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья