Дело № 2а-257/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Южа Ивановской области 18 мая 2020 года
Палехский районный суд Ивановской области в составе:
председательствующего судьи Пятых Л.В., с участием
прокурора Южского района Ивановской области Иваненко М.А.,
представителя административного истца – ФКУ ЛИУ-8 УФСИН России по Ивановской области Печенина И.В., действующего по доверенности,
при секретаре Зверевой О.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании (с использованием системы видеоконференц-связь) административное дело по административному исковому заявлению ФКУ ЛИУ-8 УФСИН России по Ивановской области об установлении административного надзора в отношении осужденного Степанова Е. В. освобождаемого из мест лишения свободы,
У С Т А Н О В И Л:
Степанов Е.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <адрес>, гражданин РФ, осужден 03 марта 2020 года приговором мирового судьи судебного участка №3 Советского судебного района г. Иваново по ч. 1 ст.158 УК РФ, с применением положений ч.3 ст.68 УК РФ к 6 месяцам лишения свободы с отбыванием назначенного наказания в исправительной колонии строгого режима.
Он же ранее судим:
- 16 декабря 2015 года приговором Октябрьского районного суда города Иваново (с учетом изменений внесенных апелляционным определением Ивановского областного суда от 15 марта 2016 года, постановлением Южского районного суда Ивановской области от 27 октября 2016 года) по ч.2 ст.228, ч.3 ст.30, ч.1 ст.161 УК РФ.
На основании ч. 3 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений, путем частичного сложения назначенных наказания окончательно определено 5 лет 4 месяца лишения свободы, с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Освобожден от отбывания наказания 28.11.2018 года в связи с болезнью на основании постановления Палехского районного суда Ивановской области от 28 ноября 2018 года.
Решением Советского районного суда г. Иваново от 07 июня 2019 года в отношении Степанова Е.В. был установлен административный надзор на срок погашения судимости (по приговору от 16.12.2015 года), т.е. на срок 8 лет.
При отбывании наказания в настоящее время:
начало срока наказания: 03 марта 2020 года;
окончание срока наказания: 02 сентября 2020 года.
Администрация исправительного учреждения ФКУ ЛИУ-8 УФСИН России по Ивановской области в лице начальника Тычинского И.Ю. обратилась в суд с административным исковым заявлением об установлении в отношении осуждённого Степанова Е.В. административного надзора на срок погашения судимости по приговору Октябрьского районного суда г. Иваново от 16 декабря 2015 года, с применением административных ограничений в виде обязательной явки в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации в установленные органом дни 3 раза в месяц; запрета покидать место жительства или пребывания в ночное время суток с 22 часов 06 часов.
Заявление мотивировано тем, что Степанов Е.В. отбывает наказание за совершение преступления небольшой тяжести, имевшего место в период действия административного надзора, в его действиях имеется рецидив преступлений. Имеет неснятую и непогашенную судимость за совершение преступлений по приговору от 16 декабря 2015 года. За время отбывания наказания характеризуется в целом отрицательно.
Представитель административного истца ФКУ ЛИУ-8 УФСИН России по Ивановской области Печенин И.В. в судебном заседании административные исковые требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.
Административный ответчик – осужденный Степанов Е.В., извещенный о времени и месте рассмотрения дела, ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия.
Прокурор Иваненко М.А., административные исковые требования об установлении административного надзора считает обоснованными, считает необходимым применение административных ограничений в виде обязательных ежемесячных явок осужденного на регистрации 2 раза в месяц, применение запрета на оставление места жительства в ночное время, а также запрета на посещение месту общественного питания и торговых организаций, осуществляющих продажу спиртных напитков.
Выслушав представителя административного истца, прокурора, исследовав материалы дела и личного дела осужденного, суд приходит к следующему:
согласно ст. 2 Федерального закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы», (далее по тексту Федеральный закон от 06.04.2011 года №64-ФЗ) административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
В соответствии с ч.1 ст.3 Федерального закона от 06 апреля 2011 года № 64-ФЗ административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобождённого из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение, преступления при рецидиве преступлений и (или) тяжкого или особо тяжкого преступлений.
В силу п.п. 2,4 ч. 2 ст.3, п.2 ч.1 ст.5 Федерального закона от 06 апреля 2011 года № 64-ФЗ (в редакции Федерального закона от 28.05.2017 N 102-ФЗ) административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи в отношении:
- лица, имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений;
- лица, имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания,
на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Срок административного надзора исчисляется со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения (п.1 ч.3 ст. 5 ФЗ №64-ФЗ).
Согласно материалам дела и личного дела осужденного, Степанов Е.В. был осужден 16 декабря 2015 года приговором Октябрьского районного суда г. Иваново, в том числе по ч. 2 ст. 228 УК РФ, т.е. за совершение преступления, отнесенного в соответствии со ст. 15 УК РФ к категории тяжких. В его действиях судом установлен опасный рецидив преступлений, который признан обстоятельством, отягчающим его наказание.
Постановлением Палехского районного суда Ивановской области от 28 ноября 2018 года освобожден от отбывания наказания в связи с болезнью.
Решением Советского районного суда г. Иваново от 07 июня 2019 года в отношении Степанова Е.В. был установлен административный надзор на срок 8 лет.
В связи с совершением Степановым Е.В. преступления после освобождения из мест изоляции от общества, с 03 марта 2020 года он отбывает наказание в виде лишения свободы по приговору от 03.03.2020 года. При этом ранее установленный административный надзор прекращен в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 06.04.2011 года №64-ФЗ.
Вместе с тем, как следует из положений частей 2 и 2.1 статьи 3 Закона №64-ФЗ, назначение административного надзора за указанными в них лицами связано с наличием непогашенной либо неснятой судимости за совершение преступления определенной категории независимо от того, что ранее такой надзор был прекращен.
При этом, по смыслу пунктов 2 и 3 части 1 статьи 5 Закона, заявление об установлении административного надзора в отношении указанного выше лица может быть подано в пределах срока погашения судимости (позиция Верховного Суда РФ, п. 32 Пленума ВС РФ №15 от 16.05.2017 года)
Таким образом, с учетом наличия у Степанова Е.В. непогашенной судимости за совершение, в том числе, тяжкого преступления при опасном рецидиве преступлений по приговору от 16 декабря 2015 года, основания для установления административного надзора, предусмотренные п.2 ч. 2 ст.3 ФЗ от 06.04.2011 года №64-ФЗ имеются.
Кроме того, административный ответчик отбывает наказание по приговору мирового судьи судебного участка №3 Советского судебного района г. Иваново от 03 марта 2020 года, за совершение в период административного надзора преступления, предусмотренного ч.1 ст.158 УК РФ, отнесенного в соответствии со ст. 15 УК РФ к категории небольшой тяжести, и совершенного при рецидиве преступлений.
Данное обстоятельство является самостоятельным основанием для установления административного надзора, предусмотренным п.4 ч. 2 ст.3 ФЗ от 06.04.2011 года №64-ФЗ.
Как следует из правовой позиции Верховного Суда РФ изложенной в п.26 Постановления Пленума ВС РФ №15 от 16.05.2017 года «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», при одновременном наличии нескольких оснований для установления административного надзора он устанавливается исходя из основания, по которому законом предусмотрен более длительный срок административного надзора.
В соответствии со ст. 86 УК РФ (в редакции, действующей на момент совершения преступлений), судимость погашается в отношении лиц, осужденных к лишению свободы:
- за преступления небольшой тяжести по истечении 3 лет после отбытия наказания;
- за тяжкие преступления - по истечении 8-ми лет после отбытия наказания.
Учитывая изложенное, основанием для применения в отношении Степанова Е.В. административного надзора будет являть наличие у него судимости по приговору Октябрьского районного суда г. Иваново от 16.12.2015 года за совершение, в том числе, тяжкого преступления, поскольку срок административного надзора (8 лет) в данном случае будет оканчиваться 28.11.2026 года (тогда как срок административного надзора по судимости, образованной приговором от 03.03.2020 года (3 года), будет оканчиваться 02.09.2023 года).
В целях предупреждения совершения новых преступлений и других правонарушений, оказания индивидуального профилактического воздействия, в целях защиты государственных и общественных интересов, суд, в соответствии с п.2 ч.1 ст.5 Федерального закона от 06 апреля 2011 года №64-ФЗ, считает необходимым установить Степанову Е.В. административный надзор после его освобождения из мест лишения свободы на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости по приговору Октябрьского районного суда г. Иваново от 16 декабря 2015 года за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания по данному приговору.
При установлении административного надзора, согласно ст. 4 ФЗ от 06 апреля 2011 года №64-ФЗ, в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться административные ограничения, приведенные в данной норме. Указанный перечень является исчерпывающим.
При этом в соответствии ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 06.04.2011 года №64-ФЗ установлены требования и условия к обязательному применению отдельных административных ограничений.
Как следует из представленной администрацией исправительного учреждения характеристики осужденного от 03.04.2020 года, материалов его личного дела, за период отбывания наказания в местах лишения свободы с 03.03.2020 года Степанов Е.В. нарушений установленного порядка отбывания не допускал, взысканий и поощрений не имел, в исправительном учреждении не трудоустроен, поскольку проходит противотуберкулезное лечение, к назначенному лечению относится удовлетворительно. На мероприятия воспитательного характера реагирует слабо. Администрацией исправительного учреждения характеризуется в целом отрицательно.
Вместе с тем Степанов Е.В., на профилактическом учете не состоит, правила санитарии и гигиены соблюдает, спальное место содержит в удовлетворительном санитарном состоянии, форму одежды соблюдает.
Степанов Е.В. является гражданином РФ, в браке не состоит, несовершеннолетних детей не имеет, <данные изъяты>, регистрации на территории РФ не имеет, однако имеет место жительства по адресу: <адрес> Возможность проживания осужденного по указанному адресу проверена и подтверждается справкой ОМВД России по Советскому району г. Иваново от 23.04.2020 года.
Принимая во внимание данные о личности Степанова Е.В., характер и степень общественной опасности совершенных им преступлений по приговорам от 03.03.2020 года, и 16.12.2015 года, два из которых (по приговору от 16.12.2015 года) относятся к категории тяжких и средней тяжести, преступление по приговору от 03.03.2020 года - к категории небольшой тяжести, имевшее место в период осуществления ранее установленного административного надзора, что свидетельствует о том, что примененные ранее административные ограничения не достигли таких целей как предупреждение совершения новых преступлении; учитывая поведение осужденного в местах лишения свободы при отбывании наказания в настоящее время, которое в целом не свидетельствует о наличии в нем положительной динамики, отрицательную характеристику исправительного учреждения, для достижения целей административного надзора, указанных в ст. 2 ФЗ от 06.04.2011 года №64-ФЗ, суд считает необходимым установить Степанову Е.В. административные ограничения в виде обязательной явки 2 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации, что является соразмерным и будет отвечать целям административного надзора.
Учитывая, что преступление, квалифицированное по ч.3 ст. 30, ч. 1 ст. ст. 161 УК РФ по приговору от 16 декабря 2015 года совершено осужденным в период с 01.00 часов до 01 часов 30 минут 18 ноября 2014 года, т.е. в ночное время, суд приходит к выводу о связи криминальной направленности поведения Степанова Е.В. с ночным временем и, как следствие о необходимости применения административного ограничения в виде запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания в ночное время суток т.е. с 22 часов 00 минут до 06 часов 00 минут следующего дня..
Поскольку такое административное ограничение, как запрет покидать место жительства или пребывания в ночное время, может негативно повлиять на трудовую деятельность осужденного после освобождения из мест лишения свободы, суд считает возможным установить данное ограничение за исключением случаев, если это связано с его трудовой деятельностью. При этом судом считает необходимым отметить, что сам факт наличия инвалидности не является обстоятельством исключающим любой вид трудовой деятельности.
Как следует из приговора от 03 марта 2020 года, преступление осужденным совершено в состоянии опьянения, вызванного употреблением алкоголя, что признано обстоятельством, отягчающим наказание.
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу о связи криминальной направленности поведения Степанова Е.В. с употреблением спиртных напитков и как следствие, о необходимости применения такого вида ограничения как запрет пребывания в местах общественного питания (в том числе кафе, барах, ресторанах), в которых осуществляется продажа спиртных напитков, специализированных торговых организаций, где осуществляется продажа спиртных напитков, а также отделов продаж спиртных напитков торговых организаций.
Оснований для установления других ограничений, предусмотренных ст.4 ФЗ от 06.04.2011 года №64-ФЗ, судом не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 272, 179-180 КАС РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление ФКУ ЛИУ-8 УФСИН России по Ивановской области об установлении административного надзора в отношении Степанова Е. В. удовлетворить.
Установить в отношении освобождаемого из мест лишения свободы Степанова Е. В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, гражданина РФ, уроженца <адрес>, административный надзор на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости по приговору Октябрьского районного суда г. Иваново от 16 декабря 2015 года, т.е. на срок 8 лет, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания по данному приговору.
Установить Степанову Е. В. административные ограничения:
- обязательная явка 2 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации, в дни, установленные данным органом;
- запретить пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства или пребывания, в ночное время суток – с 22.00 часов до 06.00 часов следующего дня, за исключением случаев, связанных с его трудовой деятельностью;
- запретить пребывание в местах общественного питания (в том числе кафе, барах, ресторанах), в которых осуществляется продажа спиртных напитков, специализированных торговых организаций, где осуществляется продажа спиртных напитков, а также отделов продаж спиртных напитков торговых организаций.
Разъяснить Степанову Е.В., что он должен явиться для постановки на учёт в орган внутренних дел в течение 3 рабочих дней со дня прибытия к избранному им месту жительства или пребывания, после освобождения из мест лишения свободы.
Срок административного надзора исчисляется со дня постановки на учёт в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Палехский районный суд в течение десяти дней со дня вынесения.
Председательствующий подпись Пятых Л.В.
Решение вынесено в окончательной форме 18 мая 2020 года