Дело № 2а-2463/2019 30 августа 2019 года
29RS0014-01-2019-003247-94
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ломоносовский районный суд города Архангельска в составе
председательствующего судьи Аксютиной К.А.
при секретаре судебного заседания Пышкиной А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске гражданское дело по административному искового заявлению ШмЕ. Е. В., Дроздовой Н. А., Данилова К. Б. к администрации муниципального образования «Город Архангельск» об оспаривании распоряжения главы муниципального образования «Город Архангельск» от <Дата> <№> «О предоставлении разрешения на отклонения от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства на земельном участке, расположенном в Ломоносовском территориальном округе города Архангельска по улице ...»,
установил:
ШмЕ. Е.В., Дроздова Н.А. и Данилов К.Б. обратились в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования «Город Архангельск» (далее – Администрация) о признании незаконным распоряжения главы муниципального образования «Город Архангельск» от <Дата> <№> «О предоставлении разрешения на отклонения от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства на земельном участке, расположенном в Ломоносовском территориальном округе города Архангельска по ...».
В обоснование административного иска указали, что являются собственниками, соответственно квартир <***>, <***> и <***> ... в городе Архангельске, находящегося в непосредственной близости от земельных участков с кадастровыми номерами <№>, площадью 883 кв.м, с кадастровым номером <№>, площадью 732 кв.м, с кадастровым номером <№> площадью 3948 кв.м, с кадастровым номером <№>, площадью 2167 кв.м. Оспариваемым распоряжением предоставлено разрешение на отклонения от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства на указанных земельных участках в части увеличения максимального процента застройки в границах земельного участка до 45; уменьшения отступа здания от границ земельного участка с северной стороны до 1 метра;уменьшения отступа здания от границ земельного участка с восточной стороны до 1 метра; уменьшения отступа здания от границ земельного участка с южной стороны до 1 метра; уменьшения отступа здания от границ земельного участка с западной стороны до 0 метров; уменьшения отступа здания от красной линии до 1 метра (со стороны ...); уменьшения минимального количества машино-мест для хранения индивидуального транспорта до 20; уменьшения доли озелененной территории до 10 процентов; уменьшения удельного размера площадки для хозяйственных нужд до 0 кв.м; уменьшения удельного размера площадки для занятий спортом до 0 кв.м; увеличения коэффициента плотности застройки до 2,5. При этом увеличение максимального процента застройки приведет к размещению домов большей площади и этажности, увеличению количества квартир и жильцов, что создаст большую нагрузку на социальные объекты района. Также размещение зданий в непосредственной близости друг от друга создаст повышенную шумность, ухудшит комфорт проживания. Нарушаются требования строительных норм о соблюдении освещенности и пожарной безопасности, соблюдения режима инсоляции в их жилых помещениях, что нарушает их права на проживание в благоприятной окружающей среде, безопасное проживание, создает угрозу жизни и здоровью. Уменьшение отступа здания от кранной линии до 1 метра со стороны ... приведет к невозможности развития дорожной инфраструктуры в части расширения .... Уменьшение минимального количества машино-мест для хранения индивидуального транспорта до 20 также приведет к нарушению прав жильцов соседних домов, поскольку значительно ухудшит дорожно-транспортную ситуацию в районе перекрестков ...- ... в г.Архангельске. Оспариваемое распоряжение принято с нарушением генерального плана, согласно которому земельные участки предполагается застроить зданиями средней этажности. Нарушается сбалансированный учет экологических, экономических, социальных и иных факторов, поскольку уменьшается доля озелененной территории, а также уменьшается удельный размер площадок для хозяйственных нужд и занятий спортом. Кроме того, оспариваемое распоряжение принято с нарушением норм Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) о порядке организации и проведении общественных слушаний, поскольку оповещение о проведении общественных слушаний размещено с нарушением семидневного срока, содержало неполную информацию, экспозиции были размещены в здании администрации, из двенадцати дней – девять были праздничными, что нарушило право истцов на участие в слушаниях и право выразить свое мнение. На основании изложенного заявлен настоящий административный иск.
В судебном заседании административный истец ШмЕ. Е.В. требования административного иска поддержала, настаивала на том, что оспариваемое распоряжение принято с нарушением порядка проведения общественных слушаний, в которых административный истец лишена была возможности принять участие.
Административные истцы Дроздова Н.А. и Данилов К.Б. в судебное заседание не явились, о месте и времени его проведения извещены надлежащим образом.
Представитель административного ответчика Бровкин В.А. в судебном заседании против административного иска возражал по основаниям, изложенным в письменном отзыве. Настаивал на том, что истцами не доказан факт нарушения их прав оспариваемым распоряжением, принятым при строгом соблюдении установленного порядка.
Представитель заинтересованного лица общества с ограниченной ответственностью «СоломбалаСтрой» в судебном заседании до перерыва просил заявленные требования оставить без удовлетворения.
По определению суда административное дело рассмотрено в отсутствие административных истцов Дроздовой Н.А. и Данилова К.Б., представителя заинтересованного лица.
Суд, выслушав административного истца ШмЕ. Е.В., представителя административного ответчика Бровкина В.А., исследовав и оценив представленные доказательства, приходит к следующему,
В соответствии с Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (п. 1). Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (п. 2).
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) должностного лица, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин может обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ч.ч. 8, 9, 11 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в ч.ч. 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме. Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения. При этом обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п.п. 1 и 2 ч. 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в п.п. 3 и 4 ч. 9 и в ч. 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Исходя из положений п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ основанием для удовлетворения судом заявленных требований является признание оспариваемых решений, действий (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Вместе с тем в соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 61 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», при рассмотрении административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия. Так, при недоказанности обстоятельств, указанных в оспариваемом решении органа государственной власти и послуживших основанием для его принятия, суд не вправе отказать в признании такого решения незаконным, ссылаясь на наличие установленных им иных оснований (обстоятельств) для принятия подобного решения.
Как следует из материалов дела, административные истцы ШмЕ. Е.В., Дроздова Н.А. и Данилов К.Б. являются, соответственно, собственниками квартир <№>, <№> и <№> в ... в городе Архангельске, находящегося в непосредственной близости от земельных участков с кадастровыми номерами <№>, площадью 883 кв.м, с кадастровым номером <№>, площадью 732 кв.м, с кадастровым номером <№>, площадью 3948 кв.м, с кадастровым номером <№>, площадью 2167 кв.м.
Также, в судебном заседании установлено, что указанные земельные участки с кадастровым номером <№>, с кадастровым номером <№> и с кадастровым номером <№>, принадлежат на праве аренды ООО «СоломбалаСтрой» (договоры аренды <№> (л), <№> (л), <№> (л) от <Дата>, заключенные с Администрацией), а земельный участок с кадастровым номером <№>, принадлежит ООО «СоломбалаСтрой» на праве собственности.
Все указанные выше земельные участки относятся к категории земель населенных пунктов и имеют разрешенное использование – многоэтажная жилая застройка. Как следует из договоров аренды земельных участков, данные участки предоставлены арендатору для реализации масштабного инвестиционного проекта, восстановление нарушенных прав пяти граждан, пострадавших от недобросовестного застройщика путем выплаты денежных компенсаций.
На указанных земельных участках ООО «СоломбалаСтрой» планирует строительство двух многоэтажных жилых домов в составе многоквартирного жилого комплекса, ограниченного ... и ....
В соответствии с п. 13 ст. 1 ГрК РФ строительство - это создание зданий строений и сооружений.
При этом, строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство (за исключением предусмотренных законом случаев), под которым понимается документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов (части 1, 2 ст. 51 ГрК РФ).
Так, одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности является единство требований к порядку осуществления взаимодействия субъектов градостроительных отношений (п. 10.1 ст. 2 ГрК РФ), который предполагает установление исчерпывающего перечня процедур, прав, обязанностей и оснований принятия решений указанными субъектами.
Согласно ч. 5 ст.51 ГрК РФ в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган с приложением к нему, в том числе разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса).
Согласно п. 1 ст. 1 ГрК РФ градостроительная деятельность - это деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений.
Градостроительное зонирование представляет собой зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов (п. 6 ст. 1, глава 4 ГрК РФ).
Пунктом 9 ст. 1 ГрК РФ определено, что градостроительный регламент устанавливает в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, а также применительно к территориям, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности соответствующей территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения.
В соответствии с п. 1 ч. 6 ст. 30 ГрК РФ виды разрешенного использования земельного участка определяются в градостроительном регламенте, входящем в состав правил землепользования и застройки.
Правила землепользования и застройки разрабатываются применительно ко всем территориям поселений и городских округов (ч. 1 ст. 31 ГрК РФ) и включают в себя градостроительные регламенты (ч. 2 ст. 30 ГрК РФ).
Реконструкция существующих объектов недвижимости, а также строительство новых объектов недвижимости, прочно связанных с указанными земельными участками, могут осуществляться только в соответствии с установленными градостроительными регламентами (пункт 4 статьи 85 Земельного кодекса РФ).
Федеральный законодатель ограничивает право собственника по использованию принадлежащего ему земельного участка посредством строительства, реконструкции находящихся на участке объектов недвижимости необходимостью соблюдать требования градостроительного регламента, которым согласно ч. 1 ст. 36 ГрК РФ определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. Конкретный объем такого ограничения устанавливается в соответствии с градостроительным законодательством правилами землепользования и застройки.
Согласно п. 2 ч. 6 ст. 30 ГрК РФ в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Как следует из п. 2 ч. 1 ст. 38 ГрК РФ, предельные (минимальные и (или) максимальные) параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства включают минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений.
В силу ч. 2 ст.и 38 ГрК РФ применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются указанные в ч. 1 ст. 38 ГрК РФ размеры и параметры, их сочетания.
Таким образом, содержание приведенных законоположений в их взаимосвязи позволяет сделать вывод, что установление минимальных отступов от границ земельных участков применительно к каждой территориальной зоне (подзоне) является дискрецией представительных органов местного самоуправления.
На основании положений ст. 40 ГрК РФ правообладатели земельных участков, имеющих размеры меньше установленных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков, вправе обратиться за разрешением на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства разрешается для отдельного земельного участка при соблюдении требований технических регламентов (часть 2 статьи 40 Кодекса).
По правилам части 3 этой же статьи заинтересованное в получении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства лицо направляет в комиссию заявление о предоставлении такого разрешения.
Согласно ч. 4 ст. 40 ГрК РФ вопрос о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства подлежит обсуждению на публичных слушаниях, проводимых в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений, предусмотренных статьей 39 Кодекса.
На основании заключения о результатах общественных обсуждений по вопросу о предоставлении разрешения на отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении такого разрешения или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет указанные рекомендации главе местной администрации (ч. 5 ст. 40 ГрК РФ).
Частью 6 данной статьи предусмотрено, что глава местной администрации в течение 7 дней со дня поступления указанных рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения.
Аналогичные положения закреплены в ст. 12 Правил землепользования и застройки.
Физическое или юридическое лицо вправе оспорить в судебном порядке решение о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства или об отказе в предоставлении такого разрешения (ч. 7 ст. 40 ГрК РФ).
Из содержания приведенных норм следует, что основанием для применения ч. 1 ст. 40 ГрК РФ являются характеристики земельного участка, не позволяющие осуществить строительство или реконструкцию в соответствии с установленными разрешенными параметрами строительства или реконструкции. Орган местного самоуправления вправе рассмотреть вопрос о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров именно разрешенного строительства, то есть того объекта, на строительство которого получено разрешение. Иные основания для обращения с заявлением о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции действующим законодательством не предусмотрены.
Заявление о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции должно содержать обоснование невозможности осуществления строительства в соответствии с установленными предельными параметрами разрешенного строительства, реконструкции; взаимосвязь неблагоприятных характеристик, на которые ссылается заявитель, и характера испрашиваемого отклонения от разрешенных предельных параметров; подтверждение того, что испрашиваемое отклонение может повлиять на устранение (снижение) неблагоприятных факторов; соблюдение технических регламентов при отклонении от разрешенных предельных параметров. Любое испрашиваемое отклонение от предельных параметров разрешенного строительства должно быть обосновано определенными градостроительными и земельными нормами, а равно реальными условиями ведения строительно-монтажных работ в границах используемого земельного участка.
Рассмотрение вопроса о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства не может быть формальным.
В соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится, в том числе, утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений.
Аналогичная норма содержится в п. 25 ст.6 Устава МО «Город Архангельск».
В соответствии со ст. 30 Устава МО «Город Архангельск» к компетенции администрации муниципального образования относится исполнение полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения в соответствии с федеральными законами, муниципальными правовыми актами городской Думы, Главы МО «Город Архангельск», Администрации города.
При этом Администрация города - исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления, наделенный настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления МО «Город Архангельск» федеральными законами и областными законами. Руководство деятельностью Администрации города осуществляет Глава МО «Город Архангельск» (ст. 29 Устава МО «Город Архангельск»).
Решением Архангельской городской Думы от 13 декабря 2012 года № 516 утверждены «Правила землепользования и застройки муниципального образования «Город Архангельск» (далее - Правила землепользования и застройки).
В силу ч. 4 ст. 5 Правил землепользования и застройки, к компетенции Главы муниципального образования «Город Архангельск» относится, в том числе принятие решения о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства или об отказе в предоставлении таких разрешений.
На основании положений ст. 6 Правил землепользования и застройки комиссия по Правилам землепользования и застройки (далее - Комиссия) является координационным органом, созданным для организации подготовки предложений по внесению изменений в Правила землепользования и застройки, а также осуществления функций, отнесенных к ее компетенции нормативными правовыми актами муниципального образования «Город Архангельск», настоящими Правилами землепользования и застройки.
Комиссия, в том числе, рассматривает заявления по вопросам предоставления разрешений на отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства; организует и проводит в установленном порядке публичные слушания по вопросам предоставления разрешений на отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства; готовит и направляет Главе муниципального образования «Город Архангельск» рекомендации о предоставлении разрешений на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства или об отказе в предоставлении таких разрешений.
В силу указания ст. 11 Правил землепользования и застройки вопрос о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства подлежит обсуждению на общественных обсуждениях в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации и нормативным правовым актом Архангельской городской Думы.
На территории муниципального образования «Город Архангельск» решением Архангельской городской Думой от 20 июня 2018 года № 688 утверждено Положение об организации и проведении общественных обсуждений или публичных слушаний по вопросам градостроительной деятельности (далее - Положение).
В соответствии с п. 2.3 Положения общественные обсуждения по проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объектов капитального строительства назначаются решением комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки МО «Город Архангельск», при этом процедура проведения общественных обсуждений строго регламентирована и состоит из следующих этапов: оповещение о начале общественных обсуждений; размещение проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях, и информационных материалов к нему на официальном сайте и открытие экспозиции или экспозиций такого проекта; проведение экспозиции или экспозиций проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях; подготовка и оформление протокола общественных обсуждений; подготовка и опубликование заключения о результатах общественных обсуждений (п.2.5 Положения).
Срок проведения общественных обсуждений с момента оповещения жителей муниципального образования «Город Архангельск» о времени и месте их проведения до дня опубликования заключения о результатах общественных обсуждений не может быть более одного месяца по вопросу о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства (п. 5.1 Положения).
В соответствии с п.2.7, 2.8 Положения оповещение о начале общественных обсуждений подлежит опубликованию в газете «Архангельск-город воинской славы» и на официальном сайте не позднее чем за семь дней до дня размещения на официальном сайте проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях, а также на информационных стендах, оборудованных в здании Администрации.
В п. 2.9 Положения предусмотрено, что оповещение о начале общественных обсуждений должно содержать: информацию о проекте, подлежащем рассмотрению на общественных обсуждениях, перечень информационных материалов к такому проекту; информацию о порядке и сроках проведения общественных обсуждений по проекту, подлежащему рассмотрению на общественных обсуждениях; информацию о месте, дате открытия экспозиции или экспозиций проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях, о сроках проведения экспозиции или экспозиций такого проекта, о днях и часах, в которые возможно посещение указанных экспозиции или экспозиций; информацию о порядке, сроке и форме внесения участниками общественных обсуждений предложений и замечаний, касающихся проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях.
На основании п. 6.6 Положения, в период размещения проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях и информационных материалов к нему и проведения экспозиции или экспозиций такого проекта участники общественных обсуждений имеют право вносить предложения и замечания, касающиеся такого проекта: посредством официального сайта или информационных систем (в случае проведения общественных обсуждений); в письменной или устной форме в ходе проведения собрания или собраний участников публичных слушаний (в случае проведения публичных слушаний); в письменной форме в адрес организатора общественных обсуждений или публичных слушаний; посредством записи в книге (журнале) учета посетителей экспозиции проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях.
В дальнейшем к протоколу общественных протоколу общественных обсуждений прилагается перечень принявших участие в рассмотрении проекта участников общественных обсуждений, и на основании протокола общественных обсуждений организатор общественных обсуждений осуществляет подготовку заключения о результатах общественных обсуждений, которое подлежит опубликованию в газете «Архангельск-город воинской славы» и на официальном сайте.
Аналогичные положения о порядке проведения общественных обсуждений предусмотрены ст. 5.1 ГрК РФ.
Как видно из материалов дела, комиссией по подготовке проекта Правил землепользования и застройки МО «Город Архангельск» в соответствии с заявлением департамента муниципального имущества Администрации от <Дата>, протоколом заседания комиссии от <Дата> проведены общественные обсуждения по проекту решения Главы МО «Город Архангельск» о предоставлении отклонения от предельных параметров разрешенного строительства на земельных участках площадью 883 кв.м с кадастровым номером <№>, площадью 732 кв.м с кадастровым номером <№>, площадью 3948 кв.м с кадастровым номером <№>, площадью 2167 кв.м с кадастровым номером <№>, расположенных в Ломоносовском территориальном округе г.Архангельска по ....
Оповещение о начале общественных обсуждений опубликовано в газете «Архангельск-город воинской славы» № 31 (521) и на официальном информационном интернет-портале <Дата>, а сами общественные обсуждения проводились с <Дата> по <Дата>.
Проект решения Главы МО «Город Архангельск» о предоставлении отклонения от предельных параметров разрешенного строительства на земельных участках площадью 883 кв.м с кадастровым номером <№>, площадью 732 кв.м с кадастровым номером <№>, площадью 3948 кв.м с кадастровым номером <№>, площадью 2167 кв.м с кадастровым номером <№>, расположенных в Ломоносовском территориальном округе г.Архангельска по ... и информационные материалы по теме общественных обсуждений, включая схему планировочной организации, были представлены на официальном информационном интернет-портале МО «Город Архангельск» и на экспозиции по адресу: г.Архангельск, пл.Ленина, д. 5, каб. 508 с <Дата> по <Дата>. По этому же адресу принимались предложения и замечания участников общественных слушаний.
Между тем в период проведения общественных обсуждений никаких замечаний и предложений от участников общественных обсуждений не поступило.
По окончании проведенных общественных слушаний был составлен протокол общественных обсуждений от <Дата>, а <Дата> составлен протокол заседания комиссии по подготовке проекта Правил землепользования и застройки, из которого следует, что членами комиссии была обсуждена информация по указанному проекту, предложения и замечания к нему.
По результатам общественных слушаний комиссия по подготовке проекта Правил землепользования и застройки приняла решение о возможности разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства на поименованных земельных участках.
Заключение комиссии опубликовано в газете «Архангельск-город воинской славы» от 24 мая 2019 года № 38 (828).
На основании заключения о результатах общественных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на отклонения от предельных параметров разрешенного строительства комиссия по подготовке проекта Правил землепользования и застройки подготовила рекомендации о предоставлении такого разрешения и направила указанные рекомендации Главе муниципального образования «Город Архангельск».
Распоряжение Главы муниципального образования «Город Архангельск» от <Дата> <№> «О предоставлении разрешения на отклонения от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства на земельном участке, расположенном в Ломоносовском территориальном округе г.Архангельска по ...» было опубликовано на официальном интернет-портале.
Оспариваемым распоряжением предоставлено разрешение на отклонения от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства на земельных участках площадью 883 кв.м с кадастровым номером <№>, площадью 732 кв.м с кадастровым номером <№>, площадью 3948 кв.м с кадастровым номером <№>, площадью 2167 кв.м с кадастровым номером <№>, расположенных в Ломоносовском территориальном округе г.Архангельска по ...: увеличение максимального процента застройки в границах земельного участка до 45; уменьшение отступа здания от границ земельного участка с северной стороны до 1 метра; уменьшение отступа здания от границ земельного участка с восточной стороны до 1 метра; уменьшение отступа здания от границ земельного участка с южной стороны до 1 метра; уменьшение отступа здания от границ земельного участка с западной стороны до 0 метров; уменьшение отступа здания от красной линии до 1 метра (со стороны ...); уменьшение минимального количества машино-мест для хранения индивидуального транспорта до 20; уменьшение доли озелененной территории до 10 процентов; уменьшение удельного размера площадки для хозяйственных нужд до 0 кв.м; уменьшение удельного размера площадки для занятий спортом до 0 кв.м; увеличение коэффициента плотности застройки до 2,5.
Таким образом, проанализиров изложенное в совокупности с приведенными нормами, вопреки доводов административных истцов, суд приходит к выводу, что процедура принятия и утверждения оспариваемого распоряжения Главы Администрации, в том числе в части требований градостроительного законодательства о проведении общественных обсуждений по проекту, соблюдена.
Доводы административных истцов сводятся к тому, что они не были заблаговременно извещены о проведении общественных обсуждений, а также организатором общественных обсуждений был нарушен семидневный срок размещения самого оповещения об общественных обсуждениях.
Между тем в соответствии с Положением об организации проведения общественных обсуждений оповещение о начале общественных обсуждений подлежит опубликованию в газете «Архангельск-город воинской славы» и на официальном сайте, а также распространяется на информационных стендах, оборудованных в здании Администрации (п.п. 2.7, 2.8).
Из материалов дела следует, что <Дата> оповещение о начале общественных обсуждений, проект решения Главы Администрации и информационные материалы по теме общественных обсуждений опубликованы как в газете «Архангельск-город воинской славы», так и на информационном портале.
Кроме этого, в месте проведения общественных обсуждений – в здании Администрации, как это предусмотрено вышеуказанным Положением, были размещены экспозиции и осуществлялись консультации по проекту, в связи с чем всем заинтересованным лицам были обеспечены равные возможности для участия в общественных обсуждениях. Вопреки доводам административных истцов, размещение оповещения о проведении общественных обсуждений в месте расположения земельных участков, в отношении которых предполагается отклонение от параметров, не требовалось.
Суд при этом считает, что административные истцы имели возможность ознакомиться с проектом в официальном источнике опубликования - газете «Архангельск-город воинской славы» и на официальном портале города Архангельска, предусматривающем возможность увеличения графической информации в составе проекта, в целях более детального рассмотрения изменений, а также посетив экспозицию проекта, размещенную в Администрации, но своим правом не воспользовались.
Сам факт опубликования оповещения об общественных обсуждениях с нарушением семидневного срока, по мнению истцов, никаким образом не повлиял на обеспечение открытого, независимого и свободного обсуждения названного проекта и не повлекло невозможность реализации права граждан на участие в общественных обсуждениях, принимая во внимание также и то, что, несмотря на все публикации, административные истцы узнали об оспариваемом решении спустя месяц после проведения общественных обсуждений.
Суд также не может согласиться с доводами административных истцов о противоречии оспариваемого распоряжения Главы Администрации действующим градостроительным и санитарным нормам по следующим основаниям.
В соответствии с проектной документацией на строительство многоквартирного жилого комплекса, ограниченного ... и ..., возводимый на поименованных земельных участках состоит из двух зданий переменной этажности, общей площадью 10355,46 кв.м (1 этап строительства) и 15213,63 кв.м (2 этап строительства), имеет следующие параметры: процент застройки в границах земельного участка 42,2; отступ здания от границ земельного участка с северной стороны 3,2 м; отступ здания от границ земельного участка с восточной стороны 4,4 м; отступ здания от границ земельного участка с южной стороны 6,5 м; отступ здания от границ земельного участка с западной стороны 1,8 м; отступ здания от красной линии до 1 м (со стороны ...) 4,4 м; количество машино-мест для хранения индивидуального транспорта 41; доля озелененной территории 16,4%; размер площадки для хозяйственных нужд 23 кв.м; уменьшении удельного размера площадки для занятий спортом до 0 кв.м; коэффициент плотности застройки 2,1.
В соответствии со ст. 34 Правил землепользования и застройки минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений определяются в соответствии с действующими противопожарными, санитарно-эпидемиологическими и иными нормативами, но не могут быть менее 3 метров. Если объект капитального строительства расположен в границах двух и более смежных земельных участков, то минимальные отступы определяются только от внешних границ всех смежных земельных участков, на которых расположен объект капитального строительства, в то время как минимальный отступ зданий, строений, сооружений от красных линий вновь строящихся или реконструируемых зданий, строений, сооружений должен быть на расстоянии не менее 3 метров (ст. 35 Правил землепользования и застройки).
Как видно из материалов дела, застройщиком в целом соблюдены Правила землепользования и застройки в части установленных параметров отступов от границ земельных участков, за исключением отступов с западной стороны на 1,8 м, что связано, прежде всего, с целью формирования единой линии застройки размещения проектируемого здания с жилым домом по ....
Между тем каких-либо доказательств нарушения прав административных истцов, а также градостроительных регламентов, таким расположением объекта капитального строительства, не представлено.
В соответствии с ст. 33 Правил землепользования и застройки максимальный процент застройки для многоэтажной жилой застройки определен в 40% при коэффициенте плотности застройки земельного участка - 2,0.
В соответствии с ст. 37 Правил землепользования и застройки, все объекты капитального строительства и объекты, не являющиеся таковыми, независимо от их вида использования и функционального назначения должны быть обеспечены расчетным количеством машино-мест согласно техническим регламентам, строительным нормам и местным нормативам градостроительного проектирования. При отсутствии в технических регламентах, строительных нормах и местных нормативах градостроительного проектирования норм расчета стоянок автомобилей для отдельного вида разрешенного использования объекта капитального строительства минимальное количество машино-мест определяется исходя из 2 машино-мест на каждые 100 квадратных метров общей площади объекта.
В соответствии с местными нормативами градостроительного проектирования МО «Город Архангельск», утв. решением Архангельской городской Думы от 20 сентября 2017 года № 567, требуемое число машино-мест для хранения и паркования легковых автомобилей следует принимать в соответствии с требованиями действующего свода правил «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*»; в зонах жилой застройки следует предусматривать стоянки для хранения легковых автомобилей при пешеходной доступности не более 800 м, а в районах реконструкции - не более 1500 м.
В соответствии с п. 1.19 Свода правил № СП 42.13330.2011 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*», утв. приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 28 декабря 2011 года № 820, на селитебных территориях и на прилегающих к ним производственных территориях следует предусматривать гаражи и открытые стоянки для постоянного хранения не менее 90% расчетного числа индивидуальных легковых автомобилей при пешеходной доступности не более 800 м, а в районах реконструкции или с неблагоприятной гидрогеологической обстановкой - не более 1500 м. Открытые стоянки для временного хранения легковых автомобилей следует предусматривать из расчета не менее чем для 70% расчетного парка индивидуальных легковых автомобилей, в том числе жилые районы - 25%.
В данном случае, как пояснил представитель административного ответчика, в соответствии с Генеральным планом МО «Город Архангельск» обеспеченность транспортом на территории г.Архангельска составляет 350 машин на 1000 человек. В запроектированном жилом доме расчетное количество жильцов составляет 452 человека (из расчета 1 житель на 40 кв.м), в связи с чем минимальное количество открытых стоянок для временного хранения автотранспорта составляет 36 машино-мест, в то время как проектом предусмотрено 41 машино-место, что значительно превышает показатели отклонения в оспариваемом распоряжении.
Ссылки административных истцов на то, что машино-места должны быть организованы в пределах земельных участков, судом отклоняются, поскольку возможность организации стоянок для автотранспорта за пределами участка в пешеходной доступности на расстоянии не более 800 м предусмотрено как Правилами землепользования и застройки, так и вышеприведенным Сводом правил.
Кроме этого, суд исходит, что согласно п. 1 ч. 4 ст. 41 ГрК РФ проект планировки территории относится к документации по планировке территории. Основная часть проекта планировки территории включает в том числе чертеж или чертежи планировки территории с отображением красных линий и границ существующих и планируемых элементов планировочной структуры, а также положение о характеристиках планируемого развития территории (пункты 1, 2 ч. 3 ст. 42 ГрК РФ). Документация по планировке территории может быть оспорена в судебном порядке физическими лицами (часть 17 статьи 45 ГрК РФ).
В соответствии с ч. 1 ст.49 ГрК РФ проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 3 и 3.1 указанной статьи. Экспертиза проектной документации и (или) экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся в форме государственной экспертизы или негосударственной экспертизы.
В материалах дела имеются положительные заключения негосударственных экспертиз <№> и <№> от <Дата>, подготовленные ООО «Главная <А>», о соответствии проектной документации результатам инженерных изысканий, а также требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим и экологическим требованиям. Доказательств, опровергающих изложенные в экспертном заключении выводы, административными истцами не представлено.
Доводы административных истцов о том, что уменьшена и доля озелененной территории также не нашли своего подтверждения, поскольку согласно проекту строительства доля озелененной территории составляет 16,4%, в то время как минимальная доля озелененной территории земельного участка - это часть территории земельного участка, покрытая зелеными насаждениями (газонами, цветниками, кустарником, высокоствольными растениями), устанавливается для участков, расположенных во всех территориальных зонах, за исключением производственных зон, рекреационных зон, и не должна быть менее 15 процентов площади земельного участка (ст. 38 Правил землепользования и застройки).
Несмотря на то, что в соответствии со ст. 39 Правил землепользования и застройки, при проектировании жилой застройки следует предусматривать размещение площадок общего пользования различного назначения, размеры которых определяются в зависимости от вида и устанавливаются согласно нормам, при этом допускается уменьшение, но не более чем на 50 процентов, удельных размеров площадок для хозяйственных целей при застройке жилыми зданиями в 9 и выше этажей; для занятий физкультурой при формировании единого физкультурно-оздоровительного комплекса микрорайона для образовательных учреждений и населения, административными истцами не представлено доказательств нарушения их прав как жильцов дома, расположенного на смежном земельном участке.
Доводы о нарушении инсоляции суд также находит несостоятельными.
Санитарные правила и нормы «Гигиенические требования к инсоляции и солнцезащите помещений жилых и общественных зданий и территорий. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1076-01», утверждены Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 19 октября 2001 года и введены с 1 февраля 2002 года (далее - СанПиН 2.2.1/2.1.1.1076-01).
В силу указания п. 2.4 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1076-01 нормативная продолжительность инсоляции устанавливается на определенные календарные периоды с учетом географической широты местности, для северной зоны (севернее 58 град. с.ш.) - с 22 апреля по 22 августа.
Нормируемая продолжительность непрерывной инсоляции для помещений жилых и общественных зданий устанавливается дифференцированно в зависимости от типа квартир, функционального назначения помещений, планировочных зон города, географической широты: для северной зоны (севернее 58 град. с.ш.) - не менее 2,5 часов в день с 22 апреля по 22 августа (п. 2.5 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1076-01).
Продолжительность инсоляции в жилых зданиях должна быть обеспечена не менее чем в одной комнате 1 - 3-комнатных квартир и не менее чем в двух комнатах 4-х и более комнатных квартир (п. 3.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1076-01).
В материалы дела представлен расчет продолжительности инсоляции, из которого усматривается, что инсоляция ... в г. Архангельске при строительстве многоквартирного жилого комплекса выполняется, инсолируются все квартиры. Иные доказательства нарушения прав административных истцов суду не представлены. Выводы расчета инсоляции не опровергнуты.
В силу ч.2 ст.40 ГрК РФ отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства разрешается для отдельного земельного участка при соблюдении требований технических регламентов. Как указано выше, соответствие проектной документации и инженерных изысканий требованиям технических регламентов многоквартирного жилого комплекса подвергнуты экспертной оценке, и ООО «<А>» даны положительные заключения обоих этапов строительства.
У суда нет оснований не доверять экспертным выводам, о назначении по делу судебной экспертизы стороны не ходатайствовали.
Доводы административных истцов о том, что земельный участок с кадастровым номером <№> предназначен для размещения объектов бытового назначения, опровергаются материалами дела, поскольку, как указано выше, разрешенное использование участка – многоэтажная застройка.
Нарушения оспариваемым решением Генерального плана МО «Город Архангельск» в части разрешенной на земельных участках этажной застройки, также не нашли своего подтверждения, опровергаются представленными в материалы дела градостроительными планами земельных участков и фрагментом самого Генерального плана МО «Город Архангельск», в связи с чем признаются судом несостоятельными.
Суд также учитывает, что на оба этапа строительства многоквартирного жилого комплекса выданы разрешения на строительство, а вопрос о законности строительства на поименованных земельных участках предметом рассмотрения в данном случае не является.
Кроме этого, согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания оспоримой сделки недействительной и применении последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки, признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; самозащиты права; присуждения к исполнению обязанности в натуре; возмещения убытков; взыскания неустойки; компенсации морального вреда; прекращения или изменения правоотношений; неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону; иными способами, предусмотренными законом.
Пунктом 1 ст. 11 ГК РФ определено, что судебной защите подлежат оспоренные или нарушенные права.
Выбор способа защиты нарушенного права осуществляется истцом и должен вести к восстановлению нарушенного материального права или к реальной защите законного интереса.
Таким образом, административные истцы, обращаясь в суд за защитой нарушенных прав, должны указать, какие их права и каким образом нарушены ответчиком, а также избрать предусмотренный законом способ защиты нарушенного права.
Между тем оспаривание распоряжение о предоставлении разрешения на отклонения от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства не является тем способом судебной защиты, который может восстановить права административных истцов и не устранит имеющиеся, как утверждают административные истцы, недостатки от построенного объекта.
Таким образом, оспариваемое распоряжение принято уполномоченным органом с соблюдением установленного порядка, права и законные интересы административных истцов не нарушает. По изложенным основаниям в удовлетворении заявленных требований следует отказать в полном объеме.
Все иные доводы лиц, участвующих в деле, правового значения не имеют и судом не принимаются.
Руководствуясь статьями 175-180, 258 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении административных исковых требований ШмЕ. Е. В., Дроздовой Н. А., Данилова К. Б. к администрации муниципального образования «Город Архангельск» об оспаривании распоряжения главы муниципального образования «Город Архангельск» от <Дата> <№> «О предоставлении разрешения на отклонения от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства на земельном участке, расположенном в Ломоносовском территориальном округе города Архангельска по ...» отказать.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Архангельский областной суд через Ломоносовский районный суд города Архангельска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий К.А. Аксютина
Копия верна, Судья К.А. Аксютина