Решение по делу № 2-2610/2019 от 12.02.2019

Дело № 2-2610/19

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе:

председательствующего судьи Шишеловой Т.Л.

при секретаре Биглер Н.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре

22 марта 2019 года гражданское дело по иску Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Коми «Бюро судебно-медицинской экспертизы» к Государственному учреждению Республики Коми «Центр занятости населения г. Сыктывкара» о признании решения ... о сохранении за Шошиной М.Н. среднего месячного заработка на период трудоустройства за четвертый месяц со дня увольнения незаконным и его отмене,

установил:

ГБУЗ РК «Бюро СМЭ» обратилось в суд к ГУ РК «ЦЗН г. Сыктывкара» с иском о признании решения ... о сохранении за Шошиной М.Н. среднего месячного заработка на период трудоустройства за четвертый месяц со дня увольнения незаконным и его отмене. В обосновании заявления указано, что Шошина состояла с истцом в трудовых отношениях, ** ** ** трудовые отношения прекращены по инициативе работодателя, в связи с сокращением штата (п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ). После увольнения Шошина М.Н. обратилась в ГУ РК «ЦЗН г. Сыктывкара» за предоставлением государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы. Решением ГУ РК «ЦЗН г. Сыктывкара» от ** ** ** ... за Шошиной сохранен средний заработок на период трудоустройства в течение четвертого месяца со дня увольнения. Полагая данное решение незаконным, истец обратился в суд с настоящим заявлением, указывая, что правовых оснований для принятия оспариваемого решения у ЦЗН не имелось.

В судебном заседании на удовлетворении заявленных требований представитель истца настаивает.

Представитель ответчика с иском не согласен, просит суд в удовлетворении заявленных требований отказать по основаниям, изложенным в письменном отзыве.

Третье лицо на стороне ответчика, Шошина М.Н., в суде не присутствует, направив для участия в деле своего представителя. В предыдущем судебном заседании с иском была не согласна, пояснив, что помимо сохраняемого среднего заработка иные доходы отсутствуют, и в случае прекращения его выплаты останется без средств к существованию, поскольку предпринятые ею самостоятельно и через органы службы занятости населения меры к трудоустройству результатов не принесли. Также просила учесть, ..., алиментов на содержание которых не получает.

Представитель третьего лица в иске просит отказать, полагая, ... относится к исключительному случаю, дающему право на сохранение за Шоишиной среднего месячного заработка на период трудоустройства.

Суд счел возможным рассмотреть дело по существу при имеющейся явке лиц по правилам ст. 167 ГПК РФ

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, допросив свидетелей, исследовав письменные материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах, участвующие в данном Пакте государства, согласно п. 1 его ст. 6, признают право на труд, включающий право каждого человека зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает или на который он свободно соглашается, и предпринимают надлежащие шаги к обеспечению данного права.

Указанные положения Конституции РФ, закрепляющие гарантии свободного труда, конкретизированы в федеральных законах, регулирующих порядок возникновения, изменения и прекращения служебно-трудовых отношений.

Материалами дела установлено, и это не оспаривается сторонами, что Шошина М.Н. осуществляла трудовую деятельность в должности ... ГБУЗ РК «Бюро СМЭ» (местонахождение организации – ...).

Согласно Постановления Совмина СССР от 03.01.1983г. № 12 (в ред. от 18.07.1994г.) "О внесении изменений и дополнений в Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. № 1029", с 01 апреля 1992 года г. Сыктывкар РК отнесен к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера.

Приказом от ** ** ** Шошина М.Н. уволена в связи с сокращением численности или штата работников организации (п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ).

Одним из видов материальной поддержки лиц, лишившихся работы, является сохранение средней заработной платы на период трудоустройства, который предоставляется в соответствии со статьями 178 и 318 ТК РФ.

Так, в статье 178 ТК РФ закреплено общее правило, согласно которому при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части первой статьи 81 ТК РФ) либо сокращением численности или штата работников (пункт 2 части первой статьи 81 ТК РФ) увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется его средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия), а в исключительных случаях по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен, - в течение третьего месяца со дня увольнения.

Работнику, увольняемому из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) либо сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 настоящего Кодекса), выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, за ним также сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше трех месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия). Выплата выходного пособия в размере среднего месячного заработка и сохраняемого среднего месячного заработка, предусмотренных частями первой и второй настоящей статьи, производится работодателем по прежнему месту работы за счет средств этого работодателя (ст. 318 Кодекса).

Из приведенных норм закона следует, что в случае увольнения работника из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата сотрудников организации ему, безусловно, выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка и за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше трех месяцев со дня увольнения.

Основанием для сохранения за указанным работником среднего месячного заработка в течение четвертого, пятого и шестого месяца со дня увольнения является принятие органом службы занятости населения соответствующего решения, которое обусловлено наличием исключительного случая, касающегося увольнения работника.

По смыслу данной нормы закона, своевременное обращение уволенного работника в орган службы занятости населения и факт его нетрудоустройства этим органом являются предпосылкой для реализации права на сохранение за работником, уволенным из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата сотрудников организации, среднего месячного заработка за четвертый, пятый и шестой месяцы со дня увольнения. Реализация же такого права связана с наличием исключительных случаев, подлежащих установлению соответствующим органом службы занятости населения при решении вопроса о сохранении за работником среднего месячного заработка за четвертый, пятый, шестой месяцы с момента увольнения.

Отсутствие в норме закона перечня исключительных случаев не может служить основанием для принятия органом службы занятости населения решения о сохранении за работником среднего месячного заработка за четвертый, пятый, шестой месяцы со дня увольнения при наличии лишь факта соблюдения таким работником и самим органом службы занятости населения установленного порядка по предоставлению государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы.

Ввиду изложенного к юридически значимым обстоятельствам, подлежащим установлению при разрешении споров, связанных с предоставлением работнику, уволенному в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата сотрудников организации, государственной гарантии в виде сохранения среднего месячного заработка в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения (ч. 2 ст. 318 ТК РФ), относятся: факт обращения такого работника в месячный срок после увольнения в соответствующий орган службы занятости населения, нетрудоустройство этого работника указанным органом в течение трех месяцев со дня увольнения и наличие исключительного случая, касающегося уволенного работника и связанного с его социальной незащищенностью, отсутствием у него средств к существованию, наличием у него на иждивении нетрудоспособных членов семьи и тому подобного.

... Шошина М.Н. обратилась в ГУ РК «ЦЗН г. Сыктывкара» за предоставлением государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы.

... года Шошина М.Н. обратилась к ответчику с заявлением, в котором просила рассмотреть вопрос о принятии в соответствии со ст. 318 ТК РФ решения о сохранении за ней среднего месячного заработка за 4 месяц со дня увольнения, в связи с наличием обстоятельств, подтверждающих исключительный случай для его сохранения (...).

Решением ГУ РК «ЦЗН г. Сыктывкара» от ..., за Шошиной М.Н. сохранен средний месячный заработок за 4 месяц со дня увольнения.

При этом, вынося решение о сохранении за Шошиной среднемесячного заработка за четвертый месяц, ответчик указывает на наличие обстоятельств, подпадающих под исключительный случай, дающий право на получение сохраняемого заработка.

Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 13.11.2012 № 524н утвержден Стандарт государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников.

В соответствии с п. 15 Стандарта государственная услуга в части содействия гражданам в поиске подходящей работы включает следующие административные процедуры (действия): 1) анализ сведений о гражданине; 2) информирование гражданина о положениях статьи 4 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" и требованиях к подбору подходящей работы; правовых последствиях в случае отказа гражданина от подходящей работы; положениях трудового законодательства, устанавливающих право на труд, запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда; 3) подбор гражданину подходящей работы, исходя из сведений о свободных рабочих местах и вакантных должностях, содержащихся в регистре получателей государственных услуг в сфере занятости населения; 4) согласование с гражданином вариантов подходящей работы; 5) согласование с работодателем кандидатуры гражданина; 6) оформление и выдача гражданину не более 2 направлений на работу; 7) информирование гражданина о необходимости представления выданного направления на работу с отметкой работодателя; 8) оформление в случае несогласия гражданина отказа от варианта подходящей работы; 9) предложение в случае отсутствия вариантов подходящей работы гражданину: направления на работу по смежной профессии (специальности); вариантов оплачиваемой работы, включая работу временного характера, требующей либо не требующей предварительной подготовки, отвечающей требованиям трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, содержащихся в регистре получателей государственных услуг в сфере занятости населения, для самостоятельного посещения работодателей; 10) предложение пройти профессиональную подготовку, переподготовку или повышение квалификации по направлению органов службы занятости женщинам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет; 11) оформление и выдача гражданину при его согласии: направления на работу по смежной профессии (специальности); перечня вариантов работы; предложения о предоставлении иной государственной услуги в области содействия занятости населения; предложения пройти профессиональное обучение по направлению органов службы занятости женщинам в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет; 12) внесение результатов выполнения административных процедур (действий) в регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения.

Пунктом 19 Стандарта предусмотрено, что результатом предоставления государственной услуги является выдача гражданину: 1) направления на работу; 2) перечня вариантов работы; 3) предложения о предоставлении иной государственной услуги в области содействия занятости населения; 4) предложения пройти профессиональное обучение по направлению органов службы занятости женщинам в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

Судом установлено, что Шошина М.Н. в браке не состоит, имеет среднее профессиональное образование по специальности ...

С даты постановки на регистрационный учет, Шошиной М.Н. выдавались выписки перечня вариантов подходящей работы из банка вакансий работодателей, имеющихся в базе ЦЗН, для самостоятельного поиска работы, а также направления на работу.

За период с ... (день принятия решения о сохранении среднего заработка за четвертый месяц) Шошиной М.Н. Центром занятости населения города Сыктывкара применительно к статье 4 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» было выдано тринадцать направлений на работу: ** ** ** в ПО «...» ..., ООО «...» на ...; ** ** ** к ...; ** ** ** ... ** ** ** в ООО ...; ** ** ** ...; ** ** ** к ...; ** ** ** ... ** ** ** .... Также имел место случай отказа от предложенной работы и в 2-х случаях потенциальных работодателей Шошина М.Н. не посетила по болезни.

В связи с отсутствием подходящей работы (с учетом профессии, опыта работы и вида деятельности) Шошина М.Н. трудоустроена не была.

Однако, сохранение среднего заработка в течение четвертого, пятого и шестого месяцев после увольнения, как установлено ч. 2 ст. 318 ТК РФ, производится не в качестве общего правила, а в исключительных случаях.

Как установлено в ходе судебного заседания, получателем страховой пенсии Шошина М.Н. не является; в качестве малоимущей её семья не зарегистрирована, получателем мер социальной поддержки и иных социальных выплат третье лицо не является.

В то же время, как следует из материалов дела, Шошина М.Н. зарегистрирована и проживает по адресу... вместе с несовершеннолетними детьми А.А., ** ** ** и А.А.** ** **

Как следует из объяснений Шошиной М.Н., алименты на содержание сыновей последняя не получает; регулярную материальную помощь на их содержание отцы не оказывают, приобретая, по мере необходимости, лишь вещи детям.

Объяснения третьего лица в данной части подтверждаются письменными материалами дела и показаниями свидетелей.

Так, по сообщению ОСП по г. Сыктывкару № 1 УФССП по РК от ** ** ** ... и ОСП по г. Сыктывкару № 2 УФССП по РК от ... исполнительные производства о взыскании алиментов в отношении Калинина А.В. и Старцева А.Н. на исполнении отсутствуют; исполнительные документы к исполнению не предъявлялись.

Допрошенный судом в качестве свидетеля по делу А.В., отец А.А., после разъяснения ему ст. 51 Конституции РФ, пояснил, что алименты на содержание общего сына, А., Шошиной не выплачивает. В судебном порядке алименты не взыскивались, нотариальное соглашение об уплате алиментов также не заключалось. Периодически, по просьбе Шошиной, покупает сыну вещи, однако материальной помощи, которая носила бы регулярный и систематический характер, не оказывает. Также дополнил, что с сентября 2018 года приобрел сыну куртку, обувь и нижнее белье; наличных денежных средств не давал.

Аналогичные показания дал суду свидетель А.Н., отец А.А., также подтвердивший, что материальную помощь на содержание сына оказывает Шошиной по мере необходимости, и только в виде вещей, которые приобретает ребенку по просьбе матери.

Не доверять показаниям свидетелей у суда нет оснований, поскольку последние предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний, а какой-либо личной заинтересованности в исходе рассматриваемого дела со стороны данных свидетелей не установлено.

Доказательств, опровергающих доводы третьего лица и стороны ответчика, истцом, в нарушение требований ст.ст. 56, 57 ГПК РФ, не представлено.

В этой связи, при наличии на иждивении у Шошиной М.Н. ...; в случае прекращения выплаты сохраняемого среднего заработка, Шошина будет являться лицом, оставшимся в результате увольнения без средств к существованию.

Указанные обстоятельства, по мнению суда, свидетельствуют о наличии исключительных обстоятельств для сохранения за Шошиной М.Н. среднего месячного заработка за четвертый месяц со дня увольнения, в связи с чем оснований для признания оспариваемого решения незаконным и его отмены в рамках настоящего спора не имеется.

Отсюда, требования истца о признании незаконным и отмене решения ГУ РК «ЦЗН г. Сыктывкара» от ... о сохранении за Шошиной М.Н. среднего месячного заработка на период трудоустройства за четвертый месяц со дня увольнения, удовлетворению не подлежат.

Таким образом, рассмотрев дело в пределах заявленных требований, применительно к обстоятельствам возникшего спора, положениям ст. 56, 57 ГПК РФ, оценив относимость, допустимость и достоверность, а также достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ суд

решил:

Исковое заявление Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Коми «Бюро судебно-медицинской экспертизы» к Государственному учреждению Республики Коми «Центр занятости населения г. Сыктывкара» о признании решения № ... сохранении за Шошиной М.Н. среднего месячного заработка на период трудоустройства за четвертый месяц со дня увольнения незаконным и его отмене – оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Председательствующий

...

2-2610/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
ГБУЗ РК "Бюро судебно-медицинской экспертизы"
Ответчики
ГУ РК "Центр занятости населения г. Сыктывкара"
Другие
Шошина Мария Николаевна
Суд
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
Дело на странице суда
syktsud.komi.sudrf.ru
26.03.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.03.2020Передача материалов судье
26.03.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.03.2020Судебное заседание
26.03.2020Судебное заседание
26.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее