Решение по делу № 33-3945/2019 от 02.09.2019


ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИБУРЯТИЯ

Судья Казакова Е.Н.

Дело № 33-3945/2019             поступило <...> года

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

23 октября 2019 года город Улан-Удэ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Васильевой С.Д., судей коллегии Дампиловой Ц.В., Ивановой В.А., при секретаре Долонове Ц-Н.Б., рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Николаева Н.А. к Центру по установлению и выплате пенсий Пенсионного Фонда Российской Федерации в РБ, Отделению Пенсионного фонда РФ по РБ о включении периодов работы в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии, возложении обязательств по апелляционным жалобам истца Николаева Н.А., представителя ответчика Центра по установлению и выплате пенсий ПФ РФ (ГУ) в РБ по доверенности Сидьковой Д.П. на решение Северобайкальского городского суда Республики Бурятия от 27 февраля 2019 года, которыми постановлено:

Исковые требования Николаева Н.А. удовлетворить частично.

Включить в стаж работы в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 32 Федерального закона «О страховых пенсиях», периоды работы в районах Крайнего Севера и приравненным к ним местностям следующие периоды:

с <...> г. по <...> г. (<...>.) <...> (работа в местности, приравненной к районам Крайнего Севера)

с <...> г. по <...> г. (<...>.) <...> (работа в местности, приравненной к районам Крайнего Севера).

с <...> г. по <...> г. (<...>.) <...> (работа в местности, приравненной к районам Крайнего Севера),

с <...> г. по <...> г. (<...>.) в качестве <...>.

Включить в стаж работы в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» периоды работы:

с <...> г. по <...> г. <...>,

с <...> г. по <...> г. <...>,

с <...> г. по <...> г. - <...>;

с <...>. <...>;

с <...> г. <...>;

с <...>. <...>;

с <...>. по <...>. <...>.

В удовлетворении остальных требований отказать.

Дополнительным решением Северобайкальского городского суда Республики Бурятия от22 июля 2019 года в стаж работы в соответствии с п.7 ч.1 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях» включены периоды работы: с <...>. по <...>. <...>; с <...>. по <...>. <...>.

Заслушав доклад судьи Ивановой В.А., представителя истца по доверенности Богданова Ю.В., представителя Центра по установлению и выплате пенсий Пенсионного Фонда Российской Федерации в РБ по доверенности Дамбиеву Е.Б., представителя Отделения Пенсионного фонда РФ по РБ по доверенности Калугину Т.Г., ознакомившись с материалами дела, доводами апелляционных жалоб, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Обращаясь в суд с иском к Отделению Пенсионного Фонда РФ в РБ, Центру по установлению и выплате пенсий Пенсионного Фонда РФ в Республике Бурятия, истец Николаев Н. А. просил обязать ответчиков включить в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды работы на Крайнем Севере, а также на соответствующих видах работ, назначить ему выплату пенсии в связи с особыми условиями труда с <...> года.

В судебном заседании истец Николаев Н.А. и его представитель по доверенности Богданов Ю.В. исковые требования уточнили в части периодов, подлежащих включению в стаж для назначения досрочной пенсии по старости, указав, что <...> года Николаев обратился в Центр по установлению и выплате пенсий ПФ РФ в РБ в г. Северобайкальск с заявлением о назначении пенсии в связи с особыми условиями труда. <...> г. в назначении пенсии было отказано, со ссылкой на то, что у него имеется стаж <...> работы по п.7 ч.1 ст.30 ФЗот28.12.2013г. (в особых условиях по Списку №2) при необходимых <...> месяцев; по п.6 ч.1 ст.32 ФЗ № 400-ФЗ стаж <...> при необходимых - не менее 15 лет.

<...>. Николаев Н.А. повторно обратился в Центр по установлению и выплате пенсий ПФ РФ в РБ в г. Северобайкальск с заявлением о назначении пенсии в связи с особыми условиями труда в соответствии с п.1 ч. 1 ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях», дополнительно предоставив трудовую книжку <...><...>, договор с колхозом, контракт с ООО <...> и справки о работе в леспромхозах. <...> г. принято решение об отказе в установлении (выплате) страховой пенсии по старости.

Считали решения Центра по установлению и выплате пенсий ПФ РФ в РБ об отказе в назначении страховой пенсии не соответствующими положениям законодательства.

В специальный стаж пенсионным органом необоснованно не включены периоды работы на соответствующих видах работ: с <...> г. по <...> г. <...>; с <...> г. по <...> г. <...>, с <...> г. по <...> г. <...>», с <...> г. по <...> г. <...>, с <...> г. по <...> г. <...>; с <...> г. по <...> г. <...>; с <...> г.- <...>, <...> г. переведен на <...>, с <...> г. переведен <...>; с <...>. по <...>. в ООО <...> - <...>

В указанные периоды Николаев Н.А. был занят на работах в едином лесозаготовительном комплексе, занятость была постоянная.

Также в специальный стаж неправомерно не включена служба в Советской армии.

В решении Центра от <...>. вообще не указаны периоды, которые не были включены в стаж работы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера: С <...>. по <...>. <...>; с <...>. по <...>. <...>; с <...>. по <...>. <...>.

Просили включить в стаж работы, дающий право на досрочную страховую пенсию, работу Николаева Н.А. с <...>. по <...> г. в качестве <...>, указывая, что неуплата страховых взносов со стороны работодателя не является основанием для невключения периодов работы в страховой стаж.

Представители ответчиков Центра по установлению и выплате пенсий Пенсионного фонда РФ в РБ, ОПФ РФ по РБ Сидькова Д.П., Нохоева Е.В. исковые требования не признали.

Городским судом исковые требования удовлетворены частично.

В апелляционной жалобе представитель Центра по установлению и выплате пенсий Пенсионного фонда РФ по доверенности Сидькова Д.П. просит отменить решение суда, ссылаясь на его неисполнимость. Указывает, что суд первой инстанции не принял во внимание доводы ответчика о том, что у истца отсутствует стаж, необходимый для установления досрочной страховой пенсии по старости, между ответчиком и истцом в настоящее время не возникли правоотношения, связанные с установлением и выплатой пенсии. В удовлетворении требования об установлении пенсии с даты обращения судом отказано, поэтому удовлетворение исковых требований о включении спорных периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, не соответствует требованиям действующего законодательства.

В апелляционной жалобе истец Николаев Н.А. просит отменить решение суда в части отказа в удовлетворении исковых требований, вынести в этой части новое решение об удовлетворении иска, либо отменить решение суда в этой части и направить дело на новое рассмотрение. Указывает, что вся работа в <...> и <...> происходила в едином технологическом процессе лесозаготовок, который невозможен без <...> и <...>, тем более что истец работал <...> – занимался ремонтом <...>, <...>. Необоснованно исключая из стажа в особых условиях стаж до службы в Советской армии, суд неправомерно отказал истцу в требовании о включении в стаж с особыми условиями труда за счет службы в Советской армии до призыва – <...>. Также суд необоснованно отказал в зачете стажа работы с <...>. по <...>. в составе <...> по договору с колхозом <...>, при этом ПФР не включает указанный спорный период ни в общий трудовой стаж, ни в стаж с особыми климатическими условиями труда. Также суд необоснованно отказал в иске по периоду работы в ООО <...>, установив только северный стаж, не учитывая стаж в особых условиях лесозаготовок. При этом представленные истцом документы необоснованно не приняты судом во внимание. Заготовка леса велась в ООО <...> в промышленных объемах, работы истец выполнял в условиях постоянной занятости в течение всего рабочего времени. Также считает, что суд необоснованно отказал во включении в северный стаж периода работы в некоммерческой организации <...>. Кроме того, судом неверно сложены периоды стажа истца, включая стаж в районах Крайнего Севера и приравненных к районам Крайнего Севера местностях. Имеющегося у него северного стажа достаточно для назначения досрочной пенсии.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель ответчика Центра по установлению и выплате пенсий Пенсионного фонда РФ (ГУ) в РБ по доверенности просит решение суда в обжалуемой истцом части оставить без изменения, апелляционную жалобу истца – без удовлетворения.

В суде апелляционной инстанции представитель истца по доверенности Богданов Ю.В. доводы апелляционной жалобы истца поддержал в полном объеме, выражая несогласие с доводами апелляционной жалобы ответчика.

Представитель ответчика ОПФ РФ по РБ по доверенности Калугина Т.Г. доводы апелляционной жалобы представителя Центра по установлению и выплате пенсий Пенсионного фонда РФ в РБ поддержала.

Представитель ответчика Центра по установлению и выплате пенсий Пенсионного фонда РФ в РБ по доверенности Дамбиева Е.Б. доводы апелляционной жалобы ответчика поддержала в полном объеме, по доводам жалобы истца возражала, указав, что право на досрочную пенсию на момент обращения в пенсионный орган у Николаева Н.А. не возникло.

В заседание суда апелляционной инстанции истец Николаев Н.А., надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, не явился.

Судебная коллегия, руководствуясь ст.ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося истца.

Изучив материалы дела, выслушав участвующих в деле лиц, обсудив доводы апелляционных жалоб, возражений, проверив решение суда первой инстанции в пределах доводов апелляционных жалоб в порядке ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия оснований для отмены судебного решения не находит.

Судом первой инстанции верно установлены имеющие значение для дела обстоятельства, выводы суда надлежащим образом мотивированы, соответствуют собранным по делу доказательствам и нормам материального права.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон от 28.12.2013 №400-ФЗ).

По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ в редакции, действовавшей в момент обращения Николаева Н.А. за назначением пенсии).

Порядок и условия реализации права на досрочное назначение страховой пенсии по старости определены статьей 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ.

Согласно п.2 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ право на досрочное назначение пенсии имеют мужчины по достижении возраста 55 лет и женщины по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам, в редакции закона, действующего на 8 ноября 2018 года.

В силу п.7 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в качестве рабочих, мастеров (в том числе старших) непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, включая обслуживание механизмов и оборудования, и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.

В соответствии с ч.2 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ).

В силу п.6 ч.1 ст.32 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим гражданам: мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.

В соответствии со ст.33 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ при определении стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для досрочного назначения страховой пенсии по старости в связи с работой в указанных районах и местностях (за исключением случаев определения стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренного статьей 17 настоящего Федерального закона) к указанной работе приравнивается работа, дающая право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктами 1 -10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.

В силу ст. 27 Федерального закона от 17.12.2011 г. №173 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 17.12.2011 №173), действующего до 01.01.2015 г., трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, следующим лицам мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет б месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

Пунктом 7 ч.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2011 г. №173 предусмотрено право на назначение досрочной трудовой пенсии мужчинам по достижении возраста 55 лет, женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в качестве рабочих, мастеров (в том числе старших) непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, включая обслуживание механизмов и оборудования, и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

В силу ст.28 Федерального закона от 17.12.2011 г. №173 трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, следующим гражданам мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, трудовая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.

Положения Федерального закона от 17.12.2011г. №173 не применяются с 1 января 2015 года, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в части, не противоречащей указанному Федеральному закону.

Таким образом, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Николаев Н.А. <...> г. обращался в Центр по установлению и выплате пенсий Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Республике Бурятия с заявлением о назначении ему пенсии, в чем ему было отказано в связи с отсутствием на дату обращения необходимого стажа.

<...> года истец Николаев Н.А. обратился в Центр по установлению и выплате пенсий Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Республике Бурятия с заявлением о назначении ему пенсии в связи с особыми условиями труда.

Решением Центра по установлению и выплате пенсий Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Республике Бурятия от <...><...> отказано в установлении (выплате) страховой пенсии по старости в связи с недостаточностью стажа для назначения досрочной пенсии по п. 7 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях».

Удовлетворяя исковые требования в части включения в специальный стаж спорных периодов работы истца с <...> г. по <...> г. <...>, с <...> г. по <...> г. <...> (по трудовой книжке, по архивной выписке администрации <...>), с <...> г. по <...> г. <...>; с <...> г. <...>; с <...> <...>, с <...> г. <...>; с <...> г. по <...> г. <...>, суд первой инстанции исходил из установленного факта работы истца в спорные периоды в указанных должностях и его занятости в едином технологическом процессе лесозаготовок (независимо от вида рубок) и на лесосплаве предприятий лесной промышленности и лесного хозяйства, постоянно действующих лесопунктов, лесничеств, лесозаготовительных участков, вне зависимости от их ведомственной подчиненности. Правильность выводов суда в указанной части ответчиком не оспаривается.

Доводы жалобы истца о наличии оснований для включения в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии в связи с лесозаготовками, периодов работы истца с <...>. по <...>. <...>; с <...>. по <...>. <...> подлежат отклонению.

Отказывая в удовлетворении требований истца о включении периодов работы с <...>. по <...>. <...>; с <...>. по <...>. <...>, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что занимаемые истцом в указанные периоды должности не предусмотрены Списком профессий и должностей рабочих и мастеров (в том числе старших), занятых непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве (включая обслуживание механизмов и оборудования), утвержденным постановлением Правительства РФ от 24.04.1992 №273, и Списком №2 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956г. №1173. Надлежащих и достаточных доказательств в подтверждение факта выполнения в спорные периоды работ, предусмотренных указанными Списками, представлено не было. При этом характер работы, под которым понимаются особенности условий осуществления трудовой функции, показаниями свидетелей не подтверждается.

Также судебная коллегия находит верным вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для включения в специальный стаж периода службы истца в Советской Армии с <...>. по <...>.

Положение о порядке назначения и выплаты пенсий, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. №590, действовавшее на период службы истца в Советской армии, фактически утратило силу в связи с принятием Закона РСФСР от 20 ноября 1990 г. №340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации».

В абзаце 7 п.14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. №30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснено, что при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях (Закон СССР от 14 июля 1956 г. «О государственных пенсиях", Закон СССР от 15 мая 1990 г. "О пенсионном обеспечении граждан в СССР», Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. №340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и принятые в соответствии с ними подзаконные акты).

Действительно, в соответствии с указанным выше Положением от 3 августа 1972 г. № 590, период прохождения службы в Советской Армии мог быть включен в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода. Вместе с тем, для включения данного периода в специальный стаж необходимо, чтобы предшествующая данному периоду работа, либо работа, которая следовала за окончанием этого периода, должна быть предусмотрена действующим законодательством как подлежащая включению в специальный стаж в целях назначения досрочной пенсии по старости.

Поскольку период службы истца в армии с <...>. по <...>. не предшествовал и не следовал за периодом работы, которая предусмотрена действующим законодательством как подлежащая включению в специальный стаж в целях назначения досрочной пенсии по старости, период службы в армии не подлежит включению в специальный стаж истца. При этом период службы в армии включен в общий страховой стаж Николаева Н.А.

Доводы жалобы истца в указанной части подлежат отклонению, как основанные на неправильном толковании норм материального права.

Также судебная коллегия соглашается и с выводами суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения требований истца о включении в стаж спорных периодов работы с <...>. по <...>. в ООО <...>, с <...>. по <...>. в составе арендной бригады в колхозе <...>.

Согласно примечанию к Списку, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 года №273 и действующему с 01.01.1992г., указанный в нем перечень профессий и должностей распространяется на работников, занятых в едином технологическом процессе лесозаготовок (независимо от вида рубок) и на лесосплаве предприятий лесной промышленности и лесного хозяйства, постоянно действующих лесопунктов, лесничеств, лесозаготовительных участков независимо от их ведомственной подчиненности.

Вопреки доводам апелляционной жалобы истца, само по себе занятие должности, предусмотренной в указанном Списке, не свидетельствует о наличии оснований для включения таких периодов в стаж. Необходимо иметь постоянную занятость в едином технологическом процессе лесозаготовок (независимо от вида рубок) и на лесосплаве предприятий лесной промышленности и лесного хозяйства, постоянно действующих лесопунктов, лесничеств, лесозаготовительных участков независимо от их ведомственной подчиненности. Таких доказательств в материалы дела не представлено.

Согласно ч.1 ст.56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Истец же в настоящем деле объективных доказательств, подтверждающих его постоянную занятость в спорные периоды в едином технологическом процессе лесозаготовок, не представил.

Так, из представленных технологических карт разработки лесосеки №<...> с <...>. по <...>., лесосеки №<...> с <...>. по <...>. на основании лесорубочного билета, а также договора арендного звена колхоза <...> по заготовке леса на отработанных лесосеках <...>, не следует, что Николаев А.Н. участвовал в едином технологическом процессе лесозаготовок. Оценивая представленные стороной истца доказательства, районный суд правомерно исходил из того, что участие истца в выполнении единого технологического процесса лесозаготовок, а также выполнение работы на условиях полного рабочего дня данными доказательствами не подтверждается. Выводы суда в указанной части надлежащим образом мотивированы, содержат подробный анализ единого технологического процесса лесозаготовок, имеют ссылки на ГОСТ 17461-84 «Технология лесозаготовительной промышленности.

Доводы жалобы истца о наличии оснований для включения в стаж, дающий право на назначение страховой пенсии досрочно по п.6 ч.1 ст.32 Федерального закона от 28.12.2013 №400, спорного периода с <...>. по <...>. в качестве <...> <...> также подлежат отклонению.

В соответствии со ст.3 Федерального закона от 28.12.2014г. №400-ФЗ под страховым стажем следует понимать учитываемую при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарную продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

Согласно ст.11 Федерального закона от 28.12.2014г. №400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. Аналогичные положения закреплены в п. 1 ст. 10 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В абз.3 п.9 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 №30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснено, что неуплата страховых взносов физическими лицами, являющимися страхователями (к примеру, индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, главы фермерских хозяйств), исключает возможность включения в страховой стаж этих лиц периодов деятельности, за которые ими не уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Судом первой инстанции было установлено, что истец являлся одним из учредителей <...> <...> (далее – <...>).

В силу п. 5.1 Устава <...> органами Управления Движения являются – Собрание Учредителей Движения (в число которых входил истец) и Правление Движения.

Согласно пункту 4.2. Устава <...> лица, оказывающие содействие Движению – участники (в том числе лица, учредившие Движение) имеют право получать финансовую, консультационную, экспертную, посредническую, научно-техническую и иную помощь, соответствующую целям и задачам Движения на условиях, установленных Правлением, а также договорами, в связи с чем следует признать, что Николаев Н.А., являясь учредителем, располагал сведениями о расходах по оплате налогов и сборов, в том числе обязательных страховых взносов, имел возможность принять соответствующие меры для исполнения требований закона об уплате страховых взносов.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно не согласился с доводами стороны истца о том, что невыполнение обязанности уплаты страховых взносов в период работы в РОЭД <...> не должно учитываться при определении права на трудовую пенсию.

Поскольку в ходе судебного разбирательства не установлено наличие у истца необходимого специального стажа для назначения досрочной страховой пенсии по п. 7 ч. 1 ст. 30 Федерального Закона «О страховых пенсиях» на дату обращения к ответчику, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований о возложении на ответчика обязанности назначить истцу указанную пенсию с момента обращения истца в пенсионный орган.

Несмотря на возможность в силу ч.1 ст.33 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400 при определении стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для досрочного назначения страховой пенсии по старости в связи с работой в указанных районах и местностях суммирования к указанному стажу работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оснований для досрочного назначения пенсии <...>, <...> года рождения, не имелось, поскольку истец не достиг возраста, ранее достижения которого досрочная пенсия по старости по этому основанию не может быть назначена.

При таких обстоятельствах выводы городского суда о недостаточности у истца северного стажа, хотя и являются неверными, однако не влияют на правильность судебного решения об отсутствии оснований для досрочного назначения пенсии Николаеву Н.А.

Доводы представителя ответчика о неисполнимости решения суда о включении спорного периода в стаж истца в связи с тем, что право на назначение пенсии не наступило, не могут быть приняты в качестве основания для отмены решения суда. Как видно из материалов дела, по вопросу о включении периодов работы истца в соответствии с п.7 ч.1 ст.30, п.2 ч. 1 ст. 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» в стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии, возник спор, который судом был разрешен по существу.

Доводы апелляционных жалоб не содержат предусмотренных ст.330 Гражданского процессуального кодекса РФ оснований для отмены оспариваемого судебного решения, являлись предметом проверки суда первой инстанции.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмены решения, судом не допущено. Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, выводы суда не противоречат материалам дела, значимые по делу обстоятельства судом установлены правильно, в связи с чем оснований для его отмены судебная коллегия не находит.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Северобайкальского городского суда Республики Бурятия от 27 февраля 2019 года (с учетом дополнительного решения Северобайкальского городского суда Республики Бурятия от 22 июля 2019 года) оставить без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи коллегии:

33-3945/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Николаев Николай Александрович
Ответчики
центр по установлению и выплате пенсий
Другие
Богданов Ю.В.
Суд
Верховный Суд Республики Бурятия
Судья
Иванова Виктория Александровна
Дело на сайте суда
vs.bur.sudrf.ru
03.09.2019Передача дела судье
07.10.2019Судебное заседание
23.10.2019Судебное заседание
21.11.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.11.2019Передано в экспедицию
23.10.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее