УИД: 66RS0010-01-2019-002916-83
Дело № 2-87/2020
Мотивированное решение составлено 18.02.2020
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
11.02.2020 г. Нижний Тагил
Тагилстроевский районный суд г. Нижнего Тагила Свердловской области в составе
председательствующего судьи Станевич А.В.,
при секретаре Красаковой В.В.,
с участием истца Ордина Е.А., участвующего в судебном заседании посредством видео-конференц связи,
представителя ответчиков Борчанкиной С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ордина Евгения Александровича к АО «Почта России», ФКУ ИК-5 ГУФСИН России по Свердловской области, ГУФСИН России по Свердловской области, ГУФСИН России о компенсации морального вреда,
установил:
Ордин Е.А. обратился в суд с иском к ФГУП «Почта России», ФКУ ИК-5 ГУФСИН России по Свердловской области о компенсации морального вреда в сумме 10000000руб.
В обоснование иска указано, что в мае 2019 года истец подал документы на поступление в университет, после сдачи экзаменов был заключен договор об оказании платных образовательных услуг, истец был зачислен на дистанционное обучение по специальности «юриспруденция». В конце августа 2019 года истец позвонил своему куратору по вопросу обучения, где ему сообщили, что обучение началось и в его адрес направлена посылка с копией договора, электронной книгой, распечатанными тестовыми и иными зачетными заданиями. Поскольку о посылке истцу ничего известно не было, 16.10.2019 Ордин Е.А. вновь позвонил куратору, которая сообщила, что была направлена посылка на имя начальника ФКУ ИК-5 г. Н. Тагила с трек-номером №... которая была получена администрацией учреждения 26.09.2019. истец обратился с жалобами о нарушении его прав на имя начальника ФКУ ИК-5 г. Н. Тагила Свердловской области, а также с жалобой на ФГУП «Почта России». Дистанционное обучение началось, с конца сентября по октябрь 2019 года началась сдача первой сессии (промежуточной аттестации), которую истец по вине ответчиков не смог сдать в срок. Дистанционное обучение оплачено матерью истца, которая для его оплаты заложила квартиру, оплачиваемой работой истец по месту отбывания наказания не обеспечен. Полагает, что действиями ответчиков ему причинен моральный вред, нравственные и физические страдания, которые выразились в постоянных серьезных нравственных страданиях и переживаниях из-за умышленного лишения его права на образование, не предоставлении ему информации о посылке, грозящем отчислении в связи с не сдачей первой сессии (промежуточной аттестации), разрушении возможности исправиться, получить образование и работать в дальнейшем по специальности. Также истец испытывал переживания, связанные с возможной потерей денежных средств, уплаченных за обучение, лишения его и его матери единственного жилья и невозможности оплаты долгов в случае отчисления его из учебного заведения. Из-за случившегося у истца пропал аппетит, появилась бессонница, его мучали постоянные головные боли, постоянно было плохое самочувствие, психическое расстройство, депрессия и т.д. Причиненный моральный вред истец оценил в 10000000 руб., просил установить, по чьей вине он был ему причинен и взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в указанной сумме.
Определением к участию в деле в качестве соответчиков привлечены ГУФСИН России по Свердловской области и ГУФСИН России.
В судебном заседании истец Ордин Е.А. исковые требования поддержал, пояснил, что 07.11.2019 ему передали учебные материалы, в настоящее время он продолжает обучение в учреждении высшего образования, сдает сессию и промежуточную аттестацию, которая должна была быть сдана в октябре 2019 года.
Представитель ответчиков ФКУ ИК-5 ГУФСИН России по Свердловской области, ГУФСИН России по Свердловской области, ГУФСИН России Борчанкина С.А. в судебном заседании возражала против исковых требований, ссылаясь на то, что электронная книга относится к электронным носителям информации, включенным в Перечень вещей и предметов, которые заключенным запрещается иметь при себе, получать в посылках, передачах, бандеролях либо приобретать. Указывала на то, что ФКУ ИК-5 ГУФСИН России по Свердловской области является ненадлежащим ответчиком по делу, причинение истцу морального вреда не доказано, каких-либо отправлений, где адресатом был указан Ордин Е.А., в исправительное учреждение не поступало, поступила бандероль на имя начальника ФКУ ИК-5 ГУФСИН России по Свердловской области. Пояснила, что 06.10.2019 была проведена проверка электронной книги, 01.11.2019 была утверждена инструкция по организации учета, хранения и использования в учебных целях электронных книг и электронных носителей осужденным студентам, отбывающим наказание в колонии строгого режима, 05.11.2019 заведен журнал выдачи/сдачи электронных книг и электронных носителей.
Представитель ответчика АО «Почта России» в судебное заседание не явился, направил письменные возражения на иск, в которых просил рассмотреть гражданское дело в сове отсутствие, указывал на отсутствие оснований для взыскания компенсации морального вреда с АО «Почта России», поскольку услуги по пересылке посылки с объявленной ценностью от НОЧУ ВО «МФПУ «Синергия» для последующего вручения ФКУ ИК-5 ГУФСИН России по Свердловской области оказаны надлежащим образом. Информация о посылке с идентификационным номером №... как о почтовом отправлении, предназначенном для последующего вручения истцу, у ответчика отсутствует.
С учетом изложенного суд рассматривает дело в отсутствие неявившихся лиц (ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Заслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы.
В силу статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
В соответствии со статьей 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными настоящей главой и статьей 151 настоящего Кодекса. Моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда.
Приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 № 234 утверждены Правила оказания услуг почтовой связи, регулирующие взаимоотношения пользователей услугами почтовой связи и операторов почтовой связи общего пользования при заключении и исполнении договора об оказании услуг почтовой связи, а также устанавливающие права и обязанности указанных операторов и пользователей.
Пунктом 11 приведенных Правил установлено, что к внутренним почтовым отправлениям относятся, в том числе следующие виды и категории почтовых отправлений: почтовые отправления с печатными изданиями, рукописями, деловыми бумагами, фотографиями (простые, заказные, с объявленной ценностью) (далее - бандероли) (подпункт «в»); почтовые отправления с товарным вложением (обыкновенные, с объявленной ценностью) (далее - посылки) (подпункт «д»).
В соответствии с пунктом 6 Нормативов частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции, утвержденных приказом Минкомсвязи России от 04.06.2018 № 257 (Зарегистрировано в Минюсте России 31.10.2018 № 52575) контрольные сроки пересылки письменной корреспонденции (без учета дня приема) составляют:
п. «а» - между городами федерального значения, административными центрами субъектов Российской Федерации исчисляются в календарных днях согласно приложению № 1 к нормативам, т.е. 5 календарных дней (таблица 2),
п. «в» - между административным центром субъекта Российской Федерации и административными центрами муниципальных районов, городских округов на территории данного субъекта Российской Федерации - 2 календарных дня.
В судебном заседании установлено, что Ордин Е.А. отбывает наказание в (место расположения обезличено).
Между Ординым А.В. (заказчик), Ординым Е.А. (обучающийся) и ... заключен договор №... об оказании платных образовательных услуг, в соответствии с которым исполнитель обязуется оказать обучающемуся образовательную услуг, а заказчик обязуется оплатить исполнителю обучение, полная стоимость обучения – 154000 руб. (л.д. 14-16).
Как следует из ответа на судебный запрос, посылка с трек-номером №... поступила в отделение связи ../../.... г. от ... на имя Начальника учреждения ФКУ ИК-5 ГУФСИН России по Свердловской области, поступила в место вручения 19.09.2019 (л.д. 25).
26.09.2019 посылка вручена представителю ФКУ ИК-5 ГУФСИН России по Свердловской области по доверенности (л.д. 26-27).
Таким образом, без учета дня приема срок пересылки посылки составил 7 дней, что полностью соответствует Нормативам частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции.
Соответственно, срок пересылки ответчиком АО «Почта России» не был нарушен.
В силу ч. 7 ст. 76 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации на Ордина Е.А. распространяются требования Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Минюста России от 16.12.2016 №295 (далее - Правила № 295).
В Приложении №1 к Правилам № 295 – Перечень вещей и предметов, продуктов питания, которые осужденным запрещается изготавливать, иметь при себе, получать в посылках, передачах, бандеролях либо приобретать, указано, что осужденным запрещено иметь при себе электронные носители информации и другую компьютерную и оргтехнику (п. 12), видео-, аудиотехнику, электронные носители и накопители информации (п. 17), при том, что электронная книга - это компьютерное устройство, предназначенное для отображения текста в электронном виде.
Пунктом 147 Правил № 295 установлено, что лица, обучающиеся в образовательных организациях очно, очно-заочно, заочно, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий в общеобразовательных организациях, образовательных организациях среднего профессионального образования и высшего образования и непосредственно на рабочих местах во время производственной деятельности, в период пребывания в строгих условиях отбывания наказания исправительных колоний на занятия не выводятся. Им предоставляется возможность самостоятельной учебы и консультаций с преподавателями.
Поскольку Ордин Е.А. ..., на него в полной мере распространяются запреты и ограничения, установленные Правилами №295.
Из пояснений представителя ответчика установлено, что 06.10.2019 была проведена проверка электронной книги, 01.11.2019 была утверждена инструкция по организации учета, хранения и использования в учебных целях электронных книг и электронных носителей осужденным студентам, отбывающим наказание в колонии строгого режима (л.д. 75-76), 05.11.2019 заведен журнал выдачи/сдачи электронных книг и электронных носителей (л.д. 77).
Разрешая требования истца о компенсации морального вреда, суд не находит оснований для их удовлетворения.
Так, в материалах дела отсутствуют доказательства того, что действиями (бездействием) ответчиков нарушены права и свободы заявителя, созданы препятствия к осуществлению им прав и свобод, на него незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. Вина ответчиков не установлена.
Более того, в судебном заседании из пояснений истца установлено, что в настоящее время ему предоставляются в пользование учебные материалы, он продолжает обучение в учреждении высшего образования, сдает сессию и промежуточную аттестацию, таким образом, доказательств того, что истец лишен действиями ответчиков права на получение образования, истцом не представлено.
Справка о проведенной психологической работе (л.д. 70) и справка на осужденного Ордина Е.А. из ... не подтверждают факта причинения действиями ответчиков каких-либо нравственных или физических страданий истцу, не свидетельствуют о наличии причинно-следственной связи между действиями (бездействием) ответчиков и обращением истца за оказанием психологической и медицинской помощи.
Доводы о том, что матерью истца было заложено единственное жилье для оплаты обучения также материалами дела не подтверждаются, поскольку стороной трехстороннего договора мать истца не является, доказательств обратного не представлено.
Само по себе наличие установленных законом особенностей условий отбывания наказания не свидетельствует о существенном нарушении прав истца, степени его нравственных страданий, поскольку основанием для определения размера компенсации являются, прежде всего, фактические обстоятельства, т.е. случаи, когда у лица имелась реальная возможность и намерения для реализации прав, однако они не были реализованы исключительно по причине неправомерно примененных ограничений.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что в ходе рассмотрения дела не установлено какого-либо нарушения личных неимущественных прав истца и его нематериальных благ в той степени, которая требовала бы судебного вмешательства для своего пресечения.
Учитывая, что не представлены доказательства причинения истцу вреда неправомерными действиями, наличия вины ответчиков в причинении ему нравственных страданий и причинной связи между неправомерными действиями и наступившими последствиями, то состав гражданского правонарушения в данном случае отсутствует, а, следовательно, оснований для взыскания компенсации морального вреда у суда не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░ «░░░░░ ░░░░░░», ░░░ ░░-5 ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░