ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
судья Наумова А.В.
дело № 33-2294 поступило 16 мая 2019г.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
10 июня 2019 года г. Улан-Удэ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Холонгуевой О.Р.,
судей коллегии Гончиковой И.Ч., Мирзаевой И.И.,
при секретаре Эрдынеевой Е.К.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Нимаева Романа Дугаржаповича к ФГБУ «ФКП Росреестра», Межрайонной ИФНС России ... по Республике Бурятия о пересчете взысканных налогов и возврате излишне уплаченных денежных средств
по апелляционной жалобе истца Нимаева Романа Дугаржаповича на решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 11 апреля 2019 года, которым исковые требования оставлены без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Холонгуевой О.Р., выслушав стороны, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции
У С Т А Н О В И Л:
обращаясь с иском к МРИ ФНС России № 2 по Республике Бурятия, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Бурятии, Нимаев Р.Д. просил пересчитать взысканные суммы налога и возвратить излишне уплаченные денежные средства.
Исковые требования мотивированы тем, что с 13.01.2010г. до 22.02.2011г. Нимаев Р.Д. являлся собственником земельного участка, площадью 5 000 кв. м., расположенного по адресу: <...>», категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства объектов социальной сферы.
Кадастровая стоимость данного земельного участка в указанный период составила 21113 800 руб., при удельном показателе кадастровой стоимости - 4 222 руб. за 1 кв.м. Исходя из чего, земельный налог истцу был начислен за 2010г. в сумме 316707 руб., за 2011г. - в сумме 52784 руб. 50 коп.
Однако, в соответствии с Правилами землепользования, принятыми Улан-Удэнским городским Советом депутатов от 25.03.2008г., вид использования земельного участка был определен – для индивидуального жилищного строительства, для которого удельный показатель кадастровой стоимости был равен 733 руб. 16 коп. за 1 кв.м.
В связи с чем, налог был исчислен неправильно, его следует пересчитать и возвратить излишне уплаченные средства.
В судебном заседании истец Нимаев Р.Д. исковые требования поддержал. Пояснил, что согласно постановлению Правительства Республики Бурятия № 384, удельный показатель кадастровой стоимости составляет 372 руб. за 1 кв.м., исходя из указанной цифры, должен исчисляться налог.
Представитель ответчика ФГБУ «ФКП Росреестра» Цыденжапова Л.В. возражала против исковых требований. Пояснила, что земельный участок с кадастровым номером <...> был поставлен на кадастровый учет в 2005г., был образован из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, при постановке на учет вид разрешенного использования был определен как для строительства объектов социальной сферы. В 2014г. земельный участок был снят с кадастрового учета в связи с разделом на 6 самостоятельных участков. Достоверные и актуальные сведения относительно кадастровой стоимости были переданы в налоговую инспекцию исходя из установленного вида разрешенного использования. В 2012г. вид разрешенного использования земельного участка был изменен на основании поступившего заявления. Изменения в отношении объекта недвижимости вносятся на основании заявления правообладателя, принятие Правил землепользования и застройки не влияет на изменение вида разрешенного использования, орган учета самостоятельно изменения не вносит.
Второй представитель данного учреждения Анучина Е.О. поддержала высказанную по делу позицию.
Представитель налогового органа Ашектуева Н.В. пояснила, что налоговая база была определена исходя из поступивших сведений.
Районным судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе истец Нимаев Р.Д., ссылаясь на ранее приведенные доводы, просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное.
В суде второй инстанции Нимаев Р.Д. доводы жалобы поддержал.
Представители ФГБУ «ФКП Россреестра» по Республике Бурятия Цыденжапова Л.В., Анучина Е.О. полагали, что решение судом постановлено законно.
Представитель МРИ ФНС России № 2 по Республике Бурятия Дружинина Л.В. считает, что оснований для отмены решения суда не имеется.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, выслушав названных лиц, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Из дела следует, что с 13.01.2010г. по 22.02.2011г. Нимаев Р.Д. являлся собственником земельного участка с кадастровым номером <...>, площадью 5000 кв.м. по адресу: <...>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства объектов социальной сферы.
Кадастровая стоимость земельного участка составляла 21113800 руб., при стоимости 1 кв. м. - 4 222 руб. 76 коп.
Исходя из чего, налог на землю за 2010г. был исчислен в размере 316 707 руб., в 2011г. – 52784 руб. 50 коп. Налог истцом был уплачен в полном размере.
Районный суд, оценив положения нормативно-правовых актов, регулирующих спорные правоотношения, пришел к выводу о правильности произведенного расчета налога в названный период и об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного иска.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции законными, сделанными при верном применении норм материального права, при верной оценке сложившейся правовой ситуации.
Согласно ст.390 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на 2010г., 2011г.), налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
В ст.391 Налогового кодекса Российской Федерации было предусмотрено, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В отношении земельного участка, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на дату постановки такого земельного участка на кадастровый учет.
Если иное не предусмотрено пунктом 3 настоящей статьи, налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (п.4 ст.391 НК РФ).
Сведения о земельном участке с кадастровым номером <...>, площадью 5000 кв.м. по адресу: <...>, были внесены в государственный кадастр недвижимости 18.04.2005г., с видом разрешенного использования – для строительства объекта социальной сферы.
Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 25.08.1999г. № 945 «О государственной кадастровой оценке земель», в соответствии с пунктом 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000г. № 316, постановлением Правительства Республики Бурятия № 384 от 03.12.2007г. были утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Республике Бурятия по состоянию на 01.01.2008г.
Вышеуказанное постановление республиканского Правительства действовало до 01.01.2012г.
Согласно постановлению Правительства Бурятии № 384 от 03.12.2007г., средний удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка, принадлежавшего истцу, с учетом его вида разрешенного использования (для строительства объекта социальной сферы), был равен 4222 руб. 76 коп. за 1 кв.м. (седьмая группа вида использования). Исходя из чего, следует признать, что сумма налога истцу была рассчитана правильно, и не имеется оснований полагать, что она подлежит пересчету.
Довод Нимаева Р.Д. о том, что необходимо было осуществить расчет налога на основании удельного показателя кадастровой стоимости, применяемого для земельного участка, предназначенного для индивидуального жилищного строительства, суд первой инстанции обоснованно отклонил.
В соответствии с ч. 1, 2 ст.16 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» (в редакции, действовавшей на 2010-2011гг.), кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10-21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
Постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 13-20 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений, кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в пунктах 9 и 10 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона, или сведений, указанных в пункте 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона, осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
То есть внесение сведений в государственный кадастр недвижимости об изменении вида разрешенного использования, если объектом недвижимости являлся земельный участок, в силу указанного Федерального закона производилось на основании заявления его правообладателя.
Будучи собственником земельного участка, Нимаев Р.Д. с таким заявлением в соответствующий регистрирующий орган не обращался. Управление Роснедвижимости по Республике Бурятия не было полномочно самостоятельно вносить подобного рода изменения.
Поэтому, несмотря на то, что, в соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа «Город Улан-Удэ», утвержденными решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 25.03.2008г. № 817-82, земельный участок истца находился в зоне застройки индивидуальными жилыми домами, Управление Роснедвижимости по Республике Бурятия не было полномочно при отсутствии необходимых документов «автоматически» внести изменения в части вида разрешенного использования земельного участка.
В частности, в п. 1, п. 2 ст.4 названных Правил (в редакции, действовавшей в 2010-2011гг.) было предусмотрено, что изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, установленные градостроительным регламентом, правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
Аналогичное положение закреплено и в п.3,4 ст.37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ст.7 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с законом, вид разрешенного использования земельного участка по адресу: <...>, был изменен на объект индивидуального жилищного строительства только в 2012г., на основании заявления от 28.12.2012г. другого собственника участка <...>
Таким образом, районным судом правомерно не усмотрены законные основания для пересчета налога, уплаченного истцом, и не усмотрены основания для удовлетворения иска последнего.
Доводы апелляционной жалобы, выражающие несогласие с решением суда, выводов суда первой инстанции не опровергают.
Исходя из сказанного, судебная коллегия пришла к выводу об оставлении апелляционной жалобы без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 11 апреля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
председательствующий:
судьи коллегии: