Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
<адрес> 30 августа 2017 года
Ленинский районный суд <адрес> Республики в составе:
председательствующего судьи Дадакова С.С.,
при секретаре ФИО13,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску ФИО1 к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Чеченской Республике о взыскании единовременной материальной помощи в размере 3120000 рублей,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратился в суд с иском к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Чеченской Республике о взыскании единовременной материальной помощи в размере 3120000 рублей, обосновывая свои требования следующим.
С осени 1994 года в Чеченской Республике в соответствии Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О мерах по пресечению деятельности незаконных вооружённых формирований на территории Чеченской Республике и в зоне Осетино-ингушского конфликта» и Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об обеспечении государственной безопасности и территориальной целостности Российской Федерации, законности, прав и свобод граждан, разоружения незаконных вооружённых формирований на территории Чеченской Республики и прилегающих к ней регионов Северного Кавказа», силовые ведомствами РФ осуществлялись мероприятия в целях восстановления конституционного порядка. В Чеченскую Республику были введены войска, и в этой республике начались военные действия.
В связи с началом военных действий, в целях безопасности, в декабре 1994 года истец вывез свою семью в <адрес> в <адрес>, где в то время проживала его мать ФИО17 Эсет.
ДД.ММ.ГГГГ во второй половине дня авиация федеральных сил Российской Федерации нанесла ракетно-бомбовый удар по <адрес>. В результате удара были тяжело ранены две дочери истца:
ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения,
ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
От полученных осколочных ранений ФИО11 умерла там же, в <адрес>. И там же она похоронена в ночь с 30 на 31 мая.
Дочь ФИО10 истец вывез в <адрес>, надеясь, что довезёт её живую, для оказания там ей медицинской помощи. Но врачи уже не смогли её спасти.
Тело дочери Таиси истец увёз в <адрес>, где её и похоронили.
Факты гибели ФИО5 и ФИО7 при указанных обстоятельствах и родственных отношений с ними истца подтверждаются следующими документами:
Копия паспорта ФИО4 (см. приложение);
Свидетельство о рождении серии 11-ОЖ № от ДД.ММ.ГГГГ, из которого усматривается, что ФИО5 родилась ДД.ММ.ГГГГ, её отец ФИО6 (см. приложение)
Свидетельство о смерти от ДД.ММ.ГГГГ, из которого усматривается, что ФИО5 умерла ДД.ММ.ГГГГ, причина смерти - осколочное ранение (см. приложение).
Свидетельство о рождении серии 111-ОЖ № от ДД.ММ.ГГГГ, из которого усматривается, что ФИО7 родилась ДД.ММ.ГГГГ, её отец ФИО6.
Свидетельство о смерти от ДД.ММ.ГГГГ, из которого усматривается, что ФИО5 умерла ДД.ММ.ГГГГ, причина смерти - осколочное ранение (см. приложение).
• 6) Справка главы администрации Харсеноевского сельского поседения от ДД.ММ.ГГГГ за №, из которой усматривается, что ФИО7 погибла при бомбардировке <адрес> ДД.ММ.ГГГГ и похоронена в <адрес> (см. приложение).
7) Справка главы администрации Харсеноевского сельского поседения от ДД.ММ.ГГГГ за №, из которой усматривается, что ФИО8 погибла при бомбардировке <адрес> ДД.ММ.ГГГГ и похоронена в <адрес> (см. приложение).
Таким образом, две дочери истца погибли в связи с проведением на территории Чеченской Республики в соответствии с указанными выше Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № и Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № мероприятий по наведению конституционного порядка.
Согласно ст. 2 Конституции РФ, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Конституции РФ, государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.
Государство также гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. (ч. 2. ст. 19 Конституции РФ).
Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления (ч. 1 ст. 21 Конституции РФ).
При этом гарантии ст. 21 Конституции РФ не могут быть ограничены даже в условиях чрезвычайного положения (ч. 3 ст. 56 Конституции РФ).
С осени 1994 года в соответствии с указанными выше Указом Президента РФ от № и Постановлением Правительства Российской Федерации от № на территорию Чеченской Республики были введены войска, и против членов незаконных вооружённых формирований начались военные действия с использованием авиации, артиллерии и других видов вооружений, а также большого количества войск. В связи с этим начатые государством военные действия представляли из себя деятельность, которая создала повышенную опасность для окружающих.
Согласно ч. 1 ст. 1079 ГК РФ, юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить вред, причинённый источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Владелец источника повышенной опасности может быть освобождён судом от ответственности полностью или частично также по основаниям, предусмотренным пунктами 2 и 3 статьи 1083 настоящего Кодекса. Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.).
В силу требований ст.ст. 2 и 45 Конституции РФ и ст. 1079 ГК РФ российское государство, вынужденное использовать военную силу в Чеченской Республике, что неизбежно привело бы к жертвам среди гражданского населения, добровольно взяло на себя обязательство по компенсации вреда, причинённого в ходе начавшихся военных действия, изданием Указа Президента РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных компенсационных выплатах лицам, пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике», пунктом 1 которого (в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ), было предусмотрено: «Оказать единовременную материальную помощь лицам, пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике, в размере 20-кратной минимальной оплаты труда и семьям погибших в Чеченской Республике - в размере 200-кратной минимальной оплаты труда при сохранении гарантий и компенсаций, установленных законодательством Российской Федерации».
Указа Президента РФ № от ДД.ММ.ГГГГ также не требует установления виновных в гибели людей в ходе разрешения кризиса в Чеченской Республике.
Согласно п. 7 "Порядка осуществления дополнительных компенсационных выплат лицам, пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике" (далее «Порядок»), утверждённого Правительством РФ 05.11.1995г., основанием для выплаты материальной помощи являются личное заявление пострадавшего или члена его семьи с приложением копий документов, подтверждающих родство, с указанием предприятия связи или номера счета в банке, а также свидетельство о смерти.
Согласно п. 2 указанного Порядка, право на единовременную материальную помощь имеют члены семей погибших (умерших) в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике - отцы и матери - в 200-кратном размере минимальной оплаты труда в равных долях каждому члену семьи.
Согласно п. 6 «Порядка», основанием для выплаты материальной помощи являются:
в случае его гибели (смерти) - заявление членов семьи с приложением копий документов, подтверждающих их родство, с указанием предприятия связи или номера вклада получателя в Сберегательном банке Российской Федерации;
свидетельство о смерти - в случае гибели (смерти) члена семьи.
Согласно п. 8 «Порядка», перечисленные документы представляются гражданами, проживающими (возвратившимися) на территории Чеченской Республики - в районные (городские) комиссии, создаваемые при органах исполнительной власти Чеченской Республики по месту постоянного жительства.
В настоящее время на территории Чеченской Республики предусмотренных «Порядком» районных (городских) комиссий нет.
Таким образом, истец может решить вопрос о выплате ему предусмотренной Указом Президента РФ № от ДД.ММ.ГГГГ единовременной материальной помощи только в судебном порядке.
Согласно ФЗ N 460-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда", установлен минимальный размер оплаты труда с ДД.ММ.ГГГГ в сумме 7 800 рублей в месяц.
И в соответствии с Указом Президента РФ № от ДД.ММ.ГГГГ истец имею право на взыскание с ответчика 2x200x7800 = 3 120 000 рублей.
Указ Президента РФ № от ДД.ММ.ГГГГ не предусматривает каких-либо ограничений в выплате единовременной материальной помощи, если люди погибли или были ранены в контексте «разрешения кризиса в Чеченской Республике». Из указа Президента РФ следует, что единовременная материальная помощь должна оказываться даже тем, чьи родственники погибли в результате действий членов незаконных вооружённых формирований. Однако, тот факт, что дочери истца погибли в результате авиаудара федеральных сил, доказывает вне разумного сомнения, что они стали жертвой действий правительственных сил Российской Федерации.
Кроме того, на момент гибели ФИО2 и ФИО3 были несовершеннолетними, им было 14 и 7 лет, соответственно. По этой причине они не могли быть участниками незаконных вооружённых формирований.
Согласно ч. 3 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вступает в процесс и даёт заключение по делам о выселении, о восстановлении на работе, о возмещении вреда, причинённого жизни или здоровью, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами, в целях осуществления возложенных на него полномочий.
То есть прокурор участвует в процессах по делам, связанных с возмещением вреда. Действующее законодательство РФ устанавливает 3 вида вреда - физический, материальный и моральный. Однако настоящее исковое заявление касается взыскания «единовременной материальной помощи», как это и предусмотрено указом Президента РФ № от ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, в настоящем деле участие прокурора не предусмотрено Законом.
Согласно п. 6 «Порядка», источником финансирования единовременной материальной помощи и компенсационных выплат, предусмотренных настоящим Порядком, являются средства федерального бюджета.
Таким образом, материальная помощь, подлежащая выплате истцу, должны быть взыскана с федерального бюджета, и ответчиком по настоящему делу является Министерство финансов Российской Федерации.
Согласно ст. 1071 ГК РФ, в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причинённый вред подлежит возмещению за счёт казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодексадта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Вопрос о представительстве в судах по искам к Российской Федерации урегулирован совместным приказом Министерства финансов Российской Федерации и Федерального казначейства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №н/9н «О порядке организации и ведения работы по представлению в судебных органах интересов Министерства финансов Российской Федерации и интересов Правительства Российской Федерации в случаях, когда их представление поручено Министерству финансов Российской Федерации». Из этого приказа следует, что интересы Министерства финансов Российской Федерации в судебных органах поручено представлять руководителям управлений Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации на основании доверенностей (с правом передоверия), выданных Министерством финансов Российской Федерации.
Таким образом, ответчиком по настоящему делу является Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Чеченской Республике, расположенного по адресу: 364051, ЧР, <адрес>
Истец просит суд взыскать с министерства финансов РФ в свою пользу денежные средства в размере 3120000 рублей.
В судебном заседании истец ФИО1 и его представитель ФИО14, действующий на основании доверенности, поддержали исковые требования и просили их удовлетворить.
В судебном заседании представитель Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства РФ по ЧР ФИО15 просит отказать в удовлетворении иска в полном объеме.
Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд находит необходимым отказать в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
В обоснование своих требований сторона истца представила суду копии свидетельств о рождении ФИО3 и ФИО2, копии справок администрации Харсенойского сельского поселения Шатойского муниципального района ЧР, а также копии свидетельств о смерти, в которых указаны причины смерти дочерей истца: осколочные ранения туловища. Каких-либо процессуальных и иных документов, подтверждающих обстоятельства гибели дочерей истца в результате ракетно-бомбового удара, на которые истец ссылается в своем исковом заявлении, суду не представлено.
Справки администрации Харсенойского сельского поселения Шатойского муниципального района ЧР о гибели дочерей истца при бомбардировке <адрес> суд не может принять в качестве доказательств, поскольку администрация села не является органом, уполномоченным для указанных выводов.
Представленные доказательства, по мнению суда, не соответствуют критериям достаточности, относимости и допустимости и не могут служить основанием для удовлетворения требований истца.
В свидетельствах о смерти ФИО2 и ФИО3, выданных Заводским райбюро ЗАГС <адрес>, местом их смерти указан <адрес>, а не села Харсеной и Шатой, как указывает в своем исковом заявлении истец ФИО1
Истцом не представлено каких-либо процессуальных документов доследственной проверки или проведенного расследования уполномоченными на то органами, не проведены судебно-медицинские экспертизы, подтверждающих обстоятельства, на которые он ссылается.
Кроме того, отказывая истцу в удовлетворении его требований, суд также исходит из несоответствия заявленных исковых требований действующему законодательству РФ в части регулирования порядка определения компенсационных выплат в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 898 "О дополнительных компенсационных выплатах лицам, пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике".
Так, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 898 "О дополнительных компенсационных выплатах лицам, пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике" был урегулирован порядок определения категории граждан, имеющих право на единовременную материальную помощь и компенсационные выплаты за причиненный материальный ущерб в размере 200-кратной минимальной оплаты труда.
Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об изменении нарицательной стоимости российский денежных знаков и масштаба цен» укрупнена российская денежная единица, проведена с ДД.ММ.ГГГГ деноминации рубля и замене обращающихся рублей на новые по соотношению 1000 рублей в деньгах старого образца на 1 рубль в новых деньгах, обеспечив параллельное обращение старых и новых денежных знаков в течение 1998 года.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1182 «О проведении мероприятий в связи с изменением нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен» (с изм., внесенными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 217) Министерству труда и социального развития Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации с участием Пенсионного фонда Российской Федерации, а также других органов и организаций, осуществляющих назначение и выплату пенсий и пособий, обеспечить пересчет пенсий и пособий, выплачиваемых населению, исходя из нового масштаба цен: 1000 рублей в деньгах старого образца на один рубль в новых деньгах (пункт 5).
В связи с изменением нарицательной стоимости российских денежных знаков (деноминация) Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ № в Указ Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ № внесены изменения, в соответствии с которыми компенсационная выплата производится не в размере 200-кратной минимальной оплаты труда, а в фиксированном размере в сумме 20000 рублей, поэтому требования истца о взыскании 3120000 рублей являются изначально непропорциональными.
ДД.ММ.ГГГГ решением Ленинского районного суд <адрес> по гражданскому делу № по иску ФИО9 к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Чеченской Республике было взыскано в качестве единовременной материальной помощи 2 тысячи рублей за его ранение и 20 тысяч рублей за гибель члена семьи.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Чеченской Республики от ДД.ММ.ГГГГ решение Ленинского районного суда <адрес> отменено и в удовлетворении исковых требований ФИО9 к министерству финансов РФ отказано в связи с тем, что министерство не является органом, осуществляющим компенсационные выплаты в соответствии с Указом Президента РФ №, то есть ФИО9 обратился с иском к ненадлежащему ответчику.
Таким образом, министерство финансов РФ является ненадлежащим ответчиком по делу. Требование о замене ответчика сторона истца не заявила и возражала против замены ненадлежащего ответчика надлежащим.
В соответствии с ч.2 ст. 41 ГПК РФ в случае, если истец не согласен на замену ненадлежащего ответчика другим лицом, суд рассматривает дело по предъявленному иску.
При изложенных обстоятельствах суд находит правильным отказать в удовлетворении исковых требований ФИО1 в полном объеме.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Чеченской Республике о взыскании единовременной материальной помощи в размере 3120000 рублей отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке Верховный Суд Чеченской Республики в течение месяца со дня его вынесения.
Председательствующий: (подпись) С.С. Дадаков
Копия верна:
Судья:
Секретарь с/з: