Дело № 2-2178/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Сыктывкар 14 февраля 2019 года
Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе
председательствующего судьи Коданевой Я.В.
при секретаре Стеблиной Е.П.
с участием представителя истца – Яковлева В.А., действующего на основании ордера
представителя ответчика - Новоселовой М.М., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тарабукиной Н.И. к УПФР в г.Сыктывкаре Республике Коми (межрайонное) о признании решения незаконным, возложении обязанности включить период работы в стаж, назначить досрочную трудовую пенсию с выплатой,
У С Т А Н О В И Л:
Тарабукина Н.И. обратилась в Сыктывкарский городской суд с иском УПФР в г. Сыктывкаре (межрайонное) о признании решения об отказе в назначении пенсии незаконным, возложении обязанности включить в стаж период работы с 01.01.2001 по 09.09.2018 в должности преподавателя ...» с. Усть-Кулом и назначить пенсию в связи с педагогической деятельностью с выплатой с 10.09.2018.
Истец в судебное заседание не явилась, извещена надлежаще.
Представитель истца в судебном заседании на удовлетворении требований настаивал по основаниям иска.
Представитель ответчика с иском не согласилась по доводам возражений.
Заслушав пояснения представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Установлено, что 10.09.2018 Тарабукина Н.И. обратилась в УПФР в г. Сыктывкаре (межрайонное) с заявлением о назначении пенсии в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением ГУ УПФ РФ в г. Сыктывкаре №... истцу отказано в назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ ввиду отсутствия требуемого стажа работы в связи с педагогической деятельностью.
По подсчету ответчика соответствующий специальный стаж истца на дату обращения составил – 8 лет 4 месяца 12 дней.
При этом в указанный стаж ответчиком не включен оспариваемый период с 01.01.2001 по 09.09.2018 в должности преподавателя ... с. Усть-Кулом.
Находя данное решение незаконным, Тарабукина Н.И. обратилась в суд с настоящим иском.
Конституция Российской Федерации, в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление правил перерасчета пенсий, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).
В соответствии с п. 19 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, до 01.11.1999 засчитывается в соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет».
Указанный список составлен по видам учреждений с общим указанием на то, что к ним относятся учреждения всех типов и наименований, в том числе школы всех типов и наименований.
Постановление Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей» предусматривало включение в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, работу в должности преподавателя в учреждениях дополнительного образования детей (пункт 2 раздела «Наименование должностей», пункт 15 раздела «Наименование учреждений»).
С принятием Постановления Правительства Российской Федерации от 01.02.2001 № 79 «О внесении изменений и дополнений в Постановление Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 № 1067» работа в должности преподавателя в учреждениях дополнительного образования детей за периоды с 01.11.199 по 31.12.2000 включалась в специальный стаж без ограничений, а начиная с 01.01.2001 - при условии наличия у гражданина выслуги продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев и факта работы в данной должности в период с 01.11.1999 по 31.12.2000.
В настоящее время для назначения досрочной пенсии педагогическим работникам Правительство Российской Федерации Постановлением от 29.10.2002 № 781 утвердило Список должностей и учреждений, работа в которых дает право на досрочную трудовую пенсию, и Правила исчисления стажа работы, дающей право на досрочную трудовую пенсию.
В пункте 12 указанных Правил закреплена норма, аналогичная положению, изложенному в абзаце 3 пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 № 1067 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 01.02.2001 № 79), согласно которой работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" Списка, в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" Списка, за периоды, начиная с 01.01.2001, засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий:
- на 01.01.2001 у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев;
- у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 01.11.1999 по 31.12.2000 в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" и в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" Списка.
Исходя из вышеприведенного правового регулирования работа в должности преподавателя в учреждении дополнительного образования с 01.01.2001 по 09.09.2018 могла быть зачтена в специальный стаж работы истца только в том случае, если бы на 01.01.2001 Тарабукина Н.И. имела стаж работы в должности преподавателя детской музыкальной школы продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев.
Вместе с тем, в ходе рассмотрения дела установлено, что истец работает в учреждении дополнительного образования <данные изъяты> педагогический стаж в учреждении для детей по состоянию на 01.01.2001 составил 8 лет 4 месяца 12 дней. Данный размер стажа истцом не оспорен.
Поскольку включение в специальный стаж работы истца в должности преподавателя в детской музыкальной школе не соответствует регулирующим спорные правоотношения нормам закона, правовых оснований для удовлетворения заявленного иска не имеется.
В соответствии со ст. 26 Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании», Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей от 07.03.1995 № 233 детские музыкальные школы, реализующие образовательные программы дополнительного образования детей в области музыкального образования, по типу, целям и задачам относились к образовательным учреждениям дополнительного образования детей и до принятия Правительством Российской Федерации 01.02.2001 Постановления № 79.
Таким образом, образовательное учреждение, в котором осуществляется трудовая деятельность истца, на протяжении всего периода ее работы в нем являлось учреждением дополнительного образования детей, к которому подлежат применению вышеприведенные правовые нормы в части назначения пенсии по пед.стажу.
Право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой в образовательных учреждениях, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными характером профессиональной деятельности, а именно деятельности, связанной с воспитанием детей (педагогической деятельности).
Выделение в особую категорию лиц, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение по старости, отдельных работников, осуществляющих педагогическую деятельность, фактически основанное на учете особенностей выполняемой ими работы, а также профиля учреждения, в котором осуществляется их трудовая деятельность, само по себе не может расцениваться как нарушение принципа равенства всех перед законом (статья 19 часть 1 Конституции Российской Федерации) либо как ограничение права граждан на пенсионное обеспечение (статья 39 часть 1 Конституции Российской Федерации).
Определение же того, какого рода профессиональная деятельность сопряжена с повышенными психофизиологическими нагрузками, связано с установлением объективных критериев оценки характера труда в той или иной должности и его условий, зависит от вида и профиля соответствующего учреждения и относится к компетенции Правительства Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации постановлением от 29.10.2002 N 781, реализуя предоставленные полномочия, утвердило Список должностей и учреждений, работа в которых дает право на досрочную трудовую пенсию, который конкретизирует применительно к пенсионному обеспечению понятия "педагогическая деятельность" и "учреждения для детей", обеспечивая тем самым реализацию права граждан на досрочное пенсионное обеспечение.
Наряду с этим введение в действие изменения правового регулирования пенсионного обеспечения работников, осуществляющих педагогическую деятельность, сопровождалось установлением специальной гарантии для лиц, длительное время проработавших в учреждениях для детей (не менее 16 лет и 8 месяцев) и с 01.11.1999 по 31.12.2000 занимавших должности преподавателей в учреждениях дополнительного образования детей.
По приведенным мотивам доводы истца о нарушении права на досрочное назначение трудовой пенсии суд считает несостоятельными.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения иска не имеется.
В удовлетворении требований следует отказать в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Тарабукиной Н.И. в удовлетворении требований к УПФР в г.Сыктывкаре Республике Коми (межрайонное) о признании решения незаконным, возложении обязанности включить период работы в стаж, назначить досрочную трудовую пенсию с выплатой с 10.09.2018 - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Коми в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения через Сыктывкарский городской суд Республики Коми.
....
Судья Коданева Я.В.