Решение по делу № 2-693/2020 от 23.04.2020

Мотивированное решение изготовлено 17 июня 2020 года

Дело № 2-693/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

09 июня 2020 года                      ЗАТО г. Североморск

Североморский районный суд Мурманской области в составе:

председательствующего судьи Петровой О.С.

при секретаре Рахманкуловой М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Леонтьева Алексея Викторовича к Федеральному государственному казенному учреждению «Северное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации о перерасчете субсидии,

УСТАНОВИЛ:

Леонтьев А.В. обратился в суд с исковым заявлением к Федеральному государственному казенному учреждению «Северное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (далее – ФГКУ «Северрегионжилье» Министерства обороны Российской Федерации) о перерасчете субсидии.

В обоснование иска истец указал, что проходил военную службу, ее общая продолжительность составляет 15 лет 9 месяцев, с 27 ноября 2017 года принят на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.

На основании решения ФГКУ «Северрегионжилье» Министерства обороны Российской Федерации №1/2-13/449 от 20 июня 2019 года ему и членам его семьи: супруге ФИО1., сыновьям ФИО2., ФИО3. и дочери ФИО4. предоставлена субсидия в размере 9 271 195,50 руб. исходя из норматива общей площади 90 кв.м. При этом права на дополнительную площадь при получении субсидии за ним или членами его семьи ответчиком не признавалось.

Полагая, что указанным решением нарушены его жилищные права, поскольку при расчете субсидии не принято во внимание право на дополнительную жилую площадь его сына ФИО2., являющегося ***, страдающего тяжелой ***, истец просил признать незаконным решение ФГКУ «Северрегионжилье» Министерства обороны Российской Федерации № 1/2-13/449 от 20 июня 2019 года о предоставлении ему и членам его семьи субсидии для приобретения (строительства) жилого помещения (жилых помещений); возложить на ответчика обязанность внести изменения в указанное решение, произвести перерасчет размера субсидии согласно нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма с указанием норматива общей площади жилого помещения 105 кв.м, взыскать с ФГКУ «Северрегионжилье» Министерства обороны Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

Истец Леонтьев А.В., надлежаще извещенный о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился, согласно телефонограмме просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель ответчика – ФГКУ «Северрегионжилье» МО РФ Судакова В.Н. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, указав, что при подаче документов истец представил справку, в которой указан код заболевания его сына ФИО2. как ***. Вместе с тем в Перечне заболеваний, дающих ***, страдающих ими, право на дополнительную площадь, утвержденном приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30 ноября 2012 года № 991н, предусмотрен код *** без каких-либо подгрупп. Кроме того, в данном случае правом на дополнительную площадь при предоставлении субсидии обладает не сам военнослужащий, а член его семьи, в связи с чем предоставление дополнительной жилой площади за счет средств Министерства обороны Российской Федерации не предусмотрено.

Представители третьих лиц Министерства обороны Российской Федерации, Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Северного флота» - филиала «2 финансово-экономическая служба», территориального отделения г. Архангельск ФГКУ "Северрегионжилье" Министерства Обороны Российской Федерации в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом.

Заслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, материалы учетного дела №29-70/15 Леонтьева Алексея Викторовича, суд не находит оснований для удовлетворения искового заявления.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Леонтьев А.В. проходил военную службу в войсковой части 49379, первый контракт о прохождении военной службы заключил в 1996 году.

Решением начальника отделения (территориальное г. Архангельск) ФГКУ «Северегионжилье» Министерства обороны Российской Федерации № 29-20/28 от 30 марта 2018 года Леонтьев А.В. с составом семьи из пяти человек принят на учет нуждающихся в жилых помещениях с 27 ноября 2017 года.

На основании решения ФГКУ «Северрегионжилье» Министерства обороны Российской Федерации №1/2-13/449 от 20 июня 2019 года ему и членам его семьи: супруге ФИО1., сыновьям ФИО2., ФИО3 и дочери ФИО4. предоставлена субсидия в размере 9 271 195,50 руб. исходя из норматива общей площади 90 кв.м. При этом права на дополнительную площадь при получении субсидии за истцом или членами его семьи ответчиком не признавалось.

Также из материалов дела следует, что старший сын истца ФИО2. в соответствии со справкой ГБУЗ АО «Северодвинская клиническая больница № 2 СМП» от 07 июня 2019 года имеет диагноз с кодом ***.

Полагая, что при расчете и предоставлении субсидии ответчиком неправомерно не учтено его право на дополнительную площадь в связи с наличием у сына ФИО2. *** истец обратился с настоящим иском в суд.

Разрешая заявленные требования, суд приходит к следующему.

Частью 6 ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрена возможность предоставления инвалидам жилого помещения по договору социального найма размером, превышающим установленную норму предоставления (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Перечень заболеваний, дающих право на дополнительную площадь установлен Приказом Минздрава России от 30.11.2012 N 991н "Об утверждении Перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь" (до 01.01.2018 соответствующий Перечень был утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2004 N 817 "Об утверждении Перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь").

В указанный перечень входят органические заболевания центральной нервной системы со стойкими нарушениями функции нижних конечностей, требующие применения инвалидных кресел-колясок, и (или) с нарушениями функции тазовых органов. При этом указаны коды заболеваний по Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем (десятый пересмотр), в том числе и код заболевания ***

МКБ-10 является единым нормативным документом для формирования системы учета заболеваемости и смертности, а также средством для обеспечения достоверности и сопоставимости статистических данных в здравоохранении. Классификация МКБ-10 построена по иерархическому принципу: класс, блок, рубрика, подрубрика.

Трехзначный код МКБ-10 является трехзначной рубрикой, однако при этом он включает в себя и все имеющиеся подрубрики (от 0 до 9).

В справке, выданной ГБУЗ АО «Северодвинская городская клиническая больница № 2 скорой медицинской помощи», диагноз указан с использованием четырехзначной подрубрики - ***.

Исходя из изложенного, суд находит несостоятельными доводы ответчика о том, что заболевание сына истца ФИО2. не входит в Перечень заболеваний, дающих ***, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь.

В то же время суд соглашается с суждением ответчика о том, что в данном случае право на дополнительную жилую площадь не может быть реализовано истцом по линии Министерства обороны Российской Федерации.

Из смысла ст. 59, п. «т» ст. 71 Конституции РФ и п. 1 ст. 2 Федерального закона 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» следует, что военная служба представляет собой особый вид федеральной государственной службы, что обусловливает правовой статус военнослужащих, выражающийся, в частности, в особом порядке реализации их конституционного права на жилище, которое осуществляется на основе как общего, так и специального законодательства и по специальным правилам.

В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Как следует из разъяснений, изложенных в п. 25 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2014 года № 8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих», при рассмотрении исков (заявлений) военнослужащих, связанных с осуществлением ими права на жилище, необходимо иметь в виду, что основания и порядок обеспечения военнослужащих жильем регулируются как нормами Федерального закона «О статусе военнослужащих», так и нормами Жилищного кодекса РФ, принятыми в соответствии с данным кодексом другими федеральными законами, а также изданными в соответствии с ними указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, принятыми законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Таким образом, гарантированное статьей Федерального закона «О статусе военнослужащих» право военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей на обеспечение жилыми помещениями в форме предоставления денежных средств за счет средств федерального бюджета на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления жилых помещений должно реализовываться в порядке и на условиях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно пункту 5 Правил расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим - гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих", утвержденных постановлением Правительства РФ от 03 февраля 2014 г. N 76 норматив общей площади жилого помещения, установленный в соответствии с пунктами 3 и 4 Правил, увеличивается на 15 кв. метров при наличии у военнослужащего права на дополнительную площадь жилого помещения, предусмотренного пунктом 2 статьи 15.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих".

В соответствии с п. 2 пунктом 2 статьи 15.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих" право при предоставлении жилого помещения, в том числе служебного жилого помещения, на дополнительную общую площадь жилого помещения в пределах от 15 до 25 квадратных метров имеют: военнослужащий, имеющий воинское звание полковник, ему равное и выше, проходящий военную службу либо уволенный с военной службы по достижении им предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, командир воинской части, военнослужащий, имеющий почетное звание Российской Федерации, военнослужащий - преподаватель военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования, военного учебного центра при государственной образовательной организации высшего образования, военнослужащий - научный работник, имеющий ученую степень и (или) ученое звание.

Как установлено в ходе судебного разбирательства, истец к указанным категориям военнослужащих не относится, следовательно, самостоятельным правом на дополнительную жилую площадь не обладает.

Одним из основных направлений реализации права на жилище военнослужащих, уволенных с военной службы, является обеспечение их в добровольном порядке безвозмездными субсидиями на приобретение готового жилья за счет средств федерального бюджета.

Невключение в расчет размера таких субсидий, предоставляемых военнослужащим, права на дополнительную жилую площадь членов их семей, являющихся инвалидами, не может рассматриваться как ограничение их прав и свобод, поскольку в соответствии со статьей 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, вправе реализовать право на получение жилого помещения общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при обеспечении их государственной или муниципальной жилой площадью по договору социального найма.

Указанное толкование закона соответствует правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в п. 3 Определения Конституционного Суда РФ от 24.02.2005 N 50-О "Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Восточно-Сибирского окружного военного суда о проверке конституционности пункта 8 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", и правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной в решении Верховного Суда РФ от 20 декабря 2006 года № ВКПИ06-91.

Согласно преамбуле Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" № 181-ФЗ предусмотренные им меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года вопросы обеспечения граждан жилыми помещениями относятся к компетенции органа местного самоуправления.

Таким образом, в случае наличия у лица заболевания, которое включено в Перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, данное право может быть реализовано при непосредственном предоставлении жилого помещения, когда органом местного самоуправления предоставляется жилое помещение, что входит в компетенцию органа местного самоуправления и реализуется уже непосредственно при принятии решения о предоставлении жилого помещения лицу, признанному нуждающимся в жилом помещении и состоящему на учете.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об отсутствии у ответчика обязанности для включения в расчет размера субсидии пава члена семьи истца на дополнительную площадь, в связи с чем отказывает в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Суд рассматривает спор на основании представленных сторонами доказательств, с учетом требований ст. 56 ГПК РФ и в пределах заявленных требований.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

                        РЕШИЛ:

В удовлетворении искового заявления Леонтьева Алексея Викторовича к Федеральному государственному казенному учреждению «Северное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации о перерасчете субсидии отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Североморский районный суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.

    Председательствующий:     О.С. Петрова

2-693/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Леонтьев Алексей Викторович
Ответчики
ФГКУ "Северное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ
Другие
Отделение (территориальное г. Архангельск) ФГКУ "Северное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства Обороны РФ
Департамент Жилищного обеспечения МО РФ
федеральное казенное учреждение «Объединенное стратегическое командование Северного флота» - филиал «2 финансово-экономическая служба»
Министерство обороны Российской Федерации
Суд
Североморский районный суд Мурманской области
Судья
Петрова О.С.
Дело на сайте суда
sevrs.mrm.sudrf.ru
23.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
23.04.2020Передача материалов судье
29.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.04.2020Судебное заседание
20.05.2020Судебное заседание
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее