Решение по делу № 2-155/2020 от 19.12.2019

Дело –155/2020 (2-689/2019)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

р.<адрес> 19 марта 2020 г.

Знаменский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Тройновой М.С., при секретаре Егоровой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Министерства обороны РФ к Григорьевой С.А., Григорьеву П.В. о прекращении права пользования служебным жилым помещением,

установил:

Министерство обороны РФ обратилось в суд с иском к Григорьевой С.А., Григорьеву П.В. о прекращении права пользования служебным жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>.

Требования мотивированы тем, что указанное жилое помещение находится в собственности РФ, закреплено на праве оперативного управления за ФГКУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ и решением исполнительного комитета <адрес> Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ отнесено к числу служебных жилых помещений. Спорное жилое помещение было предоставлено ответчикам на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ в связи с трудовыми отношениями с войсковой частью 14272. Согласно письму командира войсковой части 14272 от ДД.ММ.ГГГГ ответчики в трудовых отношениях с организациями, подведомственными Минобороны России не состоят. Григорьевой С.А. было направлено требование о представлении документов, подтверждающих основания проживания в спором жилом помещении либо об освобождении незаконно занимаемого служебного жилого помещения, требование было получено ответчиком. В нарушение законного требования собственника жилого помещения спорное жилое помещение не освобождено, требование об освобождении квартиры ответчиками не выполнено, документы, подтверждающие освобождение жилого помещения не представлены. Учитывая, что Министерство обороны РФ лишено возможности распоряжаться принадлежащим ему имуществом, указанное имущество подлежит истребованию у ответчиков.

В качестве правовых норм, в иске указаны ст.ст. 1,15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №61-ФЗ «Об обороне», ст.ст. 125, 209, 214, 304 ГК РФ, ст.ст. 30, 93 ЖК РФ.

В судебном заседании объявлялся перерыв с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в соответствии со ст.157 ГПК РФ, что отражено в протоколе судебного заседания.

Истец Министерство обороны РФ в судебное заседание своего представителя не направило, заявлено ходатайство о проведении судебного заседания в отсутствие своего представителя. Доводы, изложенные в исковом заявлении, поддерживают в полном объеме.

Ответчик Григорьева С.А. после перерыва в судебном заседание не явилась, просила о рассмотрении дела в ее отсутствие. Ранее заявленные требования не признала, поясняла, что спорное жилое помещение было предоставлено ей и ее сыновьям Григорьеву П.В. и В.И., в браке на тот период она не состояла, получала пособие как мать-одиночка. На вопрос суда пояснила, что сын Григорьев П.В. в браке не состоит.

Григорьев П.В. в судебное заседание не явился по причине занятости на работе, извещен надлежаще, ходатайств об отложении судебного заседания не заявлял.

Будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте проведения судебного заседания, третьи лица: войсковая часть 14272, ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения», ФГКУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, Департамент имущественных отношений Министерства обороны РФ, своих представителей в судебное заседание не направили.

В отзыве на исковое заявление представитель ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Иванова А.Ю. просила исковые требования Министерства обороны РФ удовлетворить в полном объеме, рассмотреть гражданское дело в отсутствие представителя.

Поскольку заявлений и ходатайств, препятствующих рассмотрению дела, в суд на момент рассмотрения дела не поступило, дело рассмотрено судом с учетом ст.167 ГПК РФ в отсутствие не явившихся лиц по имеющимся в деле доказательствам.

Помощник прокурора <адрес> Залыгаев А.Е. в своем заключении в порядке, предусмотренном ст. 45 ГПКРФ, просил в удовлетворении заявленных требований отказать, так как ответчик Григорьева С.А. являлась одиноким лицом с проживающими вместе с ней несовершеннолетними детьми, поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, иного жилья в собственности не имеет.

Изучив материалы рассматриваемого дела, заключение прокурора, проверив приведенные выше доводы сторон, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующим выводам.

Решением исполнительного комитета <адрес> Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ в число служебных жилых помещений закрытого городка Знаменка-1 включена <адрес>, расположенная по адресу: <адрес>. Данное полномочие осуществлено в соответствии со ст. 101 ЖК РСФСР, действовавшего на момент принятия данного решения, то есть в соответствии с законом. Данное постановление никем не оспорено, незаконным не признано и действует на момент рассмотрения дела судом.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 752-р был утвержден Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации, Пограничной службы Российской Федерации и органов ФСБ России, в числе которых значится и закрытый военный городок <адрес>.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ "О статусе военнослужащих" к закрытым военным городкам относятся расположенные в населенных пунктах военные городки воинских частей, имеющие систему пропусков, а также отдельные обособленные военные городки воинских частей, расположенные вне населенных пунктов. Перечни закрытых военных городков утверждаются Правительством Российской Федерации по представлению Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба).

С учетом того, что наделение военного городка статусом закрытого было направлено на закрепление жилой площади закрытых военных городков за военным ведомством для создания служебного жилого фонда и обеспечения военнослужащих и гражданских служащих Вооруженных Сил РФ жилыми помещениям для временного проживания на период прохождения военной службы или трудовых отношений, находящиеся на территории закрытых военных городков жилые помещение подлежали предоставлению в качестве служебного жилья, независимо от того, принималось ли решение о включении данных жилых помещений в число служебных в порядке, предусмотренном жилищным законодательством.

В дальнейшем, Распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N487-р военный городок - Знаменка-<адрес>, исключен из Перечня закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации.

Однако само по себе исключение военного городка из перечня закрытых военных городков не влечет утрату жилым помещением статуса служебного.

В силу пункта 1 постановления Верховного Совета Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" объекты государственной собственности, указанные в приложении N 1 к этому постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, относятся исключительно к федеральной собственности.

Согласно пункту 2 раздела II приложения N 1 к постановлению от ДД.ММ.ГГГГ N 3020-1 имущество вооруженных сил относится исключительно к федеральной собственности.

Пунктом 12 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 61-ФЗ "Об обороне" также предусмотрено, что имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.

Все недвижимое имущество, расположенное по адресу: <адрес>, в том числе и спорная <адрес> соответствии с распоряжением Министра обороны Российской Федерации -р от ДД.ММ.ГГГГ было закреплено на праве оперативного управления за 198 квартирно-эксплуатационной частью района, которая впоследствии переименована в ФГКУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ (приказ Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ). Приказом директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ недвижимое имущество – жилые дома, расположенные по адресам: <адрес>, в том числе и спорная квартира, закреплены на праве оперативного управления за ФГКУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ и находятся у последнего на балансе.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 69 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" право собственности Российской Федерации на вышеуказанное имущество является ранее возникшим и признается юридически действительным при отсутствии их регистрации в Едином государственном реестре недвижимости.

От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (ст. 125 ГК РФ).

Полномочия Министерства обороны Российской Федерации определены Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1082, утвердившим Положение о Министерстве обороны Российской Федерации. Согласно пункту 1 Положения о Министерстве обороны, Министерство обороны является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных ему организаций.

Таким образом, жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> относится к федеральной собственности в силу закона, включено в число служебных и закреплено за подведомственной Министерству обороны РФ организацией на вещном праве. И как следствие, Министерство обороны РФ вправе выступать в суде в качестве истца по настоящему иску, направленному на защиту имущественных прав Российской Федерации в отношении спорной квартиры.

Как следует из справки войсковой части 14272, записей трудовой книжки Григорьева С.А. работала в войсковой части 14272 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности машиниста насосных установок.

Согласно ордера от ДД.ММ.ГГГГ, выданного КЭЧ <адрес> Московского военного округа, Григорьевой С.А. на семью, состоящую из сына Григорьева П.В. и сына В.И. была предоставлена квартира по адресу: <адрес> (в настоящее время <адрес>).

Григорьев П.В. родился ДД.ММ.ГГГГ, родители: Григорьев В.Б. и Григорьева С.А., что подтверждается свидетельством о рождении II-КС .

В.И. родился ДД.ММ.ГГГГ, родители: И.В. и Григорьева С.А., что подтверждается свидетельством о рождении I-КС .

Согласно информации, предоставленной отделом ЗАГС администрации <адрес>, в архиве хранится актовая запись от ДД.ММ.ГГГГ о заключении брака Григорьевой С.А. и И.В., согласно которой Григорьева С.А. состояла в браке в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, брак для Григорьевой С.А. был первый.

Согласно копии выписки по лицевому счету от ДД.ММ.ГГГГ Жилищно-эксплуатационного (коммунального) отдела филиала ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление по воздушно-космическим силам», квартира принадлежит нанимателю Григорьевой С.А.

В соответствии с выпиской из домовой книги от ДД.ММ.ГГГГ Жилищно-эксплуатационного (коммунального) отдела филиала ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление по воздушно-космическим силам», адресными справками отдела адресно-справочной работы УВМ УМВД России по <адрес>, в спорном жилом помещении зарегистрирована Григорьева С.А. и Григорьев П.В.

Служебные жилые помещения ст. 92 ЖК РФ отнесены к помещениям специализированного жилищного фонда (специализированным жилым помещения).

Как следует из ст. 93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений, а также в связи с прохождением службы.

Согласно ч.3 ст.104 ЖК РФ договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.

В соответствии с ч.1 ст.103 ЖК РФ в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 102 настоящего Кодекса и ч. 2 настоящей статьи.

В случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им). Если данный гражданин в срок, установленный собственником соответствующего жилого помещения, не освобождает указанное жилое помещение, он подлежит выселению по требованию собственника на основании решения суда (ч. 1 ст. 35 ЖК РФ).

В соответствии с разъяснениями, данными в п. 42 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ", в соответствии с ч. 1 ст. 103 ЖК РФ в случаях расторжения или прекращения договора найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 102 и ч. 2 ст. 103 ЖК РФ.

В этой связи по делам овыселенииграждан из специализированных жилых помещений (ст. 103 ЖК РФ) судам необходимо иметь в виду, что не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений граждане, перечисленные в пунктах 1 - 4 ч. 2 ст. 103 ЖК РФ, при условии, что они не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В силу требований ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие ЖК РФ, состоят в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие ЖК РФ.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 43 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ", судам следует учитывать, что ст. 13 Закона о введении в действие предусмотрены дополнительные гарантии для граждан, проживающих в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие ЖК РФ.

В соответствии с названной статьей указанные граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (ч. 1 ст. 51 ЖК РФ), или имеющие право состоять на данном учете (ч. 2 ст. 52 ЖК РФ), не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие ЖК РФ. Категории граждан, выселяемых из служебных жилых помещений и общежитий с предоставлением другого жилого помещения, были определены ст.ст. 108 и 110 ЖК РСФСР.

При этом право на дополнительные гарантии, то есть невозможность выселения граждан из служебных жилых помещений без предоставления другого жилого помещения, должно возникнуть у лиц, названных в ст. 108 ЖК РСФСР, к моменту введения в действие ЖК РФ (ДД.ММ.ГГГГ).

В силу п. 12 ст. 108 ЖК РСФСР без предоставления другого жилого помещения в случае, указанном в. ст. 107 настоящего Кодекса, не могут быть выселеныодинокие лица с проживающими вместе с ними несовершеннолетними детьми.

По смыслу приведенных выше норм права в их нормативно-правовом единстве право на дополнительные гарантии, то есть невозможность выселения граждан из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения, должно возникнуть у лиц, названных в ст.108 ЖК РСФСР, к моменту введения в действие ЖК РФ (ДД.ММ.ГГГГ). В этом случае к спорным правоотношениям применяются положения ст.108 ЖК РСФСР и после введения в действие ЖК РФ при наличии других обязательных условий (граждане должны состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, либо иметь право состоять на таком учете).

Как следует из материалов дела, на момент вселения в служебное жилое помещение Григорьева С.А. являлась одиноким лицом с проживающими вместе с ней несовершеннолетними детьми Григорьевым П.В.18.11.1988г.р. и В.И. ДД.ММ.ГГГГ г.р., поскольку в браке она не состояла, отец ребенка Григорьева П.В. был записан в актовой записи – со слов матери (ответ на запрос отдела ЗАГС администрации <адрес>), в спорное жилое помещение были вселены только Григорьева С.А. и её сыновья.

Указанным статусом – одинокое лицо с проживающими вместе с ней несовершеннолетними детьми Григорьевым П.В. и В.И., Григорьева С.А. обладала и по состоянию на момент введения в действие ЖК РФ (на ДД.ММ.ГГГГ), поскольку впервые брак ею был заключенДД.ММ.ГГГГ, а её сыновья Григорьев П.В. и В.И. по состоянию наДД.ММ.ГГГГ не достигли совершеннолетия.

Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Григорьева С.А. и ее семья в составе сына Григорьева П.В. поставлены на учет и признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий, иного жилья в собственности не имеют, что подтверждается уведомлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии об отсутствии в ЕГРН запрашиваемых сведения от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ

Указанные обстоятельства подтверждают тот факт, что до введения в действие ЖК РФ, ответчик Григорьева С.А. являлась одинокой матерью с проживающим вместе с ней несовершеннолетним ребенком Григорьевым П.В. и ее выселение из спорного служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения не допускалось законом, так как она подпадала под действие п. 12 ст. 108 ЖК РСФСР.

К пользованию служебными жилыми помещениями по договорам найма таких помещений применяются правила, предусмотренные ч. 2 - 4 ст. 31, ст. 65 и ч. 3 и 4 ст. 67 настоящего Кодекса (ч. 5 ст. 100 ЖК РФ).

Исходя из разъяснений, приведенных в п. 41 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" - члены семьи нанимателя специализированного жилого помещения, за исключением служебного жилого помещения, имеют равные с нанимателем права и обязанности по договору. Члены семьи нанимателя служебного жилого помещения в соответствии с ч.5 ст.100 и ч.ч.2-4 ст.31 ЖК РФ имеют равное с нанимателем право пользования жилым помещением, если иное не установлено соглашением между ними. В случае прекращения семейных отношений между нанимателем служебного жилого помещения и членом его семьи право пользования служебным жилым помещением за бывшим членом семьи нанимателя, по общему правилу, не сохраняется.

Исходя из норм материального права, регулирующих данные правоотношения, члены семьи лица, получившего служебное жилое помещение, не приобретают самостоятельного права пользования этим жилым помещением, их права производны от права лица, которое получило служебное жилое помещение.

В состав семьи Григорьевой С.А. входит ее сын Григорьев П.В., что подтверждается справкой о составе семьи. Григорьев П.В. вселялся в спорное жилое помещение как член семьи нанимателя, сведений о том, что он утратил этот статус суду не представлено, следовательно, поскольку право членов семьи нанимателя производно от прав нанимателя, то сохранение за Григорьевой С.А. права пользования спорной квартирой влечет сохранение данного права и за членом ее семьи Григорьевым П.В.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований Министерства обороны РФ к Григорьевой С.А. и Григорьеву П.В. о прекращении права пользования служебным жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес> – отказать.

Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд через Знаменский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья М.С. Тройнова

Решение в окончательной форме изготовлено судом ДД.ММ.ГГГГ

Судья М.С. Тройнова

2-155/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Министерство обороны Российской Федерации
Ответчики
Григорьев Павел Владимирович
Григорьва Светлана Александровна
Другие
Федеральное государственное казённое учреждение «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации
Федеральное государственное казенное учреждение «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации
прокуратура Знаменского района Тамбовской области
Войсковая часть 14272
Суд
Знаменский районный суд Тамбовской области
Судья
Тройнова Мария Сергеевна
Дело на странице суда
sud4.tmb.sudrf.ru
19.12.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.12.2019Передача материалов судье
24.12.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.12.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.12.2019Подготовка дела (собеседование)
30.01.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.01.2020Судебное заседание
18.02.2020Судебное заседание
17.03.2020Судебное заседание
03.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее