Дело № 2а-837/2019
Решение
Именем Российской Федерации
25 декабря 2019 года г. Канск
Канский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Конищевой И.И.,
при секретаре Катунине В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации Канского района Красноярского края к Енисейскому управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору о признании незаконным и отмене предписания,
установил:
Администрация Канского района обратилась в суд с административным иском к Енисейскому управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, в котором просит отменить предписание от 16.07.2019 № 11/136-Т в отношении администрации Канского района по предписанию в срок до 01.09.2019 принятию мер по устранению выявленных нарушений по организации безопасной эксплуатации тепловых энергоустановок в отношении трубопроводных тепловых сетей, протяженностью 7747,2 м, смонтированных от котельной, эксплуатируемой ООО «Теплосервис», отапливающей с. Филимоново.
Требования мотивированы тем, что трубопроводы тепловых сетей, смонтированы от котельной, эксплуатируемой ООО «Теплосервис», отапливают с. Филимоново. Таким образом, котельная, эксплуатируемая ООО «Теплосервис» имеет точку присоединения к тепловым сетям, а значит входит в единую технологическую систему теплоснабжения с такими сетями.
Кроме того, согласно постановлению Главы администрации Филимоновского сельсовета Канского района Красноярского края от 13.02.2018 № 4-пг, ООО «Теплосервис» присвоен статус единой теплоснабжающей организации, которая должна осуществлять свои обязательства по обеспечению надежности в соответствии с требованиями технических регламентов, иными обязательными требованиями по. обеспечению надежности теплоснабжения и требованиями, предусмотренными: Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 № 808 «Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ», Федеральным законом Российской Федерации от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», а также соответствующие обязательства потребителя тепловой энергии.
Договоры теплоснабжения заключены с потребителями тепловой энергии (физическими и юридическими лицами) с ООО «Теплосервис». Таким образом, ООО «Теплосервис» фактически является организацией осуществляющей эксплуатацию тепловых сетей с. Филимоново Канского района. Администрация Канского района не осуществляет деятельность в предоставлении услуг теплоснабжения, так как не является организацией, осуществляющей эксплуатацию тепловых сетей.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В судебное заседание представитель административного ответчика не явился, ходатайствует о рассмотрении дела в его отсутствие, направил в суд отзыв на исковое заявление, в котором просит отказать в удовлетворении требований администрации Канского района Красноярского края, предписание от 16.07.2019 № 11/136-Т оставить без изменения, мотивируя тем, что истцом факт наличия выявленных нарушений не оспаривается. В жалобе заявлено только о неисполнимости предписания ввиду того, что администрация Канского района не является организацией, эксплуатирующей тепловые сети. ПТЭ ТЭУ определено, что ответственность за выполнение настоящих Правил несет руководитель организации, являющейся собственником тепловых энергоустановок, или технический руководитель, на которого возложена эксплуатационная ответственность за тепловые энергоустановки в соответствии с законодательством РФ. Тепловые сети принадлежат на праве собственности МО Канский район Красноярского края. На момент выдачи оспариваемого предписания указанные тепловые сети не были признаны бесхозяйными, а также не были переданы в эксплуатацию теплоснабжающей организации - ООО «Теплосервис». В силу п. 1.7. ПТЭ ТЭУ на заявителе, как на собственнике тепловых энергоустановок, лежит ответственность по устранению предписанных мероприятий. Оспариваемое предписание содержит срок для его выполнения - 47 дней (с 16.07.2019 по 01.09.2019). Этот срок является разумным для принятия мер, направленных на выполнение предписания, с учетом характера выявленных нарушений, вследствие чего предписание является исполнимым.
На основании ч. 7 ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся представителей сторон.
Исследовав письменные материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения административных исковых требований.
Согласно ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
В соответствии с ч. 2 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
На основании ст. 4 КАС РФ, каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе, в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Согласно статье 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ч. ч. 8, 9 и 11 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
В силу п. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Как установлено в судебном заседании, в период с 09.07.2019 по 16.07.2018 на основании распоряжения Енисейского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 01.07.2019 № 2960-р/кр в отношении администрации Канского района Красноярского края была проведена внеплановая выездная проверка с целью предупреждения, выявления и пресечения нарушений законодательства Российской Федерации, проверки технического состояния и организации, безопасной эксплуатации тепловых энергоустановок.
По результатам проверки были выявлены и зафиксированы в акте проверки от 16.07.2019 № 11/136/2960-р/кр/2019 нарушения обязательных требований, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере теплоэнергетики Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утв. приказом Министерства энергетики РФ от 24.03.2003 № 115 (далее - ПТЭ ТЭУ).
В целях предупреждения, выявления и пресечения законодательства Российской Федерации, нормативно-правовых актов, норм и правил в сфере теплоэнергетики, зафиксированных в Акте проверки от 16.07.2019 № 11/136/2960-р/кр/2019, на основании ч.1 ст.17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», п.6.6 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утв. постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 № 401, п. 5.7 Положения о Енисейском управлении Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, утв. приказом Ростехнадзора от 15.01.2019 № 13, уполномоченным должностным лицом Енисейского управления Ростехнадзора было выдано предписание от 16.07.2019 №П/136-Т.
Факты нарушения административным органом процедуры проведения проверки, в том числе требования, установленные Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» судом не установлены.
Доводы административного истца о неисполнимости предписания ввиду того, что администрация Канского района не является организацией, эксплуатирующей тепловые сети, суд находит несостоятельными.
Так, возникающие при осуществлении деятельности по обеспечению безопасности в области теплоэнергетики отношения регулируются, в том числе ПТЭ ТЭУ, которые устанавливают требования по технической эксплуатации тепловых энергоустановок.
Пунктом 1.7 ПТЭ ТЭУ определено, что ответственность за выполнение настоящих Правил несет руководитель организации, являющейся собственником тепловых энергоустановок, или технический руководитель, на которого возложена эксплуатационная ответственность за тепловые энергоустановки в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно свидетельствам о государственной регистрации права МО Канский район Красноярского края на праве собственности принадлежат объекты проверки:
1. Внутриплощадочные сети теплоснабжения, назначение: нежилое, протяженность 173 м., кадастровый номер: 24:18:4301005:174, адрес: Российская Федерация, Красноярский край, Канский район, с. Филимоново, ул. Луговая, 41 (свидетельство от 30.10.2015 24ЕЛ № 972406);
2. Внеплощадочные сети теплоснабжения, назначение: нежилое, протяженность 100 м, кадастровый номер 24:18:4301005:175, адрес: Российская Федерация, Красноярский край, Канский район, с. Филимоново, ул. Луговая, 41 (свидетельство от 30.10.2015 24ЕЛ № 972566);
3. Тепловые сети, назначение: нежилое, протяженность 7136,4 м., инв. № 04:221:002:000944610, лит. №1, адрес: Красноярский край, Канский район, с. Филимоново, от ограждения территории по ул. Трактовая № 30 до ул. Садовая д.№9 через ул. Речная, ул. Набережная, ул. Береговая, ул. Луговая, ул. Западная, ул. Полевая, ул. Спортивная, ул. Новая, ул. Заводская, ул. Профсоюзная, ул. Степная, проспект Комсомольский, ул. Тепличная (свидетельство от 24.10.2008 24ЕЗ № 997919);
4. Тепловые сети, назначение: нежилое, протяженность 337,8 м., инв. № 04:221:002:000944740, лит. №1, адрес объекта: Красноярский край, Канский район, с. Филимоново, от ограждения территории по ул. Трактовая №30 до ул. Заводская дом №7 (свидетельство от 24.10.2008 24ЕЗ №997922).
В соответствии с п. 3 ст. 6, 35 Устава муниципального образования Канский район, утв. решением Канского районного Совета депутатов от 08.12.2011 № 14-62, администрация Канского района является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, подотчетным Совету депутатов.
Согласно пп. 2 ч.1 ст. 40 Устава администрация Канского района осуществляет от имени района в соответствии с решениями Совета депутатов правомочия владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью района.
Согласно п. п. 2, 3 ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.
Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (ст. 210 ГК РФ).
Таким образом, на момент проведения проверки и выдачи оспариваемого предписания указанные тепловые сети не были признаны бесхозяйными, а также не были переданы в эксплуатацию теплоснабжающей организации - ООО «Теплосервис». Доказательств обратного административным истцом не представлено.
Предписание от 16.07.2019 № 11/136-Т содержит срок для его выполнения до 01.09.2019. Учитывая характер выявленных нарушений, установленный надзорным органом срок является разумным для принятия мер, направленных на выполнение предписания.
Учитывая, что административным ответчиком порядок проведения проверки соблюден, в силу п. 1.7. ПТЭ ТЭУ на администрации Канского района как на собственнике тепловых энергоустановок лежит ответственность по устранению предписанных надзорным органом мероприятий, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое предписание вынесено уполномоченным лицом, является законным и обоснованным, в связи с чем оснований для его отмены не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227-228 КАС РФ,
решил:
Администрации Канского района Красноярского края в удовлетворении административных исковых требований к Енисейскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору о признании незаконным и отмене предписания от 16.07.2019 № 11/136-Т в отношении администрации Канского района по предписанию в срок до 01.09.2019 принятию мер по устранению выявленных нарушений по организации безопасной эксплуатации тепловых энергоустановок в отношении трубопроводных тепловых сетей, протяженностью 7747,2 м, смонтированных от котельной, эксплуатируемой ООО «Теплосервис», отапливающей с. Филимоново - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Канский районный суд в течение одного месяца с момента составления мотивированного решения.
Председательствующий И.И. Конищева
Мотивированное решение
составлено 10.01.2020.