Решение по делу № 8Г-1954/2020 [88-8330/2020] от 16.01.2020

ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 88-8330/2020

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Саратов                                     13 апреля 2020 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Макаровой Н.А.

судей Скоковой Д.И., Булатовой Е.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело № 2-499/2019 по иску Департамента здравоохранения Брянской области к Кулаковой Анастасии Сергеевне о взыскании денежных средств

по кассационной жалобе Кулаковой Анастасии Сергеевны

на решение Советского районного суда г. Брянска от 29 марта 2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 13 августа 2019 г.,

заслушав доклад судьи Скоковой Д.И.,

установила:

Департамент здравоохранения Брянской области обратился в суд с иском к Кулаковой А.С. о взыскании денежных средств.

Решением Советского районного суда г. Брянска от 29 марта 2019 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 13 августа 2019 г., иск удовлетворен частично.

Кулакова А.С. обратилась в Первый кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой просит об отмене указанных судебных постановлений ввиду допущенных судами первой и апелляционной инстанций нарушений норм материального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия считает её подлежащей удовлетворению.

В соответствии с ч.1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Судебная коллегия приходит к выводу о том, что при рассмотрении дела судами были допущены такого рода нарушения норм материального права и они выразились в следующем.

Судами установлено, что 23 августа 2012 г. Кулакова А.С. принята на работу на должность врача-терапевта участкового Путевской врачебной амбулатории в ГБУЗ «Брянская центральная районная больница».

12 сентября 2012 г. между Департаментом здравоохранения Брянской области и Кулаковой А.С. заключен договор на предоставление в 2012 году единовременной компенсационной выплаты в размере 1000000 руб. на основании пункта 12.1 статьи 51 Федерального закона от 29ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», постановления администрации Брянской области от 14 февраля 2012 г. №140 «О единовременной компенсационной выплате медицинским работникам, прибывшим на работу в сельскую местность в 2011-2012 годах».

По условиям договора (пункт 2.4.1, 2.4.2) Кулакова А.С. приняла на себя обязательства отработать в учреждении здравоохранения в течение 5 лет по основному месту работы на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, установленной трудовым законодательством для данной категории работников в соответствии с трудовым договором; возвратить в областной бюджет часть единовременной компенсационной выплаты в случае и в порядке, которые установлены разделом 6 договора; в случае прекращения трудового договора до истечения пятилетнего срока уведомить департамент в письменной форме и не позднее чем за пять календарных дней до даты увольнения.

Денежные средства по указанному договору были перечислены Кулаковой А.С.ДД.ММ.ГГГГ

Приказом работодателя от ДД.ММ.ГГГГ трудовой договор с Кулаковой А.С. расторгнут по инициативе работника на основании пункта 3 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации

Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Кулакова А.С. не исполнила принятое на себя в соответствии с заключенным между ней и Департаментом здравоохранения Брянской области договором от ДД.ММ.ГГГГ обязательство отработать в учреждении здравоохранения (ГБУЗ «Брянская ЦРБ») в течение 5 лет и по возмещению части единовременной компенсационной выплаты в связи с невыполнением этого обязательства, ввиду чего удовлетворил исковые требования Департамента здравоохранения Брянской области о взыскании с Кулаковой А.С. денежных средств в размере 685104,05 руб. пропорционально неотработанному времени и неустойки за просрочку исполнения обязательства.

При этом суд первой инстанции, удовлетворяя требования Департамента здравоохранения Брянской области указал, что период нахождения Кулаковой А.С. в отпусках по уходу за детьми не включается в пятилетний срок работы, предусмотренный договором.

Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.

Судебная коллегия находит выводы судов первой и апелляционной инстанций основанными на неправильном применении и толковании норм материального права.

В силу части 12.1. статьи 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ (в действовавшей на момент возникновения правоотношений редакции) в 2012 году осуществляются единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам в возрасте до 35 лет, прибывшим в 2011 - 2012 годах после окончания образовательного учреждения высшего профессионального образования на работу в сельский населенный пункт или переехавшим на работу в сельский населенный пункт из другого населенного пункта и заключившим с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации договор, предусмотренный пунктом 3 части 12.2 данной статьи. В целях осуществления единовременных компенсационных выплат в 2012 году из бюджета Федерального фонда бюджетам территориальных фондов предоставляются иные межбюджетные трансферты из расчета один миллион рублей на одного указанного медицинского работника.

В соответствии с частью 12.2 статьи 51 указанного Федерального закона иные межбюджетные трансферты, предусмотренные частью 12.1 данной статьи, предоставляются из бюджета Федерального фонда бюджетам территориальных фондов для последующего их перечисления в течение трех рабочих дней в бюджеты субъектов Российской Федерации при условии принятия высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации нормативных правовых актов, предусматривающих: 1) предоставление медицинским работникам (в том числе указанным в части 12.1 данной статьи), имеющим высшее медицинское образование или среднее медицинское образование, работающим в сельском населенном пункте и (или) переехавшим на работу в сельский населенный пункт из другого населенного пункта, жилого помещения, и (или) земельного участка для жилищного строительства, и (или) компенсации части процентной ставки по кредитам, предоставляемым на приобретение жилья, и (или) иных мер социальной поддержки; 2) установление обязанности уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и территориального фонда в срок до 15-го числа месяца, предшествующего месяцу, в котором осуществляются единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам в соответствии с частью 12.1 данной статьи, представить в Федеральный фонд заявки на получение иных межбюджетных трансфертов, предусмотренных частью 12.1 этой статьи, по форме, установленной Федеральным фондом; 3) установление обязанности уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации заключить в порядке, определенном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с медицинским работником, указанным в части 12.1 данной статьи, после заключения им трудового договора с государственным учреждением здравоохранения субъекта Российской Федерации либо с муниципальным учреждением здравоохранения договор, предусматривающий: а) обязанность медицинского работника работать в течение пяти лет по основному месту работы на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, установленной трудовым законодательством для данной категории работников, в соответствии с трудовым договором, заключенным медицинским работником с государственным учреждением здравоохранения субъекта Российской Федерации или муниципальным учреждением здравоохранения; б) порядок предоставления медицинскому работнику единовременной компенсационной выплаты в размере одного миллиона рублей в течение 30 дней со дня заключения договора с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации; в) возврат медицинским работником в бюджет субъекта Российской Федерации части единовременной компенсационной выплаты в случае прекращения трудового договора с учреждением, указанным в подпункте «а» данного пункта, до истечения пятилетнего срока (за исключением случаев прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктом 8 части первой статьи 77, пунктами 1, 2 и 4 части первой статьи 81, пунктами 1, 2, 5, 6 и 7 части первой статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации), рассчитанной с даты прекращения трудового договора, пропорционально неотработанному медицинским работником периоду; г) ответственность медицинского работника за неисполнение обязанностей, предусмотренных договором с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в том числе по возврату единовременной компенсационной выплаты в случаях, указанных в подпункте «в» данного пункта.

Порядок предоставления единовременной компенсационной выплаты определён постановлением администрации Брянской области от 14 февраля 2012 г. № 140 «О единовременной компенсационной выплате медицинским работникам, прибывшим на работу в сельскую местность в 2011-2012 годах».

В соответствии с пунктом 2 Порядка предоставления единовременной компенсационной выплаты медицинским работникам, утвержденного названным постановлением, предоставление единовременной компенсационной выплаты медицинским работникам производится департаментом здравоохранения Брянской области на основании приказа в течение 30 дней со дня заключения договора из расчета один миллион рублей на одного медицинского работника за счет средств иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджету территориального фонда обязательного медицинского страхования Брянской области для последующего их перечисления в областной бюджет Брянской области.

Из приведенного выше нормативного правового регулирования порядка предоставления медицинским работникам единовременной компенсационной выплаты в размере одного миллиона рублей следует, что единовременная компенсационная выплата носит целевой характер, предоставляется медицинским работникам с целью стимулировать их переезд на работу в сельские населенные пункты, рабочие поселки, поселки городского типа, направлена на закрепление медицинских кадров в сельских населенных пунктах и компенсацию связанных с переездом и обустройством затрат и неудобств, обусловленных менее комфортными условиями проживания по сравнению с иными (не сельскими) населенными пунктами. Данная выплата носит единовременный характер, то есть предоставляется медицинским работникам, переехавшим на работу в сельские населенные пункты, однократно в течение их трудовой деятельности.

В силу пункта 6.2 договора от 12 сентября 2012 г., заключенного Департаментом Брянской области с Кулаковой А.С., в случае прекращения трудового договора до истечения пятилетнего срока (за исключением случаев прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктом 8 части первой статьи 77, пунктами 1, 2 и 4 части первой статьи 81, пунктами 1, 2, 5, 6 и 7 части первой статьи 83 Трудового кодекса Россиской Федерации) медицинский работник возвращает часть единовременной компенсационной выплаты, рассчитанную с даты прекращения трудового договора пропорционально неотработанному медицинским работником периоду. Возврат части единовременной компенсационной выплаты осуществляется в течение 30 календарных дней с даты прекращения трудового договора на счет Департамента за исключением случая продолжения медицинским работником трудовых отношений с учреждением здравоохранения на срок, продолжительность которого составляет не менее срока, равного неотработанному периоду (периодам).

Согласно пункту 4.2 названного договора в случае просрочки исполнения обязательств по возврату части единовременной компенсационной выплаты, предусмотренной подпунктом 2.4.2 пункта 2.4 раздела 2 договора, медицинский работник уплачивает неустойку. Неустойка начисляется за каждый день просрочки исполнения обязанности, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного срока исполнения обязанности по настоящему договору. Размер неустойки устанавливается в размере одной трехсотой действующей на день уплаты неустойки ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от подлежащей возврату части единовременной компенсационной выплаты.

Исходя из целевого назначения компенсационной выплаты, перечисленной Кулаковой А.С. на основании договора от 12 сентября 2012 г., и с учетом конкретных условий данного договора, юридически значимым обстоятельством, подлежащим доказыванию при рассмотрении настоящего спора, является факт соблюдения ответчиком взятых по договору обязательств.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе для воспитания детей; государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

В силу положений статьи 256 Трудового кодекса Российской Федерации отпуска по уходу за ребенком засчитываются в общий и непрерывный трудовой стаж, а также в стаж работы по специальности (за исключением случаев досрочного назначения страховой пенсии по старости).

По условиям договора от ДД.ММ.ГГГГ Кулакова А.С. приняла на себя обязательство отработать в учреждении здравоохранения в течение 5 лет.

Таким образом, ни законодательством, ни заключенным истцом с Кулаковой А.С. договором не предусмотрено увеличение пятилетнего срока, в течение которого медицинский работник должен отработать в учреждении здравоохранения для получения единой компенсационной выплаты в размере 1000000 руб., на период нахождения истца в отпусках по уходу за детьми, поскольку использование в период осуществления трудовой деятельности права на отпуска по уходу за детьми – это реализация ответчиком прав, связанных с материнством и детством, соответственно отпуск по беременности и родам, а также по уходу за ребенком входит в указанный пятилетний срок.

Однако судом первой инстанции необоснованно не применены к спорным отношениям нормативные положения Трудового кодекса Российской Федерации, в результате чего при рассмотрении дела неправильно определена правовая природа заключенного 12 сентября 2012 г. между Департаментом здравоохранения Брянской области и Кулаковой А.С. договора, следовательно, вывод судебных инстанций о том, что положения Трудового кодекса Российской Федерации не влияют на гражданско-правовые обязательства ответчика по договору, нельзя признать обоснованным.

Нарушения норм материального права, допущенные при вынесении решения суда первой инстанции, судом апелляционной инстанции, проверявшим его законность, не устранены.

Учитывая, что повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции (пункт 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2012 г. № 13 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции»), а также принимая во внимание необходимость соблюдения разумных сроков судопроизводства (ст. 6.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия считает необходимым отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 13 августа 2019 г. и направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.

Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 13 августа 2019 г. отменить, дело направить на новое апелляционное рассмотрение в судебную коллегию по гражданским делам Брянского областного суда.

Председательствующий

Судьи

8Г-1954/2020 [88-8330/2020]

Категория:
Гражданские
Истцы
Департамент Здравоохранения Брянской области
Ответчики
Кулакова Анастасия Сергеевна
Другие
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования
территориальный фонд обязательного медицинского страхования Брянской области
ГБУЗ "Брянская МБ"
Суд
Первый кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Скокова Д.И.
Дело на сайте суда
1kas.sudrf.ru
13.04.2020Судебное заседание
13.04.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее