Дело № 2а-145/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27 июня 2019 года с.Сергокала
Сергокалинский районный суд Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи Магомедова Ю.А.,
при секретаре Амадзиевой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Сергокалинского районного суда Республики Дагестан административное дело по административному исковому заявлению Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по РД в г. Избербаш в защиту законных интересов неопределённого круга потребителей к Администрации МР «Сергокалинский район», Администрации СП «Сельсовет Урахинский» о признании незаконным бездействия и обязании принять меры по устранению нарушений требований санитарного законодательства в части организации питьевого водоснабжения населения,
у с т а н о в и л:
Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по РД в г. Избербаш обратился в суд в защиту законных интересов неопределённого круга потребителей с указанным административным исковым заявлением, мотивируя требования тем, что в соответствии со ст. 45 Федерального закона №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и Постановлением Правительства РФ от 02.02.2006 г. №60 «Об утверждении Положения о проведении социально-гигиенического мониторинга» (далее - Положения) для оценки, выявления изменений и прогноза состояния здоровья населения и среды обитания, установления и устранения вредного воздействия на человека факторов среды обитания осуществляется государственный социально - гигиенический мониторинг. Согласно п. 6 вышеуказанного Положения, в целях ведения мониторинга используются данные осуществляемых федеральными органами исполнительной власти наблюдения:
а) за состоянием здоровья населения;
б) за факторами среды обитания человека, включая социальные (структура и качество
питания, безопасность пищевых продуктов, водоснабжение, условия быта, труда и
отдыха).
ТО Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Дагестан в г. Избербаш (далее - Роспотребнадзор) осуществляется наблюдение за состоянием водоснабжения в населенных пунктах Сергокалинского и Каякентского района и г.Избербаш.
В силу положений пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1-3, 9, 10, 12, 14, 17, 19, 21, 28, 30, 33 части 1 ст.14.
В тоже время п.З ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 го да №131-Ф3 определено, что уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 ст.14 вопросов местного значения городских поселений (в том числе и предусмотренная п.4 организация водоснабжения).
В соответствии с заключенным соглашением между Администрацией МР «Сергокалинский район» и администрацией СП «Сельсовет Урахинский» к деятельности администрации СП относится организация водоснабжения на территории села. Таким образом, именно и администрация СП «Сельсовет Урахинский» и МР «Сергокалинский район» является лицом, ответственным за соблюдение требований к качеству и безопасности воды, подаваемой населению, с использованием централизованной системы водоснабжения. Администрации СП «Сельсовет Урахинский» и МР «Сергокалинский район» осуществляет деятельность по водоснабжению населения питьевой водой и как ресурсоснабжающая организация, обеспечивающая потребителей коммунальной услугой, в силу закона является исполнителем услуги.
В соответствии п. 10 ст. 23 ФЗ № 416 органы местного самоуправления обязаны не реже одного раза в год размещать в средствах массовой информации и на официальном сайте муниципального образования в сети "Интернет" (в случае отсутствия такого сайта на сайте субъекта Российской Федерации в сети "Интернет") сведения о качестве питьевой воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем водоснабжения на территории поселения, городского округа, о планах мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и об итогах исполнение этих планов, вместе с тем при мониторировании официального сайта отсутствуют данные о размещении указанной информации.
Также в соответствии п. 11 ст. 23 ФЗ № 416 в случае существенного ухудшения качества питьевой воды, выявленного по результатам исследований в процессе федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора или производственного контроля качества питьевой воды, орган местного самоуправления обязан проинформировать об этом население в средствах массовой информации, в том числе разместить соответствующую информацию на официальном сайте муниципального образования в сети "Интернет" (в случае отсутствия такого сайта на сайте субъекта Российской Федерации в сети "Интернет"), однако указанную работу в силу отсутствия результатов производственного контроля качества и безопасности питьевой воды или по каким то иным причинам не проводится.
Согласно п.2.5 СанПиН 2.1.4.1074-01. 2.1.4. «Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы") (Зарегистрировано в Минюсте России 31.10.2001 N ЗОН) при возникновении на объектах и сооружениях системы водоснабжения аварийных ситуаций или технических нарушений, которые приводят или могут привести к ухудшению качества питьевой воды и условий водоснабжения населения, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию системы водоснабжения, обязаны немедленно принять меры по их устранению и информировать об этом ТО Роспотребнадзора, однако гарантирующей организацией не обеспечивается представления информации по авариям и утечкам на водопроводных и канализационных сетях.
Не обеспечивается промывка и дезинфекция участков аварий (порывов) на водопроводных сетях, с контрольным отбором проб воды на лабораторное исследование, что является нарушением СанПиН 2.1.4.1074-01. 2.1.4. «Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы").
В соответствии с ч. 2 ст. 40 Закона РФ от 07 февраля 1992 года № 2300 - 1 «О защите прав потребителей», Государственный контроль и надзор в области защиты прав потребителей предусматривает обращение в суд в защиту законных интересов неопределенного круга потребителей.
В силу ст. 46 указанного Закона, Федеральные органы исполнительной власти (их территориальные органы), осуществляющие контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг), вправе предъявлять иски в суды о признании действий продавцов (изготовителей, исполнителей) или организаций, выполняющих функции продавцов (изготовителей), противоправными в отношении неопределенного круга потребителей и прекращении этих действий.
При удовлетворении такого иска суд обязывает правонарушителя довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда.
В соответствии с ч. 2 ст. 17 Закона РФ от 07 февраля 1992 года, № 2300 - 1 «О защите прав потребителей», иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены по выбору истца в суд по месту пребывания истца.
В соответствии с ч. 3 указанной статьи Закона, уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальные органы) по искам, предъявляемым в интересах потребителя, группы потребителей, неопределенного круга потребителей, освобождаются от уплаты государственной пошлины в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
На основании ст. 40 Закона «О защите прав потребителей» от 07 февраля 1992 года № 2300-1, просит суд:
Признать незаконным бездействие администрации СП «Сельсовет Урахинский» и МР «Сергокалинский район» выразившееся в невыполнении обязательных требований санитарного законодательства, установленных ст. 18, ст. 19, ст.21 ФЗ №52-ФЗ от 30.03.1999г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст.23, ст.25, ст.40 ст.41 ФЗ №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества».
Обязать администрацию СП «Сельсовет Урахинский» и МР «Сергокалинский район» с момента вступления в законную силу решения суда принять меры по устранению нарушений санитарного законодательства в части организации питьевого водоснабжения населения, а именно:
- Обеспечить исполнения программы производственного контроля (ППК) качества и безопасности питьевой воды по объему, номенклатуре и периодичности в соответствии) табл. 14 программы производственного контроля и представлять сведения по результатам > производственного контроля лабораторных исследований и испытаний, в том числе, свидетельствующих о несоответствии качества воды установленным требованиям, в ТО Управления Роспотребнадзора по РД в г. Избербаш (срок -ежемесячно и при несоответствии качества воды в течении 3 рабочих дней со дня получения результатов лабораторных исследований и испытаний);
Разработать и утвердить инвестиционную программу, касающуюся качества питьевой воды
Обеспечить размещения в средствах массовой информации и на официальном сайте сельского поселения в сети "Интернет" сведения о качестве питьевой воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем водоснабжения на территории поселения, о планах мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и об итогах исполнения этих планов (срок - ежегодно).
Обеспечить размещения в средствах массовой информации и на официальном сайте сельского поселения в сети "Интернет" соответствующую информацию в случае существенного ухудшения качества питьевой воды, выявленного по результатам исследований в процессе производственного контроля качества питьевой воды (по мере возникновения ситуации).
Обеспечить представления информации по авариям и утечкам на водопроводных и канализационных сетях со сроками их устранения в ТО Управления Роспотребнадзора по РД в г. Избербаш (ежедневно).
Обеспечить промывку и дезинфекцию участков аварий (порывов) на водопроводных сетях, с контрольным отбором проб воды на лабораторное исследование по устранению.
Обязать администрацию МР «Сергокалинский район» и СП «Сельсовет Урахинский» довести решения суда до потребителей через СМИ в течении 10 дней с момента вступления в силу решения суда.
В судебное заседание представитель административного истца ТО Управление Роспотребнадзора по РД в г. Избербаш по доверенности Рамазанова Д.Г. не явилась, представила суду заявление, в котором просила рассмотреть дело в ее отсутствие, а также указала, что не возражает против рассмотрения дела в порядке упрощенного производства.
Представитель административного ответчика Администрации МР «Сергокалинский район» по доверенности Камбулатов Х.Х. в судебное заседание не явился, представил суду заявление, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие, а также указал, что не возражает против рассмотрения дела в порядке упрощенного производства.
Представитель административного ответчика Администрации СП «Сельсовет Урахинский» Исаев М.М. в судебное заседание не явился, представил суду заявление, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие, а также указал, что не возражает против рассмотрения дела в порядке упрощенного производства.
Изучив материалы дела, оценивая представленные доказательства по делу в их совокупности, суд считает, что административное исковое заявление ТО Управления Роспотребнадзора по РД в г. Избербаш в защиту законных интересов неопределённого круга потребителей о признании незаконным бездействия ответчика Администрации МР «Сергокалинский район» и Администрации СП «Сельсовет Урахинский» и обязании их принять меры по устранению нарушений требований санитарного законодательства в части организации питьевого водоснабжения подлежит удовлетворению только к ответчику Администрации СП «Сельсовет Урахинский» по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 45 Федерального закона №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и Постановлением Правительства РФ от 02.02.2006 г. №60 «Об утверждении Положения о проведении социально-гигиенического мониторинга» (далее - Положения) для оценки, выявления изменений и прогноза состояния здоровья населения и среды обитания, установления и устранения вредного воздействия на человека факторов среды обитания осуществляется государственный социально - гигиенический мониторинг. Согласно п. 6 вышеуказанного Положения, в целях ведения мониторинга используются данные осуществляемых федеральными органами исполнительной власти наблюдения:
а) за состоянием здоровья населения;
б) за факторами среды обитания человека, включая социальные (структура и качество
питания, безопасность пищевых продуктов, водоснабжение, условия быта, труда и
отдыха).
В силу положений пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1-3, 9, 10, 12, 14, 17, 19, 21, 28, 30, 33 части 1 ст.14.
В тоже время п.З ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 го да №131-Ф3 определено, что уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 ст.14 вопросов местного значения городских поселений (в том числе и предусмотренная п.4 организация водоснабжения).
В соответствии п. 10 ст. 23 ФЗ № 416 органы местного самоуправления обязаны не реже одного раза в год размещать в средствах массовой информации и на официальном сайте муниципального образования в сети "Интернет" (в случае отсутствия такого сайта на сайте субъекта Российской Федерации в сети "Интернет") сведения о качестве питьевой воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем водоснабжения на территории поселения, городского округа, о планах мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и об итогах исполнение этих планов, вместе с тем при мониторировании официального сайта отсутствуют данные о размещении указанной информации.
Также в соответствии п. 11 ст. 23 ФЗ № 416 в случае существенного ухудшения качества питьевой воды, выявленного по результатам исследований в процессе федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора или производственного контроля качества питьевой воды, орган местного самоуправления обязан проинформировать об этом население в средствах массовой информации, в том числе разместить соответствующую информацию на официальном сайте муниципального образования в сети "Интернет" (в случае отсутствия такого сайта на сайте субъекта Российской Федерации в сети "Интернет"), однако указанную работу в силу отсутствия результатов производственного контроля качества и безопасности питьевой воды или по каким то иным причинам не проводится.
Согласно п.2.5 СанПиН 2.1.4.1074-01. 2.1.4. «Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы") (Зарегистрировано в Минюсте России 31.10.2001 N ЗОН) при возникновении на объектах и сооружениях системы водоснабжения аварийных ситуаций или технических нарушений, которые приводят или могут привести к ухудшению качества питьевой воды и условий водоснабжения населения, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию системы водоснабжения, обязаны немедленно принять меры по их устранению и информировать об этом ТО Роспотребнадзора, однако гарантирующей организацией не обеспечивается представления информации по авариям и утечкам на водопроводных и канализационных сетях.
В соответствии с ч. 2 ст. 40 Закона РФ от 07 февраля 1992 года № 2300 - 1 «О защите прав потребителей», Государственный контроль и надзор в области защиты прав потребителей предусматривает обращение в суд в защиту законных интересов неопределенного круга потребителей.
В силу ст. 46 указанного Закона, Федеральные органы исполнительной власти (их территориальные органы), осуществляющие контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг), вправе предъявлять иски в суды о признании действий продавцов (изготовителей, исполнителей) или организаций, выполняющих функции продавцов (изготовителей), противоправными в отношении неопределенного круга потребителей и прекращении этих действий.
В соответствии с ч. 2 ст. 17 Закона РФ от 07 февраля 1992 года, № 2300 - 1 «О защите прав потребителей», иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены по выбору истца в суд по месту пребывания истца.
В соответствии с ч. 3 указанной статьи Закона, уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальные органы) по искам, предъявляемым в интересах потребителя, группы потребителей, неопределенного круга потребителей, освобождаются от уплаты государственной пошлины в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Судом установлено, что действительно администрацией СП «Сельсовет Урахинский» не проводились предусмотренные законодательством мероприятия по контролю качества и безопасности питьевой воды, по разработке и утверждению инвестиционной программы касающейся качества питьевой воды.
Данные обстоятельства подтверждаются имеющимися в материалах дела уведомлением ТО Управление Роспотребнадзора по РД в г. Избербаш к главе администрации СП «Сельсовет Урахинский» о результатах анализа лабораторного мониторинга качества водопроводной воды СП «Сельсовет Урахинский» за 2018 год от 28 января 2019 года и ответом главы администрации СП «Сельсовет Урахинский» от 13.12.2018 года.
В силу положений части 4 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации. Для осуществления переданных в соответствии с указанными соглашениями полномочий органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования.
Согласно Решению собрания депутатов МР «Сергокалинский район» №28 от 02.03.2016 года администрация МР «Сергокалинский район» передала осуществление части своих полномочий администрациям сельских поселений: Организация в поселении сбора и вывоза бытовых отходов и мусора; Организация водоснабжения населения, водоотведения.
В соответствии с заключенным соглашением между Администрацией МР «Сергокалинский район» и СП «Сельсовет Урахинский» к деятельности администрации СП относится организация водоснабжения на территории села. Таким образом, именно администрация СП «Сельсовет Урахинский» является ответственным за соблюдение требований к качеству и безопасности воды, подаваемой населению, с использованием централизованной системы водоснабжения. Администрация СП «Сельсовет Урахинский» осуществляет деятельность по водоснабжению населения питьевой водой и как ресурсоснабжающая организация, обеспечивающая потребителей коммунальной услугой, в силу закона является исполнителем услуги.
Принимая во внимание указанное, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных требований только к ответчику администрации СП «Сельсовет Урахинский».
Руководствуясь ст.ст. 175, 176, 179 КАС РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении административных исковых требований Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по РД в г. Избербаш в защиту законных интересов неопределённого круга потребителей к Администрации МР «Сергокалинский район» о признании незаконным бездействия и обязании принять меры по устранению нарушений требований санитарного законодательства в части организации питьевого водоснабжения населения отказать.
Административные исковые требования Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по РД в г. Избербаш в защиту законных интересов неопределённого круга потребителей к Администрации СП «Сельсовет Урахинский» о признании незаконным бездействия и обязании принять меры по устранению нарушений требований санитарного законодательства в части организации питьевого водоснабжения населения удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации СП «Сельсовет Урахинский» выразившееся в невыполнении обязательных требований санитарного законодательства, установленных ст. 18, ст. 19, ст.21 ФЗ №52-ФЗ от 30.03.1999г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст.23, ст.25, ст.40 ст.41 ФЗ №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества».
Обязать администрацию СП «Сельсовет Урахинский» с момента вступления в законную силу решения суда принять меры по устранению нарушений санитарного законодательства в части организации питьевого водоснабжения населения, а именно:
- Обеспечить исполнения программы производственного контроля (ППК) качества и безопасности питьевой воды по объему, номенклатуре и периодичности в соответствии) табл. 14 программы производственного контроля и представлять сведения по результатам > производственного контроля лабораторных исследований и испытаний, в том числе, свидетельствующих о несоответствии качества воды установленным требованиям, в ТО Управления Роспотребнадзора по РД в г. Избербаш (срок - ежемесячно и при несоответствии качества воды в течении 3 рабочих дней со дня получения результатов лабораторных исследований и испытаний);
Разработать и утвердить инвестиционную программу, касающуюся качества питьевой воды;
Обеспечить размещения в средствах массовой информации и на официальном сайте сельского поселения в сети "Интернет" сведения о качестве питьевой воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем водоснабжения на территории поселения, о планах мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и об итогах исполнения этих планов (срок - ежегодно);
Обеспечить размещения в средствах массовой информации и на официальном сайте сельского поселения в сети "Интернет" соответствующую информацию в случае существенного ухудшения качества питьевой воды, выявленного по результатам исследований в процессе производственного контроля качества питьевой воды (по мере возникновения ситуации).
Обеспечить представления информации по авариям и утечкам на водопроводных и канализационных сетях со сроками их устранения в ТО Управления Роспотребнадзора по РД в г. Избербаш (ежедневно).
Обеспечить промывку и дезинфекцию участков аварий (порывов) на водопроводных сетях, с контрольным отбором проб воды на лабораторное исследование по устранению.
Обязать администрацию СП «Сельсовет Урахинский» довести решение суда до потребителей через СМИ в течении 10 дней с момента вступления в силу решения суда.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Дагестан в течение десяти дней со дня принятия судом решения через Сергокалинский районный суд Республики Дагестан.
Судья Ю.А. Магомедов