Дело №...
11RS0№...-90
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Печорский городской суд Республики Коми в составе
председательствующего судьи Васевчик Е.П.,
при секретаре ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе ФИО2 30 сентября 2019 года административное дело по административному иску ФИО3 к администрации МР «ФИО2» о признании незаконным распоряжения, обязании установить срок сноса дома, включить дом в муниципальную программу переселения граждан из аварийного жилья,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО3 обратилась в суд с иском к ответчику о возложении обязанности установить срок сноса аварийного ********** в г.ФИО2 Республики ФИО2, включении дома в муниципальную программу переселения граждан из аварийного жилья на 2019-2024гг., указывая, что актом межведомственной комиссии от **.**.** указанный дом признан аварийным и подлежащим сносу. Распоряжением администрации МР «ФИО2» №...-р от **.**.** установлен срок расселения жильцов ********** в г.ФИО2 до **.**.**. Истец не согласна с указанным сроком расселения, т.к. дом разваливается, крыша вот-вот обвалится, течет, плесень, все поедено грибком, щели, древесина крошится, проводка гнилая (два раза было официальное возгорание), резкий запах.
**.**.** истец уточнила исковые требования, просит признать незаконным распоряжение администрации МР «ФИО2» №...-р от **.**.** и распоряжение администрации МР «ФИО2» №...-р от **.**.** о признании многоквартирных домов 55 и 53 по ********** в г.ФИО2 аварийными и подлежащими сносу, нарушающими права жильцов. Жильцы ********** в г.ФИО2 обратились в администрацию МР «ФИО2» по вопросу расселения дома в 2016г., а датой обследования ********** является **.**.**, при этом датой сноса ********** является **.**.**, а ********** – **.**.**. По мнению истца это незаконно, т.к. ********** признан аварийным раньше, чем **********.
Определением суда (протокольным) от **.**.** суд перешел к рассмотрению делу по правилам КАС РФ.
В судебном заседании административный истец на удовлетворении требований настаивала.
Представитель административного ответчика администрации МР «ФИО2» - ФИО6, действующий на основании доверенности, административные исковые требования не признал.
Судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечены Министерство строительства и дорожного хозяйства Республики ФИО2, Государственная корпорация Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.
В соответствии со ст. 150 КАС РФ в отсутствие представителей заинтересованных лиц Министерство строительства и дорожного хозяйства Республики ФИО2, Государственной корпорации Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, просивших о рассмотрении дела в их отсутствие. Согласно письменному отзыву Министерства строительства и дорожного хозяйства Республики ФИО2 иск не поддерживают.
Суд, выслушав пояснения явившихся участников процесса, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
В силу статьи 218 КАС РФ граждане могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из положений п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ основанием для удовлетворения судом заявленных требований является признание оспариваемых решений, действий (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
В ходе судебного разбирательства установлено, что ФИО3 является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: ФИО2, г.ФИО2, **********, на основании свидетельства о государственной регистрации права собственности №********** от **.**.**.
Согласно отчету АО «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» филиал по ФИО2 от января 2017 года, представленному в межведомственную комиссию по результатам обследования общего состояния многоквартирного ********** в г.ФИО2, в результате обследования данного дома выявлено: общее состояние здания в целом, согласно ГОСТ 31937-2011, оценивается как –ограничено-работоспособное техническое состояние. Здание не может считаться пригодным для проживания, исходя из следующего: в исследуемом объекте ухудшение технических характеристик ограждающих конструкций здания привело к изменениям параметров микроклимата жилых помещений, не позволяющих обеспечить соблюдение санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, а именно внутренняя температура ниже допустимой, повышенная влажность, наличие плесени и грибка. Проведение капитального ремонта, включения выполнения мероприятий по повышению тепловой эффективности ограждающих конструкций – стен, чердачного перекрытия, экономически нецелесообразно.
Из акта городской межведомственной комиссии от **.**.** №..., составленного на основании вышеуказанного отчета, следует, что межведомственной комиссией выявлены основания для признания ********** в г.ФИО2 аварийным и подлежащим сносу.
Распоряжением администрации МО МР «ФИО2» №...-р от **.**.** «О признании многоквартирных домов аварийными, подлежащими сносу» определены сроки отселения физических лиц в домах, признанных аварийными, подлежащими сносу – до **.**.**, в том числе ********** в г.ФИО2, собственникам жилых помещений в указанных домах рекомендовано в срок до **.**.** осуществить снос указанных домов.
Согласно представленным администрации МР «ФИО2» сведений жилой дом расположенный по адресу: г.ФИО2, **********, в муниципальную и региональную программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда не включен.
Согласно статье 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище; органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище; малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии с пунктами 1, 8, 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
Согласно п. 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47 к компетенции органа местного самоуправления отнесено принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Исходя из пункта 10 статьи 32 ЖК РФ и разъяснений Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" (п. 22) срок для собственников жилых помещений о сносе или реконструкции дома за счет собственных средств должен быть разумным.
В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно части 10 статьи 32 ЖК РФ применяются нормы частей 1 - 3, 5 - 9 статьи 32 ЖК РФ.
Исходя из вышеприведенных норм следует, что собственник жилого помещения аварийного многоквартирного дома вправе потребовать от органа местного самоуправления установления разумного срока для сноса или реконструкции дома.
Установление срока для сноса дома не зависит от финансовых и иных возможностей органа местного самоуправления, поскольку такое требование имеет значение в первую очередь непосредственно для собственников жилых помещений, которые в зависимости от своих возможностей должны производить за свой счет снос дома, а орган местного самоуправления должен заботиться о том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан.
По смыслу указанных норм, обязанность органа местного самоуправления по незамедлительному обеспечению граждан жильем в связи с расселением из аварийного дома наступает с момента принятия решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный жилой дом для муниципальных нужд, которое принимается в случае неисполнения собственниками сноса или реконструкции дома в установленный в требовании срок. Решение об изъятии земельного участка и об изъятии каждого жилого помещения в доме влечет обязанность органа местного самоуправления незамедлительно произвести выкуп жилых помещений в многоквартирном аварийном доме, за исключением тех, которые принадлежат на праве собственности муниципальному образованию. Сроки для принятия такого решения законом не установлены, но с учетом степени аварийности дома и опасности для продолжения проживания в нем граждан, сроки принятия такого решения должны быть объективно обусловленными.
Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо невключения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствие с Федеральным законом от **.**.** №185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».
Как следует из п.2 ч.2 ст.16 указанного закона в первоочередном порядке подлежат переселению граждане из многоквартирных домов при наличии угрозы их обрушения.
Распоряжением администрации МО МР «ФИО2» №...-р от **.**.** «О признании многоквартирных домов аварийными, подлежащими сносу» ********** в г.ФИО2 признан аварийным и подлежащим сносу (**.**.**), срок отселения - до **.**.**.
Таким образом, в течение еще 6 лет аварийный 8-квартирный жилой дом по адресу: г.ФИО2, **********, не будет снесен и будет представлять собой угрозу обрушения, в результате чего может быть причинен вред здоровью, имуществу, в т.ч. неопределенного круга лиц.
Как следует из материалов дела, в том числе, представленного в суд отчета по обследованию спорного дома в 2017г., объяснений стороны административного истца, показаний допрошенных в судебных заседаниях свидетелей ФИО7 и ФИО8, ********** в г.ФИО2 находится в аварийном состоянии, проживание в нем невозможно, существует реальная угроза для жизни и здоровья проживающих в нем лиц, в т.ч. административного истца с учетом ее пожилого возраста и состояния здоровья.
При установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельствах, суд считает, что при определении срока отселения и снова многоквартирного жилого дома по адресу: г.ФИО2, ********** до **.**.** административным ответчиком не были учтены указанные обстоятельства.
Столь длительный срок расселения и сноса многоквартирного дома (до **.**.**) нарушает права и интересы административного истца, не обеспечивает ее жилищные права как собственника жилого помещения на безопасное и благоприятное проживание, поскольку износ конструкций жилого дома достиг недопустимого уровня, что представляет опасность для жизни и здоровья, проживающих в нем граждан, который может не только причинить вред, но и прекратить свое существование как объект недвижимости.
Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу, что установленный распоряжением администрации МО МР «ФИО2» №...-р от **.**.** срок отселения и сноса многоквартирного ********** в г.ФИО2 до **.**.** не может быть признан разумным, поскольку имеется реальная опасность самопроизвольного разрушения дома, в связи с чем нахождение и проживание в данном доме является опасным для граждан.
В связи с изложенным, распоряжение администрации МО МР «ФИО2» №...-р от **.**.** в части установления сроков отселения и сноса многоквартирного дома по адресу: ФИО2, г.ФИО2, **********, до **.**.** подлежит признанию незаконным.
Переселение граждан из аварийного жилья на территории муниципального образования МР «ФИО2» осуществляется в рамках Федерального закона «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» на условиях софинансирования бюджетов трех уровней (федерального, регионального и местного).
В соответствие с п.1 ч.2 ст.16 указанного закона в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда могут быть включены только многоквартирные дома, признанные до **.**.** в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.
********** в г.ФИО2 признан аварийным и подлежащим сносу на основании акта городской межведомственной комиссии от №... от **.**.** и не мог быть включен в республиканскую программу переселения.
Между тем, в силу п.6 ч.1, а также ч.3, 4 ст.14 Федерального закона от **.**.** №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствие с жилищным законодательством.
Из отзыва Минстрой Республики ФИО2 следует, что органы местного самоуправления вправе принять муниципальную адресную программу по расселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым после **.**.** за счет средств местного бюджета.
При этом, муниципальные адресные программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым после **.**.** подлежат разработке с учетом доходной части местных бюджетов и принятых обязательств.
По информации администрации МР «ФИО2» в 2019г. увеличение доходной части бюджета МО МР «ФИО2» не запланировано.
Таким образом, решение конкретных вопросов, связанных с расселением аварийного дома и его последующим сносом, как объекта недвижимости, находящегося в муниципальной собственности, а также вопросов связанных с включением домов в муниципальную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025гг.» относится исключительно к компетенции администрации МР «ФИО2» и не допускают вмешательства, в т.ч. в судебном порядке.
В силу указанных норм определении срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц относится к исключительной компетенции органа государственной власти, а потому установление таких сроков в судебном порядке недопустимо.
На основании изложенного, с учетом всех обстоятельств дела, требование административного истца о возложении на администрацию МО МР «ФИО2» обязанности определить срок сноса многоквартирного дома и срока отселения физических лиц в указанном выше доме до **.**.** и возложении обязанности по включению указанного дома в муниципальную адресную программу переселения граждан из аварийного жилья на 2019-2024гг., - удовлетворению не подлежат.
По тем же основаниям не подлежат удовлетворению и требования административного истца о признании незаконным распоряжения администрации МР «ФИО2» №...-р от **.**.** о признании многоквартирного ********** в г.ФИО2 аварийным и подлежащим сносу с установлением срока отселения – до **.**.**, нарушающим права жильцов ********** в г.ФИО2, и обязании администрации МР «ФИО2» установить сроки расселения ********** в г.ФИО2 исходя из очередности представления документов в администрацию МР «ФИО2.
Кроме того, доказательств, подтверждающих нарушение оспариваемым распоряжением администрации МР «ФИО2» №...-р от **.**.** в отношении ********** в г.ФИО2, прав и законных интересов административного истца, суду не представлено.
Суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям (ст.178 КАС РФ).
Руководствуясь ст. 175-180, 186 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать незаконным распоряжение администрации МО МР «ФИО2» №...-р от **.**.** в части установления срока отселения физических лиц и сноса многоквартирного ********** в г.ФИО2 до **.**.**.
В остальной части иск ФИО3 к администрации МР «ФИО2» оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики ФИО2 через Печорский городской суд Республики ФИО2 в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Е.П. Васевчик
Мотивированное решение изготовлено **.**.**.