Дело № 2-66/2020
№
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
08 июня 2020 года с. Александровский Завод
Александрово-Заводский районный суд Забайкальского края в составе: председательствующего судьи Гарголло А.Ю.,
при секретаре Самохваловой М.Ф.,
с участием заместителя прокурора Александрово-Заводского района Максякова С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению заместителя прокурора Александрово-Заводского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения «Николаевское» Александрово-Заводского района Забайкальского края, администрации муниципального района «Александрово-Заводский район» Забайкальского края о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора Александрово-Заводского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к указанным выше ответчикам с требованием о возложении обязанности приобрести для водоисточника <адрес> (водокачки по адресу <адрес>) автономный резервный источник электроснабжения, установив срок исполнения обязанности - один месяц со дня вступления решения суда в законную силу. В заявлении ссылается на то, что в результате проведенной прокуратурой проверки готовности населенных пунктов района к пожароопасному периоду 2020 года, полноты мер, принятых органами местного самоуправления по обеспечению первичных мер пожарной безопасности, установлено, что на территории сельского поселения «Николаевское» имеется водозаборная скважина, расположенная в <адрес>, вместе с тем резервный источник энергопитания на данном объекте отсутствуют, чем в свою очередь нарушает п. 60.1 Правил Противопожарного режима, утв. Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 №. 08 мая 2020 года на выявленные нарушения закона прокуратурой района в адрес главы сельского поселения «Николаевское» внесено представление с требованием устранить вышеуказанные нарушения закона, однако, до настоящего времени резервный источник электропитания не приобретен, в связи с отсутствием денежных средств. Отношения в области пожарной безопасности между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также между общественными объединениями, индивидуальными предпринимателями, должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства регламентированы Федеральным законом от 21 декабря 1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности». В соответствии с п.9 ч.1, п.3 ст.14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года к полномочиям органов местного самоуправления сельских поселений относится, в том числе, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения. В соответствии со ст.19 Закона № 69-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем, организация и принятие мер по оповещению населения о пожаре и другие полномочия. Таким образом, администрацией сельского поселения «Николаевское» не в полной мере принимаются первичные меры пожарной безопасности. Кроме того, статья 7 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» требует проведения мероприятий, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций, заблаговременно. На основании п.п.7 п.1 ст.15 Федерального закона Российской Федерации №-Ф3 от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям муниципального района относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального района, в связи с чем, администрации муниципального района «Александрово-Заводского района» необходимо предпринять весь комплекс мер, направленный на предупреждение возникновения чрезвычайных ситуаций, а в случае их возникновения участвовать в ликвидации их последствий (л.д.4-7).
В судебном заседании заместитель прокурора Александрово-Заводского района Максяков С.В. заявленные требования поддержал, ссылаясь на доводы указанные в исковом заявлении, настаивал на их удовлетворении в полном объеме по изложенным в иске основаниям, отзыв администрации муниципального района на исковое заявление просил отклонить ввиду его необоснованности.
Представитель ответчика глава администрации сельского поселения «Николаевское» Л.В. Бартош в судебное заседание не явилась, представила заявление, в котором указывает на признание иска в полном объеме, просит дело рассмотреть в ее отсутствие.
Представитель ответчика администрации муниципального района «Александрово-Заводский район» в судебное заседание не явился, ВрИО главы администрации муниципального района «Александрово-Заводский район» С.В. Солошко представил отзыв на исковое заявление в котором просил отказать в иске к администрации муниципального района, в связи с тем, что администрация не является надлежащим ответчиком. Указывает, что администрацией района заключено соглашение с сельским поселением «Николаевское» о передачи осуществления части полномочий, в которых входит участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения. В рамках соглашения предусмотрены межбюджетные трансферты на 2020 года на осуществление данного полномочия в сумме 17500 рублей. Данная сумма может быть потрачена и на приобретение резервного источника электроснабжения. Все необходимые меры в рамках исполнения данного полномочия администрацией района приняты. Просит дело рассмотреть в отсутствие представителя администрации муниципального района «Александрово-Заводский район».
На основании ст. 167 ГПК РФ судом определено рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, надлежащим образом извещенных о дате и времени рассмотрения дела.
Исследовав материалы дела, заявления, выслушав лиц, участвующих в деле, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Частями 1, 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации установлено, что Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы, действующие на территории Российской Федерации.
По смыслу ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации») к вопросам местного значения сельского поселения относятся, в частности, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
Согласно положениям ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее – ФЗ «О пожарной безопасности») пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности; меры пожарной безопасности - действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности; первичные меры пожарной безопасности - реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.
Законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности. Законодательство субъектов Российской Федерации не действует в части, устанавливающей более низкие, чем настоящий Федеральный закон, требования пожарной безопасности (ст. 2 ФЗ «О пожарной безопасности»).
Статьей 19 ФЗ «О пожарной безопасности» определены полномочия органов местного самоуправления в области пожарной безопасности. К полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся, в частности, создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.
«Правила противопожарного режима в Российской Федерации», утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года № «О противопожарном режиме» (далее – Правила противопожарного режима) содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты (далее - объекты защиты) в целях обеспечения пожарной безопасности.
В соответствии с пунктом 60.1 Правил противопожарного режима водонапорные башни должны быть приспособлены для забора воды пожарной техникой в любое время года. Использование для хозяйственных и производственных целей запаса воды в водонапорной башне, предназначенной для нужд пожаротушения, не разрешается. Для обеспечения бесперебойного энергоснабжения водонапорной башни предусматриваются автономные резервные источники электроснабжения.
Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с положениями ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Как установлено в судебном заседании и следует из представленных материалов, прокуратурой Александрово-Заводского района проведена проверка готовности населенных пунктов района к пожароопасному периоду 2020 года, полноты мер, принятых органами местного самоуправления по обеспечению первичных мер пожарной безопасности, по результатам которой установлено, что на территории сельского поселения «Николаевское» имеется одна водозаборная скважина, расположенная в с <адрес> вместе с тем резервный источник энергопитания на данном объекте отсутствует.
По сообщению и.о. главы сельского поселения «Николаевское» ФИО8, на территории сельского поселения «Николаевское» находится водокачка, расположенная в <адрес>, заправка пожарных машин осуществляется беспрепятственно, имеются все необходимые приспособления, энергопитание исправно. Резервный источник электропитания отсутствует, при отсутствии электроэнергии на водокачке, возможна заправка с речек Багдарин и Гуньгунджа (л.д.8).
В связи с выявленными нарушениями законодательства в области пожарной безопасности, в адрес администрации сельского поселения «Николаевское» 08 мая 2020 года прокурором внесено представление об устранении нарушений закона (л.д.9-11).
И.о. Главы сельского поселения «Николаевское» ФИО7 в адрес прокуратуры Александрово-Заводского района направлен ответ о рассмотрении представления, из которого следует, что указанные в представлении нарушения закона нашли свое подтверждение, так как действительно водоисточник не оборудован резервным источником электроснабжения. Для устранения нарушения нет финансовой возможности для приобретения резервного источника энергопитания. По результатам рассмотрения представления к дисциплинарной ответственности и.о. главы администрации сельского поселения «Николаевское» ФИО8 в виде объявления замечания (л.д.12,13).
С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу о допущенном администрацией сельского поселения «Николаевское» нарушении законодательства Российской Федерации в области пожарной безопасности, выразившееся в отсутствии в с. Николаевское автономного резервного источника электроснабжения для обеспечения бесперебойного энергоснабжения водоисточника.
В силу ч. 1 ст. 51 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения и иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов.
Охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах. К мерам пожарной безопасности в лесах относятся предупреждение лесных пожаров, мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров, разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров, иные меры пожарной безопасности в лесах (ч. 1 ст. 53 Лесного кодекса РФ, п. 3 Правил пожарной безопасности в лесах, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 года №).
Часть 1 ст. 53.1 ЛК РФ предусматривает, что предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров. К обеспечению средствами предупреждения и тушения лесных пожаров относится приобретение противопожарного снаряжения и инвентаря, содержание пожарной техники и оборудования, систем связи и оповещения, создание резерва пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, а также горюче-смазочных материалов.
Статья 7 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» требует проведения мероприятий, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций, заблаговременно.
На основании п.п.7 п. 1 ст. 15 Федерального закона Российской Федерации №-Ф3 от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям муниципального района относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального района.
Из смысла названной нормы следует, что администрации муниципального района «Александрово-Заводского района» необходимо предпринять весь комплекс мер, направленный на предупреждение возникновения чрезвычайных ситуаций, а в случае их возникновения участвовать в ликвидации их последствий.
Невыполнение обязанностей, возложенных действующим законодательством Российской Федерации в области пожарной безопасности на органы местного самоуправления нарушает права неопределенного круга лиц, так как может повлечь причинение вреда здоровью граждан, угрожать их жизни, привести к уничтожению имущества как лиц, постоянно проживающих на территории сельского поселения, так и временно находящихся в указанном населенном пункте.
При этом отсутствие денежных средств для устранения выявленных нарушений само по себе не может препятствовать возложению обязанности на администрацию сельского поселения по устранению выявленных нарушений, а также обязанности администрации муниципального района, в случае отсутствия средств у сельского поселения, профинансировать покупку резервных источников электроснабжения.
Кроме того, в силу п. 1 ч. 1, ч. 3 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения сельского поселения относятся, в том числе составление и рассмотрение проекта бюджета поселения, утверждение и исполнение бюджета поселения, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета поселения.
При таких обстоятельствах, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд считает требования прокурора Александрово-Заводского о возложении на администрацию сельского поселения «Николаевское» и администрацию муниципального района «Александрово-Заводский район» обязанности по устранению вышеуказанных нарушений законодательства в области пожарной безопасности законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
При этом суд считает, что срок, в течение которого ответчики должны исполнить решение суда, предложенный прокурором – в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу – является разумным и достаточным. Обстоятельств, объективно свидетельствующих о невозможности исполнения ответчиками решения суда в указанный срок, судом не установлено; ответчиком доказательств наличия таких обстоятельств не представлено. Кроме того в случае невозможности исполнить решение в установленный судом срок, ответчик не лишен права обращения с заявлением об отсрочке исполнения решения суда.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199, Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Александрово-Заводского района, в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения «Николаевское» и администрации муниципального района «Александрово-Заводский район» о возложении обязанностей, удовлетворить.
Обязать администрацию сельского поселения «Николаевское» муниципального района «Александрово-Заводский район», администрацию муниципального района «Александрово-Заводский район» в течении месяца со дня вступления решения суда в законную силу приобрести для водоисточника с. Николаевка (водокачки по адресу <адрес>) автономный резервный источник электроснабжения.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Забайкальского краевого суда в течении месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Александрово-Заводский районный суд Забайкальского края.
Судья А.Ю. Гарголло