Решение по делу № 2а-311/2020 от 30.01.2020

К делу № 2а-311/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

пос. Тульский                              03 марта 2020 года

Майкопский районный суд Республики Адыгея в составе:

председательствующего        - Панеш Х.А.,

при секретаре             - Курижевой А.В.,

с участием: помощника прокурора - Хасановой З.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Прокурора Майкопского района Республики Адыгея в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации о признании информации содержащейся в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,

Заинтересованное лицо: Управление Роскомнадзора по ЮФО,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Майкопского района Республики Адыгея обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, пояснив следующее. Прокуратурой Майкопского района в ходе осуществления мониторинга сети интернет в части исполнения законодательства об образовании выявлен Интернет-сайт http://diploms-box.com HYPERLINK "http://diploms-box.com", на котором размещена информация о продаже дипломов, аттестатов и других документов, подтверждающих наличие образования у граждан. Вход на сайт свободный, не требует предварительной регистрации, ознакомиться с содержанием указанной страницы и заказать вышеуказанные документы может любой интернет-пользователь, информация на данном сайте распространяется бесплатно, срок пользования неограничен, ограничения на передачу, копирование, распространение отсутствуют.

В соответствии с п. 1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Федеральный закон № 149-ФЗ) в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 5 ст. 15 Федерального закона № 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

Понятие информационно-телекоммуникационной сети дано в п. 4 ст. 2 Федерального закона № 149-ФЗ, в соответствии с которой это технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.

Таким образом, сеть «Интернет» является информационно-телекоммуникационной сетью.

В соответствии с п. 14 ст. 2 Федерального закона № 149-ФЗ страница сайта в сети «Интернет» (далее также - интернет-страница) - часть сайта в сети «Интернет», доступ к которой осуществляется по указателю, состоящему из доменного имени и символов, определенных владельцем сайта в сети «Интернет».

В силу положений п. 6 ст. 10 Федерального закона № 149-ФЗ запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

В соответствии с ч. 4 ст. 60 Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации» лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, выдаются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, документы об образовании, и документы об образовании и о квалификации. Образцы таких документов об образовании, документов об образовании и о квалификации (за исключением образцов дипломов об окончании ординатуры или аспирантуры-стажировки) и приложений к ним, описание указанных документов и приложений, порядок заполнения, учета и выдачи указанных документов и их дубликатов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Согласно п. 2 Порядка заполнения, учета и выдачи документов о высшем образовании и о квалификации и их дубликатов, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.02.2014, дипломы выдаются организациями, осуществляющими образовательную деятельность, по реализуемым ими аккредитованным образовательным программам высшего образования.

В соответствии с п. 27 указанного Порядка диплом выдается лицу, завершившему обучение по образовательной программе и успешно прошедшему государственную итоговую аттестацию, на основании решения государственной экзаменационной комиссии о присвоении выпускнику квалификации.

Согласно пп. 23-24 указанного Порядка бланки хранятся в организации как документы строгой отчетности и учитываются по специальному реестру. Передача полученных организацией бланков в другие организации не допускается.

Аналогичные положения относительно учёта и выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании содержатся в Порядке заполнения, учёта и выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании и их дубликатов, утверждённом приказом № 115 Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.02.2014.

Незаконные приобретение или сбыт официальных документов, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей, (ст. 324 Уголовного кодекса Российской Федерации), а также подделка удостоверения или иного официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, в целях его использования либо сбыт такого документа (ст. 327 Уголовного кодекса Российской Федерации) являются уголовно-наказуемыми деяниями.

Таким образом, перечисленными правовыми нормами в их совокупности предусмотрен запрет на распространение информации о возможности приобретения и использования документа об образовании за плату без прохождения соответствующего обучения и итоговой аттестации с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет, за которую предусмотрена уголовная, либо административная ответственность.

Вместе с тем, размещенная информация находится в открытом доступе. На выявленной странице сайта размещена информация, оказывающая негативное влияние на правосознание граждан, формирующая искаженное представление о допустимых способах получения документа об образовании.

П. 1 ст. 9 Федерального закона № 149-ФЗ установлено, что ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Статьей 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ предусмотрено, что в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», в который включаются, в том числе сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Анализ содержания положений п. 6 ст. 10 и п. 1 ст. 9 Федерального закона № 149-ФЗ позволяет сделать вывод о том, что информация, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность, являются информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Ограничение доступа к информации в том и другом случае, требуется в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Нахождение в открытом доступе в сети «Интернет» подобной информации, нарушает права Российской Федерации и права неопределенного круга лиц, в том числе право граждан на гарантированную Конституцией Российской Федерации жизнь в правовом государстве.

Согласно п. 5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.03.2009 № 228, Роскомнадзор осуществляет создание, формирование и ведение единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», в связи с чем, Роскомнадзор привлекается в качестве административного ответчика.

Обращаясь с заявлением о признании информации, распространяемой в сети «Интернет», запрещённой к распространению на территории Российской Федерации, прокурор выступает в интересах неопределённого круга лиц и Российской Федерации, в целях защиты основ конституционного строя и нравственности, формирования правового сознания граждан в целях пресечения совершения гражданами преступлений и правонарушений, руководствуясь ч. 1 ст. 39 КАС РФ, просил суд признать информацию, содержащуюся в информационно- коммуникационной сети «Интернет» на сайте http://diploms-box.com, запрещённой к распространению на территории Российской Федерации.

Представитель административного истца – помощник прокурора Хасанова З.Б. в судебном заседании вышеуказанное административное исковое требование поддержала.

Представитель заинтересованного лица Управления Роскомнадзора по ЮФО, извещенный надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания, в суд не явился, не сообщил о причине неявки в суд, заявлений, возражений относительно исковых требований не представил.

Суд полагал возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя заинтересованного лица.

Суд, выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.

По результатам проведенного мониторинга сети интернет в части исполнения законодательства об образовании выявлен Интернет-сайт http://diploms-box.com HYPERLINK "http://diploms-box.com", на котором размещена информация о продаже дипломов, аттестатов и других документов, подтверждающих наличие образования у граждан.

Вход на сайт свободный, не требует предварительной регистрации, ознакомиться с содержанием указанной страницы и заказать вышеуказанные документы может любой интернет-пользователь, информация на данном сайте распространяется бесплатно, срок пользования неограничен, ограничения на передачу, копирование, распространение отсутствуют.

В соответствии с п. 1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Федеральный закон № 149-ФЗ) в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 5 ст. 15 Федерального закона № 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

Понятие информационно-телекоммуникационной сети дано в п. 4 ст. 2 Федерального закона № 149-ФЗ, в соответствии с которой это технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.

Таким образом, сеть «Интернет» является информационно-телекоммуникационной сетью.

В соответствии с п. 14 ст. 2 Федерального закона № 149-ФЗ страница сайта в сети «Интернет» (далее также - интернет-страница) - часть сайта в сети «Интернет», доступ к которой осуществляется по указателю, состоящему из доменного имени и символов, определенных владельцем сайта в сети «Интернет».

В силу положений п. 6 ст. 10 Федерального закона № 149-ФЗ запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

В соответствии с ч. 4 ст. 60 Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации» лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, выдаются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, документы об образовании и документы об образовании и о квалификации. Образцы таких документов об образовании, документов об образовании и о квалификации (за исключением образцов дипломов об окончании ординатуры или аспирантуры-стажировки) и приложений к ним, описание указанных документов и приложений, порядок заполнения, учета и выдачи указанных документов и их дубликатов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Согласно п. 2 Порядка заполнения, учета и выдачи документов о высшем образовании и о квалификации и их дубликатов, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.02.2014, дипломы выдаются организациями, осуществляющими образовательную деятельность, по реализуемым ими аккредитованным образовательным программам высшего образования.

В соответствии с п. 27 указанного Порядка диплом выдается лицу, завершившему обучение по образовательной программе и успешно прошедшему государственную итоговую аттестацию, на основании решения государственной экзаменационной комиссии о присвоении выпускнику квалификации.

Согласно пп. 23-24 указанного Порядка бланки хранятся в организации как документы строгой отчетности и учитываются по специальному реестру. Передача полученных организацией бланков в другие организации не допускается.

Аналогичные положения относительно учёта и выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании содержатся в Порядке заполнения, учёта и выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании и их дубликатов, утверждённом приказом № 115 Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.02.2014.

Незаконные приобретение или сбыт официальных документов, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей, (ст. 324 Уголовного кодекса Российской Федерации), а также подделка удостоверения или иного официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, в целях его использования либо сбыт такого документа (ст. 327 Уголовного кодекса Российской Федерации) являются уголовно-наказуемыми деяниями.

Таким образом, перечисленными правовыми нормами в их совокупности предусмотрен запрет на распространение информации о возможности приобретения и использования документа об образовании за плату без прохождения соответствующего обучения и итоговой аттестации с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет, за которую предусмотрена уголовная, либо административная ответственность.

Вместе с тем, размещенная информация находится в открытом доступе. На выявленной странице сайта размещена информация, оказывающая негативное влияние на правосознание граждан, формирующая искаженное представление о допустимых способах получения документа об образовании.

П. 1 ст. 9 Федерального закона № 149-ФЗ установлено, что ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Статьей 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ предусмотрено, что в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», в который включаются, в том числе сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Основанием для включения в реестр сведений, указанных в ч. 2 ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ, является, в том числе вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Анализ содержания положений п. 6 ст. 10 и п. 1 ст. 9 Федерального закона № 149-ФЗ позволяет сделать вывод о том, что информация, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность, являются информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Ограничение доступа к информации в том и другом случае, требуется в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Нахождение в открытом доступе в сети «Интернет» подобной информации, нарушает права Российской Федерации и права неопределенного круга лиц, в том числе право граждан на гарантированную Конституцией Российской Федерации жизнь в правовом государстве.

Согласно ст. 39 Кодекса Российской Федерации об административном судопроизводстве (далее – КАС РФ) прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно п. 5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.03.2009 № 228, Роскомнадзор осуществляет создание, формирование и ведение единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», в связи с чем, Роскомнадзор привлекается в качестве административного ответчика.

Обращаясь с заявлением о признании информации, распространяемой в сети «Интернет», запрещённой к распространению на территории Российской Федерации, прокурор выступает в интересах неопределённого круга лиц и Российской Федерации, в целях защиты основ конституционного строя и нравственности, формирования правового сознания граждан в целях пресечения совершения гражданами преступлений и правонарушений, руководствуясь ч. 1 ст. 39 КАС РФ, просил суд признать информацию, содержащуюся в информационно- коммуникационной сети «Интернет» на сайте http://diploms-box.com, запрещённой к распространению на территории Российской Федерации.

При таких обстоятельствах, суд полагает, что требования прокурора Майкопского района Республики Адыгея законны, обоснованны и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 265.5. КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Удовлетворить административное исковое заявление Прокурора Майкопского района Республики Адыгея в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации о признании информации содержащейся в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

Признать информацию, содержащуюся в информационно-коммуникационной сети «Интернет» на сайте http://diploms-box.com, запрещённой к распространению на территории Российской Федерации.

Решение Майкопского районного суда Республики Адыгея подлежит немедленному исполнению.

Судья: подпись

Копия верна. Судья                         Х.А. Панеш

2а-311/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Майкопского района РА
Ответчики
Управление Роскомнадзора по ЮФО
Суд
Майкопский районный суд Республики Адыгея
Судья
Панеш Хизир Асланович
Дело на странице суда
maikopskyr.adg.sudrf.ru
28.02.2020Регистрация административного искового заявления
28.02.2020Передача материалов судье
28.02.2020Решение вопроса о принятии к производству
03.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.03.2020Подготовка дела (собеседование)
04.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.03.2020Судебное заседание
03.03.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее