Решение по делу № 2-229/2019 от 21.02.2019

дело № 2-229/19

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

25 марта 2019 года Ширинский районный суд с. Шира

В составе: председательствующий – судья Ширинского районного суда Республики Хакасия Укачикова Д.Г., с участием:

прокурора - ст. помощника прокурора Ширинского района Ильиной И.К.,

представителя Управления Роспотребнадзора по РХ Мирошниченко В.Л.,

при секретаре Носакиной А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ширинского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц о понуждении администрации Ширинского сельсовета устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор, обосновывая заявленные требования, пояснил в исковом заявлении, что проведенной проверкой Управления Роспотребнадзора по РХ установлено нарушение ответчиком требований федерального законодательства в области водоснабжения населения. В обоснование указывает, что администрация Ширинского сельсовета, являясь собственником муниципального имущественного комплекса – объектов водоснабжения микрорайона «Иткульский», осуществляет его эксплуатацию без санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии его требованиям санитарных правил. Кроме того, указанные объекты водоснабжения обеспечивают население не питьевой, а технической водой, при этом, подвоз воды гарантированного качества для питьевых целей не организован, программа производственного контроля качества питьевой воды не согласована. По результатам проверки в адрес администрации направлено предписание. В связи с выявленными нарушениями администрация Ширинского сельсовета привлечена к административной ответственности по ст. 6.5 КоАП РФ. С учетом изложенного, просит понудить ответчика устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства путем получения положительного санитарно-эпидемиологического заключения на водозабор «Иткульский», используемый для питьевого и хозяйственного водоснабжения.

В предварительном судебном заседании старший помощник прокурора Ширинского района Ильина И.К. уточнила заявленные требования, просила обязать администрацию Ширинского сельсовета Ширинского района Республики Хакасия в срок до 01 сентября 2019 года устранить нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства путем:

- разработки программы производственного контроля качества питьевой воды водозабора «Иткульский» с. Шира и согласования ее с Управлением Роспортребнадзора по Республике Хакасия;

- введения в эксплуатацию водоочистных сооружений водозабора «Иткульский» с. Шира;

- систематического проведения в рамках производственного контроля лабораторных исследований проб питьевой воды из водозабора и водозаборных точек распределительной сети микрорайона Иткульский с. Шира;

- получения положительного санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии требованиям санитарных правил водных объектов: водозабора микрорайона Иткульский с. Шира, используемого в целях питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта;

- размещения в средствах массовой информации и на официальном сайте муниципального образования в сети «Интернет» сведений о качестве питьевой воды на территории поселения, о планах мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие установленным требованиями об итогах исполнения этих планов согласно пункту 10 статьи 23 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».

Представители ответчика администрации Ширинского сельсовета, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения дела, отсутствовали, ходатайств об отложении дела не заявляли.

В предварительном судебном заседании представитель ответчика – заместитель главы администрации Ширинского сельсовета Рахманова С.В. пояснила, что администрация Ширинского сельсовета частично не согласна с уточненными требованиями, а именно: с требованием о введении в эксплуатацию водоочистных сооружений водозабора «Иткульский», поскольку как следует из перечня смотнированного оборудования водопровода микрорайона Иткуль, водозабора № 1, водозабора № 2, отраженных в акте приема-передачи имущества от 09.01.2017, водоочистные сооружения у водозабора «Иткульский» отсутствуют. Кроме того, полагает необоснованным заявленное требование о необходимости поведения лабораторных исследований проб питьевой воды, поскольку их количество и необходимая периодичность должна быть предусмотрена программой производственного контроля качества питьевой воды, находящейся на утверждении в Управлении Роспотребнадзора по РХ, также истцом не конкретизировано понятие «систематичности» проведения данных лабораторных исследований. Кроме того, представитель ответчика не согласна с формулировкой о необходимости получения «положительного» санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии требованиям санитарных правил водных объектов. В удовлетворении остальной части требований возражений не имеет.

Представитель Управления Роспотребнадзора по РХ, привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - начальник территориального отдела в Ширинском и Орджоникидзевском районах Мирошниченко В.Л. в судебном заседании заявленные требования, с учетом их уточнения, поддержал в полном объеме. По поводу возражений представителя ответчика пояснил, что водоочистные сооружения на водозаборе «Иткульский» имеются, в противном случае, администрации Ширинского сельсовета было бы указано на данное обстоятельство в акте проверки и в предписании.

Суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, определил о рассмотрении дела при имеющейся явке.

Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В силу п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относится, в том числе, организация водоотведения и водоснабжения населения.

Аналогичные полномочия сельских поселений предусмотрены ст. 2 Закона Республики Хакасия от 07.11.2014 №84-ЗРХ «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями в Республике Хакасия».

В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон № 52-ФЗ) индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.

Согласно п. 1 ст. 18 Федерального закона № 52-ФЗ водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.

Использование водного объекта в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта (пункт 3 статьи 18 Федерального Закона № 52-ФЗ).

Пунктом 1 статьи 39 Федерального Закона № 52-ФЗ установлено, что на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (пункт 3 статьи 39 Федерального Закона № 52-ФЗ).

Гигиенические требования к качеству питьевой воды, а также правила контроля качества воды, производимой и подаваемой централизованными системами питьевого водоснабжения населенных мест установлены положениями СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», введенные в действие Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 26 сентября 2001 года № 24, зарегистрированные в Минюсте России 31.10.2001 № 3011.

Согласно пункту 2.4 СанПиН 2.1.4.1074-01 на основании требований настоящих Санитарных правил индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию системы водоснабжения, разрабатывает рабочую программу производственного контроля качества воды в соответствии с правилами, указанными в приложении 1. Рабочая программа согласовывается с центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора в городе или районе (далее - центр госсанэпиднадзора) и утверждается на соответствующей территории в установленном порядке.

Пунктом 2.2 СанПиН 2.1.4.1074-01 установлено, что качество питьевой воды, подаваемой системой водоснабжения, должно соответствовать требованиям настоящих санитарных правил.

Как следует из материалов дела, администрация Ширинского сельсовета с 01 сентября 2016 года является собственником водоснабжения микрорайона «Иткульский», являющегося сооружением коммунального хозяйства протяженностью 3739 м, расположенного по адресу: Республика Хакасия, Ширинский район, с. Шира, микрорайон Иткульский, южнее автодороги Ачинск-Ужур-Троицкое, и осуществляет обеспечение население данного микрорайона питьевой водой.

В ходе проведенной в период с 10 января 2017 года по 27 января 2017 года внеплановой проверки Управлением Роспотребнадзора по РХ установлено, и из акта № 1209 от 27 января 2017 года следует, что эксплуатация водного объекта (водозабор с сетями водоснабжения) микрорайона «Иткульский» с. Шира осуществляется администрацией Ширинского сельсовета без санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии его требованиям санитарных правил. Население обеспечивается водой ненадлежащего качества, подвоз воды гарантированного качества для питьевых целей не организован, программа производственного контроля качества питьевой воды на момент проверки для согласования в Управление Роспотребнадзора по РХ не представлена.

В связи с выявленными нарушениями в адрес администрации Ширинского сельсовета направлено предписание от 27 января 2017 года.

Из информации Управления Роспотребнадзора по РХ от 12 марта 2018 года следует, что администрацией Ширинского сельсовета предписание от 27 января 2017 года выполнено не в полном объеме, а именно:

- по результатам экспертизы водозабора «Иткульский» 24 мая 2017 года выдано санитарно-эпидемиологическое заключение о его несоответствии (пункт 1);

- программа производственного контроля качества питьевой воды с Управлением не согласована (пункт 4).

Данное обстоятельство подтверждается представленным в материалы дела санитарно-эпидемиологическим заключением от 24 мая 2017 года о несоответствии водозабора «Иткульский» требованиям санитарных правил и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта, а также сопроводительным письмом администрации Ширинского сельсовета от 28 февраля 2019 года (исх. № 250) о направлении руководителю Управления Роспотребнадзора по РХ программы производственного контроля источника центрального водоснабжения с. Шира мкр. Иткульский для согласования.

Согласно перечню мероприятий по устранению нарушений на водозаборе «Иткульский», представленному 23 июля 2018 года Управлением Роспотребнадзора по РХ, в связи недостаточно эффективной системой очистки и обеззараживания воды на водозаборе необходимо провести пуско-наладочные работы по установке системы очистки и обеззараживания воды.

Со стороны ответчика наличие указанных нарушений не оспорено.

Таким образом, установленные в судебном заседании нарушения, выразившиеся в несоблюдении требований вышеуказанных норм действующего законодательства Российской Федерации со стороны администрации Ширинского сельсовета являются недопустимыми, подлежат устранению, поскольку создают угрозу жизни и здоровью населения.

В предварительном судебном заседании представителем ответчика в опровержение заявленных требований высказан довод об отсутствии у водозабора «Иткульский» водоочистных сооружений.

Водоочистные сооружения используются для очистки питьевой воды, обеспечения требуемых эпидемических и радиационных показателей, химического состава.

Из акта проверки Управления Роспотребнадзора по РХ № 1209 от 27.01.2017 со ссылкой на письмо главы Ширинского сельсовета от 09.01.2017 следует, что из-за неисправности датчика уровня воды в резервуарах, подача воды населению микрорайона «Иткульский» осуществлялась, минуя резервуары и очистительное оборудование (страница 4 акта)… «В ходе проверки проведен отбор проб питьевой воды из скважин, воды после отчистки (на момент отбора проб 10.01.2017 система очистки была включена), а также из разводящей сети. По результатам исследования вода не соответствует санитарным правилам» (страница 7 акта). Следовательно, специалистами Управления Роспотребнадзора по РХ вывод об отсутствии водоочистных сооружений при эксплуатации водного объекта (водозабора с сетями водоснабжения) с. Шира микрорайона «Иткульский» сделан не был. В предписании ответчику от 27 января 2017 г. указанное обстоятельство не отражено. Более того, надзорным органом в информации от 23 июля 2018 года, направленной в адрес прокуратуры Ширинского района РХ, сделан вывод «о недостаточно эффективной системе очистки и обеззараживания воды на водозаборе «Иткульский», о необходимости проведения пуско-наладочных работ по установке системы очистки и обеззараживания воды».

Из приобщенного представителем ответчика к материалам дела акта приемки-передачи имущества от 09.01.2017, являющегося приложением № 1 к договору безвозмездного пользования муниципальным имущественным комплексом – объекты водоснабжения от 09.01.2017, под номером 61 (перечня смотнированного оборудования водопровода микрорайона Иткуль, водозабора № 1, водозабора № 2) указаны 2 установки обеззараживания DUVIA250-NBSC.

Таким образом, суд приходит к выводу, что довод представителя ответчика об отсутствии у водозабора «Иткульский» водоочистных сооружений является необоснованным.

Вместе с тем, из заявленных прокуратурой Ширинского района требований следует необходимость «введения в эксплуатацию водоочистных сооружений водозабора «Иткульский» ответчиком. Из пояснений представителя Управления Роспотребнадзора по РХ Мирошниченко В.Л. следует, что фактически водоочистные сооружения не работают, подача воды осуществляется напрямую, минуя резервуары и очистительное оборудование. Обеззараживание воды происходит только за счет бактерицидных ламп, которые стоят на выходе. Причина, из-за которой водоочистные сооружения не функционируют, Мирошниченко В.Л. не известна.

В судебном заседании истцом не представлено достаточных доказательств, чем именно вызвана необходимость ввода в эксплуатацию водоочистных сооружений (неисправность водоочистных сооружений, какого конкретного оборудования и т.д.). Указанные обстоятельства истцом не конкретизированы. В связи с изложенным, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленного требования в указанной части.

Суд не соглашается с доводами представителя ответчика о необоснованности заявленного требования, связанного с необходимостью проведения в рамках производственного контроля лабораторных исследований проб питьевой воды (поскольку их количество и необходимая периодичность должны быть предусмотрены программой производственного контроля качества питьевой воды, находящейся на утверждении в Управлении Роспотребнадзора по РХ), так как данные требования основаны на законе (ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ, ст. 25 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ).

Кроме того, по мнению суда, обоснованным является требование истца о необходимости получения санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии требованиям санитарных правил водозабора микрорайона Иткульский с. Шира, используемого в целях питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения, санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта, поскольку полученное администрацией Ширинского сельсовета санитарно-эпидемиологическое заключение от 24 мая 2017 года таковым быть признано не может.

Учитывая, что на момент принятия решения направленная ответчиком 28 февраля 2019 года на согласование в Управление Роспотребнадзора по РХ программа производственного контроля источника центрального водоснабжения с. Шира микрорайона «Иткульский» не согласована с указанным надзорным органом, ответчиком данные обстоятельства не опровергнуты, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленного в данной части требования в полном объеме.

Согласно ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

При таких обстоятельствах суд полагает, что данное обращение прокурора правомерно, заявленные требования основаны на законе и обоснованы по сути.

В силу требований ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса РФ, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.

Учитывая обстоятельства и причины неправомерного бездействия ответчика, а также условия, необходимые для исполнения рассматриваемого требования, с учётом принципа разумности, суд считает необходимым установить срок для исполнения судебного решения до 01 декабря 2019 года.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194 – 198, 206 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Ширинского района удовлетворить частично.

Обязать администрацию Ширинского сельсовета Ширинского района Республики Хакасия в срок до 01 декабря 2019 года устранить нарушения требования санитарно-эпидемиологического законодательства путем:

- разработки программы производственного контроля качества питьевой воды водозабора «Иткульский» с. Шира и согласования ее с Управлением Роспортребнадзора по Республике Хакасия;

- проведения в рамках производственного контроля лабораторных исследований проб питьевой воды из водозабора и водозаборных точек распределительной сети микрорайона Иткульский с. Шира;

- получения санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии требованиям санитарных правил водных объектов: водозабора микрорайона Иткульский с. Шира, используемого в целях питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения, санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта;

- размещения в средствах массовой информации и на официальном сайте муниципального образования в сети «Интернет» сведений о качестве питьевой воды на территории поселения, о планах мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие установленным требованиями об итогах исполнения этих планов согласно пункту 10 статьи 23 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».

В удовлетворении остальной части требований отказать.

На данное решение может быть подана апелляционная жалоба в коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия через Ширинский районный суд в течение месяца со дня вынесения окончательного решения.

Председательствующий Д.Г. Укачикова

Мотивированное решение составлено и подписано 27 марта 2019 г.

Председательствующий Д.Г. Укачикова

2-229/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
И.о. прокурора Ширинского района Сиротинин С.А.
Ответчики
Администрация МО Ширинский сельсовет
Другие
Управление территориальной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РХ
Мирошниченко Валерий Леонидович
Антонян Анастасия Игоревна
Рахманова Светлана Владимировна
Суд
Ширинский районный суд Республики Хакасия
Дело на сайте суда
sharinsky.hak.sudrf.ru
28.03.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.03.2020Передача материалов судье
28.03.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.03.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
28.03.2020Предварительное судебное заседание
28.03.2020Предварительное судебное заседание
28.03.2020Судебное заседание
28.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.03.2020Дело оформлено
28.03.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее