БЕЛГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
33-3410/2019
(2-991/2019)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Белгород 30 апреля 2019 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Белгородского областного суда в составе:
председательствующего Нерубенко Т.В.,
судей Харебиной Г.А., Скоковой Д.И.,
при секретаре Рыбцовой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Клепикова Николая Павловича к Государственному учреждению – Белгородскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, возмещении вреда здоровью, взыскании компенсации за непредоставленные путевки на санаторно-курортное лечение, компенсации морального вреда и судебных расходов
по апелляционной жалобе Клепикова Николая Павловича
на решение Свердловского районного суда г. Белгорода от 10 января 2019 г.
Заслушав доклад судьи Харебиной Г.А., объяснения истца Клепикова Н.П., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Клепиков Н.П. обратился в суд с иском к ГУ БРО ФСС РФ, считая нарушенными свои права на получение льгот как инвалида <данные изъяты> группы, поскольку начиная с 2016 г. ответчик отказывает ему в предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, в связи с чем ухудшается состояние его здоровья, в окончательной редакции исковых требований просил возложить на ответчика обязанность по предоставлению путевки на 2018 г. и последующие годы, взыскать за причиненный вред здоровью 200 000 руб., компенсацию за путевки в размере 56 008,56 руб., оплату лекарственных препаратов - 16 122,50 руб., судебные расходы - 10 000 руб., транспортные расходы - 1 750 руб., компенсацию морального вреда - 100 000 руб.
В судебном заседании истец поддержал исковые требования.
В судебном заседании представитель ответчика иск не признал, просил в иске отказать, поскольку со стороны ГУ БРО ФСС РФ отсутствуют виновные действия в связи с непредоставлением истцу в 2016-2018 гг. санаторно-курортной путевки, приобретение путевок и обеспечение ими льготных категорий граждан осуществляется исполнительными органами ФСС РФ в пределах ассигнований в Федеральном бюджете на соответствующий год и передаваемых ФСС РФ в установленном законом порядке, в 2016-2018 гг. обеспечение путевками не позволило удовлетворить всех нуждающихся путевками, полагал возможным с учетом очередности обеспечение Клепикова Н.П. санаторно-курортным лечением до конца февраля 2019 г.
Решением Свердловского районного суда г. Белгорода от 10 января 2019 г. исковые требования признаны частично обоснованными. Суд обязал ГУ БРО ФСС РФ предоставить Клепикову Н.П. путевку на санаторно-курортное лечение в порядке установленной очередности, определяемой датой регистрации его заявления. В остальной части требования Клепикова Н.П. оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Клепиков Н.П., считая судебное решение незаконным и необоснованным, поскольку действия ГУ БРО ФСС РФ в связи с непредоставлением ему санаторно-курортной путевки носят незаконный характер, просит отменить судебный акт и принять по делу новое решение о возложении на ГУ БРО ФСС РФ обязанности выделять ежегодно Клепикову Н.П. путевку на санаторно-курортное лечение, возместить затраты на медицинские препараты в размере 16 122,50 руб. и на транспортные услуги в размере 1 750 руб., выплатить компенсацию за путевки на санаторно-курортное лечение в размере 56 008,56 руб., компенсацию морального вреда в размере 100 000 руб., возместить затраты на юридические услуги в размере 10 000 руб.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу представитель ответчика считает, что судебный акт соответствует требованиям статей 195 и 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а доводы автора жалобы направлены на переоценку установленных судом обстоятельств и не соответствуют действительности.
В судебное заседание представитель ответчика не явился. В соответствии с частью 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителя ответчика с учетом того, что о времени и месте судебного разбирательства он извещен надлежащим образом (л. д. 126-128), о причинах неявки суду не сообщил, суд не признавал обязательной явку представителя ответчика в судебное заседание, участие в судебном заседании является правом, а не обязанностью лица, участвующего в деле, для проверки доводов апелляционной жалобы личного участия представителя ответчика не требуется, в связи с чем его неявка не препятствует рассмотрению дела.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность обжалованного судебного решения по правилам статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы, при отсутствии оснований для выхода за пределы приведенных сторонами доводов считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
На основании материалов дела судом установлены следующие обстоятельства.
Клепиков Н.П. является инвалидом <данные изъяты> группы бессрочно. 5 февраля 2016 г. он обратился в ГУ БРО ФСС РФ с заявлением на получение путёвки на санаторно-курортное лечение в 2016 г., представив все необходимые для этого документы с приложением справки по форме № 070/у государственного бюджетного учреждения здравоохранения, на которое получил уведомление о постановке его в очередь под № №. Путёвку ему в 2016 г не предоставили ввиду недостаточного финансирования, поскольку за 2016 г. его очередь продвинулась до №.
10 февраля 2017 г. Клепиков Н.П. вновь обратился с заявлением о предоставлении ему путёвки на санаторно-курортное лечение, которая ему не была предоставлена, поскольку в 2017 г. на выделенные бюджетом деньги было приобретено 2777 путевок по общей очереди, 381 профильная путевка, в результате на начало 2018 г. очередь Клепикова Н.П. продвинулась до № (общая) и до № (профильные). По состоянию на 22 октября 2018 г. было выделено 1962 путевки по общей очереди и 654 по профильной.
Суд первой инстанции, исследовав фактические обстоятельства на основании представленных сторонами доказательств, ссылаясь на нормы материального права, подлежащие применению к спорным правоотношениям, пришел к выводам о наличии у истца права на получение санаторно-курортной путевки в порядке установленной очередности, определяемой датой регистрации его заявления, и об отсутствии вины ответчика в необеспечении истца путевками на санаторно-курортное лечение до настоящего времени, что повлекло частичное удовлетворение иска.
Разрешая спор, суд исходил из того, что при обращении истца с заявлением о предоставлении путевки право на ее получение могло быть осуществлено только в следующем финансовом году, поскольку к моменту обращения бюджет уже был сформирован, согласно представленной ответчиком статистики на момент обращения истца с заявлением в 2016 г. перед ним было зарегистрировано 11075 человек, тогда как ежегодное финансирование обеспечивает возможность приобретать 3000-3500 путевок, количество граждан льготной категории превысило количество приобретенных ГУ БРО ФСС РФ путевок, в связи с чем обеспечить истца путевкой на санаторно-курортное лечение в санатории по определенному профилю лечения в порядке очередности не представилось возможным, сведений об использовании региональным Фондом не всей выделенной на приобретение санаторно-курортных путевок денежной суммы либо использовании не по назначению, а также о том, что истец приобрел путевку за свой счет, в материалы дела не представлено, как не представлено и доказательств того, что болезнь истца прогрессирует именно из-за отсутствия санаторно-курортного лечения по вине ответчика.
Анализ текста апелляционной жалобы не выявил доводов, которые бы содержали основания не согласиться с выводами суда.
В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, в котором развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее – Закон).
В соответствии со статьей 6.1 Закона право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют указанные в ней категории граждан, в том числе инвалиды.
В состав набора социальных услуг включается согласно пункту 1.1 части 1 статьи 6.2 Закона предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, в санаторно-курортные организации, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Часть 2 статьи 6.3 Закона устанавливает, что периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год.
В силу части 5 статьи 6.3 Закона порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Приказом Минздравсоцразвития России от 29 декабря 2004 г. № 328 утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, который регулирует, в том числе предоставление гражданам при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение (далее - Порядок).
Пунктом 3.1 Порядка предусмотрено, что обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путем предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путевок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории Российской Федерации и включенные в Перечень, который утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3.3 Порядка организация приобретения путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации и органом, уполномоченным высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на осуществление части полномочий Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению отдельным категориям граждан при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в случае их передачи на основании соглашений, заключенных между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
По правилам пункта 3.7 Порядка при наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - территориальные органы Фонда) или органы социальной защиты населения, с которыми территориальный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение (далее - органы социальной защиты населения), по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в территориальные органы Фонда либо в уполномоченный орган.
Территориальные органы Фонда и органы социальной защиты населения, а также уполномоченные органы не позднее 10 дней с момента поступления заявления о предоставлении санаторно-курортной путевки и справки для получения путевки сообщают гражданину (в том числе в электронном виде, если заявление было представлено в форме электронного документа) о регистрации его заявления с указанием даты регистрации и регистрационного номера (пункт 3.8 Порядка).
Согласно пункту 3.9 Порядка территориальные органы Фонда и органы социальной защиты населения по месту жительства, а также уполномоченные органы заблаговременно, но не позднее чем за 18 дней (для детей-инвалидов, инвалидов с заболеваниями и последствиями травм спинного и головного мозга - за 21 день) до даты заезда в санаторно-курортное учреждение, выдают гражданам санаторно-курортные путевки в соответствии с их заявлениями и справками для их получения.
Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 27 марта 2012 г. № 271н утвержден Административный регламент предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, государственной услуги по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно (далее - Административный регламент).
Документами, необходимыми для предоставления территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации заявителю при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, а также бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту санаторно-курортного лечения по путевке, предоставленной территориальным органом Фонда, и обратно, являются заявление о предоставлении государственной услуги и справка для получения путевки по форме № 070/у-04, выданная заявителю лечащим врачом в лечебно-профилактическом учреждении, с рекомендацией санаторно-курортного лечения (пункт 13 Административного регламента).
Пункт 19 Административного регламента содержит исчерпывающий перечень оснований для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги по предоставлению территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, а также бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту санаторно-курортного лечения по путевке и обратно. Согласно данному перечню к таким основаниям относятся: отсутствие у гражданина статуса, дающего право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, непредставление заявителем необходимых документов либо представление документов, оформленных с нарушением требований законодательства Российской Федерации, отказ гражданина от получения соответствующей государственной услуги.
Частью 3 статьи 6.5 Закона предусмотрено, что порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1, 4 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 864 (далее – Правила), финансовое обеспечение по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (в него входит предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение) является расходным обязательством Российской Федерации.
Финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением отдельным категориям граждан мер социальной поддержки в виде обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение и проездом на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, осуществляется за счет денежных средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год, которые направляются в виде межбюджетных трансфертов Фонду социального страхования Российской Федерации.
Фонд социального страхования Российской Федерации распределяет указанные денежные средства по территориальным отделениям Фонда на основании представленных ими бюджетных заявок и перечисляет их санаторно-курортным учреждениям в соответствии с заключенными с ними договорами (пункты 4, 11, 19 - 21 Правил).
В целях обеспечения реализации прав граждан на получение ежемесячных денежных выплат, социальных услуг, социальных доплат к пенсии, а также для обеспечения качественного и эффективного расходования средств, направляемых на ежемесячные денежные выплаты и предоставление социальных услуг, осуществляется ведение Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи (часть 1 статьи 6.4 Закона).
Согласно приказу Минздравсоцразвития России от 30 сентября 2004 г. № 143 органом, осуществляющим ведение Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, является Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы.
Объем необходимого финансирования для исполнения требований Закона, в том числе в части обеспечения путевками на санаторно-курортное лечение, определяется заблаговременно до принятия федерального закона о федеральном бюджете на новый финансовый год исходя из норматива финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по санаторно-курортному лечению, ежегодно утверждаемого Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, и численности граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, по состоянию на 1 октября года, предшествующего очередному году, в котором указанные граждане будут иметь право на получение набора социальных услуг (пункт 2 Методики расчета объема средств, предусмотренных на финансовое обеспечение расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. № 1294).
Согласно части 1 статьи 6.5 Закона на оплату предоставления гражданину набора социальных услуг направляется 705 руб. в месяц, в том числе на оплату социальной услуги в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение - 84 руб. и на оплату стоимости проезда на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно - 78 руб. Сумма средств, направляемая на оплату предоставляемого гражданину набора социальных услуг (социальной услуги), подлежит индексации в порядке и сроки, которые установлены законодательством Российской Федерации для индексации ежемесячных денежных выплат.
Оплата стоимости одного дня пребывания в санаторно-курортных учреждениях граждан, имеющих право на получение государственной помощи в виде набора социальных услуг, осуществляется в пределах бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на эти цели (пункт 3 приказов Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 7 декабря 2015 г. № 1003н, от 30 ноября 2016 г. № 695н, от 15 декабря 2017 г. № 850н).
Путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются территориальными отделениями Фонда социального страхования Российской Федерации за счет и в рамках выделенных бюджетных денежных средств в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Таким образом, из содержания приведенных нормативных положений, регулирующих отношения по предоставлению отдельным категориям граждан меры социальной поддержки в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение, следует, что они закрепляют механизм реализации права на санаторно-курортное лечение, определяют источник и объемы финансирования государственной социальной помощи в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение, а также порядок реализации гражданами права на получение путевки на санаторно-курортное лечение.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 3 апреля 2014 г. № 686-О, обращение гражданина, имеющего право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, к которому приложены необходимые документы, подтверждающие нуждаемость в санаторно-курортном лечении по состоянию на соответствующий календарный период, является юридическим фактом, обусловливающим начало правоприменительной процедуры, в рамках которой путевки на санаторно-курортное лечение должны предоставляться таким гражданам в последовательности, определяемой датой регистрации их заявлений. Иными словами, не исключается установление очередности обеспечения граждан путевками на санаторно-курортное лечение, что - при условии соблюдения указанной последовательности - согласуется с конституционными принципами справедливости и равенства, а также с требованиями статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Право на получение государственной социальной помощи в виде предоставления при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение имеют в равной степени все указанные в статье 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ категории граждан, внеочередное или первоочередное обеспечение путевками на санаторно-курортное лечение кого-либо из этих категорий граждан данный закон не предусматривает.
Положение части 2 статьи 6.3 Закона о том, что периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год, само по себе не регулирует порядок и не устанавливает сроки предоставления им путевок на санаторно-курортное лечение как в рамках указанного периода, так и за его пределами.
Соответственно, если гражданин в установленном порядке обратился в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации либо органы социальной защиты населения, либо иные уполномоченные органы с заявлением о предоставлении ему путевки на санаторно-курортное лечение, подтвердив свое право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, наличие показаний и отсутствие противопоказаний для санаторно-курортного лечения, но в течение календарного года не был обеспечен такой путевкой, данная услуга не считается предоставленной и гражданин сохраняет за собой право на ее предоставление.
Что касается финансирования государственной социальной помощи в виде предоставления отдельным категориям граждан путевок на санаторно-курортное лечение и его объемов, то оно осуществляется в рамках действующего правового регулирования.
Разрешая спор, суд правильно применил нормы материального права, вследствие чего пришел к верному выводу о том, что истец имеет право на получение санаторно-курортной путевки в порядке установленной очередности, определяемой датой регистрации его заявления и непредоставление ответчиком истцу в спорный период путевки на санаторно-курортное лечение не следует расценивать как лишение гражданина принадлежащего ему права на обеспечение путевкой на санаторно-курортное лечение и отказ в предоставлении ему государственной социальной помощи, поскольку количество граждан льготной категории превысило количество приобретенных ответчиком с спорный период путевок, в связи с чем обеспечить Клепикова Н.П. путевкой на санаторно-курортное лечение в санатории по определенному профилю лечения в порядке очередности не представилось возможным.
Истец, заявляя о возложении на ответчика обязанности по предоставлению путевки на санаторно-курортное лечение без учета очередности, неправильно оставляет без внимания права иных граждан - получателей набора социальных услуг, состоящих на учете для получения путевок на санаторно-курортное лечение в Белгородской области, заявления которых о предоставлении путевки были зарегистрированы ранее его обращения по данному вопросу.
Согласно статье 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации или абилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости, в том числе, оказанной услуги, предоставляемой в порядке, установленном частью 14 статьи 11.1 указанного закона; порядок выплаты такой компенсации, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
Приказом Минздравсоцразвития России от 31 января 2011 г. № 57н утвержден порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, который определяет правила выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, которые должны быть предоставлены инвалиду в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном частью 14 статьи 11.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации.
Согласно пункту 3 приведенного Приказа компенсация выплачивается инвалиду в случае, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации инвалида техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду или инвалид самостоятельно приобрел указанное техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за счет собственных средств.
Поскольку доказательства приобретения Клепиковым Н.П. за свой счет путевок на санаторно-курортное лечение не предоставлены, в удовлетворении требования о взыскании денежной компенсации за путевки в размере 56 008,56 руб. судом отказано правомерно.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
По общему правилу убытки, понесенные истцом, могут быть взысканы в его пользу только при наличии причинно-следственной связи между нарушением права и возникновением убытков, при наличии доказательств нарушения прав истца, при наличии соответствующих доказательств, подтверждающих оплату истцом таких расходов.
По материалам делам не усматривается виновных действий ответчика, которые бы повлекли для истца убытки в виде оплаты расходов по приобретению медицинских препаратов в сумме 16 122,50 руб. и транспортных расходов в сумме 1 750 руб., в связи с чем выводы суда об отказе в возмещении истцу данных расходов не вызывают сомнения в их правильности.
Медицинская документация, представленная истцом, отражает состояние здоровья истца и не свидетельствует об ухудшении состояния здоровья вследствие непредоставления путевок на санаторно-курортное лечение.
По правилам статьи 151 Гражданского кодека Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда; при определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства; суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
В соответствии с пунктом 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 г. № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» в соответствии с действующим законодательством одним из обязательных условии наступления ответственности за причинение морального вреда является вина причинителя.
Поскольку виновных действий со стороны ответчика судом не установлено, что не находится в противоречии с имеющимися в деле доказательствами, правомерным представляется вывод суда об отсутствии оснований для возложения на ответчика обязанности по возмещению истцу морального вреда.
Правила оценки доказательств, предусмотренные статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судом соблюдены. Оснований для переоценки по доводам жалобы не имеется.
В целом доводы жалобы носят декларативный характер, сводятся к изложению положений законодательства, которые, по мнению Клепикова Н.П., нарушил суд при рассмотрении дела, без конкретизации и раскрытия сути нарушений, в связи с чем подлежат отклонению как необоснованные.
Иное, отличное от судебного, толкование автором жалобы положений закона не свидетельствует о наличии обстоятельств, способных повлиять на судьбу оспариваемого судебного акта.
Апелляционная жалоба не содержит фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем не могут повлечь отмену решения суда.
Нарушений норм процессуального законодательства, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, влекущих безусловную отмену судебного постановления, не установлено.
Как следствие изложенного, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого решения.
Руководствуясь статьями 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Свердловского районного суда г. Белгорода от 10 января 2019 г. по делу по иску Клепикова Николая Павловича к Государственному учреждению – Белгородскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, возмещении вреда здоровью, взыскании компенсации за непредоставленные путевки на санаторно-курортное лечение, компенсации морального вреда и судебных расходов оставить без изменения, апелляционную жалобу Клепикова Н.П. – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи