Гр.дело № 2а-432\2017
Решение
Именем Российской Федерации
15 июня 2017 года город Кизилюрт
Судья Кизилюртовского районного суда Магомедов А.М., рассмотрев в порядке упрощенного(письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению прокурора Кизилюртовской межрайонной прокуратуры о признании бездействие муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Шушановская средняя общеобразовательная школа» Кизилюртовского района, выразившееся в неисполнении требований Федерального закона от 29.12.2012 г № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» незаконным и обязании адаптировать интернет-сайт школы для лиц с нарушением зрения(слабовидящих),
установил:
Кизилюртовский межрайонный прокурор обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц о признании бездействие муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Шушановская средняя общеобразовательная школа»(далее МКОУ «Шушановская СОШ») Кизилюртовского района, выразившееся в неисполнении требований Федерального закона от 29.12.2012 г № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» незаконным и обязании адаптировать интернет-сайт школы для лиц с нарушением зрения(слабовидящих),
В обоснование своих требований административный истец указывает, что межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства в сфере социальной защиты инвалидов, в частности, наличие на сайтах образовательных учреждений Кизилюртовского района в сети «Интернет» текстовой гиперссылки для перехода на версию для слабовидящих.
Проверкой установлено, что сайт МКОУ «Шушановская СОШ» в сети «Интернет» не имеет текстовой гиперссылки для перехода на версию для слабовидящих.
Согласно ч. 4 ст.29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
Статьей 2 Федерального закона от 24 ноября 1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определена социальная защита инвалидов, а именно - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер по социальной поддержке, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание ими равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Согласно ст. 9 вышеуказанного Закона реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество. Реализация основных направлений реабилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации инвалидов.
В силу ст.15 данного Закона Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
В развитие требований Федерального закона от 24 ноября 1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» принят ГОСТ 52872-2012 «Интернет-ресурсы. Требования доступности для инвалидов по зрению», утвержденный Приказом Росстандарта от 29.11.2012 № 1789-ст (далее ГОСТ).
Стандарт распространяется на русскоязычные ресурсы компьютерной сети Интернет и устанавливает общие требования доступности для инвалидов по зрению, использующих компьютер в качестве технического средства реабилитации. ГОСТ предусматривает альтернативную версию для инвалидов по зрению. Для веб-сайта, предусматривающего значительное число элементов, к которым значительно затруднен доступ инвалидов по зрению, необходимо обязательно предусмотреть версию сайта, имеющего минимальное число графических элементов. Для перехода на эту версию сайта на главной странице веб-сайта необходимо разместить текстовую гиперссылку.
Конституция Российской Федерации провозгласила Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1 статьи 7 Конституции Российской Федерации), в котором обеспечивается в том числе государственная поддержка инвалидов (часть 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации); частью 1 статьи 9 Конвенции о правах инвалидов, ратифицированной Российской Федерацией (Федеральный закон от 3 мая 2012 г. №46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов»), предусмотрено, что для наделения инвалидов возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни государства-участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах. Эти меры, которые включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться, в частности, на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места; на информационные, коммуникационные и другие службы, включая электронные службы и экстренные службы.
К числу таких гарантий относятся положения статьи 14 Федерального закона от 24 ноября 1995г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», закрепляющие право указанной категории граждан на обеспечение беспрепятственного доступа к информации.
Кроме того, в целях реализации положений Конвенции Постановлением Правительства Российской Федерации 1 декабря 2015 года №1297 была утверждена Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 - 2020 годы.
Эта программа содержит перечень мероприятий, направленных на обеспечение доступа инвалидов и маломобильных групп населения. К числу таких мероприятий относятся:
- подготовка методических материалов по организации доступной среды для инвалидов и маломобильных групп населения в учреждениях культуры и т.д.;
- адаптация официальных сайтов органов государственной власти, органов местного самоуправления, медицинских и образовательных учреждений в сети Интернет с учетом потребностей инвалидов по зрению;
- производство и (или) распространение и тиражирование социально значимой продукции электронных средств массовой информации, создание и поддержание в сети Интернет сайтов, имеющих социальное или образовательное значение и так далее.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. При этом гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.
В силу ст. 29 названного Закона образовательные организации формируют открытые и общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию об их деятельности, и обеспечивают доступ к таким ресурсам посредством размещения их в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте образовательной организации в сети Интернет.
В соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 ноября 2015г. №1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи» руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается создание инвалидам следующих условий доступности услуг в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами (в том числе):
- адаптация официального сайта органа и организации, предоставляющих услуги в сфере образования, для лиц с нарушением зрения (слабовидящих).
Из приведенных положений законодательства Российской Федерации следует, что требования закона о необходимости обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к информации являются императивными, подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации и не связаны с фактическим использованием в тот или иной момент конкретного сайта обозначенной категорией лиц.
Обязанность адаптировать сайт образовательного учреждения для лиц с нарушениями зрения, возложена именно на школу, в данном случае на МКОУ «Шушановская СОШ».
Отсутствие указанной текстовой гиперссылки затрудняет инвалидам по зрению доступ к информации, размещенной на веб-сайте образовательного учреждения, тем самым нарушают их, закрепленное ч.4 ст.20 Конституции РФ, право свободно искать, получать, информацию любым законным способом.
В ходе проверки осуществлен осмотр сайта в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет», принадлежащего МКОУ «Шушановская СОШ». Осмотром установлено, что данный сайт версии для слабовидящих не имеет, гиперссылка для перехода на него отсутствует.
Указанные нарушения влекут за собой нарушение прав инвалидов на беспрепятственный доступ к информации учреждения, размещенной на официальном сайте, а также их право на достойную жизнь и свободное развитие наравне с другими гражданами.
Согласно ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, лиц с ограниченными физическими возможностями (инвалидов) или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
На основании изложенного, административный истец просит суд признать незаконным бездействие МКОУ « Шушановская СОШ » Кизилюртовского района, выразившееся в неисполнении требований Федерального закона от 29.12.2012 г № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и обязать административного ответчика адаптировать интернет-сайт школы для лиц с нарушением зрения(слабовидящих).
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, предоставил ходатайство о рассмотрении административного иска в порядке упрощенного (письменного) производства.
Представитель административного ответчика – директор МКОУ
«Шушановская СОШ» Кизилюртовского района Д.Н. Джамавов предоставил суду заявление с просьбой рассмотреть данное административное дело в порядке упрощенного судопроизводства, в котором также указано, что признают исковые требования административного истца.
В соответствии с ч. 2 ст. 140 КАС РФ в случаях, установленных настоящим Кодексом, судебное разбирательство административного дела может осуществляться без проведения судебного заседания в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренном главой 33 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 1 ст. 291 КАС РФ административное дело может быть рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства в случае, если всеми лицами, участвующими в деле, заявлены ходатайства о рассмотрении административного дела в их отсутствие и их участие при рассмотрении данной категории административных дел не является обязательным.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно п.2 ч.2 ст.1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела: об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
В силу ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии со ст.218 КАС РФ, решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями могут быть оспорены в суде.
Как следует из материалов дела, Кизилюртовской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ « О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в деятельности МКОУ «Шушановская СОШ» Кизилюртовского района. В результате проверки выявлены нарушения требований законодательства в указанной сфере. Установлено, что сайт МКОУ «Шушановская СОШ» Кизилюртовского района в сети «Интернет» не имеет текстовой гиперссылки для перехода на версию слабовидящих.
Социальная защита инвалидов определена статьей 2 Федерального закона от 24 ноября 1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Как указано в законе, это система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер по социальной поддержке, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание ими равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
В соответствии со ст. 9 вышеуказанного Закона реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество.
В силу ст.15 Федерального закона от 24 ноября 1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.
В развитие требований Федерального закона от 24 ноября 1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» принят ГОСТ 52872-2012 «Интернет-ресурсы. Требования доступности для инвалидов по зрению», утвержден Приказом Росстандарта от 29.11.2012 № 1789-ст (далее ГОСТ), который предусматривает альтернативную версию для инвалидов по зрению. Для веб-сайта, предусматривающего значительное число элементов, к которым значительно затруднен доступ инвалидов по зрению, необходимо обязательно предусмотреть версию сайта, имеющего минимальное число графических элементов. Для перехода на эту версию сайта на главной странице веб-сайта необходимо разместить текстовую гиперссылку.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
Как следует из ст. 29 названного Закона образовательные организации формируют открытые и общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию об их деятельности, и обеспечивают доступ к таким ресурсам посредством размещения их в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте образовательной организации в сети Интернет.
В соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 ноября 2015г. №1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи» руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается создание инвалидам следующих условий доступности услуг в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами, в том числе адаптация официального сайта органа и организации, предоставляющих услуги в сфере образования, для лиц с нарушением зрения (слабовидящих).
Таким образом, соответствующая обязанность МКОУ «Шушановская СОШ» по адаптированию интернет-сайта школы в нарушение требований вышеуказанного законодательства до настоящего времени не исполнена.
Непринятие МКОУ «Шушановская СОШ» Кизилюртовского района полных и своевременных мер в указанной сфере создает предпосылки к нарушению прав неопределенного круга лиц. В данном случае круг лиц, в отношении которых может быть нарушено право в сфере социальной
защиты инвалидов, не может быть определен и конкретизирован в силу объективных обстоятельств, поскольку невозможно установить и предусмотреть перечень лиц, которые могут пользоваться сайт образовательного учреждения в сети «Интернет» и в отношении которых может быть нарушено указанное право.
При таких обстоятельствах, суд считает необходимым удовлетворить исковые требования Кизилюртовского межрайонного прокурора.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-179, 291-293 КАС РФ, суд
решил:
Признать бездействие муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Шушановская средняя общеобразовательная школа» Кизилюртовского района, выразившееся в неисполнении требований Федерального закона от 29.12.2012 г № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» незаконным.
Обязать муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Шушановская средняя общеобразовательная школа» Кизилюртовского района адаптировать интернет-сайт школы, для лиц с нарушением зрения (слабовидящих).
Решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд РД в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья А.М. Магомедов.