Решение по делу № 2-2218/2018 от 15.10.2018

Дело № 2-2218/18

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 декабря 2018 года                                     г. Керчь

Керченский городской суд Республики Крым в составе:

председательствующего судьи - Захаровой Е.П.

при секретаре - Бурлуке О.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора города Керчи в интересах Ковалевой Тамары Викторовны к Администрации города Керчи Республики Крым, третьи лица, не заявляющее самостоятельных требований на предмет спора Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым, Совет министров Республики Крым, Государственная корпорация – Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства о понуждении совершить определенные действия

установил:

Заместитель прокурора г. Керчи обратился в горсуд с иском в интересах Ковалевой Т.В. к Администрации г. Керчи о понуждении совершить определенные действия, мотивировал требования тем, что в ходе проведения прокуратурой г. Керчи проверки соблюдения требований жилищного законодательства установлены обстоятельства того, что Ковалева Т.В. с <данные изъяты> г. проживает в жилом помещении, а именно в <адрес> жилом <адрес> в <адрес>, который постановлением Администрации г. Керчи от 09.12.2011 г. № 931 признан аварийным и подлежащим сносу, включен в Региональную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2018 г. на территории Республики Крым». Однако на протяжении длительного времени Администрация г. Керчи меры по предоставлению Ковалевой Т.В. другого благоустроенного помещения по договору социального найма не предпринимает. По мнению заместителя прокурора, бездействие Администрации г. Керчи нарушает жилищные права истца Ковалевой Т.В., в связи с длительным проживанием в доме, признанным аварийным, ставит под угрозу ее жизнь и безопасность, на основании чего заместитель прокурора г. Керчи, ссылаясь на положения ст. 87, ч. 1 и 2 ст. 89 Жилищного кодекса РФ, п. 3 ст. 3 и ч. 1, ч. 3 ст. 16 Федерального закона от 21.07.2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», просит признать незаконным бездействие Администрации города Керчи Республики Крым по непринятию мер к переселению граждан из аварийного жилья, а именно из <адрес>, расположенной в <адрес> в <адрес>; обязать Администрацию города Керчи Республики Крым предоставить Ковалевой Т.В. другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее установленным требованиям применительно к условиям населенного пункта города Керчи, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, не менее 11,2 кв.м., и находящемуся в черте населенного пункта города Керчи.

В судебном заседании помощник прокурора г. Керчи Шубенкина Т.А. заявленные требования поддержала, по изложенных в исковом заявлении доводам.

Истец Ковалева Т.В. исковые требования поддержала, настаивала на их обоснованности. Просила иск удовлетворить.

Представитель ответчика Администрации г. Керчи по доверенности ФИО5 исковые требования не признала по доводам, изложенным в письменных возражениях на исковые требования (л.д.56-57). Указала о том, что Администрация г. Керчи является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку статьей 87 ЖК РФ обязанность предоставить другое жилое помещение по договору социального найма в связи с признанием жилого помещения непригодным для проживания возложено на наймодателя, функции которого, согласно своему Положению, выполняет Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Керчи, являющееся самостоятельным юридическим лицом. Также сослалась на то, что дом, в котором находится жилое помещение Ковалевой Т.В., не признан подлежащим сносу, что исключает возможность применения к рассматриваемым правоотношениям положений ст. 86 ЖК РФ, согласно которой в случае, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма. На основании изложенного просила в удовлетворении исковых требований отказать.

Представители третьих лиц Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым, Совета министров Республики Крым, Государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще, заявлений, ходатайств, в том числе об отложении рассмотрения дела, не поступало.

В связи с изложенным, в соответствии с положениями ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным дело рассмотреть при имеющейся явке.

Суд, выслушав пояснения прокурора, истца, пояснения представителя ответчика Администрации г. Керчи, исследовав материалы дела и оценив в соответствии со ст. 67 ГПК РФ относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, приходит к выводу, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению, на основании следующего.

В соответствии с п.13 Постановления Пленума ВС РФ от 31.10.1995г. «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» при рассмотрении дел, вытекающих из жилищных правоотношений, судам необходимо учитывать, что Конституция РФ предоставила каждому, кто законно находится на территории РФ, право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, а также гарантировала право на жилище (ч. 1 ст. 27, ч. 1 ст. 40).

В п.8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 года № 14 « О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» разъяснено, что при разрешении споров, связанных с защитой жилищных прав, судам необходимо иметь в виду, что принцип неприкосновенности жилища и недопустимости производного лишения жилища является одним из основных принципов не только конституционного, но и жилищного законодательства (ст.25 Конституции РФ, ст.ст.1,3 ЖК РФ).

Согласно ст.20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

В силу ст. 10 ЖК РФ жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, в частности из договоров и иных сделок, предусмотренных федеральным законом, из актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей.

Частью 1 ст. 60 ЖК РФ установлено, что по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель), обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.

Порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещения, установлен ст. 57 ЖК РФ.

Согласно ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

В силу п.1 ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

Согласно ст. 87 ЖК РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое жилое помещение по договору социального найма.

В соответствии со ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Ковалева Тамара Викторовна с ДД.ММ.ГГГГ постоянно зарегистрирована и проживает по адресу <адрес>, является нанимателем указанной квартиры, в подтверждение чего предоставлена справка МУП МОГОК РК «ЖилсервисКерчь» № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 8). Квартира в <адрес> в <адрес> состоит из одной комнаты, всего полезной площади <данные изъяты> кв.м., что отражено в лицевом счете (л.д. 9).

Решением Исполнительного комитета Керченского городского АР Крым от 09.12.2011 г. № 931 жилой дом по ул. <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу (л.д. 10); решением Исполкома Керченского горсовета от 12.09.2014 г. № 273 «Об актуализации решений о признании жилых домов аварийными и непригодными для проживания, находящихся в собственности территориальной громады г. Керчи» подтверждена актуализация решения о признании жилого <адрес> в <адрес> аварийным и не пригодным для проживания, утверждены акты межведомственной комиссии по вопросам эксплуатации градостроительного регулирования в жилом фонде <адрес> по указанному дому (л.д. 11).

Постановлением Совета министров Республики Крым от 29 марта 2018 г. № 148 «О региональной адресной программе «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2018 - 2019 годах на территории Республики Крым», жилой <адрес> в <адрес> включен в перечень аварийных многоквартирных жилых домов, утвержденный для реализации цели программы, такой, как ликвидация аварийного жилищного фонда и переселение граждан в благоустроенное жилое помещение из многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу (л.д. 12-18).

Таким образом, в ходе рассмотрения дела, бесспорно установлено, что законные права и интересы истца Ковалевой Т.В. нарушаются, поскольку жилой дом, в котором расположено жилое помещение истца, находится в аварийном состоянии, что исключает для Ковалевой Т.В. возможность проживания в указанном жилом помещении. При этом в судебном заседании не опровергнуты обстоятельства того, что Ковалева Т.В. иного жилья на праве собственности, либо в пользовании на условиях договора социального найма не имеет, участия в приватизации не принимала, другое жилье ей до настоящего времени не предоставлено.

Суд также учитывает позицию Верховного суда РФ, изложенную в Обзоре судебной практики по делам, связанных с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу и реконструкции, утвержденному Постановлением Верховного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2014 г., согласно которой если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья человека по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома и суд может обязать орган местного самоуправления незамедлительно предоставить гражданам другие благоустроенные жилые помещения во внеочередном порядке на основании ч. 2 ст. 57 ЖК РФ.

При этом судам необходимо иметь в виду, что при вынесении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86 – 88 ЖК РФ, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма равнозначное общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (указанные, например, в части 5 ст. 57, ст. 58 ЖК РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются (п. 37 Разъяснений, содержащихся в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ»).

Доводы представителя ответчика Администрации г. Керчи о том, что исковые требования заявлены к ненадлежащему ответчику, суд находит несостоятельными, поскольку жилой <адрес> в <адрес> признан аварийным, Постановлением Совета министров Республики Крым от 29 марта 2018 г. № 148 «О региональной адресной программе «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2018 - 2019 годах на территории Республики Крым» включен в перечень аварийных многоквартирных жилых домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу.

Таким образом, реализация жилищных прав истца не может быть поставлена в зависимость от того, что органом местного самоуправления в 2011 году наряду с установлением аварийности жилого дома не было принято решение о его сносе, поскольку основанием для включения в региональную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2018 - 2019 годах на территории Республики Крым» является именно признание жилого дома подлежащим сносу вследствие его аварийности.

Следовательно, поскольку жилищные условия граждан, переселяемых из жилых домов, подлежащих сносу, не могут быть ухудшены, обязанность предоставления в порядке статьи 87, статьи 89 ЖК РФ равнозначных по общей площади жилых помещений возложен на наймодателя - собственника жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующего от его имени уполномоченный государственного органа или уполномоченного органа местного самоуправления) – в рассматриваемом случае на собственника: муниципальное образование городской округ Керчь, от имени которого согласно полномочиям, предусмотренным Законом РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» действует уполномоченный орган местного самоуправления Администрация города Керчи Республики Крым.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что исковые требования заместителя прокурора г. Керчи, заявленные в интересах Ковалевой Т.В., подлежат удовлетворению, как обоснованные, также, с учетом того, что обязанность органа местного самоуправления по предоставлению гражданам жилых помещений взамен занимаемых ими по договорам социального найма, ставшими непригодными для проживания, не обусловлена финансовыми возможностями органа местного самоуправлении, плана и срока сноса жилого дома.

Судебные расходы суд считает необходимым отнести на счет государственного бюджета.

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление заместителя прокурора города Керчи в интересах Ковалевой Тамары Викторовны к Администрации города Керчи Республики Крым, третьи лица, не заявляющее самостоятельных требований на предмет спора Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым, Совет министров Республики Крым, Государственная корпорация – Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства о понуждении совершить определенные действия - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации города Керчи Республики Крым по непринятию мер к переселению Ковалевой Тамары Викторовны из аварийного жилья, а именно из квартиры , расположенной в <адрес> в <адрес>.

Обязать Администрацию города Керчи Республики Крым предоставить Ковалевой Тамаре Викторовне другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее установленным требованиям применительно к условиям населенного пункта города Керчи, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, не менее <данные изъяты> кв.м., и находящемуся в черте населенного пункта города Керчи

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Крым через Керченский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение принято 21 декабря 2018 г.

Судья      Захарова Е.П.

2-2218/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокуратура г. Керчь
Ковалева Т.В.
Ответчики
Администрация города Керчи Республики Крым
Другие
Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым
Совет Министров Республики Крым
Государственная корпорация - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства
Суд
Керченский городской суд Республики Крым
Судья
Захарова Екатерина Павловна
Дело на странице суда
kerch.krm.sudrf.ru
15.10.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.10.2018Передача материалов судье
19.10.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.10.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.10.2018Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
25.10.2018Предварительное судебное заседание
25.10.2018Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
31.10.2018Предварительное судебное заседание
31.10.2018Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
29.11.2018Предварительное судебное заседание
17.12.2018Судебное заседание
21.12.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.12.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.12.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее