дело №2а-7234/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Красноярск 22 ноября 2019 года
Октябрьский районный суд г. Красноярска в составе
председательствующего судьи Басинской Е.В.
при секретаре Тарских Я.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению администрации Октябрьского района г. Красноярска к Межрайонному отделу судебных приставов по исполнению исполнительных документов неимущественного характера по г. Красноярску УФССП по Красноярскому краю, УФССП по Красноярскому краю об отмене постановления о взыскании исполнительного сбора
УСТАНОВИЛ:
Администрация Октябрьского района г. Красноярска обратилась в суд с административным иском к МОСП по исполнению исполнительных документов неимущественного характера по г. Красноярску об отмене постановления от 20.05.2019г. о взыскании исполнительного сбора и установлении нового срока исполнения
Требования мотивированы тем, что 21.08.2018г. Октябрьским районным судом вынесено решение, которым на администрацию района возложена обязанность в течение двух месяцев после вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную по адресу: г.Красноярск, Октябрьский район, около строения 1, по Х 20:6 метров. Постановление от 10.04.2019г. о возбуждении исполнительного производства №9003/19/24097-ИП получено администрацией района 06.05.2019г.. 13.06.2019г. администрацией района получено постановление судебного пристава-исполнителя Даниловой Е.А. от 20.05.2019г. о взыскании исполнительского сбора в размере 50000 руб.. Несанкционированная свалка ликвидирована администрацией района в рамках муниципального контракта от 27.03.2018г. на оказание услуг по сбору и транспортировке отходов с несанкционированных свалок, находящихся на территории Октябрьского района г.Красноярска в 2018г.. Информация об исполнении направлена в отдел 28.05.2019г..
В судебное заседание представитель административного истца администрации Октябрьского района г.Красноярска, административных ответчиков Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению исполнительных документов неимущественного характера по г. Красноярску УФССП по Красноярскому краю, УФССП по Красноярскому краю, заинтересованного лица Красноярского природоохранного прокурора не явились по неизвестной суду причине, о месте и времени судебного заседания извещались надлежаще и своевременно.
При указанных обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п.п. 1 – 3, 6 – 7 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей. Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора. Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Согласно п. 75 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при применении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» при применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 ГК РФ). Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
В соответствии с ч. 1 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
По смыслу приведенных норм, для взыскания исполнительского сбора необходима совокупность двух условий: невыполнение должником требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем для его добровольного исполнения, и наличие вины должника в таком неисполнении. Освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
Судом установлено, что вступившим в законную силу решением Октябрьского районного суда г. Красноярска от 21.08.2018г. на администрацию Октябрьского района г.Красноярска возложена обязанность в течение двух месяцев после вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную по адресу: г.Красноярск, Октябрьский район, около строения 1, по Х 20х6 метров (л.д.11-13).
Как видно из заявки от 28.08.2018г., акта на оказание услуг от 30.09.2018г., акта приемки-сдачи работ от 30.09.2018г. (л.д.37-40) администрацией Октябрьского района г.Красноярска приняты меры по ликвидации свалки, согласно акта по состоянию на 30.09.2018г. свалка устранена. Однако каких-либо доказательств предоставления документов, подтверждающих устранение свалки в отдел судебных приставов до 20.05.2019г. суду не представлено.
На основании выданного Октябрьским районным судом г. Красноярска исполнительного листа ФС № 021021936 от 15.04.2019 года (л.д.31) судебным приставом-исполнителем МОСП по ИИДНХ по г. Красноярску 10.04.2019 года вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства № 9003/19/24097-ИП в отношении должника администрации Октябрьского района г.Красноярска; должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требования о производстве перерасчета, содержащегося в исполнительном документе, с момента получения копии настоящего постановления (л.д.32).
Как следует из штампа на копии постановления о т10.04.2019г. оно было получено должником 18.04.2019г. (л.д.33)
20.05.2019 года судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению исполнительных документов неимущественного характера по г. Красноярску вынесено постановление о взыскании с администрации Октябрьского района г.Красноярска исполнительского сбора в размере 50000 рублей (л.д.8-9).
Сведения о добровольном исполнении требований исполнительного документа направлены администрацией района лишь 28.05.2019г. (л.д.10), таким образом на момент вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора административный ответчик не обладал информацией о ходе добровольного исполнения решения суда, при этом административный истец имел возможность предоставить данную информацию судебному приставу.
Согласно акта от 06.09.2019г. судебным приставом-исполнителем МОСП по ИИДНХ по г. Красноярску осуществлен выход по адресу, в результате которого установлено, что свалка ликвидирована, решение суда исполнено в полном объеме, в связи с чем постановлением от 12.09.2019г. исполнительное производство окончено (л.д.35-36).
В силу требований Закона об исполнительном производстве при рассмотрении дела об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора судом должны быть установлены следующие юридически значимые обстоятельства: установление судебным приставом-исполнителем в постановлении о возбуждении исполнительного производства должнику срока для добровольного исполнения требований исполнительного документа, его истечение; документальное подтверждение факта получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства либо отказа от его получения; требования исполнительного документа должником не исполнены; должником не представлены доказательства того, что исполнение было невозможно вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельствах.
Оспариваемое постановление вынесено судебным приставом-исполнителем с соблюдением установленной процедуры, в пределах предоставленных полномочий, соответствует требованиям ФЗ "Об исполнительном производстве", постановление о возбуждении исполнительного производства от 10.04.2019 года содержит указание на срок исполнения исполнительного документа; должник доказательств исполнения решения суда в установленный исполнительным документом срок, а также на момент вынесения оспариваемого постановления о взыскании исполнительского сбора, судебному приставу-исполнителю не представил, в связи с чем у судебного пристава-исполнителя имелись основания для вынесения постановления о взыскании с администрации Октябрьского района г.Красноярска исполнительского сбора в размере 50000 руб..
Между тем, в соответствии с п. 74 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора. Поскольку суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, он вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора, освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались (части 6, 7, 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, часть 3 статьи 62 КАС РФ, часть 4 статьи 200 АПК РФ). Уменьшение судом размера исполнительского сбора не влечет за собой признания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным.
В соответствии с ч. 7 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ и п. 1 ст. 401 ГК РФ суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора, если установит, что должник при той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась по характеру лежащей на нем обязанности и условиям оборота, принял все меры для надлежащего исполнения требований исполнительного документа в установленный судебным приставом-исполнителем срок, то есть если придет к выводу о том, что вина должника в неисполнении требований исполнительного документа отсутствует.
Наличие или отсутствие вины должника в неисполнении в срок требований исполнительного документа является обстоятельством, которое может учитываться при решении вопроса об освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Из материалов дела следует, что во исполнение решения Октябрьского районного суда г. Красноярска от 21.08.2018 года административным ответчиком в августе – сентябре 2018г. приняты меры по ликвидации свалки.
Осуществленные административным ответчиком вышеуказанные действия суд полагает возможным расценить как меры, принятые для исполнения требований исполнительного документа.
Принимая во внимание фактические обстоятельства, учитывая, что административный ответчик субъектом предпринимательской деятельности не является, в случае взыскания исполнительского сбора его оплата будет производиться фактически за счет денежных средств муниципального образования, учитывая добросовестное поведение должника – действия, направленные на исполнение решения суда, осуществлены еще до возбуждения исполнительного производства, суд считает возможным освободить администрацию Октябрьского района г.Красноярска от взыскания исполнительского сбора.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 273 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска администрации Октябрьского района г. Красноярска к Межрайонному отделу судебных приставов по исполнению исполнительных документов неимущественного характера по г. Красноярску УФССП по Красноярскому краю, УФССП по Красноярскому краю об отмене постановления отказать.
Освободить администрацию Октябрьского района г. Красноярска от взыскания исполнительского сбора в рамках исполнительного производства № 9003/19/24097-ИП.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Красноярска в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья Е.В. Басинская