Дело № 12-2108/18
РЕШЕНИЕ
Судья Сыктывкарского городского суда Республики Коми Нагибина Е.Л.,
рассмотрев в г. Сыктывкаре 27 ноября 2018 года жалобу Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Коми на постановление мирового судьи ... судебного участка г. Сыктывкара от 1.11.18 года о прекращении производства по делу по ч.2 ст.5.57 КоАП РФ в отношении Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 33,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением мирового судьи Лесозаводского судебного участка г. Сыктывкара от 1.11.18 года было прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.5.57 КоАП РФ в отношении Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 33» (далее МАОУ «СОШ № 33»).
Не согласившись с указанным постановлением, Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Коми обратилось в суд с жалобой, в которой было выражено требование об отмене вышеуказанного постановления, как незаконного.
В судебном заседании представители Министерства жалобу подержали по доводам, в ней изложенным.
МАОУ «СОШ № 33» своего представителя в суд не направило, надлежащим образом извещено.
Исследовав материалы дела, выслушав явившихся, суд приходит к следующему.
Общие вопросы воспитания, образования, защиты семьи и детства находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункты "е", "ж", "к" статьи 72 Конституции Российской Федерации).
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Специальным законом, установившим основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка, является Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 124-ФЗ).
Согласно пункту 2 статьи 5 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации на осуществление гарантий прав ребенка в Российской Федерации относятся реализация государственной политики в интересах детей, решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), безнадзорных детей, детей-инвалидов, организация и обеспечение отдыха и оздоровления детей (за исключением организации отдыха детей в каникулярное время).
При этом, пунктом 3 статьи 16 упомянутого Федерального закона установлено, что компетенция органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которые осуществляют мероприятия по реализации государственной политики в интересах детей, регулируется законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" реализация права каждого человека на образование обеспечивается путем создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения.
Статьей 37 этого же Федерального закона регламентировано, что организация питания обучающихся возлагается на организации, осуществляющие образовательную деятельность, а обеспечение питанием обучающихся за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется в случаях и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации, обучающихся за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов - органами местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 16 статьи 2 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" под обучающимся с ограниченными возможностями понимается физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Под инвалидом статья 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" понимает лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы в порядке и на условиях, предусмотренных Правилами признания лица инвалидом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 года N 95.
В соответствии с частью 7 ст. 79 Закона РФ «Об образовании», обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, проживающие в организации, осуществляющей образовательную деятельность, находятся на полном государственном обеспечении и обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем. Иные обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием.
Судом установлено, что на основании приказа Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Коми от 24.07.2018 № 348-у «О проведении плановой выездной проверки Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 33» в период с ** ** ** в отношении МАОУ «СОШ № 33» проведена плановая выездная проверка с целью осуществления федерального государственного надзора в сфере образования, федерального государственного контроля качества образования, лицензионного контроля образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории Республики Коми в соответствии с планом проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2018 год.
В ходе проверки было установлено, что образовательной организацией не организовано бесплатное двухразовое питание обучающихся с ограниченными возможностями здоровья - в нарушение части 1 статьи 37, части 7 статьи 79 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», о чем составлен акт № 128 от 28.09.2018.
При этом, справкой об обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, в образовательной организации подтвержден факт обучения 14 лиц, имеющих указанный статус.
По признакам правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 5.57 КоАП РФ, главным специалистом-экспертом отдела надзора и контроля в сфере образования Управления по надзору и контролю в сфере образования Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Коми 28.09.18 года был составлен протокол в отношении МАОУ «СОШ № 33», по факту незаконного ограничения предусмотренных законом прав и свобод учащихся
В силу требований ч. 7 ст. 28 ФЗ "Об образовании" образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством РФ порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции.
Административная ответственность по ч. 2 ст. 5.57 КоАП РФ наступает за нарушение или незаконное ограничение предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся образовательных организаций либо нарушение установленного порядка реализации указанных прав и свобод.
В силу требований ч. 7 ст. 28 ФЗ "Об образовании" образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством РФ порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции.
Поскольку на образовательное учреждение законом возложена организация питания учащихся, при этом финансирование указанной функции находится вне пределов его компетенции, неоднократные обращения по вопросу финансирования остались безрезультатными, школа не имеет собственных доходов, мировым судьей обоснованно принято решение о прекращении производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление мирового судьи Лесозаводского судебного участка г. Сыктывкара от 1.11.18 года о прекращении производства по делу по ч.2 ст.5.57 КоАП РФ в отношении Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 33» оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
Решение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу с момента его вынесения.
Судья Нагибина Е.Л.