Дело №2-1324/2020
11RS0005-01-2020-001172-84
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ухтинский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Романюк Л.И.,
при секретаре Семененко Н.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ухте 27 марта 2020 года гражданское дело по исковому заявлению Филипповой В.К. к Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО «Ухта», администрации МОГО «Ухта» об обязании принять на учет по категории «молодая семья»,
у с т а н о в и л:
Филиппова В.К. обратилась в Ухтинский городской суд Республики Комис требованиями к Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО «Ухта» (далее - КУМИ МОГО «Ухта») об обязании поставить семью заявителя на учет для получения социальных выплат на строительство или приобретение жилья как молодую семью. В обоснование требований указала, что отказ КУМИ МОГО «Ухта» является незаконным, поскольку она и члены ее семьи (дочь – ...., <...> г. года рождения, дочь – ...., <...> г. года рождения) не обеспечены жилым помещением. В обоснование отказа в постановке на учет указано, что истец и члены ее семьи в период с <...> г. года по <...> г. года были зарегистрированы в жилом помещении, расположенном по адресу: ...., общей площадью 88 кв.м. Перерегистрация с <...> г. года истца и членов ее семьи в жилом помещении расположенном по адресу: ...., общей площадью 13,5 кв.м., рассматривается как ухудшение жилищных условий.
Определением от 06.03.2020 года судом в качестве соответчика привлечена администрация МОГО «Ухта».
Истец, надлежаще извещенная о времени и месте рассмотрения искового заявления, в судебное заседание не явилась, представила ходатайство о рассмотрении гражданского дела в свое отсутствие. Представитель КУМИ МОГО «Ухта» по доверенности Канева М.С., представитель администрации МОГО «Ухта» по доверенности Смирнова Н.А., в судебное заседание не явились, ходатайствовали о рассмотрении дела в свое отсутствие. В письменных отзывах указали, что с исковыми требованиями не согласны, просили отказать в их удовлетворении.
С учетом требований ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему выводу.
Согласно пп. «и» п.1 ст.1 Закона Республики Коми от 05.04.2005 года № 30-РЗ «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья» право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья имеют молодые семьи, состоящие на учете на получение субсидий (социальных выплат) на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий в органе по месту жительства на территории соответствующего муниципального образования городского округа (муниципального района) в Республике Коми, наделенном законодательством Республики Коми полномочиями в области государственной поддержки граждан, имеющих право на получение субсидий (социальных выплат) на строительство или приобретение жилья (далее - уполномоченный орган).
На основании ст.2 указанного Закона на учет на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий в уполномоченном органе принимаются граждане, признанные по установленным настоящим Законом основаниям имеющими право на улучшение жилищных условий и имеющие возможность по оплате разницы между стоимостью строящегося или приобретаемого жилья и размером социальной выплаты за счет собственных и (или) заемных средств, при этом являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В соответствии со ст.1 Закона Республики Коми от 01.12.2015 года № 115-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми отдельными государственными полномочиями Республики Коми» государственными полномочиями в области государственной поддержки граждан Российской Федерации, имеющих право на получение субсидий (социальных выплат) на приобретение или строительство жилья, наделены органы местного самоуправления городских округов и органы местного самоуправления муниципальных районов в Республике Коми.
Отраслевым (функциональным) органом администрации МОГО «Ухта», входящим в ее структуру, в силу п.2 Положения о нем, утвержденного решением Совета МОГО «Ухта» от 26.06.2007 года № 44, является КУМИ МОГО «Ухта». Согласно п.п. 5 п. 1, п.п. 49 п. 2 указанного Положения КУМИ МОГО «Ухта» обладает правами юридического лица, является муниципальным учреждением, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, выступать истцом и ответчиком в судах в соответствии с законодательством Российской Федерации, несет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации, за результаты своей деятельности, осуществляет функции администрации МОГО «Ухта» по ведению учета малоимущих граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, иных определенных федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом Республики Коми категорий граждан, признанных по установленным Жилищным кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом Республики Коми основаниям, нуждающимися в жилых помещениях.
Установлено, что <...> г. истец Филиппова В.К. обратилась в КУМИ МОГО «Ухта» с запросом о принятии на учет на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий по категории «молодая семья», с составом семьи она, несовершеннолетние дети ...., <...> г. года рождения, ...., <...> г. года рождения, в качестве места жительства семьи указав квартиру по адресу: ...., общей площадью 13,5 кв.м., указанное жилое помещение находится в общей долевой собственности истца и ее несовершеннолетних детей.
Как следует из оспариваемого ответа КУМИ МОГО «Ухта» № .... от <...> г. года «Об отказе в принятии на учет», доводов ответчиков при рассмотрении дела, истцу отказано в принятии на учет по категории «молодая семья», поскольку истец и несовершеннолетние дети в период с <...> г. года по <...> г. года были зарегистрированы в жилом помещении, расположенном по адресу: ...., что может рассматриваться как намеренное ухудшение жилищных условий.
Однако такие доводы обоснованными признаны быть не могут.
Пунктами 6, 7 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, являющихся приложением № 1 к особенностям реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 года № 1050, молодой семьей признается в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного ребенка, где возраст родителя не превышает 35 лет; под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные для цели участия в мероприятиях ведомственной целевой программы органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. При определении для молодой семьи уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения учитывается суммарный размер общей площади всех пригодных для проживания жилых помещений, занимаемых членами молодой семьи по договорам социального найма, и (или) жилых помещений и (или) части жилого помещения (жилых помещений), принадлежащих членам молодой семьи на праве собственности.
Регистрационный учет граждан по месту пребывания и по месту жительства предусмотрен Законом РФ от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами Российской Федерации их прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом (ст.3 Закона). Вместе с тем сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и, согласно ч.2 ст.3 указанного Закона, не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.
В силу ст. 53 ЖК РФ лица, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной им в Определении от 19 апреля 2007 года N 258-О-О, по смыслу ст. 53 ЖК РФ, которая сама по себе не может рассматриваться как нарушающая какие-либо права и свободы заявителя, и по смыслу соответствующих норм законодательства субъекта РФ, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
При этом применение статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 ГК Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.
Как следует из содержания искового заявления, материалов гражданского дела истец с несовершеннолетними детьми проживают по адресу: ..... Указанное жилое помещение находится в общей долевой собственности Филипповой В.К. – .... доли, несовершеннолетних .... – по .... доли.
Других жилых помещений в собственности, пользовании на условиях договора социального найма члены молодой семьи не имеют. Таким образом, уровень обеспеченности общей площадью жилого помещения для целей признания имеющими право на улучшение жилищных условий как молодой семьи на каждого члена семьи истца составляет 13,5:3 = 4,5 кв.м., что менее учетной нормы общей площади жилого помещения для постановки малоимущих граждан на учет на получение жилого помещения по договору социального найма в администрации МОГО «Ухта», установленной п.1 решения Совета МОГО «Ухта» от 01.03.2006 года №23 «Об утверждении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма», - 11 кв.метров на каждого члена семьи.
Отказ КУМИ МОГО «Ухта» в принятии на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья по категории «молодая семья» Филипповой В.К. и членов её семьи неправомерен и противоречит пп. 4, 4(1) ст. 2 Закона Республики Коми от 05.04.2005 года № 30-РЗ, так как жилое помещение, расположенное по адресу: .... не предоставлено Филипповой В.К. и ее несовершеннолетним детям на основании договора социального найма или договора найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, не является их собственностью, соответственно, семьей Филипповых не совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий..
В соответствии с ч.1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом, и истцом доказано наличие у неё права на принятие на соответствующий учет, ответчики же доказательств обратного не представили.
На основании ч.10 ст.2 Закона Республики Коми «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья» по результатам рассмотрения запросов граждан о принятии на учет в качестве имеющих право на получение субсидий (социальных выплат) на строительство или приобретение жилья и необходимых документов, уполномоченный орган в течение одного месяца со дня подачи указанных запросов и документов принимает решения о принятии на учет или об отказе в принятии на учет в качестве имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья и доводит их в письменной форме до сведения граждан.
При этом согласно ч. 11 указанной статьи датой принятия на учет в качестве имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья (далее - учет) считается для граждан, принимаемых на учет и ранее не состоявших на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в органах местного самоуправления в Республике Коми, - дата подачи запроса о принятии на учет на получение субсидий (социальных выплат) на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий.
Поскольку каких – либо иных оснований для отказа в принятии на учет семьи истца не установлено, срок для принятия решения о принятии на учет истек, истец с членами семьи подлежит постановке на учет по категории «молодая семья» на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья с <...> г. года.
Исходя из вышеизложенного и руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Обязать Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО «Ухта» поставить Филиппову В.К., <...> г. года рождения, ...., <...> г. года рождения, ...., <...> г. года рождения, на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья по категории «молодая семья» с <...> г. года.
Взыскать с Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО «Ухта» в пользу Филипповой Вероники Константиновны расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Верховный Суд Республики Коми через Ухтинский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня вынесения.
Решение в окончательной форме изготовлено 03.04.2020 года.
Судья Л.И. Романюк