дело № 5-17/2020
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Суоярви 15 апреля 2020 года
Судья Суоярвского районного суда Республики Карелия Зайков С.Н., рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.6.3 КоАП РФ в отношении Аполова А.В.,
у с т а н о в и л:
В Суоярвский районный суд Республика Карелия хх.хх.хх г. на рассмотрение поступил протокол об административном правонарушении от хх.хх.хх г. № и другие материалы в отношении Аполова А.В., привлекаемого к административной ответственности по ч.2 ст.6.3 КоАП РФ.
Изучив протокол об административном правонарушении, а также представленные с ним документы, судья считает необходимым возвратить протокол об административном правонарушении по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях является всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Пунктом 3 статьи 29.1 КоАП РФ установлено, что проверка правильности составления протокола об административном правонарушении и других протоколов, предусмотрены Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, правильности оформления иных материалов дела является исключительной прерогативой судьи, рассматривающего дело, и осуществляется на стадии подготовки к рассмотрению дела об административном правонарушении, при этом в силу п.4 ч.1 ст.29.4 КоАП РФ при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешаются, в том числе, вопрос о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела, по которому, в случае необходимости, выносится определение.
Согласно ч.2 ст.28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении должно быть указание о событии административного правонарушения и статье Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающей административную ответственность за данное административное правонарушение.
Диспозиция вменяемого привлекаемому лицу административного правонарушения является бланкетной и влечет ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
С учетом бланкетного характера ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, в протоколе об административном правонарушении должны быть указаны конкретные нормы законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, допущенные привлекаемым лицом, либо невыполнение им в установленный срок выданного в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, а равно в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
В протоколе об административном правонарушении привлекаемому лицу вменяют нарушение в период режима повышенной готовности ввиду угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, установленных:
-ст.ст. 2 и 10 Федерального закона от 30.03.1999 № 53-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Закон № 52-ФЗ), которые сами по себе также имеют общий характер;
- постановлением Правительства РФ от 31.01.2020 №66, в котором коронавирусная инфекция (2019 –nCoV) (код заболевания по МБК-10 –В34.2) внесена в перечень социально-значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих. Вместе с тем, указанное постановление какие-либо запреты и ограничения на граждан не накладывают;
- постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 02.03.2020 №5 «О дополнительных мерах по снижению рисков завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019 –nCoV)», которым высшим должностным лицом субъектов Российской Федерации (руководителям высшего исполнительного органа государственной власти субъектов Российской Федерации) предписано с учетом складывающейся эпидемиологической ситуации в регионе и прогноза ее развития своевременно вводить ограничительные мероприятия. Вместе с тем, указанное постановление не адресовано гражданам и тем более, вынесено не в отношении привлекаемого лица (применительно к положениям абзацев первого-пятого подпункта 6 пункта 1 статьи 51 Закона № 52-ФЗ);
- п.8.4 распоряжения Главы Республики Карелия от 12.03.2020 № 127-р «О введении с 12 марта 2020 года на территории Республики Карелия режима повышенной готовности для органов управления и сил территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Республики Карелия» (далее – распоряжение № 127-р), которым на граждан с 01.04.2020 и до отмены режима повышенной готовности для органов управления и сил территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Республики Карелия возложена обязанность не покидать места проживания (пребывания), за исключением ряда случаев.
Однако указанное распоряжение и обязанность, установленная его п.8.4, приняты в соответствие с взаимосвязанными положениями пп.«б» п.6, пп.«в» п.8 ст.4.1, пп.«м» и «у» п.1 ст.11, абзацем пятым ст.19 Федерального закона от 21.12.1994 №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - Закон №68-ФЗ), при введении режима повышенной готовности на территории Республики Карелия, то есть является нормативным правовым актом в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации (далее - население), всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды (далее – территории) от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее –чрезвычайные ситуации) преамбула к указанному закону.
Какие-либо ограничительные мероприятия (карантин), устанавливаемый в соответствие с взаимосвязанными положениями абзаца четвертого статьи 6, пунктом 2 статьи 31 Закона № 52-ФЗ, п. 1 постановления Правительства РФ от 19.08.2005 № 529 «Об организации и контроле за введением и отменой ограничительных мероприятий (карантина) по предписанию территориального органа, осуществляющего государственный санитарно-эпидемиологический надзор» органом исполнительной власти Республики Карелия (каковым не является Глава Республики Карелия) распоряжением № 127-р не вводился, в связи с чем указанное распоряжение не относится к законодательству в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Таким образом, представленные протокол об административном правонарушении не содержит описания события вменяемого привлекаемому лицу административного правонарушения с указанием на нарушение им конкретной нормы законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, ограничивающего его пребывание в общественном месте вне места его проживания, что исключает возможность проверки обоснованности выводов должностного лица и установления события вменяемого правонарушения, имея ввиду бланкетный характер ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ.
В соответствии с разъяснениями, данными в пункте 4 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в части второй статьи 28.2 КоАП РФ.
С учетом изложенного и невозможностью восполнить указанные недостатки при рассмотрении дела, судья на основании п.4 ст. 29.4 КоАП РФ считает необходимым возвратить протокол об административном правонарушении и другие материалы дела в ОМВД России по Суоярвскому району.
В соответствии с изложенным, руководствуясь ч.3 ст.28.8, п. 1 и 4 ч.1 ст.29.4, ч.2 ст.29.9 КоАП РФ, судья
о п р е д е л и л:
Возвратить протокол об административном правонарушении от хх.хх.хх г. № и другие материалы в отношении Аполова А.В., привлекаемого к административной ответственности по ч.2 ст.6.3 КоАП РФ в ОМВД России по Суоярвскому району для устранения недостатков.
Определение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Суоярвский районный суд Республики Карелия в течение 10 суток со дня вручения либо его получения.
Вступившее в законную силу определение может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции (почтовый адрес: ВОХ № 1413, Санкт-Петербург, 190900, фактический адрес: ул.Садовая, д.26 Санкт-Петербург.
Судья С.Н. Зайков