Решение по делу № 2-3108/2019 от 21.02.2019

Дело № 2-3108-19

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Якутск                             20 марта 2019 года.

Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Лиханова В.И. единолично, при секретаре Степановой Т.П., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Мироненко В.В. к ответчику Окружной администрации г.Якутска, третьему лицу Министерству образования и науки Республики Саха (Якутия) о признании права гражданина на включение его в Единый государственный реестр детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, и предоставлении жилого помещения, суд

установил:

Истец Мироненко В.В. обратился в суд к ответчику ОА ГО «Город Якутск», третьему лицу Министерству образования и науки Республики Саха (Якутия) с исковым заявлением о признании права гражданина на включение его в Единый государственный реестр детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, и предоставлении жилого помещения, мотивируя свои требования тем что истец Мироненко В.В.____ года рождения потерял своего отца когда ему было 13 лет, затем скончалась его мать когда истцу было 15 лет, истец в 2015 году в возрасте 29 лет как не имеющий жилья сирота обратился в Окружную администрацию г.Якутска чтобы его включили в Единый государственный реестр детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, заключением Окружной администрации г.Якутска по решению жилищных вопросов истцу было отказано в постановке на учет, с указанным решением истец не согласен, в связи с чем в уточненном исковом заявлении ставится вопрос признать за истцом право на включение в Единый государственный реестр детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, обязать Окружную администрацию г.Якутска предоставить истцу жилое помещение в маневренном фонде.

В судебном заседании истец Мироненко В.В. просил суд удовлетворить иск.

В ходе судебного заседания представитель истца по устному ходатайству Мекумянов В.П. привел суду доводы изложенные в исковом заявлении, в связи с чем просил суд удовлетворить уточненное исковое заявление.

В судебном заседании представитель ответчика ОА ГО «Город Якутск по доверенности Романова С.В. просила суд в удовлетворении иска отказать, поскольку отсутствуют правовые основания для постановки истца в Единый государственный реестр детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

В судебное заседание представитель третьего лица Министерства образования и науки Республики Саха (Якутия) надлежащим образом извещенный судом о времени и месте рассмотрения дела не явился, при таких обстоятельствах суд находит возможным рассмотреть дело без их участия.

Суд, выслушав сторон, изучив материалы дела, приходит к следующему.

Судом установлено, что истец Мироненко В.В. ____ года рождения, является сиротой.

Как установлено в судебном заседании Мироненко В.В. как сирота обращался в Отдел опеки и попечительства Окружной администрации города Якутска с заявлением о включении в единый реестр нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Заключением Комиссии Окружной администрации города Якутска по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к от ____ Мироненко В.В. отказано в постановке в реестр нуждающихся жильем.

Ранее и до достижения ею 23 лет Мироненко В.В. с заявлением о постановке на учет за получением жилого помещения как сирота не обращался. Данный факт в суде заявитель подтвердил.

Как следует из преамбулы Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", а также из ст. 1 указанного Закона, его положения распространяются на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.

Признавая необходимость государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ст. 39 Конституции РФ предполагает создание для соответствующей категории граждан условий, обеспечивающих их достойную жизнь.

Таким образом, исходя из положений ч. 3, 4 ст.49, ч.1 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, а также статуса лица, оставшегося без попечения родителей, следует, что гарантируемая детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа, социальная поддержка, в том числе внеочередное обеспечение жилой площадью, должна быть реализована ими до 23 летнего возврата.

По смыслу вышеперечисленных правовых норм, только до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений по месту регистрации (месту жительства), поскольку после достижения указанного возраста они не относятся ни к одной из категории лиц, названных в Федеральном законе от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

Правовые основания предоставления любого вида социальной помощи (в том числе, по кругу лиц, на которых она распространяется, ее виды и размеры) устанавливаются законом (часть 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации), в том числе, исходя из имеющихся у государства на данном этапе социально-экономического развития финансовых и иных средств и возможностей.

Установленный законодателем возрастной критерий 23 года учитывает объективные сложности в социальной адаптации лиц. Из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В частности, относящейся к установлению дополнительных гарантий в виде права на обеспечение жилым помещением, это направлено, в том числе, и на предоставление этой категории граждан дополнительной возможности в течение пяти лет самостоятельно реализовать соответствующее право, если по каким-либо причинам с заявлением (ходатайством) о постановке такого лица на учет нуждающихся в предоставлении жилья не обратились лица и органы, на которых возлагалась обязанность по защите их прав в тот период, когда они были несовершеннолетними.

В силу вытекающей из статей 7, 38, 39 Конституции Российской Федерации обязанности государства по защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также определенных статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ понятий детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, статус социально защищаемой этим Законом категории совершеннолетних граждан связывается с необходимостью преодоления той трудной жизненной адаптации в самостоятельной жизни уже после достижения ими совершеннолетия. Именно в возрасте от 18 до 23 лет по смыслу и содержанию приведенного выше Закона граждане, оставшиеся в несовершеннолетнем возрасте без родительского попечения, признаются социально незащищенной и требующей дополнительной поддержки со стороны государства категорией граждан. Правовой характер этого статуса сам по себе не подразумевает право данной категории граждан на получение мер социальной поддержки со стороны государства на основании указанного Закона независимо от срока обращения в уполномоченный орган с соответствующим заявлением.

С достижением возраста 23 лет такие граждане, не обратившиеся с соответствующим заявлением в компетентный орган местного самоуправления, уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Законом меры социальной поддержки, так как утрачивается одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

В силу закона предоставление жилых помещений указанной категории граждан носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, иным Федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилья по договору специализированного найма.

По смыслу и содержанию упомянутого Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ именно в возрасте от 18 до 23 лет граждане, оставшиеся в несовершеннолетнем возрасте без родительского попечения, признаются социально незащищенной категорией граждан. В то же время правовой характер этого статуса сам по себе не подразумевает право данной категории граждан на получение мер социальной поддержки со стороны государства независимо от срока обращения в уполномоченный орган с соответствующим заявлением.

Так, по достижению 23 лет право на предоставление жилья имеют лишь лица, вставшие (поставленные) на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении до указанного возраста. В противном случае достижение 23-летнего возраста влечет утрату указанного права, поскольку закон не предусматривает восстановление срока постановки на льготный жилищный учет.

Таким образом, гражданин, в прошлом относившийся к числу детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, не может претендовать на получение жилого помещения, если он обратился с соответствующим заявлением после того, как достиг возраста 23 лет. В соответствии с нормами жилищного законодательства лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для реализации права на жилое помещение должны быть учтены в качестве нуждающихся в жилом помещении до достижения возраста 23 лет.

Как следует из материалов дела, истец не состоит и ранее не состоял на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении как лицо, оставшееся без попечения родителей, либо как лицо нуждающееся в обеспечении жильем.

В ходе судебного разбирательства по делу не установлено наличие объективных и исключительных причин, препятствующих обращению истца к ответчику по вопросу постановки его на учет в качестве лица, имеющего предусмотренное законом право на обеспечение жилым помещением.

При таких обстоятельствах правовых оснований для постановки на льготную очередь для получения внеочередном порядке жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, не поставленным на учет до достижения ими 23 лет, не имеется.

Иные доказательства, свидетельствующие о наличии уважительных причин пропуска срока на постановку на учет, в материалах дела отсутствуют и не предоставлены.

При установленных в судебном заседании обстоятельствах, суд не находит правовых оснований для удовлетворения иска Мироненко В.В. к ответчику Окружной администрации г.Якутска, третьему лицу Министерству образования и науки Республики Саха (Якутия) о признании права гражданина на включение его в Единый государственный реестр детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, и предоставлении жилого помещения.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 196 – 198 ГПК РФ, суд

решил:

    ░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░.░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░) ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░-░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, - ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

    ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░) ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

    

░░░░░ ___     ░.░.░░░░░░░

___

___

___

___

2-3108/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Мироненко Василий Викторович
Ответчики
ОА г.Якутска
Другие
Министерство образования и науки РС(Я)
Суд
Якутский городской суд Республики Саха (Якутия)
Дело на сайте суда
jakutsky.jak.sudrf.ru
26.03.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.03.2020Передача материалов судье
26.03.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.03.2020Подготовка дела (собеседование)
26.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.03.2020Судебное заседание
26.03.2020Судебное заседание
26.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее