Дело № 2а-4534/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
06 июля 2017 года г.Сыктывкар
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
в составе судьи Автушина Ф.А.,
при секретаре Беляковой А.И.,
с участием представителя административного истца Московцева И.В.,
представителя административного ответчика Кельбашевой М.А.,
представителя заинтересованного лица Матюшевой К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Железова Д.В. к Управлению ЖКХ администрации МО ГО «Сыктывкар» о признании отказа незаконным, возложении обязанности,
у с т а н о в и л:
Железов Д.В. обратился в суд с административным иском к Управлению ЖКХ администрации МОГО «Сыктывкар» о признании незаконным отказа в согласовании плана благоустройства для строительства объекта «Центр бытовых услуг по ул.Свободы в г.Сыктывкаре Республике Коми, отзыва согласования размещения дополнительных парковочных мест на земельном участке под кадастровым номером ..., возложении обязанности согласовать план.
В обоснование административного иска указано, что при обращении истца в администрацию МОГО «Сыктывкар» с заявлением о выдаче разрешения на строительство объекта «Центр бытовых услуг по ул.Свободы в г.Сыктывкаре Республики Коми» получил отказ, мотивированный несоответствием документации, необходимой для выдачи разрешения, а именно: необходимо добавить основные автостоянки для обслуживания объекта строительства (утвердить план благоустройства), данный земельный участок находится в зоне охраняемого ландшафта, данный проект необходимо согласовать с сектором экологии МОГО «Сыктывкар». В последствии, истцом были направлены запросы в Министерство культуры, УЖКХ АМОГО «Сыктывкар», ответом от ** ** **. Управление отозвало письмо и отказало в согласовании плана, с чем истец не согласен.
В судебном заседании административный истец личного участия не принимал, его представитель на удовлетворении требований настаивал.
Представитель административного ответчика с иском не согласилась.
Представитель заинтересованного лица администрации МОГО «Сыктывкар» поддержала позицию административного ответчика.
Заинтересованное лицо – управление архитектуры, городского строительства и землепользования АМО ГО «Сыктывкар» представителя не направило.
Заслушав лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав материалы настоящего административного дела, материалы гражданского дела № 2-1747/16, суд приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
При разрешении такого административного искового заявления для удовлетворения требований необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого решения закону или иному нормативному правовому акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушение этим решением прав либо свобод административного истца (ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Установлено,
Постановлением администрации МО ГО «Сыктывкар» от ** ** ** утвержден градостроительный план земельного участка для строительства объекта «Центр бытовых услуг» по ул.... в г.Сыктывкаре Республики Коми.
** ** ** между администрацией МО ГО «Сыктывкар» и ООО «...» заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером ... площадью ..., кв.м по адресу: ... (район жилого дома ...), для строительства объекта «Центр бытовых услуг».
** ** **. между ООО «...» и ... Д.В. подписнао соглашение о переуступке права аренды земельного участка с кадастровым номером ... площадью ... кв.м по адресу: ... (район жилого дома ...), для строительства объекта «Центр бытовых услуг».
Заключением от ** ** **. Управление ЖКХ администрации МО ГО «Сыктывкар» согласовало Железову Д.В. план благоустройства для размещения дополнительных парковочных мест для строительства объекта «Центр бытовых услуг» по ул...., район жилого дома №....
Данное письмо представитель административного ответчика полагал ошибочным, поскольку земельный участок расположен в зоне охраняемого природного ландшафта, а именно в овраге.
** ** **. Железов Д.В. обратился с заявлением в АМОГО «Сыктывкар» на строительство объекта «Центр бытовых услуг по ул.... в г.Сыктывкаре Республики Коми» расположенном на земельном участке с кадастровым номером ... площадью ... кв.м.
Железов Д.В. ** ** **. обратился в Министерство культуры Республики Коми с заявлением о согласовании строительства «Центра бытовых услуг».
В ответ на заявление УЖКХ АМО ГО «Сыктывкар» указывает, что письмом Управления Республики Коми по охране объектов культурного наследия №... от ** ** **. данный земельный участок отнесен к зоне охраняемого природного ландшафта. В соответствии с решением Совета МОГО «Сыктывкар» от ** ** ** №... «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования городского округа «Сыктывкар», застройка зоны охраняемого природного ландшафта, проведение дорог, коммуникаций, засыпка – запрещаются. В связи с чем, Управление отзывает письмо №... от ** ** **. по вопросу согласования размещение дополнительных парковочных мест, а также не согласовывает план благоустройства.
Железов Д.В. ** ** **. обратился в администрацию МОГО «Сыктывкар» в Управление архитектуры с просьбой сообщить относится ли данный земельный участок к зоне охраняемого природного ландшафта.
Ответом от ** ** **. №... администрация МОГО «Сыктывкар» сообщает, что земельный участок относится к зоне охраняемого природного ландшафта.
В соответствии со статьей 34 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон об объектах культурного наследия) зона охраняемого природного ландшафта - территория, в пределах которой устанавливается режим использования земель, запрещающий или ограничивающий хозяйственную деятельность, строительство и реконструкцию существующих зданий и сооружений в целях сохранения (регенерации) природного ландшафта, включая долины рек, водоемы, леса и открытые пространства, связанные композиционно с объектами культурного наследия.
Постановлением Правительства РФ от 12.09.2015 N 972 утверждено Положение о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ (далее Положение).
На территории, сопряженной с объектом культурного наследия, включенным в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, в его исторической среде может быть установлена одна или несколько зон охраны: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта (п.2 Положения).
Решение о разработке проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия принимается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а в отношении объектов культурного наследия федерального значения, признанных особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации или включенных в Список всемирного наследия, - Министерством культуры Российской Федерации (п.5).
Пунктом 7 Положения установлено, что разработка проектов зон охраны объектов культурного наследия и проектов объединенной зоны охраны объектов культурного наследия, материалов историко-культурных исследований, обосновывающих необходимость разработки проектов зон охраны объектов культурного наследия, включается в соответствующие федеральные и региональные целевые программы, в которых предусматриваются мероприятия по сохранению, использованию, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия. Разработка проектов зон охраны объектов культурного наследия и проектов объединенной зоны охраны объектов культурного наследия может также осуществляться по инициативе и за счет средств органов местного самоуправления, собственников или пользователей объектов культурного наследия, правообладателей земельных участков, расположенных в границах зон охраны объектов культурного наследия. Разработку проектов зон охраны объектов культурного наследия и проектов объединенной зоны охраны объектов культурного наследия организуют Министерство культуры РФ, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления. Пунктом 12 Положения предусмотрено, что проект зон охраны объекта культурного наследия, проект объединенной зоны охраны объектов культурного наследия представляются в соответствующий орган государственной власти вместе с обосновывающими материалами и заключением государственной историко-культурной экспертизы, а также с результатами общественного обсуждения.
На основании проекта зон охраны (объединенной зоны охраны) объекта культурного наследия федерального значения, признанного особо ценным объектом культурного наследия народов Российской Федерации или включенного в Список всемирного наследия, Министерство культуры Российской Федерации по согласованию с Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации при наличии положительного заключения государственной историко-культурной экспертизы и заключения соответствующего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области государственной охраны объектов культурного наследия, предусмотренного пунктом 3 статьи 34 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", утверждает своим правовым актом границы зон охраны соответствующего объекта культурного наследия, а также режимы использования земель и требования к градостроительным регламентам в границах данных зон. При этом границы зон охраны объекта культурного наследия, а также режим использования земель и требования к градостроительным регламентам в границах данных зон в случае их нахождения на территории национального парка подлежат согласованию с Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации (п.13).
В преамбуле Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ" отмечено, что объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия. Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Согласно ст. 32 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" заключение историко-культурной экспертизы оформляется в виде акта, в котором содержатся результаты исследований, проведенных экспертами в порядке, установленном пунктом 3 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Частью второй статьи 32 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" установлено, что заключение историко-культурной экспертизы является основанием для принятия соответствующим органом охраны объектов культурного наследия решения о возможности проведения работ, указанных в пункте 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, а также для принятия иных решений, вытекающих из заключения историко-культурной экспертизы в отношении объектов, указанных в статье 30 настоящего Федерального закона.
Согласно части третьей этой же статьи, в случае несогласия с решением соответствующего органа охраны объектов культурного наследия физическое или юридическое лицо может обжаловать это решение в суд.
Административным ответчиком не представлено заключение историко-культурной экспертизы на спорный земельный участок по причине его отсутствия.
Как установлено в ходе рассмотрения дела и подтверждается письменными доказательствами, на спорном земельном участке отсутствуют объекты культурного наследия (памятники истории и культуры), а зона исторического центра находится не менее чем в ... км. К югу от намечаемого под строительство участка, в связи с чем строительство объекта «Центр бытовых услуг по ул.... в г.Сыктывкаре Республике Коми» не может нанести вреда объектам культурного наследия.
К тому же, как следует из ответа Управления Республики Коми по охране объектов культурного наследия земельный участок находится на склоне оврага, а значит он относится к зоне охраняемого природного ландшафта, однако указанная зона нарушена возведенными гаражами в восточной части оврага, примыкающей к улице ....
Оценив имеющиеся в деле доказательства, суд приходит к выводу, что в конкретном случае расположение земельного участка на склоне оврага, являющегося охраняемым природным ландшафтом, не может причинить ущерб каким-либо охраняемым интересам, поскольку указанная зона уже нарушена возведенными гаражами.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска Железова ФИО12 к Управлению ЖКХ администрации МОГО «Сыктывкар» о признании отказа незаконным и возложении обязанности на административного ответчика согласовать план благоустройства для строительства объекта «Центр бытовых услуг по ул.... в г.Сыктывкаре Республике Коми.
руководствуясь ст.ст.180, 227 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Административное исковое заявление Железова Д.В. – удовлетворить.
Признать незаконным отказ в согласовании плана благоустройства для строительства объекта «Центр бытовых услуг по ул.... в г.Сыктывкаре Республике Коми», отзыв согласования размещения дополнительных парковочных мест на земельном участке под кадастровым номером ...
Обязать Управление ЖКХ администрации МО ГО «Сыктывкар» согласовать план благоустройства для строительства объекта «Центр бытовых услуг по ул.... в г.Сыктывкаре Республике Коми», согласовать размещение дополнительных парковочных мест на земельном участке под кадастровым номером ...
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд.
Судья Ф.А.Автушин