УИД 79RS0002-01-2019-003958-63
Дело № 2а-1994/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
9 сентября 2019 г. г. Биробиджан
Биробиджанский районный суд Еврейской автономной области в составе судьи Перминой В.А.,
при секретаре Ивашинниковой О.К.
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Биробиджане административное дело по административному исковому Казарского Сергея Станиславовича, Казарской Ларисы Олеговны к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Еврейской автономной области, ведущему специалисту-эксперту государственному регистратору Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Еврейской автономной области Старцевой Виктории Александровне о признании незаконным отказа в государственной регистрации права на недвижимое имущество и обязании устранить допущенные нарушения,
У с т а н о в и л:
Казарский С.С. и Казарская Л.О. обратились в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Еврейской автономной области (далее - Управление Росреестра по ЕАО) о признании незаконным отказа в государственной регистрации права на недвижимое имущество. Свои требования мотивировали тем, что 05 июля 2019 г. Управление Росреестра по ЕАО отказало им в государственной регистрации права на недвижимое имущество - земельный участок, расположенный по адресу: ЕАО, Биробиджанский район, ул. Лесная, 13, СОТ «Биршоссе 13 км». Считают, что им отказано в регистрации права собственности незаконно, поскольку 29 сентября 2018 г. они подали в Управление Росреестра по ЕАО заявление о государственном кадастровом учете указанного земельного участка, 12 октября 2018 г. рассмотрение их заявления было приостановлено, в связи с тем, что земельный участок пересекает границу зоны заказника областного значения «Шухи-Поктой», а 14 января 2019 г. им было отказано в государственном кадастровом учете земельного участка. Для разрешения данного вопроса они обратились в управление по охране и использованию объектов животного мира правительства ЕАО. 22 января 2019 г. им дан ответ, что в границах испрашиваемого земельного участка особо охраняемые природные территории регионального и местного значения отсутствуют. 27 марта 2019 г. в Управление Росреестра по ЕАО ими подано повторно заявление о государственном кадастровом учете указанного земельного участка. 05 апреля 2019 г. получено уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета, в связи с тем, что представленный межевой план земельного участка не соответствует установленной формы, данные обстоятельства приостановки были устранены. 24 апреля 2019 г. они вновь получили уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета, поскольку при формировании объекта недвижимости, указанный земельный участок не входит в границы Биробиджанского муниципального района и частично пересекает границы государственного природного заказника областного значения «Шухи-Поктой», а 05 июля 2019 г. они получили отказ в государственном кадастровом учете. Постановлением администрации МО «Биробиджанский муниципальный район» ЕАО от 30 июля 2018 г. № 603 было согласовано предоставление указанного земельного участка в собственность Казарской Л.О., а также утверждена схема данного земельного участка. На основании чего они в последующем собирали и готовили соответствующие документы для государственной регистрации и направления их в Управление Росреестра по ЕАО. Кроме того, указанным земельным участком они владеют как члены садоводческого товарищества уже более 20 лет и исправно вносят членские взносы. Все эти годы они проводили мероприятия по противопожарной деятельности, как на территории своего земельного участка так и за его пределами, на общественных началах, с целью сохранения плодородного слоя почвы и растительности, а также не допущения сокращения площади местообитания животного мира, на территории рядом граничащего с их участком государственного природного заказника областного значения «Шухи-Поктой». Просят признать незаконным решение Управления Росреестра по ЕАО от 05 июля 2019 г. об отказе государственного кадастрового учета и обязать Управления Росреестра по ЕАО устранить допущенные указанным выше решением нарушения прав и законных интересов административных истцов путём осуществления государственного кадастрового учета и одновременной государственной регистрации права на земельный участок, расположенный по адресу: ЕАО, Биробиджанский район, ул. Лесная, 13, СОТ «Биршоссе 13 км».
Определениями судьи к участию в деле привлечены в качестве административного ответчика ведущий специалист-эксперт государственный регистратор Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ЕАО Старцева В.А., в качестве заинтересованных лиц: администрация МО «Биробиджанский муниципальный район» ЕАО, садово-огородное некоммерческое товарищество «13 км Биршоссе», Управление по охране и использованию объектов животного мира правительства ЕАО и ОГКУ «Дирекция по охране объектов животного мира и особо охраняемым природным территориям ЕАО».
Представитель административных истцов Гурулев В.В. в судебном заседании требования и доводы административного иска поддержал в полном объеме, дополнительно суду пояснил, что в действиях административных истцов нарушений законодательства РФ при формировании используемого земельного участка, расположенного по адресу: ЕАО, <адрес> не установлено, в связи с чем, неправильное определение местоположения границ муниципальных образований не должно влиять на права Казарского С.С., Казарской Л.О. владеть и распоряжаться земельным участком. Просил требования удовлетворить.
Представитель административного ответчика Управления Росреестра по ЕАО Розумань И.А. в судебном заседании исковые требования не признала. Суду пояснила, что 27 марта 2019 г. в орган регистрации прав с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета, обратилась Казарская Л.О., в отношении объекта недвижимости - земельного участка, расположенного по адресу: ЕАО, <адрес>, <адрес> 05 апреля 2019 г. постановка на государственный кадастровый учет была приостановлена, поскольку представленный межевой план не соответствовал п.31, п.33 требований Приказа Минэкономразвития от 08 декабря 2015 г. № 921 «Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к подготовке». 16 апреля 2019 г. были представлены дополнительные документы, для устранения причин приостановления. В ходе проведения правовой экспертизы по дополнительно представленным документам регистратором выявлено, что при нанесем формируемого земельного участка на кадастровую карту данный земельный участок входит в границу Биробиджанского муниципального района ЕАО 79:00-3.2, а также частично пересекает границы государственного природного заказа областного значения «Шухи-Поктой» (79:00-6.3). На территории Заказника запрещается предоставление земельных участков индивидуального жилищного строительства, садоводства и огородничества вне границ населенных пунктов. Согласно представленному истицами постановлению от 30 июля 2018 г. № 563 формируемый земельный участок предоставляется для ведения садоводства огородничества, что противоречит вышеуказанной норме. Отказ в государственном кадастровом учете на указанный земельный участок специалистом Управления Росреестра по ЕАО от 05 июля 2019 г. принят законно и обоснованно. Просила в иске отказать.
Представитель заинтересованного лица администрации МО «Биробиджанский муниципальный район» ЕАО Дарюхин И.Ю. в судебном заседании пояснил, что на сегодняшний день границы Биробиджанского района не уточнены, у администрации района нет денежных средств сделать карта-план и уточнить границы. Спорный земельный участок расположен на территории муниципального образования «Город Биробиджан». Постановление администрации Биробиджанского района от 30 июля 2018 г. № 603 отменили, поскольку земельный участок пересекает границу заказника «Шухи-Поктой», ранее о данном обстоятельстве было неизвестно.
Представитель заинтересованного лица СОНТ «13 км Биршоссе» Еременко Т.С. в судебном заседании пояснила, что Казарский С.С., Казарская Л.О. используют земельный участок, расположенный по адресу: ЕАО, <адрес>. Истцы состоят СОНТ «13 км Биршоссе», так как земельный участок находится в границах Товарищества. Считает, что административным истцам незаконно отказано в государственном кадастровом учете на указанный земельный участок.
Представители заинтересованного лица Управления по охране и использованию объектов животного мира правительства ЕАО в судебное заседание не явился. Представил в суд отзыв, в котором указал, что 14 января 2019 г. в Управление по охране и использованию объектов животного мира правительства ЕАО поступило обращение Казарской Л.О., которая, в целях приватизации дачного участка в собственность, просила сообщить входит ли земельный участок в границы особо охраняемых природных территорий области. Обследовав дачный участок расположенный в <адрес>, в границах кадастрового квартала 79:04:0100001 подведомственное Управлению ОГКУ «Дирекция по охране объектов животного мира и особо охраняемым природным территориям ЕАО» направило сведения истцам о том, что в границах испрашиваемого земельного участка особо охраняемые природные территории регионального и местного значения отсутствуют. В повторном обращении Казарской Л.О. и Казарского С.С. в Управление содержалась информация о том, что комитет управления муниципальным имуществом Биробиджанского муниципального района отказывает в согласовании предоставления земельного участка, что не позволяет в свою очередь кадастровой палате осуществить постановку на государственный кадастровый учет, т.к. происходит пересечение границ формируемого участка с границами государственного природного заказника областного значения «Шухи-Поктой» В связи с возникшим разногласием между Управлением и администрацией Биробиджанского муниципального района о вхождении земельного участка в границы Заказника, 05 февраля 2019 г. осуществлен выезд на земельный участок, указанный в обращении, для проведения его обследования в целях проверки на местности соответствия установленных границ земельного участка сведениям, содержащимся в ФГБУ ФКУ Россреестра по ЕАО. В результате обследования проведено графическое описание земельного участка, в точности определение координат характерных точек. 12 февраля 2019 г. от филиала ФБУ «ТФГИ по Дальневосточному федеральному округу» получен ответ, что указанный участок расположен в границах Заказника. Информация о том, что спорный земельный участок расположен в границах Заказника была доведена до граждан Казарской Л.О., Казарского С.С. должностными лицами Управления вовремя их личного обращения в орган исполнительной власти области. Также гражданам Казарской Л.О. и Казарскому С.С. доведена информация, что п. 5.1.11 Положения предусмотрен запрет на предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства, садоводства и огородничества вне границ населенных пунктов.
Административные истцы Казарский С.С., Казарская Л.О., административный ответчик - ведущий специалист-эксперт государственный регистратор Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ЕАО Старцева В.А., представитель заинтересованного лица: ОГКУ «Дирекция по охране объектов животного мира и особо охраняемым природным территориям ЕАО» в судебное заседание не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом.
Суд, с учетом мнения сторон, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, и выслушав пояснения участников процесса, специалистов, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
С настоящим административным иском Казарский С.С., Казарская Л.О. о признании незаконным отказа в государственной регистрации права на недвижимое имущество от 05 июля 2019 г. обратились 12 августа 2019 г., т.е. в пределах установленного ч. 1 ст. 219 КАС РФ срока.
Согласно ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Из материалов дела усматривается, что 27 марта 2019 г. Казарская Л.О. представила в Управление Росреестра по ЕАО заявление о государственной регистрации права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: ЕАО, <адрес> <адрес>
В качестве документа, являющегося основанием для проведения государственной регистрации, заявителем представлено постановление администрации МО «Биробиджанский муниципальный район» ЕАО от 30 июля 2018 г. № 603 о предварительном согласовании предоставленного земельного участка и утверждения прилагаемой схемы его расположения на кадастровом плане территории, проектной площадью 710 кв.м., расположенного по адресу: ЕАО, <адрес> <адрес> (категория земель – земли сельскохозяйственного назначения), при условии проведения работ по его образованию, с видом разрешенного использования: ведение садоводства и огородничества, в целях дальнейшего предоставления в собственность бесплатно Казарской Л.О. Также Казарской Л.О. к заявлению приложен межевой план указанного земельного участка.
Уведомлением Управления Росреестра по ЕАО от 05 апреля 2019 г. государственная регистрация приостановлена в связи с тем, что межевой план не соответствует п. 31, п. 33 требований Приказа Минэкономразвития № 921 от 08 декабря 2015 г. «Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке» - кадастровые работы выполнены с нарушением требований законодательства о геодезии и картографии.
Межевой план земельного участка был приведен истцами в соответствие с указанными требованиями и представлен в Управления Росреестра по ЕАО.
24 апреля 2019 г. Управление Росреестра по ЕАО вновь приостановило государственную регистрацию указанного объекта недвижимости сроком до 05 июля 2019 г., на основании п. 7 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», поскольку при нанесении формируемого земельного участка на кадастровую карту установлено, что данный объект недвижимости не входит в границу Биробиджанского муниципального района ЕАО, 79:00-3.2, а также частично пересекает границы государственного природного заказника областного значения «Шухи-Поктой» (79:00-6.3).
05 июля 2019 г. регистрирующим органом отказано Казарским в государственной регистрации права на земельный участок, расположенный по адресу: ЕАО, <адрес> <адрес> на основании ст. 27 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Не согласившись с указанным решением, Казарская Л.О., Казарский С.С. обратились в суд с настоящим административным иском.
Частью 1 ст. 131 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
В соответствии с частями 3 - 6 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).
Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в ЕГРН.
Государственная регистрация права в ЕГРН является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в ЕГРН право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
В соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Несоответствие формы и (или) содержания документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, требованиям законодательства Российской Федерации в силу пункта 7 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» является основанием для приостановления государственной регистрации права.
На основании ст. 27 этого же Федерального закона в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Как следует из материалов дела, земельный участок, расположенный по адресу: ЕАО, <адрес>» не входит в границу Биробиджанского муниципального района ЕАО и частично пересекает границы государственного природного заказника областного значения «Шухи-Поктой».
Данное обстоятельство подтверждается сообщением Биробиджанского филиала ФБУ «ТФГИ по Дальневосточному федеральному округу» от 12 февраля 2019 г., из которого следует, что участок недр с указанными координатами расположен в границах заказника «Шухи-Поктой».
Заместитель начальника отдела обеспечения ведения ОГРН, нормализации баз данных ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии» по ЕАО ФИО1 суду пояснила, что в 2015 г., когда ставились границы «Шухи-Поктой» и границы г. Биробиджана, все производилось в другой программе в АИС ГКН. Границы Биробиджанского района ставился в 2016 г. Сейчас «Шухи-Поктой» - особо охраняемые природные территории, но в 2015 г. они были обычной зоной ЗОУИТ. Обычная зона допускает пересечения. Между границами Биробиджанского района и г. Биробиджана имеет разрыв, который определился при постановке земельного участка Казарских. <адрес> относится к территории г. Биробиджана, земельный участок истцов – к территории Биробиджанского района. Исправить границы земельного участка возможно путем подачи на учет изменения границ г. Биробиджана и заказника «Шухи-Поктой».
Из пояснений ФИО2, занимающей должность начальника отдела обработки документов и обеспечения учетных действий ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии» по ЕАО установлено, что на сегодняшний день, при нанесении границ на кадастровую карту, земельный участок, расположенный по адресу: ЕАО, <адрес>, находится ни на территории г. Биробиджана, ни на территории Биробиджанского района, в связи с чем, необходимо привести в соответствие границы муниципальных образований. На основании федеральной информационной адресной системы «СОТ 13 км» к Биробиджанскому району не относится, поскольку является территорией г. Биробиджана, в связи с чем, необходимо вносить изменения в границах города. Поставить на учет земельный участок административных истцов не представляется возможным, пока не будут внесены изменения в указанные границы. В постановлении, находящемся в межевом плане, указано, что земельный участок истцов относится к категории земель «земли сельхоз назначения». Однако такой категории земель на территории г. Биробиджана не имеется. Категория земель города только «земли населенных пунктов».
Кроме того, из представленного в Управление Росреестра по ЕАО постановления администрации Биробиджанского района от 30 июля 2018 г. № 603 формируемый земельный участок предоставляется Казарской Л.О. для ведения садоводства огородничества.
Согласно п. 5.1.11 Положения о государственном природном заказнике областного значения «Шухи-Поктой», утвержденного постановлением правительства ЕАО от 03 сентября 2013 г. N 423-пп, на территории Заказника запрещается предоставление земельных участков индивидуального жилищного строительства, садоводства и огородничества вне границ населенных пунктов.
Постановлением администрации МО «Биробиджанский муниципальный район» ЕАО от 16 октября 2018 г. № 823 признано утратившим постановление администрации муниципальный район от 30 июля 2018 г. № 603 «О предварительном согласовании предоставленного земельного участка и об утверждении прилагаемой схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории».
Учитывая установленные по делу обстоятельства и приведенные нормы закона, суд приходит к выводу, что оспариваемое решение Управления Росреестра по ЕАО об отказе в государственной регистрации права на недвижимое имущество от 05 июля 2019 г. вынесено должностным лицом правомерно, с учетом всех вышеприведенных фактов на основании требований действующего законодательства.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что административные требования Казарского С.С., Казарской Л.О. о признании незаконным спорного решения Управления Росреестра по ЕАО об отказе государственного кадастрового учета и обязании Управления Росреестра по ЕАО устранить допущенные указанным выше решением нарушения прав и законных интересов административных истцов путём осуществления государственного кадастрового учета и одновременной государственной регистрации права на земельный участок, расположенный по адресу: ЕАО, <адрес>, <адрес>, удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р е ш и л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 13 ░░░░░░░░ 2019 ░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░