Решение по делу № 2-778/2019 от 20.09.2019

Дело № 2-778/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 октября 2019 года с. Кош-Агач

Кош-Агачский районный суд Республики Алтай в составе:

председательствующего судьи                  Ватутиной А.А.,

при секретаре                          Комбуновой С.Б.,

с участием

старшего помощника прокурора Кош-Агачского района Олчёновой И.В.,

помощник судьи Ахметова О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Бегеновой Ольги Кайырбековны к военному комиссару Республики Алтай ФКУ «Военный комиссариат Республики Алтай» о признании приказа об увольнении незаконным, об обязании назначить на должность <данные изъяты>, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула,

УСТАНОВИЛ:

Бегенова О.К. обратилась в суд с иском, с учетом уточнений, к военному комиссару Республики Алтай ФКУ «Военный комиссариат Республики Алтай» о признании приказа об увольнении незаконным и его отмене, восстановлении на работе, обязании назначить на должность <данные изъяты>, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, мотивируя требования тем, что истец работала в военном комиссариате <адрес> с <данные изъяты> Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ была предупреждена о предстоящем увольнении по сокращению штатов. ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась с заявлением к военному комиссару Республики Алтай, в котором изложила свое несогласие на увольнение по сокращению штатов. Приказом (по строевой части) от ДД.ММ.ГГГГ параграф 4 с истцом расторгли трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ , истец уволена с ДД.ММ.ГГГГ по п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ в связи с сокращением штата работников Военного комиссариата Республики Алтай. Считает увольнение незаконным. В своем ответе на обращение истца от ДД.ММ.ГГГГ, военный комиссар Республики Алтай ссылается на законность увольнения, в том числе и потому, что применение требований ст. 179 ТК РФ, обязывающей работодателя рассматривать вопросы преимущественного права на оставление на работе рассматривается работодателем при сокращении одной (или более) из нескольких одинаковых должностей одного структурного подразделения при оставлении в штате указанной должности. В военном комиссариате в данном случае все имеющиеся должности сокращаются. До оргштатных мероприятий, то есть до ДД.ММ.ГГГГ военный комиссариат <адрес>, муниципальный, 3 разряда, комплектовался по штату (51)-01, где было предусмотрено 15 должностей гражданского персонала, в том числе имелись две должности начальников отделения военного комиссара. Согласно директивы Генерального штаба ВС РФ от ДД.ММ.ГГГГ , на которую ссылается военный комиссар, в тот же самый штат (51)-01 внесены изменения, а именно: был исключен из штата военный комиссариат <адрес>, муниципальный, 3 разряда, гражданский персонал 15 должностей, и был включен военный комиссариат <адрес>, муниципальный, 3 разряда, военнослужащий – 1, гражданский персонал 11 должностей. Фактически были сокращены должности начальников отделений, и должность старшего помощника начальника отделения (по АСУ). Все иные должности были переименованы из помощников начальника отделения в помощники военного комиссара без изменения функциональных обязанностей. Должность истца – помощник начальника отделения (по воинскому учету) имела ВУС 0320027. Данный ВУС сохранился и после изменений в штате. Должность старшего помощника начальника отделения (по профессиональному и психологическому отбору) имела ВУС 03030016. В связи с тем, что должности начальников отделений были сокращены, военным комиссаром Республики Алтай были сделаны соответствующие перестановки в штате с целью оставления лиц, замещающих эти должности, и реально сокращаемых на работе. На должность истца была переназначена ФИО1, занимающая ранее должность старшего помощника начальника отделения (по профессиональному и психологическому отбору), ВУС 03030016. ФИО1 имеет психологическое образование. Профессиональный и психологический отбор и воинский учет – две совершенно разные специальности, что подтверждает и разный номер ВУС. Полагает, что истец, по сравнению с ФИО1, по должности с функциональными обязанностями, которые ранее она исполняла, имеет более высокую производительность труда и квалификацию, работала на данной должности с 1993 года. За время работы неоднократно награждалась грамотами, является ветераном труда Российской Федерации, имеет два высших образования, каких-либо претензий по работе к истцу не имелось. ФИО1 является психологом, иное образование, это другая сфера деятельности, по специальности воинского учета никогда не работала. Норма ст. 179 ТК РФ относится к истцу в полной мере. Указывает, что военкомат как был, так и остался, количество лиц, состоящих на воинском учете по <адрес>, не изменилось, следовательно, по существу не изменились и функциональные обязанности помощника военного комиссара по воинскому учету. Таким образом, говорить о сокращении штата военного комиссариата как такового оснований не имеется. Указывает, что в ходе мероприятий при сокращении штата в целом допускались нарушения. Так, на должность старшего помощника военного комиссара (по профессиональному и психологическому отбору) назначили ранее занимавшего должность начальника отделения (подготовки и призыва граждан) у которого нет психологического образования, а на должность старшего помощника военного комиссара (по учету и комплектованию мобилизационными, людскими и транспортными ресурсами) назначили ранее занимавшую должность старшего помощника начальника отделения (по АСУ) ФИО2, при этом у нее нет высшего образования, нет опыта работы по вновь назначенной должности. В связи с незаконным увольнением работодатель обязан выплатить истцу средний заработок за время вынужденного прогула со дня, следующего за увольнением, до восстановлении на работе. По состоянию на день обращения в суд заработная плата за время вынужденного прогула составляет 51 417 рублей 85 копеек. Действиями ответчика нарушено право истца на труд. Кроме того, действия ответчика находятся в противоречии с линией Президента Российской Федерации, который гарантировал, что при проведении пенсионной реформы работающие пенсионеры увольняться не будут.

В судебном заседании истец Бегенова О.К. и ее представитель Шишмарев А.В., поддержали исковые требования, просили удовлетворить в полном объеме.

Представители ответчика военного комиссара Республики Алтай ФКУ «Военный комиссариат Республики Алтай» Тихонова И.В., Попова Е.В., Космачева Е.Б., действующие на основании доверенностей, возражали относительно исковых требований, просили отказать в полном объеме.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, военного комиссариата Кош-Агачского района Республики Алтай Алпысова Э.В., действующая на основании доверенности, возражала относительно исковых требований, просила отказать в полном объеме.

Суд, выслушав лиц участвующих в деле, заключение старшего помощника прокурора, полагавшего, что увольнение законно, оснований для удовлетворения исковых требований не имеется, поскольку в ходе судебного заседания факт реального сокращения штата нашел свое подтверждение, процедура сокращения не нарушена, у работодателя в данном случае отсутствовала обязанность предлагать истцу вводимые вакантные должности в связи с тем, что на момент действия сокращения и в период уведомления о сокращении данные штатные единицы не были введены, изучив материалы дела, оценив исследованные в судебном заседании доказательства, приходит к следующему.

Как следует из трудовой книжки АТ-VI на имя Бегеновой О.К., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, образование высшее, профессия, специальность химик-биолог, дата заполнения ДД.ММ.ГГГГ, Бегенова О.К. ДД.ММ.ГГГГ принята на работу в военный комиссариат <адрес> в должности ст. инструктора (по профессиональному отбору службе по контракту (запись ). ДД.ММ.ГГГГ переведена на должность инструктора по учету и бронированию (запись ). ДД.ММ.ГГГГ назначена на должность помощником по учету и бронированию (запись ). ДД.ММ.ГГГГ переведена на должность помощника начальника 2-го отделения (запись ). Согласно записи , военный комиссариат <адрес> реорганизован в форме присоединения к военному комиссариату Республики Алтай по <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ назначена на должность помощника начальника отделения (запись ). ДД.ММ.ГГГГ запись под номером , недействительны (запись ). ДД.ММ.ГГГГ переведена в отдел военного комиссариата Республики Алтай по <адрес> (муниципальный) на должность начальника отделения (запись ). Запись за недействительна (запись ). ДД.ММ.ГГГГ военный комиссариат <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ реорганизован путем присоединения к военному комиссариату Республики Алтай в виде отдела военного комиссариата Республики Алтай по <адрес> (запись ). ДД.ММ.ГГГГ назначена на должность помощника начальника отделения планирования, предназначения, подготовки (МО) и учета мобилизационных ресурсов (запись ). ДД.ММ.ГГГГ наименование должности помощника начальника отделения планирования, предназначения, подготовки и учета мобилизационных ресурсов изменено на помощника отделения (по воинскому учету) (планирования, предназначения, подготовки и учета мобилизационных ресурсов) (запись ). ДД.ММ.ГГГГ Отдел военного комиссариата Республики Алтай по <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ переименован в военный комиссариат <адрес> Республики Алтай (запись ). ДД.ММ.ГГГГ трудовой договор расторгнут в связи с сокращением штата работников организации, п. 2 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации (запись ).

Из представленной выписки из приказа военного комиссара Республики Алтай от ДД.ММ.ГГГГ (по строевой части), параграф 4, следует, что с начальником отделения (планирования, предназначения, подготовки и учета мобилизационных ресурсов) военного комиссариата <адрес> Республики Алтай Бегеновой О.К. расторгнут трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ , уволена ДД.ММ.ГГГГ по п. 2 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации.

Согласно ст. 21 Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ), работник имеет право на предоставление ему работы, обусловленной трудовым договором.

Как следует из п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае сокращения численности или штата работников организации.

Исходя из положений ч. 3 ст. 81 ТК РФ, увольнение работника в связи с сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Статьей 180 ТК РФ установлено, что при проведении мероприятий по сокращению численности или штата работников организации работодатель обязан предложить работнику другую имеющуюся работу (вакантную должность) в соответствии с ч. 3 ст. 81 настоящего Кодекса (ч. 1).

О предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников организации работники предупреждаются работодателем персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения (ч. 2).

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в ч. 2 п. 29 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 г. №2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», расторжение трудового договора с работником по п. 2 ч. 1 ст. 81 Кодекса возможно при условии, что он не имел преимущественного права на оставление на работе (статья 179 ТК РФ) и был предупрежден персонально и под расписку не менее чем за два месяца о предстоящем увольнении (часть вторая статьи 180 ТК РФ).

Как следует из материалов дела, во исполнение указаний Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации от 11.12.2018 №314/2/5145, в целях совершенствования организационно-штатных структур военных комиссаров субъектов Российской Федерации, 29.12.2018 начальником штаба Центрального военного округа дано указание военным комиссарам субъектов Российской Федерации, провести организационно-штатные мероприятия, внести изменения в имеющиеся экземпляры штатов согласно приложению и в соответствующие документы.

В соответствии с указаниями Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , начальника штаба Центрального военного округа от ДД.ММ.ГГГГ в военном комиссариате <адрес> муниципальный – 3 разряда, <адрес>, подлежало исключению 15 должностей гражданского персонала, и включению 12 должностей гражданского персонала, что подтверждается выпиской из перечня изменений к штату (01).

Во исполнение указаний Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , начальника штаба Центрального военного округа от ДД.ММ.ГГГГ , в целях своевременного и полного проведения организационно-штатных мероприятий в Федеральном казенном учреждение «Военный комиссариат Республики Алтай», военным комиссаром Республики Алтай ДД.ММ.ГГГГ за издан приказ «О проведении организационно-штатных мероприятий в Федеральном казенном учреждении «Военный комиссариат Республики Алтай». Согласно которому, приказано, провести в военном комиссариате Республики Алтай в период с 21 января по ДД.ММ.ГГГГ организационно-штатные мероприятия.

Согласно выписке из штата (51)-01 Военный комиссариат субъекта Российской Федерации (Республики Алтай, 4 разряда) по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, штатная численность Военного комиссариата <адрес>, муниципальный – 3 разряда, <адрес>, составляла 15 единиц.

Из выписки из перечня изменений к штату (01) в соответствии с указаниями ГШ ВС РФ от ДД.ММ.ГГГГ , начальника штаба ЦВО от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в военном комиссариате <адрес>, муниципальный – 3 разряд, <адрес>, подлежал исключению гражданский персонал в количестве 15 единиц.

С ДД.ММ.ГГГГ в военный комиссариат <адрес>, муниципальный – 3 разряд, <адрес>, было введено 12 должностей гражданского персонала (выписка из штата (51)-01 военный комиссариат субъекта Российской Федерации (Республики Алтай, 4 разряда) по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ).

Должность помощника начальника отделения (по воинскому учету), которую занимала истец, в штатном расписании по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ отсутствует, введена должность помощника военного комиссара (по воинскому учету).

При изучении должностной инструкции помощника начальника отделения планирования, предназначения, подготовки, и учета мобилизационных ресурсов военного комиссариата <адрес> Республики Алтай (по воинскому учету), утвержденной военным комиссаром Республики Алтай ДД.ММ.ГГГГ, и должностной инструкции помощника военного комиссара по воинскому учету военного комиссариата <адрес> Республики Алтай, утвержденной военным комиссаром Республики Алтай от ДД.ММ.ГГГГ, судом установлено, что произошло изменение трудовых функций и увеличение объема осуществляемых работ.

Проанализировав вышеприведенные письменные доказательства по делу, суд приходит к выводу о том, что 15 должностей по штатному расписанию (51)-01 действительно подлежали сокращению.

То обстоятельство, что номер штата не изменился, остался прежним, не свидетельствует о том, что не произошло сокращение штата, как указано выше, из данного штата исключен гражданской персонал в количестве 15 единиц, и введено 12 должностей гражданского персонала.

Поскольку имеется указание об исключении из штата в военном комиссариате <адрес>, муниципальный – 3 разряда, <адрес>, то это является сокращением. Включение в штат нового структурного отдела является организационно-штатным мероприятием.

О предстоящем сокращении численности работников ДД.ММ.ГГГГ был уведомлен профсоюзный орган Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Республики Алтай».

ДД.ММ.ГГГГ в Центр занятости населения по <адрес> Военным комиссариатом Республики Алтай были направлены сведения о сотрудниках Военного комиссариата <адрес> Республики Алтай, подлежащих увольнению по сокращению численности штатов по причине совершенствования структуры военных комиссариатов субъектов Республики Алтай. Среди прочих сотрудников, в указанном списке числится также Бегенова О.К.

Также аналогичное уведомление ДД.ММ.ГГГГ было направлено в КУ РА «Центр занятости населения <адрес>».

ДД.ММ.ГГГГ истцу было вручено уведомление о сокращении занимаемой должности с ДД.ММ.ГГГГ.

В уведомлении указано, что в течение всего срока предупреждения будут предлагаться имеющиеся вакантные должности, соответствующие ее квалификации.

Таким образом, истец уведомлена о предстоящем сокращении не менее чем за два месяца, что согласуется с нормами действующего трудового законодательства.

В ходе судебного заседания установлено, что на период проведения процедуры сокращения, у работодателя отсутствовали другие вакантные должности, поскольку происходило сокращение всех единиц гражданского персонала.

Довод относительно того, что работодатель обязан был переназначить истца на должность помощника военного комиссара (по воинскому учету), введенную с ДД.ММ.ГГГГ, является несостоятельным, поскольку данная обязанность у работодателя отсутствовала, так как должность вводилась после окончания процедуры сокращения.

Также судом установлено, что в связи с проводимыми в Федеральном казенном учреждении «Военный комиссариат Республики Алтай» организационно-штатными мероприятиями, в связи с открытием с ДД.ММ.ГГГГ 12 новых единиц, ДД.ММ.ГГГГ работодателем, в соответствии с ч. 1 ст. 180 ТК РФ, Бегеновой О.К. предложен с ДД.ММ.ГГГГ перевод на должность сторожа военного комиссариата <адрес> Республики Алтай.

С переводом на предложенную должность Бегенова О.К. не согласилась, о чем имеется соответствующая запись.

На указанном уведомлении имеется надпись «С предлагаемой должностью сторожа не согласна, согласна с должностью помощника военного комиссара (по воинскому учету) на основании ст. 179 ТК РФ».

ДД.ММ.ГГГГ Бегеновой О.К. с ДД.ММ.ГГГГ был предложен перевод на должность помощника (по воинскому учету) военного комиссара <адрес> Республики Алтай.

С переводом на данную должность истец согласилась.

Данная должность также была предложена ФИО3 (ДД.ММ.ГГГГ) и ФИО1 (ДД.ММ.ГГГГ), на что обе дали свое согласие.

Из выписки из штата (51)-01 по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ следует, что введено 2 должности помощника военного комиссара (по воинскому учету).

На основании плана проведения организационно-штатных мероприятий в военном комиссариате Республики Алтай, утвержденного приказом военного комиссара Республики Алтай от ДД.ММ.ГГГГ , в целях соблюдения прав работников при проведении организационно-штатных мероприятий, а также формирования штата военных комиссариатов муниципальных образований Республики Алтай высококвалифицированными работниками ДД.ММ.ГГГГ военным комиссаром Республики Алтай издан приказ «О создании комиссии по определению претендентов на замещение вакантных должностей в военных комиссариатах муниципальных образований Республики Алтай».

Согласно протоколу от ДД.ММ.ГГГГ заседания профсоюзного комитета первичной профсоюзной организации военного комиссариата Республики Алтай, Бегенова О.К. работает в военном комиссариате <адрес> с 1993 года. Из представленных материалов, записей в трудовой книжке и документов в личном деле, следует, что Ольга Кайырбековна за период работы неоднократно награждалась грамотами военного комиссара <адрес>, имеет звание «Ветеран труда» с 2004 года. В 2013 году награждена грамотой военного комиссара Республики Алтай. Однако из представленной характеристики на Бегенову О.К. сделан вывод, что показатели эффективности труда за последние пять лет снизились. Бегенова О.К. ранее являлась членом профсоюзной организации, однако с января 2019 года согласно ее заявлению, осуществляется только ежемесячное удержание из заработной платы безналичными путем членских профсоюзных взносов. Имеет двух совершеннолетних детей, замужем, муж пенсионер МВД.

На равнозначной должности обязанности помощника начальника отделения (по воинскому учету) военного комиссариата <адрес> исполняет ФИО3, работает в военном комиссариате с 2004 года. Из характеристики, записей в трудовой книжке и документов в личном деле усматривается, что в 2018 году за высокий профессионализм награждена грамотой Командующего войсками Центрального военного округа. В 2018 году повышала квалификацию в ФКУ высшего образования «Военный учебно-научный центр Сухопутных войск «Общевойсковая академия ВСРФ» по программе повышение квалификации военных комиссариатов (отделов (отделений) планирования, предназначения, подготовки и учета мобилизационных ресурсов) военных комиссариатов». За проявленные усердия и старания в освоении учебных дисциплин по программам дополнительного профессионального образования награждена грамотой начальника военного учебного центра «Общевойсковой академии ВС РФ». Показатели эффективности труда ФИО3 по занимаемой должности высокие, о чем свидетельствует представленная характеристика. ФИО3 является членом профсоюза с 2004 года, принимает активное участие в жизни профсоюзной группы военного комиссариата <адрес>. Имеет двух несовершеннолетних детей, замужем.

ФИО1 работает в военном комиссариате <адрес> с 1997 года. С 2016 года работает в должности старшего помощника начальника отделения подготовки и призыва граждан на воинскую службу (по профессиональному психологическому отбору). Награждена двумя грамотами военного комиссара <адрес>. В 2012 году проходила обучение по повышению квалификации в ФКУ высшего образования «Военный учебно-научный центр Сухопутных войск «Общевойсковая академия ВСРФ» по программе профессиональной подготовки военных специалистов военных комиссариатов субъектов (муниципальных отделов) по профессиональному психологическому отбору граждан на военную службу. Из представленной характеристики, записей в трудовой книжке и документов личного дела ФИО1, ее деятельность по занимаемой должности свидетельствует о высокой профессиональной квалификации. ФИО1 является членом профсоюза с 2018 года, принимает активное участие в жизни профсоюзной группы военного комиссариата <адрес>. Одинокая мать. Имеет трех детей, младшая дочь учится в четвертом классе.

По результатам заседания профсоюзного комитета первичной профсоюзной организации военного комиссариата Республики Алтай постановлено: ходатайствовать перед военным комиссаром Республики Алтай о переводе на должность помощника военного комиссара (по воинскому учету) ФИО3 Ходатайствовать перед военным комиссаром Республики Алтай о переводе на должность помощника военного комиссара (по воинскому учету) ФИО1 в соответствии со ст. 261 ТК РФ.

После голосования постановление принято единогласно. Подписи профсоюзного комитета имеются.

ДД.ММ.ГГГГ состоялось заседание комиссии по определению претендентов на замещение вакантных должностей в военных комиссариатах муниципальных образований Республики Алтай.

Согласно протоколу заседания комиссии, поскольку в военном комиссариате <адрес> на 2 вакантные должности помощника военного комиссара по воинскому учету претендовало 3 работника, в целях комплектования военных комиссариатов высококвалифицированным штатом работников, способных выполнять трудовые функции в новых условиях, комиссией принято решение провести сравнительный анализ уровня квалификации и оценки производительности труда, морально-деловых качеств, обеспечив реализацию гарантий лицам, указанным в ст. 261 ТК РФ, и имеющим преимущественное право оставления на работе в соответствии с ТК РФ.

На заседании рассматривалось 3 кандидата - ФИО1, ФИО3, Бегенова О.К. На всех кандидатов были запрошены характеристики у профсоюзных отделов военного комиссариата Республики Алтай, военного комиссара <адрес>, начальника отделения подготовки призыва граждан на военную службу военного комиссариата <адрес>, профсоюзной организации военного комиссариата <адрес>, изучены документы личных дел, записи трудовых книжек.

При рассмотрении кандидатов на замещение должности помощника военного комиссара по воинскому учету, комиссией учитывались: образование, квалификация и опыт работы, производительность труда, период службы, характеризующие материалы кандидатов, поощрения и награды, семейное положение, сведения о повышении квалификации, морально-деловые качества претендентов. Комиссией также было учтено, что ФИО1 имеет 2 несовершеннолетних детей, один из которых не достиг возраста 14 лет, и относится к категории матери-одиночки, в связи с чем она относится к категории работников, которые в соответствии со ст. 261 ТК РФ не могут быть уволены при сокращении штатов.

По результатам обсуждения комиссия пришла к выводу, что квалификация, производительность труда и морально-деловые качества ФИО1, ФИО3 позволят качественно и своевременно выполнять им трудовые обязанности в условиях значительно возросшей нагрузки и изменившихся функциональных обязанностей.

По результатам заседания комиссией было принято решение о том, что не подлежит увольнению старший помощник начальника (по профессиональному психологическому отбору) отделения подготовки призыва граждан на военную службу комиссариата <адрес> Республики Алтай ФИО1 Признано преимущественное право на замещение вакантной должности помощника военного комиссара <адрес> Республики Алтай (по воинскому учету) помощника начальника отделения планирования, предназначения, подготовки и учета мобилизационных ресурсов военного комиссариата <адрес> Республики Алтай ФИО3

Также принято решение рекомендовать военному комиссару Республики Алтай к назначению на должность помощника военного комиссара <адрес> (по воинскому учету) старшего помощника начальника (по профилактическому, психологическому отбору) отделения подготовки и призыва граждан на военную службу военного комиссариата <адрес> Республики Алтай ФИО1 и помощника (по воинскому учету) начальника отделения планирования, предназначения, подготовки и учета мобилизационных ресурсов военного комиссариата <адрес> Республики Алтай ФИО3 Повторно направить помощнику (по воинскому учету) начальника отделения планирования, предназначения, подготовки и учета мобилизационных ресурсов военного комиссариата <адрес> Республики Алтай Бегеновой О.К. предложение на замещение должности сторожа военного комиссариата <адрес> Республики Алтай.

На основании вышеизложенных документов суд приходит к выводу, что работодателем фактически проведена процедура установления преимущественного право на замещение должности помощника военного комиссара <адрес> (по воинскому учету), предусмотренная ст. 179 ТК РФ.

В силу положений ст. 179 ТК РФ при сокращении численности или штата работников преимущественное право на оставление на работе предоставляется работникам с более высокой производительностью труда и квалификацией (ч. 1).

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно отмечал, что часть первая статьи 179 Трудового кодекса Российской Федерации закрепляет основанное на объективных критериях правило отбора работников для оставления на работе при сокращении их численности или штата. Устанавливая в качестве таких критериев производительность и квалификацию работника, законодатель исходил как из необходимости предоставления дополнительных мер защиты трудовых прав работников, имеющих профессиональные качества более высокого уровня, так и из интереса работодателя, направленного на продолжение трудовых отношений с наиболее квалифицированными и эффективно выполняющими трудовые обязанности работниками. (Определения от ДД.ММ.ГГГГ N 581-О, от ДД.ММ.ГГГГ N 538-О-О, от ДД.ММ.ГГГГ N 916-О-О и N 917-О-О).

Буквальное толкование ст. 179 ТК РФ свидетельствует, что право выбора и оценки квалификации, производительности труда работников предоставлено в первую очередь работодателю, который проводит оценку всех качеств работников при реализации права выбора оставления одного из них на работе.

Оценка профессиональных качеств каждого из работников принадлежит работодателю на основе эффективности их труда, отношения к труду, что напрямую влияет на производительность труда, которая понимается именно как достижение более высоких результатов и лучшие профессиональные качества, что связано с интересом работодателя в продолжении трудовых отношений с наиболее квалифицированными и эффективно выполняющими трудовые обязанности работниками.

Таким образом, возможность реализации преимущественного права на оставление на работе зависит от конкретного состава лиц, подлежащих сокращению.

Сам по себе стаж работы не дает преимущественного права оставления на работе. Автоматически не свидетельствует о более высокой квалификации работника или производительности его труда (на что указывает сторона истца).

Из материалов дела следует, что принимая решение о переводе на должность помощников военного комиссара <адрес> (по воинскому учету) ФИО1 и ФИО3 военный комиссар Республики Алтай исходил из квалификации, производительности труда и морально-деловых качеств, которые позволят качественно и своевременно выполнять трудовые обязанности в условиях значительно возросшей нагрузки и изменившихся функциональных обязанностей.

Действующее трудовое законодательство не устанавливает конкретных критериев, по которым должна быть произведена оценка работников по производительности труда и квалификации. Выбор критериев, имеющих значение для работодателя, является его прерогативой. Более высокая производительность труда или квалификация работников могут быть подтверждены неограниченным рядом способов, не имеющими установленного федеральным законом приоритета друг перед другом.

Также работодателем было учтено, что ФИО1 является одинокой матерью, воспитывающей 2 несовершеннолетних детей, один из которых не достиг возраста 14 лет, что согласуется с нормой ст. 261 ТК РФ, согласно которой расторжение трудового договора с одинокой матерью, воспитывающей малолетнего ребенка - ребенка в возрасте до четырнадцати лет, по инициативе работодателя не допускается (за исключением увольнения по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 5 - 8, 10 или 11 части первой статьи 81 или пунктом 2 статьи 336 настоящего Кодекса).

В соответствии с трудовым законодательством преимущественное право на оставление на работе рассматривается работодателем при сокращении одной (или более) из нескольких одинаковых должностей определенного структурного подразделения при оставлении в штате указанной должности, в рассматриваемом же случае все имеющиеся должности были сокращены, в связи с чем правила ч. 1 ст. 179 ТК РФ в данном случае не применимы.

При наличии нескольких претендентов на имеющиеся вакансии в новом штатном расписании, в данном случае на должность помощника военного комиссара (по воинскому учету), работодателю предоставлено исключительное право выбора конкретного работника для трудоустройства его на вакантную должность, что и было сделано в данном случае, с учетом сравнительного анализа старшего помощника начальника (по профессиональному психологическому отбору) отделения подготовки призыва граждан на военную службу комиссариата <адрес> Республики Алтай ФИО1, помощника начальника отделения планирования, предназначения, подготовки и учета мобилизационных ресурсов военного комиссариата <адрес> Республики Алтай ФИО3, помощника (по воинскому учету) начальника отделения (планирования, предназначения, подготовки и учета мобилизационных ресурсов) военного комиссариата <адрес> Республики Алтай Бегеновой О.К.

Из исследованных материалов дела следует, что со стороны ответчика имел место объективный отбор кандидатов на вновь вводимые должности из числа высвобождаемых работников.

Суд приходит к выводу, что ответчик не нарушил требования действующего трудового законодательства, назначив на имеющиеся вакантные должности работников, чьи должности подлежали исключению из штатного расписания, поскольку вопрос комплектования кадров относится к компетенции работодателя, он вправе предложить вновь введенные должности другим высвобождаемым работникам, которые соответствуют требованиям к указанной должности.

Доводы истца о нарушении работодателем преимущественного права на оставление ее на работе в соответствии со ст. 179 ТК РФ несостоятельны и не основаны на законе.

В связи с тем, что военным комиссаром Республики Алтай принято решение о переводе на должность помощников (по воинскому учету) военного комиссариата <адрес> ФИО1 и ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ Бегеновой О.К. предложен с ДД.ММ.ГГГГ перевод на должность сторожа военного комиссариата <адрес> Республики Алтай.

Согласно данному уведомлению Бегенова О.К. с переводом на предложенную должность не согласилась.

На момент увольнения истца с работы, иных вакантных должностей, введенных в новое штатное расписание, соответствующих ее квалификации и образованию, в том числе нижестоящих у работодателя, не имелось.

В связи с отказом Бегеновой О.К. от предложенной вакантной должности, работодателем ДД.ММ.ГГГГ в адрес первичной профсоюзной организации ФКУ «Военный комиссариат Республики Алтай», в соответствии со ч. 1 ст. 373 ТК РФ, направлен проект приказа о расторжении трудового договора с Бегеновой О.К.

Проект приказа был согласован председателем первичной профсоюзной организации ФКУ «Военный комиссариат Республики Алтай» ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ с Бегеновой О.К. расторгнут трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ , уволена по п. 2 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации.

ДД.ММ.ГГГГ в адрес Бегеновой О.К. работодателем направлено письмо о том, что ей необходимо явиться в ФКУ «Военный комиссариат Республики Алтай» лично, с целью получения на руки трудовой книжки, либо дать письменное согласие на отправление трудовой книжки по почте с указанием точного адреса.

Согласно книге учета движения трудовых книжек и вкладышей к ним, Бегенова О.К. получила трудовую книжку лично ДД.ММ.ГГГГ.

В день увольнения ДД.ММ.ГГГГ Бегеновой О.К. выплачено выходное пособие.

Суду при разрешении споров о законности увольнения по основаниям, предусмотренным п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, надлежит проверять лишь соблюдение процедуры увольнения, предусмотренной Трудовым кодексом РФ, и реальность сокращения. Правом вмешиваться во внутренние дела организации и оценивать обоснованность принятия работодателем решения о необходимости проведения мероприятий по сокращению численности или штата работников, а также создания новых отделов, введение, замещение новых должностей суд не наделен.

Давая оценку собранным по делу доказательствам, в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, и с учетом требований закона, суд приходит к выводу, что сокращение штата имело место быть, что подтверждается вышеназванными штатными расписаниями, увольнение истца произведено ответчиком в соответствии с трудовым законодательством с соблюдением установленного ст. 81, 180 ТК РФ порядка увольнения, занять предложенную должность истец не согласилась. Каких-либо нарушений трудового законодательства, являющихся основанием для восстановления Бегеновой О.К. на работе, ответчиком не допущено.

В связи с изложенным, суд не находит оснований для признания приказа военного комиссара Республики Алтай (по строевой части) от ДД.ММ.ГГГГ параграф 4 об увольнении Бегеновой О.К. по п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ в связи с сокращением штата незаконным и его отмене, восстановления на работе и назначения на должность <данные изъяты>, взыскания заработной платы за время вынужденного прогула.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении искового заявления Бегеновой Ольги Кайырбековны к военному комиссару Республики Алтай ФКУ «Военный комиссариат Республики Алтай» о признании приказа об увольнении незаконным, об обязании назначить на должность <данные изъяты>, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Кош-Агачский районный суд Республики Алтай.

Судья                  А.А. Ватутина

Мотивированное решение изготовлено 31 октября 2019 года.

2-778/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Бегенова Ольга Кайырбековна
Прокурор Кош-Агачского района
Ответчики
Военный комиссар Республики Алтай
Суд
Кош-Агачский районный суд Республики Алтай
Дело на странице суда
kosh-agachsky.ralt.sudrf.ru
10.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.04.2020Передача материалов судье
10.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.04.2020Судебное заседание
10.04.2020Судебное заседание
21.11.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.11.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.11.2019Вынесено определение о назначении с.з. (после вынесения решения) для совершения процессуальных действий по инициативе суда
21.11.2019Судебное заседание
06.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.03.2020Дело оформлено
19.03.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее