Решение по делу № 2а-680/2020 от 17.04.2020

УИД 21RS0006-01-2020-000713-91

Дело № 2а-680/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

20 мая 2020 года                                                                                                               г. Канаш

Канашский районный суд Чувашской Республики в составе:

председательствующего судьи                            Софроновой С.В.,

при секретаре                    Шмелевой И.В.,

с участием прокурора                                                Иванова К.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Канашского районного суда Чувашской Республики административное дело по административному исковому заявлению и.о. Чувашского транспортного прокурора, поданного в защиту интересов неопределенного круга лиц, к Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в лице Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Чувашской Республике о признании информации, размещенной в сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,

у с т а н о в и л:

И.о. Чувашского транспортного прокурора обратился в Канашский районный суд с административным исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц к Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в лице Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Чувашской Республике о признании информации, размещенной в сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, указав, что прокуратурой в ходе проверки соблюдения законодательства о профилактике правонарушений, о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, а также исполнения законодательства о безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта установлено, что при использовании доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» осуществляется беспрепятственный доступ к электронным адресам Интернет-сайта «Ютуб» (www.youtube.com), являющегося видеохостинговой компанией, предоставляющей пользователям услуги хранения, доставки и показа видео. При этом на страницах:https://www.youtube.com/watch?v=mZbhJ1rag54, https://www.youtube.com/watch?v=UnmAysm9mGo, https://www.youtube.com/watch?v=kggh8qxquiwразмещены видеосюжеты, которые содержат информацию о способах и методах проезда на подножках, зацепах и крышах поездов, и в целом видео, размещенные на канале https://www.youtube.com/, пропагандируют занятие так называемым «зацепингом». Указанная информация направлена на пропаганду противоправных действий, побуждает детей к совершению действий, предоставляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, оправдывает противоправное поведение, нарушает конституционные права граждан. Просит признать информацию, размещенную на указанных Интернет - ресурсах, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

Заместитель Чувашского транспортного прокурора Иванов К.Е. в судебном заседании поддержал исковые требования в полном объеме.

Представитель административного ответчика Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в судебное заседание не явился, направил в суд отзыв на заявление, в котором просил рассмотреть дело без участия представителя административного ответчика.

Суд, выслушав прокурора, изучив письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, приходит к следующему.

Согласно ст.17 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают административные дела, связанные с защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан.

В силу ч.1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии с пунктом 4 статьи 27, пунктом 3 статьи 35 Федерального Закона от 17.01.1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Таким образом, административное исковое заявление и.о. Чувашского транспортного прокурора подано в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 27.07.2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений. Информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения.

Информация в зависимости от категории доступа к ней подразделяется на общедоступную информацию, а также на информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа).

Информация в зависимости от порядка ее предоставления или распространения подразделяется на: 1) информацию, свободно распространяемую; 2) информацию, предоставляемую по соглашению лиц, участвующих в соответствующих отношениях; 3) информацию, которая в соответствии с федеральными законами подлежит предоставлению или распространению; 4) информацию, распространение которой в Российской Федерации ограничивается или запрещается.

Согласно ч.ч. 1, 6 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Частью 1 статьи 15 указанного Федерального закона предусмотрено, что на территории Российской Федерации использование информационно - телекоммуникационных сетей осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области связи, настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Передача информации посредством использования информационно - телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (ч. 5 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).

Статьей 9Федерального закона № 149-ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии со ст. 12 ГК РФ способами защиты гражданских прав, в частности, является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Основная особенность таких мер защиты заключается в том, что они принимаются компетентными государственными органами при разрешении гражданско-правовых споров и не связаны с определенным имущественным воздействием на правонарушителя, в отличие от мер гражданско-правовой ответственности, в связи с чем в целях восстановления нарушенных прав граждан и во исполнение действующего законодательства вышеуказанная информация должна быть запрещена к распространению на территории Российской Федерации.

Статьей 15.1 ФЗ № 149-ФЗ предусмотрено, что в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

В реестр согласно пункту 2 части 2 статьи 15.1 Закона № 149-ФЗ включаются сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В силу п. 2 ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ в качестве основания для включения в реестр сведений является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Из материалов дела следует, что Чувашской транспортной прокуратурой в ходе мониторинга сети Интернет выявлены сайты с доменными именами: https://www.youtube.com/watch?v=mZbhJ1rag54, https://www.youtube.com/watch?v=UnmAysm9mGo, https://www.youtube.com/watch?v=kggh8qxquiw,которые содержат информацию, пропагандирующую проезд на железнодорожном транспорте запрещенным способом на не предназначенных для проезда частях подвижного состава (на подножках, зацепах и крышах поездов), нарушающим условия безопасного для жизни и здоровья проезда пассажиров и призывающие к совершению противоправных действий, которые могут повлечь причинение вреда жизни и здоровью граждан, в том числе несовершеннолетних (л.д. 11-14).

При этом судом установлено, что вход на сайты свободный, бесплатный и без ограничения во времени, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием указанных страниц и воспользоваться информацией в электронном варианте может любой интернет - пользователь. Ограничение на передачу, копирование и распространение информации отсутствует.

Согласно справке о результатах мониторинга сети «Интернет» установить владельцев указанных интернет-страниц с помощью интернет-сервиса www.whois-service.ru не удалось (л.д. 18).

В силу п.1 ст. 21 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» железнодорожные пути общего пользования и железнодорожные пути необщего пользования, железнодорожные станции, пассажирские платформы, а также другие связанные с движением поездов и маневровой работой объекты железнодорожного транспорта являются зонами повышенной опасности.

Правила нахождения граждан и размещения объектов в зонах повышенной опасности, выполнения в этих зонах работ, проезда и перехода через железнодорожные пути утверждаются в установленном порядке федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.Лица, нарушающие указанные правила, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

В силу п. 14 Правил нахождения граждан и размещения объектов в зонах повышенной опасности, выполнения в этих зонах работ, проезда и перехода через железнодорожные пути, утвержденных приказом Минтранса России от 08.02.2007 №18, лица, нарушающие указанные Правила, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Так, частью 1 статьи 11.17 КоАП РФ установлена административная ответственность за проезд граждан на подножках, крышах вагонов или в других, не приспособленных для проезда пассажиров местах.

Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»целями государственной политики в интересах детей является, в том числе, защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.

В силу ч.2 ст.5 Федерального закона от 29.12.2010 №436-Ф3 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» к информации, запрещенной для распространения среди детей, относится информация, побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству; оправдывающая противоправное поведение.

Органы государственной власти Российской Федерации принимают меры по защите ребенка от информации, наносящей вред его здоровью, нравственному и духовному развитию (статья 14 ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»).

В целях защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, Федеральным законом от 29.12.2010 №436-Ф3 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» устанавливаются требования к распространению среди детей информации, в том числе требования к осуществлению классификации информационной продукции, ее экспертизы, государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.

Частью 1 ст.6.17 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение установленных требований распространения среди детей информационной продукции, содержащей информацию, причиняющую вред их здоровью и (или) развитию, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния.

Размещенная на указанных сайтах информация создает предпосылки к совершению правонарушений и преступлений в рассматриваемой сфере отношений.

На момент проверки, а также в настоящее время указанные интернет-ресурсы в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, не внесены.

Учитывая, что вышеуказанные интернет-ресурсы не включены в Единый реестр, а установить их владельца не представляется возможным, суд приходит к выводу о том, что в целях восстановления нарушенных прав граждан и во исполнение действующего законодательства информацию, распространяемую посредством сети «Интернет», расположенную на указанных сайтах, следует признать информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В связи с этим требования административного истца основаны на законе и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Признать информацию, размещенную в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на интернет - страницах:

https://www.youtube.com/watch?v=mZbhJ1rag54,

https://www.youtube.com/watch?v=UnmAysm9mGo,

https://www.youtube.com/watch?v=kggh8qxquiw,

информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

Решение суда подлежит немедленному исполнению.

Направить копию решения в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Чувашской Республике - Чувашии для внесения сведений в единую автоматизированную систему «Единый реестр доменных имен,указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 25 мая 2020 года.

Судья                                                                                            С.В. Софронова

2а-680/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
и.о.Чувашского транспортного прокурора Кудряшов А.С.
Ответчики
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
Суд
Канашский районный суд Чувашии
Судья
Софронова Светлана Васильевна
Дело на странице суда
kanashsky.chv.sudrf.ru
17.04.2020Регистрация административного искового заявления
17.04.2020Передача материалов судье
21.04.2020Решение вопроса о принятии к производству
22.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.04.2020Судебное заседание
22.04.2020Судебное заседание
21.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.05.2020Судебное заседание
25.05.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.05.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее