№ 2-2052/2017
Решение
Именем Российской Федерации
12 сентября 2017 года г. Оренбург
Промышленный районный суд города Оренбурга в составе:
председательствующего судьи М.Е. Манушиной,
при секретаре Ю.В. Богатыревой,
с участием представителя истца Чевычеловой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шиляева С.Ф. к администрации города Оренбурга о признании права собственности на самовольную постройку,
установил:
Шиляев С.Ф. обратился в суд с названным иском, указав что на основании свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ № он является собственником жилого дома литер А по адресу: <адрес>, каркасно-засыпного, одноэтажного, полезной площадью № кв.м., жилой – № кв.м., расположенного на земельном участке площадью № кв.м.
Законный дом был снесен и на земельном участке без разрешения на возведение возведен жилой дом литер А1А2 и А3(ОНС).
Жилой дом литер А1А2, одноэтажный, смешанной конструкции, общей площадью № кв.м., жилой – № кв.м., подсобной – № кв.м., год постройки ДД.ММ.ГГГГ. Дом литер А3, двухэтажный из керамзитовых блоков, общей площадью – № кв.м., подсобной – № кв.м., год начала постройки – ДД.ММ.ГГГГ, готовность 65%. Дом расположен на земельном участке по документам № кв.м., фактически № кв.м.
Инвентаризационная стоимость жилого дома литер А1А2 –<данные изъяты>, литер А3 (ОНС) – <данные изъяты>.
Дом расположен на земельном участке с кадастровым номером №. Постановлением <данные изъяты> №-п от ДД.ММ.ГГГГ утверждены результаты инвентаризации земельных участков в кадастровом квартале №, которым постановлено считать земельный участок площадью № кв.м., с местоположением: <адрес>; на земельном участке расположено здание – жилой дом №, разрешенное использование: для размещения домов индивидуальной жилой застройки, жилой дом, категория земель: земли населенных пунктов.
Земельный участок под застройку жилых домов литер А1А2 и литер А3 (ОНС) был предоставлен в установленном законом порядке.
Согласно ответу от ДД.ММ.ГГГГ дан ответ по результатам работы комиссии по вопросу самовольно возведенных жилых домов А1А2 и А3 (ОНС) принято решение о возможности признания права собственности на самовольно возведенные объекты недвижимости.
В соответствии с полученными заключениями возведенные истцом самовольные постройки не нарушают прав и интересов других лиц, соответствуют требованиям нормативов, не создает угрозы жизни и здоровью граждан. Нарушений противопожарных норм и правил не выявлено.
Истица просит суд признать за ним право собственности на жилой дом литер А1А2 и А3 (ОНС), расположенный по адресу: <адрес>.
Представитель истца Чевычелова Н.В. в судебном заседании исковые требования поддержала, просила их удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно пояснила, жилой дома литера А3 (ОНС) возводится на месте ранее существовавшего жилого дома литера А, который находился в собственности истца и был снесен. Если собственники смежного земельного участка будут возражать против ведения работ по облагораживанию стены дома, выходящей на их земельный участок, то истец оставит эту стену в существующем состоянии.
Истец Шиляев С.Ф., представитель ответчика администрации г. Оренбурга, третьи лица Попова Е.А., Сергеева Ю.А. в судебное заседание не явились, были надлежаще извещены о времени и месте его проведения.
Третьи лица Попова Е.А. и Сергеева Ю.А. в письменных заявлениях возражали против удовлетворения исковых требований, указав что истец построил жилой дом литер А3 на границе смежных земельных участков, в результате чего зимой снег с крыши построенного истцом дома падает на середину их земельного участка, тем самым, создает угрозу жизни и здоровья. Также указали что строительные работы по утеплению стены дома необходимо будет проводить на их земельном участке.
Руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Суд, выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.
Согласно ч. 1 ст. 222 Гражданского кодекса РФ, самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
На основании части 3 названной статьи право собственности на самовольную постройку может быть признано судом за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий: если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта; если на день обращения в суд постройка соответствует параметрам, установленным документацией по планировке территории, правилами землепользования и застройки или обязательными требованиями к параметрам постройки, содержащимися в иных документах; если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Из свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ следует, что наследником имущества, в том числе, жилого дома, расположенного на земельном участке по адресу: <адрес>, после смерти Ф. является его сын Шиляев С.Ф..
В соответствии со ст. 37 Земельного кодекса РСФСР, при переходе права собственности на строение, сооружение или при передаче их другим предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам вместе с этими объектами переходит и право пользования земельными участками.
Согласно Градостроительному заключению о функциональном назначении земельного участка по обращению от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок по адресу: <адрес>, площадью № кв.м., имеет функциональное назначение – размещение индивидуальной жилой застройки. Функциональное назначение жилого дома литеры А1А2 и А3 (ОНС) – размещение жилых помещений. Ранее на земельном участке был расположен жилой дом литер А, который снесен. На земельном участке самовольно возведены: литеры А1А2 и литера А3 (ОНС). Земельный участок расположен в зоне индивидуальной усадебной жилой застройки, в зоне расширения магистрали общегородского значения. Данное градостроительное заключение подлежит рассмотрению комиссией по регулированию вопросов самовольного строительства, использования объектов недвижимости, расположенных за пределами «красной» линии, с целью рассмотрения возможности оформления документов на самовольно возведенные объекты литеры А1А2 и литера А3 (ОНС).
В письме от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> сообщила, что по результатам работы комиссии по вопросу самовольно возведенных объектов незавершенного строительства литеры А1А2 и литера А3 (ОНС), расположенных по адресу: <адрес>, принято решение о возможности признания права собственности на самовольно возведенные объекты недвижимости в судебном порядке при наличии положительных заключений о соответствии построек санитарным, строительным, пожарным нормам и правилам.
Из заключений ООО <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ по обследованию конструкций домов литеры А1А2 и литера А3 по адресу: <адрес> следует, что техническое состояние несущих и ограждающих конструкций домов литеры А1А2 и литера А3 оценивается, как работоспособное. Нарушений строительных норм и правил дома литера А3 не выявлено. Жилой дом литеры А1А2 пригоден к нормальным условиям эксплуатации. Литера А3 после завершения строительных работ пригоден к нормальным условиям эксплуатации. Угроза жизни и здоровью граждан отсутствует.
При обследовании дома литера А3 (ОНС) выявлены нарушения строительных норм и правил, связанные с недоработками (работы не завершены):
- обработка стальных конструкций перемычек над проемами не выполнена;
- отсутствует организованный наружный водоотвод с крыши, либо козырек над входом в здание;
- отсутствуют снегозадерживающие устройства на кровле.
Установленные недоработки характерны для незавершенных строительством объектов, могут быть устранены на завершающих этапах строительства. После завершения строительных работ объект экспертизы пригоден к нормальным условиям эксплуатации. Угроза жизни и здоровью граждан отсутствует.
Согласно заключению ООО <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ по обследованию конструкций домов литеры А1А2 и литера А3 по адресу: <адрес>, с целью выявления нарушения противопожарных норм, следует, что объекты экспертизы соответствуют требованиям пожарной безопасности, противопожарные правила не нарушены.
Из заключения ООО <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что дома литеры А1А2 и литера А3 по <адрес>, соответствуют СанПиН 2.2.1./2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий», СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», СанПиН 2.6.1.2800-10 «Гигиенические требования по ограничению облучения населения за счет природных источников ионизирующего излучения».
Третьи лица Попова Е.А. и Сергеева Ю.А. не предоставили суду доказательств обоснованности своих возражений, о сносе самовольных построек не заявляли.
Довод о том, что с крыши жилого дома истца падает снег на середину их земельного участка, не является достаточным основанием для отказа в удовлетворении требования о признании права собственности на такой жилой дом. Падение снега с крыши дома может быть минимизировано путем установления на крыше снегозадерживающих устройств, о чем и указано в вышеназванном заключении ООО <данные изъяты>. Доказательств обратного суду третьими лицами не представлено.
Кроме того, при сравнении генеральных планов земельного участка с расположенными на нем строениями, выполненных ГУП <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, следует вывод о том, что стена строения литера А3 (ОНС) имеет такое же местоположение, как и стена жилого дома литера А, находящегося в собственности истца, и снесенного им.
Таким образом, судом установлено, что самовольно возведенные дома литеры А1А2 по адресу: <адрес> соответствует градостроительным, строительным нормам и правилам, угрозу жизни и здоровью граждан не создают, права и охраняемые законом интересы других лиц не нарушают. Доказательств обратного суду не представлено.
С учетом собранных по делу доказательств, суд приходит к выводу, что исковые требования Шиляева С.Ф. подлежат удовлетворению.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Шиляева С.Ф. удовлетворить.
Признать за Шиляевым С.Ф. право собственности на жилой литеры А1А2, общей площадью № кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.
Признать за Шиляевым С.Ф. право собственности объект незавершенного строительства литера А3, расположенный по адресу: <адрес>.
Право собственности подлежит государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд через Промышленный районный суд г. Оренбурга в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
В окончательной форме решение принято 18.09.2017 года.
Судья М.Е. Манушина