Дело№2а-11698/2019
Судья: Удалова Л.В. Дело № 33а-475/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Якутск 03 февраля 2020 г.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего Оконешниковой М.М., судей Дьяконовой З.С., Никодимова А.В.,
при секретаре Архиповой Ю.А.,
с участием административного истца Сухаревой О.А., представителей Лебедева А.А., Кондратьевой М.Н., представителя административного ответчика Игнатьева С.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Якутского городского суда РС (Я) от 14 ноября 2019 года по делу по административному исковому заявлению Григорьева В.П., Сухаревой О.А. к Окружной администрации города Якутска, Управлению архитектуры и градостроительной политики Окружной администрации города Якутска о признании незаконным решения органа местного самоуправления, которым
постановлено:
В удовлетворении административного иска – отказать.
Заслушав доклад судьи Оконешниковой М.М., изучив материалы дела, выслушав пояснения участников процесса, судебная коллегия
установила:
Григорьев В.П., Сухарева О.А. обратились в суд с вышеуказанным административным иском, указав на то, что являются собственниками земельного участка с кадастровым № ..., расположенного по адресу: .........., который относится к территориальной зоне «Л-1». Обратились к административному ответчику с заявлением об изменении территориальной зоны на зону «Ж-2А», однако комиссией было отказано в удовлетворении заявления. Просили признать отказ незаконным и обязать орган местного самоуправления устранить нарушение их прав, свобод и законных интересов.
Судом по делу вынесено приведенное выше решение, с которым не согласились административные истцы.
В апелляционной жалобе представитель просит отменить решение суда и вынести новое решение об удовлетворении административных исковых требований. Указывает о том, что земельный участок ранее находился в зоне для индивидуального жилищного строительства, что жилой дом построен до введения в действие Правил землепользования и застройки, в связи с чем у административных истцов есть право на изменение территориальной зоны.
В судебное заседание административный истец Григорьев В.П. не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом. О причинах неявки суду не сообщил, не ходатайствовал об отложении судебного заседания.
Информация о дате, времени и месте рассмотрения дела размещена в установленном п. 2 ч. 1 ст. 14, ст. 15 Федерального закона от 22.12.2008 N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" порядке на сайте Верховного Суда Республики Саха (Якутия).
При указанных обстоятельствах, учитывая положения статьи 150 Кодекса административного судопроизводства (далее - КАС РФ), судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие административного истца.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об оставлении решения суда без изменения по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.
Из материалов дела следует и установлено судом, что административные истцы 22 июля 2019 года обратились в орган местного самоуправления с заявлением об изменении территориальной зоны земельного участка с кадастровым № ..., расположенного по адресу: .......... – с «Л-1» на зону «Ж-2А» для использования под индивидуальное жилищное строительство.
30 сентября 2019 года уведомлением № ...-УАиГП административным истцам направлена выписка из протокола заседания Комиссии по внесению изменений и дополнений в Правила землепользования и застройки городского округа «город Якутск» от 30 августа 2019 года № ..., согласно которой в удовлетворении заявления отказано со ссылкой на несоответствие Генеральному плану городского округа «город Якутск» и проекту межевания территории.
Отказывая в удовлетворении заявленного административного иска, суд первой инстанции исходил из того, что процедура принятия решения органом местного самоуправления соблюдена, что сам отказ соответствует градостроительному законодательству и права истцов не нарушает.
Судебная коллегия находит указанные выводы правильными.
Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (пункт 8 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ). Составной частью правил землепользования и застройки является карта градостроительного зонирования (пункт 2 части 2 статьи 30 ГрК РФ), содержащая границы территориальных зон (часть 4 статьи 30 ГрК РФ).
Как указано в пункте 7 ст.1 ГрК РФ, территориальные зоны это зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
Под градостроительным регламентом понимаются устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства (пункт 9 статьи 1 ГрК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 35 ГрК РФ в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.
В состав зон рекреационного назначения могут включаться зоны в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, береговыми полосами водных объектов общего пользования, а также в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом (часть 11 ст.35).
Помимо предусмотренных настоящей статьей органом местного самоуправления могут устанавливаться иные виды территориальных зон, выделяемые с учетом функциональных зон и особенностей использования земельных участков и объектов капитального строительства (часть 15).
Согласно пункту 9 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки в составе рекреационных зон, в том числе земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, используются для отдыха граждан и туризма.
Согласно ч.1 ст.33 ГрК РФ внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренным статьями 31 и 32 настоящего кодекса. При этом основанием для рассмотрения главой администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки является, в том числе, поступление предложений об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов.
Комиссия в течение тридцати дней со дня поступления предложения о внесении изменения в правила землепользования и застройки осуществляет подготовку заключения, в котором содержатся рекомендации о внесении в соответствии с поступившим предложением изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении такого предложения с указанием причин отклонения, и направляет это заключение главе местной администрации (часть 4 ст.33).
Глава местной администрации с учетом рекомендаций в течение тридцати дней принимает решение о подготовке проекта о внесении изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении предложения о внесении изменения в данные правила с указанием причин отклонения и направляет копию такого решения заявителям (часть 5).
В соответствии со ст.32 ГрК РФ проект внесения изменений в Правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления. Обязательными приложениями к проекту являются протокол общественных обсуждений или публичных слушаний, заключение о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний.
Установлено, что согласно Правилам землепользования и застройки Городского округа «город Якутск» земельный участок с кадастровым № ..., расположенный по адресу: .........., расположен в зоне Л-1 (зона территорий, занятых компактно произрастающей высокорастущей растительностью; естественных ландшафтов; естественных водоемов; сложившихся заниженных участков рельефа, служащих для сбора поверхностных вод с прилегающих территорий), которая выделена в целях обеспечения правовых условий сохранения естественных ландшафтов на территории города.
Комиссия, рассмотрев заявление административных истцов об изменении территориальной зоны земельного участка - с Л-1 на Ж-2А (зона для индивидуального жилищного строительства), вынесла решение об отказе в внесении изменений в Правила землепользования и застройки, в связи с несоответствием Генеральному плану городского округа «город Якутск» и проекту межевания территории.
Согласно проекту планировки и проекту межевания территории микрорайона .......... городского округа «город Якутск», утвержденным распоряжением Окружной администрации г. Якутска от 21 ноября 2016 № ..., данный земельный участок расположен в зоне Л-1, где не предусмотрено расположение объектов индивидуальной жилой застройки, то есть проект планировки и проект межевания территории микрорайона .......... городского округа «город Якутск» утвержден до приобретения участка истцами в 2017 году.
При этом вопреки доводам жалобы, доказательств того, что жилой дом был возведен и введен в эксплуатацию до вступления в силу проекта планировки и проект межевания территории микрорайона, в материалах дела не имеется.
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о правомерности отказа органа местного самоуправления в изменении территориальной зоны земельного участка и отсутствии нарушений прав и законных интересов административного истца является законным и обоснованным.
Судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, все представленные доказательства оценены по правилам ст.84 КАС РФ. Выводы суда правильные и соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
Доводы апелляционной жалобы не влекут отмену судебного постановления. Эти доводы по существу являлись предметом судебного разбирательства суда первой инстанции, которым дана правильная правовая оценка, дополнительного правового обоснования доводов истца апелляционная жалоба не содержит.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Якутского городского суда РС (Я) от 14 ноября 2019 года по делу по административному исковому заявлению Григорьева В.П., Сухаревой О.А. к Окружной администрации города Якутска, Управлению архитектуры и градостроительной политики Окружной администрации города Якутска о признании незаконным решения органа местного самоуправления оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий: М.М. Оконешникова
Судьи З.С. Дьяконова
А.В. Никодимов